Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Принцип диалектического единства формы и содержания как онтологический принцип журналистики. Метод содержательно-формальной характеристики объекта

Читайте также:
  1. B. Искусственная вентиляция легких. Методики проведения искусственной вентиляции легких
  2. I. Основные принципы и идеи философии эпохи Просвещения.
  3. I. Реформы Павла I в области государственного строительства и права.
  4. I. Сущность инженерного обеспечения боевых действий войск, предъявляемые к нему требования и важнейшие его принципы.
  5. IFRS 13 «Оценка по справедливой стоимости»: сфера применения стандарта, методы определения справедливой стоимости.
  6. II) Методы теоретического уровня научного познания
  7. II. Организационно-правовые формы страховых компаний.
  8. II. Принципы средневековой философии.
  9. II. Проблема источника и метода познания.
  10. III ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Принцип системности, как мы уже видели, реализуется в больших системах, но он может быть применен и к анализу какого-либо одного предмета, если рассматривать его как систему. В этом случае, как и любая система, предмет неизбежно будет иметь содержание и форму, в которую это содержание облечено. Философский принцип диалектического единства формы и содержания гласит: нет ни одной материальной системы, у которой не было бы содержания и формы. Форма содержательна, а содержание оформлено.

О единстве формы и содержания говорили еще древние мыслители. Так, Аристотель трактовал «материю» (содержание) как предпосылку, возможность вещи, а форму – как внутреннюю цель вещи, обусловливающую их единство»[57].

Под содержанием понимается в философии все, что содержится в системе: элементы, связи, процессы, тенденции развития.

Под формой понимается внешнее выражение содержания, внешняя конфигурация вещи, предмета, внешние пространственные и временные границы. Форма фактически есть способ существования материи в пространстве и во времени. Однако под формой также понимаются внутренние связи системы, способ связи элементов внутри системы (в этом смысле понятие «форма» совпадает с понятием «структура»). Таким образом, форма есть и внутренняя, и внешняя организация системы.

Диалектическая взаимосвязь формы и содержания выражается в следующем:

- неразрывность содержания и формы;

- неоднозначность связи. Одно и то же содержание может иметь разные формы, а одна и та же форма может иметь разное содержание;

- противоречивость единства. У содержания преобладает тенденция к изменениям, а у формы – к устойчивости. Форма имеет границы, за рамками которых она становится другой формой. И потому ее изменения не могут быть бесконечными. Пытаясь сохранить себя, форма в определенный момент становится тормозом на пути развития содержания;

- оптимальность развития предмета или явления происходит при соответствии его формы содержанию и содержания – форме.

Деятельность журналиста представляет собой отражение в текстах окружающей действительности. И если в самой действительности повсеместно реализуется принцип единства формы и содержания, то и в журналистских текстах логично ожидать его проявления. Это мы уже выяснили, анализируя структуру журналистского текста, в которой семантическая сторона представляет собой содержание текста, синтактическая – его внутреннюю форму, а прагматическая – внешнюю форму. Очевидна неразрывность сторон текста, которая и выражает единство содержания и формы.

Характеристика содержания текста включает тему (дескриптивная информация), проблему (прескриптивная и валюативная информация) и идею (нормативная информация). Характеристика внутренней формы – смысловую схему взаимосвязи выводов и фактов и композицию. Внешняя форма характеризуется жанром.

Неоднозначность связи содержания и формы породила возможность одно и то же содержание текста выражать в различных смысловых схемах, композициях и жанрах. И наоборот: одни и те же схема, композиция и жанр могут иметь различное тематическое содержание.

Причем каждый жанр имеет отличительные свойства, которые и определяют особенности формы подачи содержания текста. С другой стороны, содержание текста уже само по себе заказывает такую жанровую форму для своего выражения, которая раскроет его наилучшим образом. Жанрово-тематическая характеристика текста, по сути дела, представляет собой анализ связи формы и содержания. А метод полной содержательно-формальной характеристики текста является способом оценки оптимальности взаимодействия формы и содержания.

Журналист всегда стремится собрать как можно больше всяких сведений о своем объекте отражения. Так проявляется тенденция развития, свойственная содержанию. А форма всегда стремится ограничить это развитие, налагая на собранное содержание жанровые ограничения либо ограничения места, отведенного для публикации данного материала на полосе издания. Ограничения могут быть продиктованы и временными рамками подготовки текста к печати.

Аналогично единство формы и содержания проявляется не только в тексте, но и в таком продукте журналистской деятельности, как номер издания и в целом СМИ. Содержанием номера будет совокупное содержание его текстов, внутренней формой – размещение и оформление текстов на полосах, а внешней – номер в целом. А содержанием СМИ будет его тематическая модель, внутренней формой – графическая модель, а внешней – подшивка номеров. Диалектика взаимосвязи предполагает, что изменение, например, содержания номера или СМИ непременно повлечет за собой изменения и графической модели. Например, качественное издание существенно отличается от бульварного не только содержанием, но и формой.

Поскольку разные СМИ даже в рамках одного типа непременно имеют разное лицо, мы можем говорить о проявлении неоднозначности связи формы и содержания СМИ. И конечно, как и в случае с текстом, оптимальное соответствие тематической и графической моделей издания друг другу обеспечит наилучшее качество издания.

Взаимодействие формы и содержания наблюдается не только в текстовой, но и в массовой организаторской деятельности журналиста. Мы уже приводили пример различных форм массовой работы редакции (см. табл. 1). Каждая названная форма имеет свое содержание.

Каждый вид деятельности, необходимый для успешного функционирования редакции, также имеет свое содержание и соответствующую ему форму реализации. Можно выделить следующие виды деятельности в редакции.

1. Авторская – деятельность по созданию журналистских текстов.

2. Редакторская – деятельность по редактированию текстов.

3. Дизайнерская – деятельность по созданию электронного макета номера.

4. Организационно-массовая – деятельность, направленная на организацию взаимодействия с аудиторией.

5. Менеджерская – деятельность по управлению работой редакции.

6. Маркетинговая – деятельность по исследованию рынка СМИ.

7. Промоушн издания – деятельность по продвижению издания на рынке.

8. Пиаровская – деятельность по формированию внешних связей редакции и ее позитивного имиджа.

9. Рекламная – деятельность по распространению рекламы.

Каждый из названных видов деятельности реализует свое содержание в различных формах: жанры текстов, виды правки, виды верстки, способы организации работы и управления ею, виды маркетинговых исследований, способы распространения издания, формы PR-деятельности, способы рекламы. И всегда актуально требование выбирать адекватные содержанию формы и способы действия.

Благодаря неоднозначности связи формы и содержания возможен творческий подход к любому виду действия в журналистике. А пренебрежение этой онтологической взаимосвязью ведет к двум крайностям. Если журналист увлекается содержательной стороной процессов, не придавая особого значения поиску достойной содержания формы, мы имеем признаки так называемого натурализма, исключающего эстетическое наслаждение формой. Если же в поисках выразительной формы профессионал забывает о содержании, то все его творчество выливается в откровенный формализм.

Обобщая вышесказанное, можно предложить следующий план анализа журналистского текста с точки зрения реализации в нем принципа диалектического единства формы и содержания.

1. Какова тема текста (о чем текст – дескриптивная информация)?

2. Какие проблемы в данной теме выделяет и оценивает автор (прескриптивная и валюативная информация)?

3. Какие идеи по описанным проблемам выдвигает автор (нормативная информация)?

4. В каком жанре написан текст?

5. Оцените, насколько оптимально избранный жанр раскрывает содержание текста (если не оптимально, то к каким последствиям это привело в тексте)?

6. Насколько адекватен объем текста его содержательной ценности?

7. Как сказались временные рамки подготовки текста на его содержании?

Можно проанализировать по отдельному плану отдельный номер издания с точки зрения реализации в нем принципа диалектического единства формы и содержания.

1. Охарактеризуйте информационную политику номера как совокупность проблемно-тематических направлений, представленных в нем.

2. В каком процентном отношении по объему представлены в номере тематические рубрики?

3. Какова жанровая палитра номера (в процентном соотношении)?

4. Оцените, насколько адекватно содержанию текстов их размещение на полосах, графическое оформление текстов и рубрик, полос и номера в целом.

Можно проанализировать и подшивку издания с точки зрения реализации в нем принципа диалектического единства формы и содержания.

1. Охарактеризуйте информационную политику издания (месячную подшивку) как совокупность проблемно-тематических направлений, представленных в нем.

2. В каком процентном отношении по объему представлены тематические рубрики?

3. Какова жанровая палитра в данном СМИ (в процентном соотношении)?

4. Оцените адекватность графической модели издания его тематической модели, концепции и типу данного СМИ.

Подобные исследования редакции могут проводить самостоятельно в качестве профессиональной рефлексии либо обращаться за помощью на кафедры журналистики, где такой анализ может быть выполнен в рамках курсовых, дипломных работ, магистерских диссертаций и других форм исследования. Единство теории и практики всегда эвристично для обеих сторон.

 

Рекомендуемая литература

Основная

1. Алексеев, П.В. Философия : учебник для вузов / П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М. : Проспект, 1996. – С. 379-382.

2. Прохоров, Е.П. Исследуя журналистику /Е.П. Прохоров. – М. : РИП-холдинг, 2005. – С. 64-66.

 

Дополнительная

6. Новейший философский словарь / под ред. А.А. Грицанова­. – 3-е изд., испр. – Минск : Книжный дом, 2003. – С. 949.

 

Практическое задание

Проанализировать журналистский текст и номер какого-либо СМИ с точки зрения качества реализации принципа диалектического единства формы и содержания, ответив на перечень вопросов, предложенных в конце данного параграфа.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое содержание?

2. Что такое форма?

3. Как связаны между собой форма и содержание?

4. В чем выражается эта взаимосвязь?

5. Как проявляется единство формы и содержания в журналистском тексте?

6. Как проявляется единство формы и содержания в отдельном номере издания?

7. Как проявляется единство формы и содержания в конкретном СМИ?

8. Как проявляется единство формы и содержания в организационно-массовой деятельности журналиста?

9. Как проявляется единство формы и содержания в остальных видах деятельности журналиста?

10. Что представляет собой характеристика содержания текста?

11. Что представляет собой характеристика формы текста?

12. Что представляет собой метод содержательно-формальной характеристики текста?

13. Какие проблемы возникают в тексте в случае неадекватной связи формы и содержания?

14. Почему возможен творческий подход к любому виду деятельности в журналистике?

 

Терминология

Содержание, форма, диалектическая взаимосвязь формы и содержания, неоднозначность связи формы и содержания, противоречивость связи формы и содержания, адекватность формы содержанию, натурализм, формализм, метод содержательно-формальной характеристики текста.

 

Глава 2

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Принцип актуальности как онтологический принцип журналистики. Метод прогнозирования | ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЖУРНАЛИСТИКИ

Дата добавления: 2014-09-29; просмотров: 607; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.004 сек.