Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Типология Ф. Тромпенаарса

Читайте также:
  1. Агроэкологическая типология земель. Адаптивно-ландшафтные системы земледелия. Методика их формирования и применения.
  2. Возрастная структура общества, ее типология и эволюция
  3. ДИХОТОМИЧЕСКАЯ типология СОЦИАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
  4. Информация, обычная и информационно-психологическая война, угрозы национальной безопасности страны и их типология
  5. Марксистская типология политической культуры
  6. Политические и экономические системы стран. Типология государств
  7. Политические и экономические системы стран. Типология государств.
  8. Понятие, причины возникновения и типология кризисов в организации.
  9. РАСПРОСТРАНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ТИПОЛОГИЯ ВТОРОСТЕПЕННЫХ ЧЛЕНОВ
  10. Семинар 3. Акцентуации характера. Типология акцентуированных личностей К. Леонгарда. Типология акцентуаций характеров подростков А.Е. Личко.

 

Ф. Тромпенаарс различает организационные культуры по особенностям на­циональных культурных предпочтений руководителей и работников организации.

Для выделения типов организационной культуры Ф. Тромпенаарс сравни­вает их по двум параметрам:

Ø равенство— иерархия;

Ø ориентация на личность — ориентация на задачу (цель).

Это позволило ему выделить четыре типа корпоративных культур, которые разительно различаются тем, как в них принято думать, учиться, изменяться; как в них стимулируется мотивация и разрешаются конфликты, как и за что принято награждать (таблица 2.5).

«Семья»— тип организационной культуры; характерен для стран, в кото­рых индустриализация проходила достаточно поздно и где сохранились многие феодальные традиции, в частности для Греции, Японии, Италии, Сингапура, Южной Кореи, Испании.

Сравнение организаций с семьей используется, чтобы подчеркнуть наличие тесных межличностных отношений и строгой подчиненности носителю власти. Такая культура ориентирована на власть, где руководитель считается заботли­вым отцом, который опекает подчиненных- и лучше, чем подчиненные, знает, что следует делать и что принесет наибольшую пользу.

Так как члены «семьи» высоко ценят свои взаимоотношения, их мотива­цию скорее может усилить похвала и признательность, чем деньги. Сдельная оплата и (или) любые другие стимулы, угрожающие прочности «семейных уз», редко приживаются в такой организации.

 

Таблица 2.5 Типология культур по Ф. Тромпенаарсу

Тип ориентации Эгалитарность (уравнительный) Иерархия
Ориентация на личность «Инкубатор» Культура, ориентиро­ванная на достижение «Семья» Культура, ориентиро­ванная на власть
Ориентация на цель « Управляемая ракета» Культура, ориентиро­ванная на цель (задачу) «Эйфелева башня» Культура, ориентиро­ванная на роль

 

Члены «семьи» имеют тенденцию рисковать вместе и способны достаточ­но хорошо действовать в ситуации неопределенности, но теряются, когда на пу­ти необходимых изменений В компании возникает внутренний конфликт. Раз­решение конфликта зависит от умения руководителя. Критические замечания ред­ко высказываются вслух, а если это происходит, коллектив приходит в смятение.

«Эйфелева башня»— тип культуры, характеризующийся бюрократиче­ским разделением груда, контроль за которым осуществляется на верхушке ие­рархии.

Структура организации подобна Эйфелевой башне — она крутая, много­уровневая, симметричная, широкая внизу и узкая вверху, имеет надежную и прочную конструкцию. Каждый следующий уровень выполняет четкую функ­цию по удержанию вместе низших уровней.

При культуре этого типа руководитель — случайный человек, выполняю­щий определенную роль. Обучение в ней означает приобретение навыков, не­обходимых для соответствия своей роли, с тем, чтобы в дальнейшем получить возможность продвижения по служебной лестнице. В этом случае карьера ба­зируется на профессионализме. При этом к людям или «человеческим ресур­сам» относятся как к капиталу или денежным ресурсам. Все изменения в орга­низации сводятся к смене ролей. Любое изменение задач компании влечет за со­бой смену профессиональных обязанностей работников. Именно по этой при­чине рассматриваемый тип организационной культуры не способен легко адап­тироваться к изменениям окружающей среды. Всякое изменение в такой орга­низации связано с написанием новых руководств, инструкций и т.п.

Работники при таком типе культуры точны и исполнительны, конфликты считаются недопустимым явлением, преступлением против эффективности.

«Управляемая ракета»— тип эгалитарной, обезличенной и ориентиро­ванной на задачу организационной культуры: все должно быть сделано, чтобы достичь цели.

Члены команды или проектной группы делают все от них зависящее для выполнения поставленной задачи, хотя то, что они должны сделать, не конкре­тизировано и определяется только в процессе работы.

Руководители и координаторы групп, которым присуща культура данного типа, несут окончательную ответственность за выполнение работы, хотя знают порой меньше, чем специалисты-профессионалы.

Все члены группы занимают равные позиции. По мере выполнения зада­ния, когда в какой-то момент группе требуется помощь и знания кого-то из экспертов, именно он берет на себя руководство. Этот тип культуры опирается на профессионалов и стоит недешево.

Взаимоотношения в создаваемых на непродолжительное время группах непрочные и существуют только при выполнении проекта. Этой культуре не свойственна глубокая привязанность или серьезные взаимные обязательства. Окончательным критерием человеческой ценности является качество индиви­дуального труда и степень преданности общему делу.

Поскольку ракета почти никогда не меняет цель после запуска, управление производственным или творческим процессом открыто для новых технологий, методов и средств выполнения работы, но не для целей.

Изменения в такой культуре происходят быстро: одна цель сменяет дру­гую, формируются новые группы, распускаются старые. Люди, которые с лег­костью переходят из группы в группу, с той же легкостью меняют работу; теку­честь кадров высока, специалисты проявляют верность профессии, а не,компа­нии. Членов команды объединяет большой энтузиазм, но только до тех пор, по­ка идет работа над проектом, а затем эта команда расформировывается.

Такая культура присуща британским, американским, европейским компаниям. «Инкубатор» — тип организационной культуры, в основе которого зало­жена идея о том, что организация вторична по отношению к индивидуальным достижениям человека и ей следует играть роль инкубатора, обеспечивающего условия для самовыражения и самосовершенствования человека, освобождения его от рутины, создания условий для творческой деятельности.

Эта культура почти лишена иерархичности. Трудовые коллективы в такой культуре — скорее клубы единомышленников с повышенными эмоциональны­ми обязательствами, которые наслаждаются процессом творчества и изобрете­ния. Эти группы обычно достаточно немногочисленны и редко насчитывают более 75-100 человек.

Творчество, новизна и развитие составляют суть культуры «инкубатора»: изменения происходят быстро и спонтанно. В компаниях с такой культурой си­лен дух соревновательности. Каждый стремится взять дело в свои руки, но к власти и выгоде стремятся немногие, все увлечены творческим процессом. Ти­пичным примером организации с типом культуры «инкубатор» являются фирмы в Силиконовой Долине в Калифорнии (США). Они редко встречаются за преде­лами стран англоговорящего мира, где индивидуализм считается одной из на­циональных ценностей.

Однако культурные «инкубаторы» представлены не только в маленьких новаторских компаниях; это может быть группа врачей, ведущих совместную медицинскую практику, группы консультантов, аудиторов, юристов или любое другое объединение профессионалов, которые работают самостоятельно, но любят делиться опытом или обмениваться идеями.

Таким образом, рассмотренные параметры в типологиях Г. Хофштеде, Ф. Клукхольма Ф. Стротберга и Ф. Тромпенаарса позволяют охарактеризовать организацию с точки зрения ее принадлежности к определенной национальной культуре, оценить совместимость культур различных стран мира, прогнозиро­вать развитие их взаимодействия, регулировать спорные вопросы.

2. Типология организационных культур в зависимости от специфики вида деятельности

Типологии организационной культуры строятся еще на одном логическом основании — отраслевой специфике компаний. Именно эту характеристику взяли за основу своей типологии американские ученые Т. Дил и А. Кеннеди (рис. 2.1).

Т. Дил и А. Кеннеди отмечают, что в организациях, принадлежащих к од­ному и тому же сектору рынка, складывается один и тот же тип культуры. Для дифференциации культур они выбрали две характеристики:

Ø степень риска, связанного с деятельностью организации;

Ø скорость получения организацией и ее работниками обратной связи или оценки принятых решений.

 

Культура «крутых парней»
Культура «крупных ставок»
Быстрая

 

Культура «усердной работы»
Культура «процесса»

 


Риск

 

 

 


Рис. 2.1. Типы организационной культуры по Г. Дипу - А.Кеннеди

На основе этих признаков они выделили четыре типа корпоративных куль­тур в зависимости от вариантов высокой/низкой степени риска и быст­рой/медленной обратной связи.

1.Культуру «крутых парней» представляют предприятия, где высокий риск деятельности сочетается с быстрой отдачей. Правильность или.ошибоч-ность принятых решений выявляются практически сразу после их внедрения. Иногда вложения могут окупить себя в течение одних суток, но если дело прого­рит, существует риск не только не получить выгоды, но и потратить дополни­тельные средства, чтобы возместить понесенный ущерб.

 

Обычно компании с такой культурой, стремительно добиваясь успеха, так же быстро терпят поражение. Наиболее типичные представители такого рода организаций:

Ø рекламный бизнес;

Ø телевидение;

Ø кино;

Ø спорт;

Ø индустрия развлечений;

Ø консалтинговые услуги;

Ø производство косметики;

Ø строительство.

Сильными сторонами культуры «крутых парней» являются забота о «звез­дах», умение рисковать и культ работоспособности. Недостатки состоят:

Ø в ориентации на быструю выгоду, которая не оставляет возможности долгосрочных капиталовложений;

Ø в нежелании сотрудничества и конкуренция между сотрудниками;

Ø в засилье тех, кто умеет «срывать куш»;

Ø в пренебрежении к талантливым людям и профессионалам;

Ø в высоком уровне текучести кадров.

Лидеры таких организаций склонны к жестким взаимоотношениям, они индивидуалисты и максималисты в бизнесе. Здесь выживают только сильней­шие — люди, способные отстоять свое мнение, выдержать постоянно высокий темп работы, не боящиеся рисковать и настойчиво стремящиеся к достижению цели.

Сила работников этих фирм — в высокой способности воспринимать ин­новации.

Слабость - в том, что они не учитывают прошлый опыт, живут только на­стоящим, не стремятся к кооперации усилий. Для их стиля жизни характерны следование последним веяниям моды, склонность к словесным и спортивным противоборствам. Бешеный темп работы, необходимость принятия быстрых и точных решений сильно истощают, и люди нередко выбывают из такого бизне­са, даже не достигнув среднего возраста.

2. Культура «усердной работы»складывается на предприятиях, с низкой степенью риска в сочетании с быстрой обратной связью.

Для наиболее успешной конкуренции служащие поддерживают высокий уровень активности, выполняют большой объемы работы. Если все выведено на высокий уровень активности, предприятие выживает, но стоит только снизить темп работы, начинаются проблемы.

Наиболее яркими представителями данной культуры являются следующие отрасли:

У торговля недвижимостью;

Ø торговля автомобилями;

Ø производители офисной техники;

Ø торговля большими партиями товаров массового производства;

Ø франчайзинговые организации.

 

Культура «усердной работы» — это мир торговых организаций, где гос­подствует принцип «клиент всегда прав». Быстрое и качественное обслужива­ние — главный лозунг такого типа организаций. Для лидеров подобных органи­заций характерны высокие навыки в области продаж, командный подход к ре­шению проблем, дружелюбие. В этой сфере способны выжить люди, умеющие доказать, что их товар самый лучший: и не важно, какую тактику они применя­ют — личного общения или рекламы производимого товара.

Сильными сторонами культуры усердной работы» — умение вовремя от­реагировать на любые изменения рынка, сплоченность, общительность. Слабые стороны:

Ø увлечение количественными показателями в ущерб качественным;

Ø нередко отсутствует продуманность деталей дела;

Ø склонность к неадекватной оценке предстоящи* результатов;

Ø высокая текучесть кадров;

Ø отсутствие преемственности поколений работников (с работниками старшего возраста безжалостно расстаются, предпочитая молодых и энергич­ных сотрудников).

Положительной стороной работников является умение сотрудничать в ши­роком диапазоне работ, отрицательной — отсутствие аналитических навыков, скороспелость выводов, отсутствие перспективного взгляда на бизнес. Для их жизненного стиля характерно стремление к коллективному досугу, предпочте­ние командных игр.

3. Культура «крупных ставок»формируется на предприятиях, сочетаю­щих в своей деятельности высокий риск с низкой отдачей. Иногда проходят долгие годы, прежде чем можно будет понять, правильными ли были принятые решения и предпринятые действия. Здесь в работу втягиваются очень крупные суммы, вкладываемые в разработки новых проектов, поиски земельных ресур­сов и другие крупные мероприятия. Наиболее типичные представители данной культуры:

Ø нефтяные компании;

Ø горнодобывающая промышленность;

Ø вложения в новые технологии;

Ø металлургия:

Ø разработки месторождений;

Ø инвестиционные банки;

Ø архитектурные фирмы;

Ø медицинские разработки;

Ø химические концерны;

Ø оборонная промышленность;

Ø космическая техника.

Лидеры такой культуры имеют долгосрочную ориентацию, нацелены на на­дежные системы контроля, являются компетентными специалистами. Цена принимаемых решений очень высока: каждое из них многократно обдумывается и обсуждается, деловые совещания могут затягиваться даже на несколько дней.

Сильные стороны культуры «крупных ставок» являются:

Ø фундаментальность полхода к решению проблем;

Ø нацеленность на открытия и солидные разработки, которые укрепляют не только финансовое положение отдельных личностей, но и экономику страны;

Ø высокая и продолжительная прибыль (одно большое вложение — и обеспеченность на всю жизнь).

Ø Слабость данного типа культуры проявляется в следующем:

Ø именно научные разработки и долгосрочные проекты получают наи­меньшие инвестиции;

Ø далеко не все проекты приносят прибыль;

Ø лидерами таких организаций люди становятся только во второй полови­не жизни, когда уже пройдены почти все этапы карьеры.

Сильная черта сотрудников — генерирование научно-технических идей, -, - слабые черты - медлительность, низкая чувствительность, к краткосрочным ко­лебаниям, слабые навыки управления денежными потоками. В жизненном стиле и личной жизни сотрудников таких организаций воплощаются идеи иерархиче­ских отношений.

4. Культура «процесса» складывается в организациях, в которых почти не существует риска, но и прибыль незначительна.

На предприятиях с таким типом культуры работники концентрируют внима­ние на самой работе и процессе деятельности, а не на ее результатах. Здесь пре­обладает бумажная работа, переворачиваются горы документов, похожие один на другой, зачастую годовые отчеты просто переписываются с прошлогодних. Все оформлено в рамки, таблицы, планы, большей части которых не суждено осуществиться.

o К компаниям с культурой «процесса» относятся:

Ø фармацевтические фирмы;

Ø крупные государственные организации;

Ø правительственные структуры;

Ø банки и страховые компании (в западной экономике).

Лидеры этих организаций осторожны, точны и внимательны, действуют в рамках установленных процедур.

