Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Тема: «Философия Нового времени и эпохи Просвещения. Классическая немецкая философия»
План: · Проблема метода в философии Нового времнеи. Эмпиризм и рационализм. · Философия эпохи Просвещения. · Философия Канта и Гегеля – классиков немецкой философии.
Гносеологические программы Нового Времени:
Особенности философии нового времени: · На первое место выходит проблема научного метода; · Интерес философов концентрируется на проблемах познания; · На первый план выходит идея опоры на опыт(эмпиризм); · Наукой стали заниматься ради получения практической пользы; · Основной наукой становится естествознание, а точнее механика; Результат – новая картина мира – механическая и метафизическая картины мира; природа трактуется как машина, созданная Творцом; · Основной взгляд на Бога будет деизм; · Философия перенимает у ествествознания стиль мышления, ценности и идеалы; · Новая философия свой процесс становления проходит, критикуя средневековую схоластику; · Философия нового времени внутренне «неоднородна», антропоцентрична(отдельный человек является предметом размышления философов), акцентцируется внимание на гносеологической проблематике; философии приписывается логоцентризм; в гносеологии на первое место выходит проблема метода познания; наукоцентризм; интерес к социальной проблематике; · Завершающий этап в классической философии и переход к неклассической философии
В области гносеологии Бэкон критиковал тот метод познания, который проповедовал ещё Аристотель – метод выведения истины из априорных(доопытный) предпосылок. Предлагает индуктивный метод поиска. В индуктивном методе он выделяет части: · Выявление свойств у изучаемых явлений(атрибутов); · Обнаруживаем отсутствие этих свойств у других явлений; · Определяем степень интенсивности проявления этих свойств у изучаемых явлений; Осуществляя эксперимент,не только чувстав принимают участие в познании, но и также операции, присущие нашему разуму: анализ и синтез, аналогия и исключение. Благодаря индуктивному методу утвердились критерии, которые позволяют нам признать знание достоверным(повторяемость эксперимента и его результатов, наличие аналогичных экспериментов и результатов у других исследователей, обладание прогностическими возможностями) Заблуждения человеческого ума по Ф.Бэкону:
Рене Декарт – философ, который, в отличие от Бэкона, оперирует мыслью, что чувственный опыт не даёт достоверных знаний. Ложка, погружённая в стакан воды, со стороны выглядит искривлённой. Поэтому не с эксперимента должен начинаться процесс познания. Любое понятие и исследование начинается с сомнения. «Я мыслю(сомневаюсь) – следовательно, я существую.»(с) Декарт С его точки зрения, математика – это не наука о величинах ,но наука о порядке и мере, которая царит во всей природе. Он предлагает двигаться от метода общего к частному(дедукции). Сформулировал 3 правила дедуктивного метода · Во всяком вопросе должно содержаться неизвестное; · Это неизвестное должно иметь какие-то характерные особенности, которые позволили бы исследователю заниматься этими особенностями; · В вопросе, которые ставится, должно содержаться и нечно известное; Декарт пишет о том, что исследователь должен обладать интеллектуальной интуицией. В работе «Рассуждение о методе» он предлагает правила «ведения разума к познанию истины»: · Истинным мы можем считать только то, что воспринимается ясно и отчётливо, и не даёт повода для сомнения; · Всякую исследуемую вещь или проблему следует делить на простые составляющие, доходя до самоочевидных вещей; · В познании нужно идти от простых, элементарных, вещей к более сложным; В своей антологии Декарт – дуалист, это значит, что он выделяет 2 первоначала(духовная субстанция и материя). В узком смысле под рационализмом мы понимаем гносеологические учения Нового Времени(Декарт, Спиноза, Лейбниц) – они утверждают, что источником познания является лишь разум, поэтому рационализм противостоит сенсуализму, которые основывается на источнике в качестве чувств. В широком смысле рационализм – это характерная черта всей западной философии со времени Древнего Рима до сегодняшнего дня.
Наряду с Декартом находятся рационалисты Бэннедикт Спиноза и Готфрид Вильгельм Лейбниц, а сенсуалисты Джон Лок и Томас кто-то-там. Лок написал «опыт о человеческом разумении», где утверждал , что сознание человека до начала познавания– это чистая доска. По мере того, как органы чувств включаются при его познавательной деятельности, в душе человека возникают идеи восприятия вещей, поэтмоу все знания мы получаем в результате нашего опыта, а до опыта у нас ничего нет. Вывод спора рационалистов и сенсуалитов: · Субъект познания у этих философ весьма абстрактный – гносеологическая Робинзонада; · Все рассуждения философов имеют весьма умозрительный характер; · Отсутствие понимания культурно-обусловленного характера познания; Спор разрешает Кант.
Занятие 6(9.10.2012) Продолжение темы «Философия Нового времени и эпохи Просвещения. Классическая немецкая философия»
Иммануил Кант (1724-1804) У Томаса Гоббса(Левиафан) мы встречаемся с обоснованием механистического материализма(материя никем не создаётся и никем не уничтожается). Джон Локк (1632-1704) – «отец либерализма(который оформляется к концу 19-го века)», с его точки зрения, гос-во – это ночной сторож, гос-во не должно вмешиваться в экономику. · Опыт о человеческом разумении(1690) · Два трактата о правлении (1690)
Жан Жак Руссо, считавший, что цивилизация и гос-во «испортило» человека. Он выдвигает лозунг «Назад к природе!», что повлияло на европейцев 18-19 века.
Философская антропология. Человек – это материальное существо, принадлежащее природе и зависящее от неё. Душа человеческая не может быть нематериальным образованием. Душа одновременно и нематериальное образование, потому что именно она даёт возможность телу чувствовать и размышлять по поводу полученных эмоция. Гносеология – врождённого знания не существует, знание приобретается из опыта. Бог – это фикция. Иммануил Кант (1724-1804) · Всеобщая ествественная история и теория неба (1755); · Критика чистого разума (1781/1787); · Основы метафизики нравственности(1785); · Критика практического разума(1788); Переворот Коперника: геоцентрическая картина мира поменялась с гелиоцентрической картины мира. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА ПО И.КАНТУ
Категорический императив
Категорический исператив
Критика практического разума. Общий итог Кант сформулировал антиномии(противоречия) разума.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) Развитие происходит через переход количественных изменений в качественные. «истинное развитие есть саморазвитие» Источник развития находится не вовне, а внутри развивающего объекта: это – борьба составляющих его противоположностей.
Основные черты неклассической философии: · Исключительное многообразие течений · Отказывается от создания всеобъемлющих мировоззренческих систем
Занятие 7(16.10.2012) Тема: «Постклассическая философия 19-20-го века. Классика и неклассика» План: · Классика и неклассика – сравнительный анализ; · Философия жизни; · Философия марксизма; · Философия позитивизма; В классической философии свобода понималась как осознанная необходимость. Свобода – необходимое условие для творчества. В неклассике диапазон характеристики свободы очень широк. Человек может быть свободен только в творчестве. Есть философы, отрицающие возможности свободы в силу ограниченности человека от природы. То есть свобода – фикция. Следующий подход заключается в том, что человек может получить свободу, но не хочет, т.к. не хочет возлагать ответственность на собтственные плечи. Эрих Фромм пишет об этом в книге «Бегство от свободы». В отношении истины неклассика выделяет плюрализм истин. Новые проблемы, которые ставятся в неклассической философии: · Проблемы коммуникации; · Проблема понимания; · Проблема мира повседневности;
Марксизм. Основные представители – Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Структура философии марксизма: 1) Девиз своей философии: все предыдущие философы объясняли мир, а я не берусь его перестроить 2) Источники философии? Классическая немецкая философия, утопаический социализм Франции, английская политическая экономия; 3) В диалектическом материализме философия марксизма отталкивается от: o Диалектический материализм, исторический материализм, материалистическое понимание истории, общественноэкономическая формация, практика, базис надстройки, способ производства. o Материя первична, вечна, неуничтожима, несотворима. o Движение – это атрибут материи, оно тесно связано с временем и пространством, поэтому время, пространство и давижение не могут рассматриваться в отрыве от материи. o Развитие материи осуществялется на основе законов диалектики. o Законы диалетики Маркс распространил на об-во, природу и мышление. o Сознание в марксизме рассматривается как продукт развития материи. o Процесс познания есть отражения в сознании внешнего мира. o Абсолютная истина недостижима, истина – это процесс. 4) Исторический материализм: o Динамика развития социума; o Распространяет законы диалектики на социум; o В основе движения истории по Марксу лежит противоречие между производительными силами и производственными отношениями; o Производственные отношения – базис об-ва. Экономика – основа об-ва; o Над базисом возвышается надстройка; o Общественно-экономическая формация. Смена ОЭФ – историческое развитие; o Каждая ОЭФ определяется способами средставми пр-ва материальных благ; o Противоречие – источник развития; o Переход от оодной ОЭФ к другой осуществляется через социальную революцию; o Движущая сила об-ва – классовая борьба; 5) Проблема отчуждения. Рассматривает в ранней работе «Экономические и философские рукописи»: o При капитализме труд человека носит отчуждённый характер; o Акценцирует внимание на труд; o По Марксу отчуждение носит тотальный характер: § Отчуждение труда превращает трудовую деятельность человека в пытку и наказание § При капитализме происходит отчуждение человека от человека, люди становятся враждебными друг другу, потому что они представляют собой сугубо рабочую силу, то есть товар на рынке; § Происходит разделение родовой сущности и его существования; она заключается в том, что оно свободное и созидающее существо; при капитализме человек становится подневольным существом Общество Маркс рассматривает не как совокупность индивидов, а как совокупность отношений между людьми. Марксизм проходит 3 этапа: 1) Классический марксизм (до 1895 года); 2) Марксизм-ленинизм; 3) Франкфуртская школа в развитии марксизма; Принцип материализма распространён на область социальной жизни; раскрыт общественный характер практики, обоснован объективно закономерный характер мировой истории и её периодизации, сущность человека не сведена лишь к его природным характеристикам, а выражена всей совокупностью общественных отношений и социальный действий(экономических, социально-политический , духовных); Бог, вера, откровение, креационизм, ноосфера.
Дата добавления: 2014-08-04; просмотров: 917; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |