Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Социальная ситуация и социальное взаимодействие в работе И. Гофмана «Порядок социального взаимодействия»
1) Как И.Гофман определяет социальное взаимодействие?
В узком смысле социальное взаимодействие можно определить как нечто неповторимое, происходящее в социальных ситуациях, т. е. в средах, в которых два или более индивида находятся в физическом реактивном присутствии друг друга. 2) Что понимается под социальной ситуацией? Как уже понятно без слов, очень большая доля работы организа ций: принятие решений, передача информации, тесная координация физических действий — делается лицом-к-лицу, требует именно та ких личных контактов и уязвима для свойственных им последствий. Иначе говоря, поскольку агентов социальных организаций любого масштаба можно убеждать, обманывать, льстиво превозносить, запу гивать, или влиять на них другими способами, доступными только в контактах лицом-к-лицу, постольку и здесь тоже наш порядок взаимо действия прямо затрагивает макроскопические образования. 3) Какие две формы идентификации выделяет автор? Один человек может охарактеризовать другого благодаря способности прямо наблюдать и слышать этого другого. Такая характеристика организована вокруг двух фундаментальных форм идентификации: категориальной формы, требующей размещения этого другого в одной социальной категории (или более), и индивидуальной формы, посредством которой наблюдаемый субъект идентифицируется как уникальная, отличающаяся от всех других личность по наружности, тону голоса, звучанию имени или другим персонально-отличительным признакам. Эта двойная возможность — категориальной и индивидуальной идентификации — необходима для осуществления взаимодействия во всех сообществах, за исключением отживших свой век малых изолированных общин, и действительна также для социальной жизни некоторых других биологических видов. 4) Что представляет собой порядок взаимодействия? Многие годы я пропагандировал эту область «взаимодействия лицом-к-лицу» как аналитически плодотворную и чрезвычайно важную — как область, которую можно бы назвать, за неимением более удачного термина, «порядком взаимодействия», и предпочтительный метод изучения которой — микроанализ. Я хочу суммировать доводы в пользу трактовки этого «порядка взаимодействия» как полноправной, самостоятельной содержательной области. Вообще говоря, разрешение на такое фрагментарное выхватывание из потока социальной жизни должно быть разрешением на любое аналитическое извлечение, подразумевающее: что элементы, составляющие этот порядок, связаны друг с другом теснее, чем с элементами вне данного порядка; что исследование отношений между порядками есть дело крайне необходимое, есть некий самостоятельный и полноправный предмет, и что такое исследование, в первую очередь, предполагает разграничение нескольких социальных порядков; что аналитическое обособление данного порядка взаимодействия обеспечивает нам основание и средства для сравнительного исследования разных обществ и для исторического изучения нашего собственного общества. Все отличительное во взаимодействии лицом-к-лицу будет, вероятно, относительно ограниченным в пространстве и наверняка — во времени. Кроме того, в отличие от социальных ролей в традиционном смысле здесь почти нет потенциальной или скрытой фазы. Откладывание начатого процесса взаимодействия оказывает на него относительно огромное влияние, и паузу нельзя слишком затягивать без глубокого изменения того, что происходит во взаимодействии. Ибо всегда в данном порядке взаимодействия сосредоточенность и вовлеченность участников (хотя бы в форме мобилизации их внимания) является критической переменной, а эти когнитивные состояния нельзя поддерживать достаточно долго или многократно испытывать на прочность насильственными перерывами и отклонениями в сторону. В процесс взаимодействия по природе вещей вовлекаются неизбежные психобиологические элементы: эмоции, настроения, познавательные и телесные ориентации, мускульные усилия. Легкость и тяжеловесность, самозабвенная непринужденность и осторожная осмотрительность становятся при этом центральными характеристиками взаимодействия. Заметим, что порядок взаимодействия застает людей в той фазе их существования, которая в значительной мере перекрывается и совпадает с социальной жизнью других биологических видов. Ведь не считаться с аналогиями между способами личного приветствия у животных и человека так же глупо, как и искать причины больших войн в генетической предрасположенности к ним.
Результаты нашего порядка взаимодействия можно легко представить как следствия систем разрешительных условностей типа основных правил какой-то игры, правил дорожного движения или синтаксических правил данного языка.
5) В чем выражается зависимость людей от порядка?
Уклады взаимодействия способны противостоять систематическим нарушениям ( по меньшей мере на короткий срок) и поэтому, хотя в интересах данного человека убеждать других , будто их уступчивость, необходима для поддержания порядка , и высказывать очевидное одобрение их конформизму , зачастую бывает не в интересах самого этого индивида лично придерживаться требуемых от других тонкостей. 6) Перечислите основные подразделения взаимодействия и кратко охарактеризуйте каждое. Подвижные единицы, контакты, разговорные схватки, формальные собрания сценоподобные выступления и общественные праздники. 7) Каким образом ситуационные эффекты могут воздействовать на социальные структуры? С самого начала здесь присутствует нечто столь очевидное, что кажется само собой разумеющимся и не стоящим внимания: опреде ленное прямое воздействие ситуационных эффектов на социальные структуры. Можно сослаться на три примера из таких явлений. 1. Поскольку сложная организация становится зависимой от конкретного персонала (обычно персонала, сумевшего занять пра вящие роли), постольку ежедневная череда социальных ситуаций на работе и после нее, т. е. ежедневная жизненная круговерть, в которой эти персонажи могут потерпеть ущерб или быть похищен ными, оказывается также множеством ситуаций, в которых могут пострадать и их организации. В этом отношении уязвимы спекуля тивные предприятия, семьи, связи, особенно те, которые состоялись на территориях в высокими показателями преступности. Хотя в разных местах и временах эта тема способна привлекать большое общественное внимание, мне она кажется теоретически малоинте ресной: рассуждая аналитически, неожиданные смерти от есте ственных причин вносят в организации почти такие же возмуще ния. В обоих случаях мы имеем дело просто-напросто с риском. 8) Как проявляется ритуальная сторона социального взаимодействия? Ритуальные благословения мо гут убывать в числе и значимости, но по-прежнему не испытывать недостатка в поводах, по которым в один прекрасный момент они могли бы быть предложены. И похоже, эти случайные поводы имеют макроструктурные последствия. Например, Абнер Коэн сообщает нам, что карнавал карибских ударных оркестров, начинавшийся в лондонском районе Ноттинг Хилл как многонациональное гуляние одного жилого квар тала, закончилось основанием политической организации выходцев из Вест-Индии; что начатое как ежегодный публичный Праздник банка (в сущности, эфемерное событие, жизнь которого совпадала со сроком жизни непосредственного взаимодействия) закончилось как некое самовыражение политически сознательной группы — самовыражение, в этом качестве существенно помогающее создавать такой структурный контекст, в каком оно стало бы заметным. Так что упомянутый карнавал можно в большей мере считать при чиной социального движения и его последствий для формирования группы, чем ее самовыражением. Подобно этому Саймон Тейлор убеждает нас, что календарь политических празднеств, принятый национал-социалистическим движением в Германии, — календарь, бывший гитлероцентричной версией основных христианских цере моний, — играл важную роль в упрочении власти нацистской партии над нацией. Ключевым событием в этом ежегодном цикле был, по-видимому, имперский День партии, проводимый на Цеппелиновом поле в Нюрнберге. На этом месте можно было собрать почти чет верть миллиона человек, одновременно предоставив им всем воз можность видеть сцену действа. Само это число людей, в унисон откликавшихся на одни и те же сценические события, явно имело продолжительное влияние на некоторых участников. Несомненно, перед нами здесь формирующий случай ситуационного события, и несомненно, что самая интересная проблема не в том, как ритуал отражал нацистские доктрины относительно мира, а в том, как этот ритуал сам по себе вносил очевидный вклад в политическую геге монию его устроителей. 9) Как связаны социальные отношения и порядок взаимодействия? Из всех социальных структур, которые соприкасаются с поряд ком взаимодействия, видимо, наиболее интимно связаны с ним со циальные отношения. Думать о количестве или частоте взаимодействия лицом-к-лицу между двумя чем-то связанными индивидами — двумя полюсами отношения — как о так или иначе основополагающих факторах этого их отношения есть, со структурной точки зрения, наивность, видимо, считающая близкую дружбу моделью для всех обществен ных отношений. И все же, без сомнения, существует тесная связь между этими отношениями и порядком взаимодействия. Возьмем для примера (в нашем собственном обществе) фе номен знакомства или, еще лучше, «взаимоузнаваемости». Это важнейший институт с точки зрения того, как мы обращаемся с людьми в нашем непосредственном (или нашем телефонном) присутствии, — ключевой фактор в организации социальных кон тактов. Он подразумевает право и обязанность взаимно принимать и открыто признавать индивидуальную опознаваемость другого во всех случаях нечаянной пространственной близости. Это отноше ние, однажды установленное, определяется как продолжающееся пожизненно, — свойство, с гораздо меньшей точностью приписы ваемое брачным узам. Социальное отношение, называемое нами «простым знакомством», включает взаимную узнаваемость и мало что еще кроме этого, образуя поэтому некий предельный случай — категорию социального отношения, чьи следствия ограничены при менительно к социальным ситуациям, ибо здесь обязанность сви детельствовать об этом отношении и есть само отношение. И это свидетельство есть сущность данного взаимодействия. Знание име ни другого и право использовать его в обращении, между прочим, подразумевает способность определять, кто именно завязывает раз говор. Аналогично, приветствие, как полагается, отданное попут но, подразумевает начало контакта. Когда кто-то стремится к «более глубоким» отношениям, взаи моузнаваемость и следующие из нее обязанности остаются дей ствующим фактором, но уже не определяющим. Появляются и дру гие связующие элементы между этими отношениями и порядком взаимодействия. Обязанность походя обмениваться приветствиями расширяется: данная пара знакомцев может посчитать своим дол гом прервать независимые курсы действий обоих, так что развер нутый контакт может быть откровенно посвящен взаимной демон страции удовольствия по случаю благоприятной возможности для контакта. Во время этой жизнерадостной паузы каждый участник обязан показать, что он прекрасно запомнил не только имя другого, но и эпизоды его биографии. В порядке вещей будут вопросы о людях, важных для другого, последних поездках, болезнях, если они есть, карьерных успехах и любых других материях, говорящих о живом интересе вопрошателя к миру приветствуемого лица. Со ответственно, при этом будет существовать и обязанность ответно просветить другого о собственных обстоятельствах. Безусловно, эти обязанности помогают оживить отношения, которые иначе мог ли бы совсем ослабнуть из-за недостатка делового элемента. Они же обеспечивают как основания для начала контакта, так и легкость выбора первоначальной темы разговора. Поэтому, наверное, следу ет допустить, что обязанность быть в курсе текущей биографии наших знакомых (и гарантировать, чтобы они имели такую же воз можность в отношении нас) делает, по меньшей мере, так же много для организации контактов, как и для отношения лиц, контактиру ющих друг с другом. Это служение порядку взаимодействия весь ма очевидно также в связи с нашей обязанностью помнить личное имя нашего знакомого, что позволяет нам всегда использовать это имя в многолюдном разговоре как некий титул. В конце концов, личное имя в начале высказывания — это эффективный прием пре дупреждения присутствующих на законном основании слушателей, кому из них будет адресовано это высказывание. Точно так же, как близкие родственники вынуждены ввязывать ся в своеобразный турнир приветствий, когда она случайно оказы ваются в непосредственном присутствии друг друга, так после из вестного отмеренного времени отсутствия контактов они обязаны как-то связаться между собой: по телефону ли, письмом или совме стно планируя благоприятную возможность для встречи лицом-к-лицу, — такое планирование само по себе обеспечивает некий кон такт, даже если ничего из запланированного не выходит. Здесь, в этих «контактах по обязанности» можно увидеть, что сам процесс контактирования заимствовал все свое одеяние из того, что мы на звали порядком взаимодействия, и определился в качестве одного из благ, взаимно предоставляемых при поддержании социальных отношений. 