Сотрудники отличаются стремлением к порядку и систематизации дея­тельности. В данной культуре лучше всего приживаются люди, умеющие вести себя непосредственно в таком искусственном мире. Люди, которые проработали в подобных организациях несколько лет, столкнувшись с действительностью, чаще всего не знают, как поступить: они привыкли к своему внутреннему миру и не видят реальности событий в истинном свете.

Слабые стороны сотрудников обусловлены обилием ограничений, моно­тонностью и однообразием работы.

В этой культуре существует деление на ранги, которые необходимо заслу­жить. Первый присваивается при поступлении на работу, остальные присваива­ются в процессе деятельности. От ранга зависит не только статус, но и зарабо­ток, поэтому люди стремятся как можно быстрее пройти по этой лестнице, за­служить уважение и ве мчить свой доход.

Сильные черты культуры «процесса» — постоянство трудовой деятельно­сти, сохранение рабочих мест, стабильность привилегий (по сравнению с дру­гими сферами).

Отрицательные стороны — бюрократизм, стремление работников пере­кладывать работу друг на друга, значительный объем рутинной, а главное, ни­кому не нужной работы.

Жизненный стиль представителей компаний с культурой «процесс» кон­сервативен.

Они предпочитают «процессные» виды спорта -......плавание, верховую езду и т.п.

Одной из разновидностей отраслевых типологий является типология М. Бурке, выделившего восемь типов организационной культуры. Параметры для анализа— взаимодействие с внешней средой, размер и структура организации, мотивация персонала.

М. Бурке (Франция) предложил следующую классификацию культур ор­ганизаций:

культура «оранжереи» ...... характерна для государственных предпри­ятий, которые не интересуются изменениями внешнего окружения. Персонал слабо мотивирован, что связано со структурой предприятия, бюрократично­стью, конформизмом и анонимностью отношений. Эта система направлена на сохранение достигнутого;

«собиратели колосков» — это предприятия, в большинстве своем мел­кие и средние, стратегия которых зависит от случая. Их структуры анархичны, функции распылены. Основой системы ценностей является уважение к руково­дителю. Как правило, эти предприятия находятся в трудном положении и вследствие этого не могут мотивировать персонал;

культура «огорода» типичная модель для французских предприятий, имеющих пирамидальную структуру. Подобные предприятия стремятся к со­хранению доминирующих позиций на традиционном рынке, используя испы­танные в прошлом модели с внесением в них минимума изменений. Мотивация персонала находится на низком уровне;

культура «французского сада» — несколько измененный под влиянием американского опыта вариант культуры «огорода». Распространена на крупных предприятиях (пример — хорошо известная фирма IBM. имеющая бюрократи­зированную структуру, где к людям относятся как к винтикам, необходимым для функционирования системы);

культура «крупных плантаций» — характерна для крупных предпри­ятий, имеющих 3-4 иерархических уровня. Их отличительной чертой является постоянное приспособление к изменениям окружения, поэтому гибкость персо­нала всячески поощряется. Степень его мотивации достаточно высока;

культура «лианы» — это сокращенный до минимума управленческий персонал, широкое использование информатики, ориентация каждого работни­ка на требования рынка, высокое чувство ответственности на всех уровнях, что обеспечивает высокую степень мотивации персонала;

модель «косяка рыб» это предприятия, характеризующиеся высокой маневренностью и гибкостью, постоянно меняющие структуру и поведение в 44

• зависимости от изменений рыночной конъюнктуры. Особые требования предъ­являются к «интеллектуальной гибкости» персонала;

культура «кочующей орхидеи» - присуща различным рекламным агентствам и консультационным фирмам, которые, исчерпав возможности од­ного рынка, переходят к другому. Они имеют неформальную, постоянно ме­няющуюся структуру и ограниченное количество работников. Их цель — пред­ложить единственный в своем роде товар. Степень мотивации персонала отно­сительно низка.


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Модель Ф. Клухольма — Ф. Стролберга | Типология организационных культур по признаку специфики тендерных отношений

Дата добавления: 2014-08-04; просмотров: 2640; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.006 сек.