Студопедия

Главная страница Случайная лекция

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика






ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В РЕЛИГИОЗНОМ И НЕРЕЛИГИОЗНОМ МИРОВОЗЗРЕНИЯХ

Читайте также:
  1. IV.l. Теоретические аспекты проблемы
  2. V.1 Теоретические аспекты проблемы.
  3. V.2. Дискуссионные проблемы формирования всероссийского рынка.
  4. Актуальность проблемы безопасности и охраны труда медицинских
  5. Алгоритм решения проблемы психологическими способами.
  6. Аспекты проблемы анализа и их реализация в программных продуктах
  7. Бинарные проблемы (содержат 2 противоположные альтернативы).
  8. Будущее человечества. Глобальные проблемы современности
  9. Виды наказаний и проблемы их применения.
  10. Возможные проблемы пациента

Многовековой диалог о природе эстетического, протекающий в

мировой культуре, лаконично обозначили строки поэта Н.Заболоц-

кого:

"..Что есть красота

И почему ее обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота?

Или огонь, мерцающий в сосуде?"1

Эстетическое волнует сменяющие друг друга поколения людей

своей значительностью. "Жизнь коротка, искусство вечно", - го-

ворили древние греки. "Все прекрасное умирает в человеке. Но не

в искусстве", - вторил им Леонардо да Винчи. "Страшная ошибка ду-

мать, что прекрасное может быть бессмысленным", - размышлял Л.Н. Толстой (1828 - 1910).

Общественная природа Сходство и взаимодействие искусства и

искусства религии обусловлено их аксиологической направленностью, соединением в них рационально-логического и эмоционально-фантастического компонен-

тов. Эстетическое и религиозное переживание - глубинная сторона

этих форм деятельности, включающая сокровенные проявления духов-

ной жизни неповторимой конкретной личности.

Представители теологии обосновывают приоритет фантазии

религиозной над художественной, объясняют достижения художествен-

ного творчества свойственным ему религиозным началом, а неудачи

- уклонением от религиозного предназначения искусства; с их точки зрения, культ - высшая концентрация эстетического содержания.

Религиозные авторы объясняют природу искусства и религии, выводя

ее из потустороннего, трансцендентного источника. П. А. Флоренский писал: "В художественном творчестве душа исторгается из дольнего мира и восходит в мир горний. Там без образов она питается созер-

цанием сущности горнего мира, осязает вечные ноумены вещей и,

напитавшись, обремененная ведением, нисходит вновь в мир дольний.

 

 

И тут, при этом пути вниз, на границе вхождения в дольнее, ее ду-

ховное стяжение облекается в символические образы, те самые, ко-

торые, будучи закреплены, дают художественное произведение. Ибо

художество есть оплотневшее сновидение"2. Положение о том, что

искусство учит рассматривать преходящее как символ "иного, непре-

ходящего бытия", развивал и Н. А. Бердяев. Сходные оценки природы

искусства содержатся в религиозных публикациях последних де-

сятилетий, например: "Искусство - путь к обожению, путь от образа

к Первообразу. Истоки искусства не в подражательной способности

человека, но в Боге"3.

Современные католические объяснения искусства широко обраща-

ются к неотомистским и неоавгустиновским идеям. Если первые трак-

туют художественно-эстетическую деятельность как последовательное

воплощение церковно-христианского идеала, истоки которого, с их

точки зрения, потусторонни, то вторые уделяют больше внимания

интуитивным сторонам творческого процесса, художественному проз-

рению и вдохновению, связанным с непосредственным переживанием

присутствия Бога в мире. В протестантизме концентрацией высшей

красоты выступает, как правило, нравственная ценность жизни Иисуса

Христа; проявления в искусстве личной веры и ее абсолютное значение

- свидетельства нравственных достижений, запечатленные в образно-

художественной форме. Концепции искусства в иудаистской,



буддийской, индуистской, исламской, синтоистской религиозной мысли

также акцентируют внимание на центральных смысловых моментах

соответствующих вероучений и связанных с ними художественно-

мифологических традициях.

Искусство возникает в обществе, истоки красоты связаны с

достижениями в освоении человеком окружающего мира, отношений

между людьми и внутреннего духовного мира самого человека. На

основе анализа обширного археологического и этнографического ма-

териала современные исследователи придерживаются точки зрения,

согласно которой синкретичность первобытного сознания лишает смыс-

ла попытки выведения религиозного сознания из эстетического или

эстетического - из религиозного4. После становления искусства и

религии как относительно самостоятельных областей деятельности ха-

рактер их взаимодействия определяется как историческим уровнем

дифференцированности, так и степенью "суверенности" их по отно-

шению друг к другу; своеобразием соотношения эстетических и

религиозных задач в творческой деятельности художника; уровнем

религиозности населения, воспринимающего то или иное художествен-

ное решение. Поэтому нет и не может быть формулы, однозначно и

исчерпывающе раскрывающей соотношение религиозного и художест-

венного начала для всех времен и народов, для всех религий или для

всех видов и жанров искусств. Для каждого общества такое соотно-

шение носит конкретно-исторический характер в каждую эпоху. Ис-

 

 

кусство Древнего Египта и Древней Греции, европейского и восточного

средневековья, эпохи Возрождения, нового времени, равно как и

развитие национальных школ в архитектуре, изобразительном искус-

стве, в музыке и литературе, подтверждает этот тезис.

Соотношение искусства и религии определяется их связями с обще-

ственной жизнью. Речь идет о глубинных, устойчивых, сущностных

тенденциях объективных общественных процессов; эти тенденции име-

ют место в разных цивилизациях, реализуясь в конкретно-историче-

ской деятельности сменяющих друг друга поколений разных народов

и эпох. Важнейшая сторона эстетического отношения к миру (скон-

центрированного прежде всего в искусстве) - проявление власти, ут-

верждение победы мастера над материалом. Материал может быть дан

природой, общественными отношениями, предыдущим этапом художе-

ственной деятельности, представлять собой как бы сплав природного

дара и последующей работы над его развитием. В многочисленных про-

бах, ошибках и переоценках художественной деятельности познается

власть человека над своими собственными садами, соперничество с

природой, с другими людьми, с наследием, оставленным прошлыми

поколениями. Многофакторное взаимодействие этих явлений создает

неисчерпаемость эстетического мира, утверждающего полноту, утон-

ченность и взаимодополняемость сущностных сил человека. В "зер-

кале" эстетического человек получает представление о своих

сущностных силах: сознание человеком богатства своих возможностей

и целесообразная активность (умение) неразрывно сплавлены в эс-

тетическом освоении действительности. Оно является универсальным,

имеет всемирно-исторический характер.

Религиозное и культовое Сказанное относится и к искусству,

искусство посвященному воплощению религиозных проблем. Его питает, как и всякое искусство, сознание

достигнутых общественных свершений. Но в отличие от светского

искусства религиозное усматривает в них чудо божественного

провидения, направляющего мысль, руку, глаз, слух художника.

Прежние достижения искусства на пути воплощения религиозной

проблематики, религиозные тексты, наставления религиозных пропо-

ведников, т. е. материализованный опыт предыдущей религиозной де-

ятельности (в том числе и в сфере искусства), становится

преимущественным источником религиозного искусства.

Различают религиозное искусство в широком смысле слова - как

имеющее религиозную направленность, но не связанное непосредст-

венно с культом, и в узком смысле - как включенное в систему куль-

та5.

Включенность в систему культа - свидетельство признания, одобрения того или иного художественного решения священнослужителями и, в конечном счете, верующими, т. е. путь обретения им

 

 

церковного статуса. Последний, как правило, закрепляется в официальном признании этого решения высшими авторитетами данной церкви: в постановлениях соборов, рекомендациях церковного руководства, одобрении от его имени и т. д. Прямое отношение к системе культа того или иного художественного решения (иконы, стихиры, распевы и

т. д.) повышало его значимость в глазах как верующего художника,

так и прихожанина храма. Евангельские и иные религиозные сюжеты

служили и служат основой образов христианского религиозного искус-

ства. Наряду с общечеловеческими нормами эти сюжеты закрепили

такие стороны бытия, как ограниченность, неравномерность, противо-

речивость (по характеру развития и результатам) преобразовательной

деятельности человека. Аналогичные процессы протекали и протекают

в художественном творчестве, связанном с системой индуистских,

буддийских, синтоистских религиозных образов, имеющих, как изве-

стно, многоплановые национально-региональные и историко-вре-

менные видоизменения, множественность прочтений. Сложнее

обстояло дело в религиозных системах, запрещавших изображения лю-

дей и животных (иудаизм, ислам и др.). Изобразительное искусство

специализировалось здесь на художественном воплощении мно-

гочисленных религиозных символов, сложных геометрических орна-

ментов, а также орнаментов, построенных на сочетаниях листьев,

цветов, плодов и т. д.

Во внерелигиозном искусстве встречается множество примеров

подобного эстетического осмысливания действительности. Но в отличие

от религиозного оно не ориентируется на требования культа и не

прилагает к проблемам человеческого бытия критерии, освященные ав-

торитетом трансцендентного начала. Религиозное же искусство

оценивает проявления человеческой активности по их отношению к

этому началу. Религия, с одной стороны, располагает системой идей,

образов и действий, способной стимулировать психологическое "про-

странство" личности, где приостановлено всевластие бездушия и бес-

сердечия, возможны высшая справедливость, доброта и милосердие. С

другой стороны, она обеспечивает и конформное отношение к миру (как

к творению Бога). Культ, насыщенный образами искусства, призван

создать впечатление присутствия "неземного" мира в посюстороннем,

земном.

Как и в любом искусстве, в религиозном искусстве смысловым цен-

тром является эстетический идеал. В отличие от нерелигиозного он

направлен к выявлению божественного начала, вдохновляется

религиозным сюжетом. Поскольку в традиционных религиях его кон-

центрированным выражением выступает богослужение, соответствие

его требованиям и составляет основу оценок прекрасного с ортодок-

 

ззз

 

сально-религиозных позиций. Тип мифа предопределяет эстетические

оценки в той или иной религиозной системе. Так, искусство, связанное

с буддийским культом (например, буддийские иконы или маски),

оценивается христианином в русле вероучения его собственной

религии; правоверный мусульманин отвергает ренессансную живопись

на религиозные темы; для старообрядца православные иконы, написан-

ные в XVIII - XX вв., неприемлемы в силу их несоответствия канонам

древнерусской живописи, сложившимся к середине XVII столетия.

Канон в Каноном (греч. -- норма, правило) в церковном искусстве церковном искусстве является свод

твоческие возможности обязательных положений, касающихся хода богослужения и его эстетического оформления. Он предписы-

вает тип архитектурного решения храма (как его внешние формы, так

и организацию внутреннего пространства), порядок расположения сю-

жетов изобразительного искусства (стенописи и икон), содержание,

последовательность песнопений и театрализованных действий священ-

нослужителей и паствы и т. д. Например, в искусстве иконописания

русской православной церкви с XVI столетия существуют "Лицевые

и толковые подлинники", определяющие основные приемы написания

того или иного образа святого, равно как и икон на иные христианские

сюжеты ("двунадесятые праздники" и т. д.). Свои канонические нормы

имеет искусство, связанное с иудаистским, исламским, индуистким и

буддийским богослужениями; эти нормы имеют национально-

региональные особенности.

Канон выступает мерой в оценке эстетического по критериям, вы-

работанным религиозными организациями в конкретно-исторических

условиях. В соответствии с целями культа формируются предпочтения

при отборе художественных решений. Так, шутка, смех (и карикатура,

шарж, искусство скомороха как театрализация комической стороны

жизни) исключаются из сферы церковно-значимых ценностей (в пра-

вославии) или получают статус второстепенных, вспомогательных ком-

понентов (в европейском средневековом искусстве). Условность граней

общественной жизни, подмечаемая в этих художественных формах,

не согласовывалась с незыблемостью и четкостью церковного канона.

Многообразный и духовно богатый процесс эстетического освоения

действительности, простиравшийся далеко за пределы церкви, "обсту-

пал" ее; частично он получил отражение и преломление в решениях,

признанных церковью каноническими. Формализуя условия творче-

ства художников, работавших для церкви, канон сосредоточивал их

усилия на решениях, эстетически заметно отличавшихся при внешней

схожести композиции, цветовой гаммы, живописного ритма, мелодии,

архитектурной формы. Корни этих отличии - в исторических, фило-

софских, нравственных, социально-политических и правовых ситу-

ациях эпох, отраженных искусством сквозь призму канонов и

 

 

религиозных установок. Эстетические принципы художника склады-

вались и развивались в поисках решений, отвечавших духовным пот-

ребностям времени, в котором доминирующее религиозное сознание

интегрировало разноплановые общественные проблемы. Темы высокого

предназначения и трагедии материнства (каноны Богоматери с мла-

денцем), заступничества и милосердия ("Христос с предстоящими",

"Николай Мирликийский предотвращает казнь" и др.), самопожерт-

вования по имя единства земли русской ("Борис и Глеб"), торжества

гармонии над раздором и хаосом ("Троица") развивались древне-

русскими иконописцами в многочисленных вариациях.

Патриотические идеи составили смысловой центр композиций "Пок-

рова Богородицы", ассоциировались с иконой "Казанской Богоматери";

они же вдохновляли создателей Покровского храма (Василия Блажен-

ного) и храма Христа Спасителя. Сходные процессы протекали в му-

зыкальном и литературном творчестве Древней Руси. Духовное

содержание произведений, признанных церковью каноническими, про-

является за рамками богослужения - в городских архитектурных ан-

самблях, музеях, выставках, концертах. Тем самым подтверждается

мысль об относительной самостоятельности художественного начала по

отношению к религиозно-культовому.

Поистине бесценны многие памятники художественной культуры,

созданные на темы и сюжеты мировых и многих национальных

религий. Мы встречаем их в архитектуре и в изобразительном искус-

стве (фреска, мозаика, икона, картина, скульптура, мелкая пластика),

в инструментальной и хоровой музыке, сольном исполнении (а также

в их сочетаниях), в искусстве драмы (выразительное чтение, взаимо-

действие священнослужителей и верующих при "исполнении"

религиозных текстов, строгий порядок "сценария" богослужения), в

орнаменте, художественном шитье и т. д. В каждой религии произве-

дения этих видов и жанров искусства взаимодополняют друг друга,

обеспечивая эстетико-психологическое сопровождение религиозной

проповеди и культовых действий.

Вместе с тем музеи, хранящие произведения религиозного искус-

ства, архитектурные ансамбли, включающие и здания культового на-

значения, концертные залы, где звучат сочинения, написанные для

церкви или на религиозные темы, позволяют, особенно в сопостав-

лении с искусством, прямо входящим в систему культа, выявить такую

сторону искусства, как полифункциональность . Она определяется

прежде всего различием формальных и содержательных особенностей

искусства. Если первые обусловлены сюжетом, символической

атрибутикой и внешними особенностями образов художественного

произведения, то вторые - спецификой воплощения идейного замысла

художника и функциональным назначением произведения. При этом

 

 

сам замысел, его реализация, равно как и общественное место (а

значит, и смысл художественного решения), зависят от социально-

исторического контекста эпохи, когда оно создавалось. Соответствен-

но, произведение религиозного искусства несет информацию о тех

общественно-идейных ситуациях, к которым оно относится; воплощая определенное нравственно-эстетическое, философское, политическое и религиозное содержание, оно вызывает идейные и эмоциональные ас-

социации как у современников, так и у представителей последующих

поколений. В свою очередь, "аудитория", воспринимающая произве-

дение, концентрирует внимание на его формальных либо содержатель-

ных сторонах, может выбрать ту или иную их "пропорцию". Так,

"Троица" Андрея Рублева воспринималась современниками художника

с точки зрения содержания как неотъемлемая принадлежность храма;

ныне посетители Третьяковской галереи видят в ней эстетический иде-

ал русского средневековья на рубеже XIV - XV столетий, наиболее

глубоко воплотивший в конкретно-исторической форме общечелове-

ческое стремление к гармонии, миру и красоте.

Взаимодействие образов Подобное смещение акцентов возможно

религиозного искусства не только в диапазоне исторического времени, нос духовным миром личности и в пределах современности. Разные люди могут в одно и то же время воспринимать один и тот же образ религиозного искусства в его преимущественно эс-

тетическом, нравственном, философском, политическом, историчес-

ком, религиозном значениях. Духовное развитие личности, смена ее

интересов и установок видоизменяют восприятие художественного

образа в течение индивидуальной жизни. Структурно организованная

система линейных, объемных, цветовых или звуковых компонентов,

составляющих с внешней точки зрения художественное произведение, воспринимается человеком, принадлежащим к определенной культуре, имеющим сложившиеся или "размытые" мировоззренческие установки, известный объем знаний и навыков (в том числе и в сфере эмоциональных отношений), профессиональные и личностно-окрашенные интересы, самооценки, амбиции и притязания. В этой психологической среде каждый раз при восприятии произведения искусства осуществляется "со-творчесгво": художественный образ становится достоянием внутреннего мира личности6. Богословские представления о природе и назначении религиозного искусства направляют этот процесс сотворчества преимущественно в русло создания,

активизации и закрепления религиозных ассоциаций и переживаний.

Однако процессы создания произведений религиозного искусства, пере-

дачи, развития и обогащения его традиций, освоения их содержания

в социальной памяти, равно как информационное и эмоциональное

 

 

взаимодействие с ними наших современников, более широки и мно-

гоплановы, чем религиозные интерпретации этого искусства.

Тенденции эволюции Секуляризация ослабляет, как известно, религиозного искусства духовное и организационное в условиях секуляризации искусство. Ряд его видов и жанров раз

вивается в соответствии с потребностями светской

культуры (балет и комедия, симфонические и концертные сочинения

в музыке, цирк, кинематограф и т. д.); в других сокращается "сектор"

церковных заказов (архитектура, живопись, скульптура). Менее опре-

деленными становятся церковные требования к религиозному содер-

жанию художественных произведений. В протестантизме они сводятся,

по существу, к защите норм религиозной нравственности художест-

венными средствами и к утверждению искусством божественной

природы мира и человека. Католицизм после II Ватиканского собора

осуществляет программу освоения церковью современного искусства

при условии, если последнее не отвергает идей христианства, способ-

ствует религиозным размышлениям и переживаниям. Более строго, с

канонической точки зрения, отбирает новые художественные решения

православная церковь; это касается как строительства новых храмов,

так и их оформления средствами живописи. В музыке и поэзии, свя-

занных с православной традицией, появляются образы и сюжеты, отра-

жающие противоречия бытия и сознания человека нашего времени.

Еще более разнообразен круг художественных решений, призна-

ваемых нетрадиционными синкретическими религиями и религиозно-

философскими концепциями. Наряду со своеобразным освоением

восточной философско-религиозной и религиозно-художественной

традиции (в том числе С. Вивеканандой, семьей Рерихов и др.) для

них характерен интерес к европейской мистике (и художественным

средствам воплощения ее идей), художественно-философским разра-

боткам темы единства природы, общества и человека (прежде всего

в религиозно-космическом варианте), к экзистенциалистской пробле-

матике [представленной в наследии Б.Паскаля (1623 - 1662), С.

Кьеркегора, М. Хайдеггера (1889 - 1976), А. Камю (1913-1960) и

других философов и художников ]. Сквозь призму этих подходов пере-

осмысливаются многие положения традиционных религий. Как

традиционные, так и современные религии нуждаются в образных

средствах искусства, обращаются к сокровищнице его находок и ас-

социаций.

Вне художественного контекста мир религиозной фантазии

значительно потерял бы в своей выразительности. Вместе с тем

религиозное содержание многих художественных произведений древ-

него мира, средневековья и Возрождения нельзя объяснить данью

внешним требованиям или моде. В нем преломилось своеобразие как

общественной жизни прошлого, так и мировоззрения их создателей.

 

Аналогично фундаментальные противоречия современного общества,

его кризисные состояния и угрожающие ему катаклизмы получают

отражение в художественных образах, в том числе и религиозного

искусства, XX столетия (М. Шагал, С. Дали, Л. Гудиашвили, М. Ше-

мякин - в изобразительном искусстве, О. Нимейер - в архитектуре,

и др.). В нашей стране в искусстве последних десятилетий сложилось

несколько художественно-эстетических подходов к религиозным обра-

зам и сюжетам:

1) их воспроизведение в соответствии с каноническими требо-

ваниями христианских церквей, существующих в нашей стране (труд

художника-кописта, современные версии традиционных сюжетов);

2) осмысливание в образно-художественной форме исторической

роли религии в судьбах Отечества и его культуры. Наибольший резо-

нанс в этом направлении получили художественные решения, связан-

ные с христианством (например, творчество писателей В. Тендрякова,

В. Солоухина, Ч. Айтматова, художника И. Глазунова);

3) развитие темы нравственно-религиозного содержания смысла

жизни и деятельности человека (поэты Б. Пастернак, С. Аверинцев,

писатель А. Солженицын и др.);

4) художественное воплощение неоориенталистских (в том числе

теософских и антропософских) воззрений, сочетаемых иногда с

христианскими, в том числе и православными версиями истории и

культуры (писатель Д.Андреев, художник О. Кандауров и др.).

Нередко между названными направлениями отсутствуют жесткие

границы, имеет место взаимопроникновение образно-художественного

материала и элементов философско-эстетических концепций. Конкрет-

ный анализ эволюции творческих решений помогает выяснить

"доминанту" в соотношении эстетической, философской, нравственной

и религиозной составляющих, преломившихся в образно-художествен-

ной форме современного искусства.

 

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
НРАВСТВЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ РЕЛИГИОЗНОГО И НЕРЕЛИГИОЗНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЙ | Раздел шестой

Дата добавления: 2014-09-08; просмотров: 492; Нарушение авторских прав


lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.011 сек.