10) Что такое диффузные статусы? Как они проявляются в социальном взаимодействии? Требует рассмотрения вопрос о том, что в традиционной социологии называют диффузными (широко распространенными) статусами или, в дру гом варианте, главными статусоопределяющими характеристиками. Можно сказать, что в нашем обществе имеются четыре решаю щих диффузных статуса: возрастная градация, гендерная принадлеж ность, социальный класс и раса. Хотя эти атрибуты и соответствую щие социальные структуры функционируют в обществе совершенно по-разному (возможно, раса и класс действуют в наиболее близких направлениях), все они обладают двумя решающими чертами. Во-первых, они образуют перекрестие пересекающуюся сетку, на которой каждый индивид может быть адекватно размещен соот ветственно каждому из четырех статусов. Во-вторых, это размещение соответственно всем четырем ат рибутам достаточно очевидно благодаря их зримым физическим проявлениям, которые наши тела вносят во все наши социальные ситуации, причем никакой предварительной информации о нас не требуется. Независимо от того, можно ли идентифицировать нас ин дивидуально в какой-то конкретной социальной ситуации, по выхо де на сцену нас почти всегда можно идентифицировать категори ально на основании этих четырех признаков. (Если же нет, то в таком случае возникают социологически поучительные поводы для беспокойства.) Легкая воспринимаемость этих черт в социальных ситуациях конечно же не совсем случайна. В большинстве случаев социализация весьма тонкими путями добивается того, что наше место в этих измерениях окажется более явным, чем могло бы быть при других обстоятельствах. И без сомнения, любая трудновоспри нимаемая черта едва ли смогла бы приобрести массовость охвата, свойственную какому-то диффузному статусоопределяющему (или, точнее, статусоидентифицирующему) признаку, по крайней мере в обществе современного типа. Сказанное не означает, будто воспри нимаемость имеет равную важность с самой ролью, какую играет в нашем обществе каждый из этих диффузных статусов. К тому же одна воспринимаемость явно не гарантирует, что общество будет использовать данное свойство как структурообразующий фактор. В итоге, нормальное ощущение, что все атрибуты внешнего про исхождения официально выведены из игры в сервисных сделках и что в них тон задают локально детерминированные факторы (за ис ключением, разумеется, скрытых нарушений, реальных и вообража емых), оказывается неким достижением нашего восприятия. Вне шним атрибутам практически обеспечено рутинное, систематическое «признание», а разнообразные локально детерминированные факто ры (помимо уже известного нам правила «первым пришел, первым обслужили») присутствуют на сцене несистематически. В таком слу чае «равное» обхождение с клиентами никоим образом не поддер живается тем, что фактически происходит (официально или неофициально) во время сервисных сделок. То, что может быть сделано и делается в заведенном порядке, — это блокировка определенных влияний внешнего происхождения в определенных структурных точках при проведении подготовительной работы к обслуживанию. На этой деятельности основано чувство некой уверенности, что равный подход к обслуживаемым у нас преобладает.
* К массе духовно принадлежит тот, кто в каждом вопросе довольствуется готовой мыслью, уже сидящей в его голове. Наоборот, человек элиты не ценит готовых мнений, взятых без проверки, без труда, он ценит лишь то, что до сих пор было недоступно, что приходится добывать усилием.
Дата добавления: 2014-09-29; просмотров: 622; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |