Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Принцип актуальности как онтологический принцип журналистики. Метод прогнозирования

Читайте также:
  1. B. Искусственная вентиляция легких. Методики проведения искусственной вентиляции легких
  2. I. Основные принципы и идеи философии эпохи Просвещения.
  3. I. Сущность инженерного обеспечения боевых действий войск, предъявляемые к нему требования и важнейшие его принципы.
  4. IFRS 13 «Оценка по справедливой стоимости»: сфера применения стандарта, методы определения справедливой стоимости.
  5. II) Методы теоретического уровня научного познания
  6. II. Принципы средневековой философии.
  7. II. Проблема источника и метода познания.
  8. III ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
  9. III. Корпоративные постулаты и принципы работы сотрудников
  10. III. Предмет, метод и функции философии.

Говоря об актуальности журналистского текста, часто используют синоним – своевременный материал. Но у этого понятия есть два значения. С одной стороны, своевременный означает, что материал появился, потому что для этого созрели определенные условия (появился в свое время). А с другой стороны, своим появлением он создал условия для необходимых (актуальных) изменений, то есть создал свое время для каких-либо явлений.

Такая двойственность обусловлена тем, что мы рассматриваем журналистский материал как явление и одновременно результат его влияния тоже рассматриваем как некое другое явление. Это происходит потому, что информация существует и сама по себе, и как способ формирования нового содержания, вызывая изменения в воспринимающем ее субъекте. Вот поэтому мы и вынуждены распространять понятие «актуальность» и на сам журналистский текст, и на его последующее влияние на окружающую среду.

Очевидно, что опубликованный текст, отражающий какие-либо события, выступает как следствие этих событий. Кроме того, этот текст может стать причиной последующих событий. Налицо наличие причинно-следственной цепочки. Но вот ответ на вопрос, почему указанные следствия появляются (актуализируются) в какой-то определенный момент, требует отдельного осмысления.

Философское понятие «актуальность» рассматривается концепцией детерминизма как сочетание двух состояний - необходимости и случайности. «Необходимость – это то, что вытекает из самой сущности материальных систем, процессов, событий, это то, что должно произойти (или происходит) в главном так, а не иначе»[54]. Необходимость (не обходить) означает невозможность обойти то, что является самой сущностью явления. Сущность непременно проявится такой, какая она есть, потому что она представляет собой главные внутренние свойства явления.

«Случайность же – то, что имеет основание и причину преимущественно не в самом себе, а в другом, что вытекает не из главных связей и отношений, а из побочных, что может быть, а может и не быть, может произойти так, но может произойти и по-другому»[55]. Случайность не является неотъемлемой внутренней характеристикой явления, она – характеристика внешнего условия, в котором существует явление. И как внешнее условие она может ускорить, замедлить или предотвратить совсем проявление сущности. Именно поэтому необходимость и случайность, диалектически связанные между собой, только совместно и могут породить актуализацию.

Гегель ввел традицию рассматривать необходимость и случайность как парные категории, между которыми существуют отношения диалектического противоречия. Они предполагают друг друга, не существуют друг без друга и вместе с тем отрицают друг друга. Ни случайность, ни необходимость не бывают в чистом виде.

Например, зерно посеяно в землю, но прорастет оно (проявится его внутренняя сущность) только при условии хорошей погоды (внешняя по отношению к зерну характеристика). Если погода будет плохой (иная внешняя характеристика), то зерно не прорастет. Внешние условия (погода) не зависят от внутренней сущности явления (от зерна), и потому по отношению к этому явлению они называются случайными. Хотя, конечно, сами внешние условия имеют вполне объективный, отнюдь не произвольный характер. Иначе нельзя было бы говорить о всеобщей обусловленности явлений.

Журналисту, отражающему в своем тексте то или иное явление, следует разобраться, какая внутренняя сущность реализовала себя и благодаря каким внешним условиям это стало возможным. Только тогда можно сказать, что он сумеет объяснить своей аудитории, почему описываемое явление стало актуальным. Или же для прогнозирования какого-либо явления автору нужно указать на те необходимость и случайность, которые сегодня имеют место и способны породить предсказываемую реальность. Но при этом важно еще ответить на вопрос, когда именно это может произойти.

Для этого нужно отличать понятия «вероятность», «возможность» и «действительность» и определить их взаимосвязь.

Под возможностью в философии понимается такое состояние, когда имеется одна часть детерминирующих факторов, но отсутствует другая их часть. Или когда детерминирующие факторы недостаточно зрелы, чтобы возникло новое явление. Возможность – это потенциальное бытие, а действительность – актуальное бытие. Действительность и возможность предполагают друг друга. Всякая действительность содержит в себе возможность дальнейшего развития. Вместе с тем сама действительность возникла из возможностей и не могла бы возникнуть без них.

Переход возможности в действительность характеризуется степенью возможности или вероятностью. Вероятность – это количественная мера возможности. Вероятность характеризует те пределы, в которых существует возможность. Она определяет степень близости возможности к осуществлению.

Взаимосвязь этих понятий можно было бы изобразить схемой, отражающей процесс актуализации явлений (рис. 6).

 
 

 


Рис. 6. Схема актуализации явлений

 

Когда говорят, что политика есть искусство возможного, подразумевают, что секрет этого искусства и заключается в умении путем целенаправленной деятельности создать такие условия, в которых нежелательные качества теряли бы свой реальный характер и не могли бы превратиться в действительность, а желательные, напротив, реализовывались бы благодаря созданным для их развития условиям. Очевидно, что такое управление реальностью основано на глубоком понимании принципа актуальности, на котором и основан метод социального прогнозирования.

Согласно социологическому словарю, «прогнозирование – определение тенденций и перспектив развития тех или иных процессов на основе анализа данных об их прошлом и нынешнем состоянии»[56].

Следовательно, социальное прогнозирование – это одновременно и анализ причин и условий, из которых образовалась действительность, и анализ действительности, в недрах которой вызревают новые вероятности и возможности, порождающие актуальность. И конечно, аудитория ждет от журналиста, что он сумеет объяснить ей механизмы порождения тех или иных процессов и указать на возможности их дальнейшего развития. Текст, реализующий такие запросы аудитории, и будет называться актуальным.

Итак, обобщая вышесказанное, сформулируем алгоритм действия журналиста при изучении им социальной действительности в свете принципа актуальности. Эти вопросы также можно представить как план анализа журналистского текста с точки зрения реализации в нем принципа актуальности и метода социального прогнозирования.

1. Сущность какого явления (необходимость) проявилась в исследуемой ситуации?

2. Какие внешние условия (случайность) этому способствовали, а какие мешали?

3. Какая сущность нового явления при каких условиях может дать тот или иной спектр вероятностей дальнейшего развития событий? (Социальное прогнозирование.)

4. Насколько стремительно та или иная вероятность превращается в реальную возможность, накапливая детерминирующие ее признаки? (Описать процесс накопления конкретных признаков.)

5. Каких признаков еще не хватает, чтобы можно было говорить об актуализации уже вполне возможного явления?

Ответы на эти вопросы, содержащиеся в журналистском тексте, позволят аудитории получить актуальную и в большей степени объективную информацию о происходящих процессах, что даст возможность людям самостоятельно и своевременно принимать решения о своем поведении в окружающем их мире.

 

Рекомендуемая литература

Основная

1. Алексеев, П.В. Философия : учебник для вузов / П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М : Проспект, 1996. – С. 412-424.

2. Прохоров, Е.П. Исследуя журналистику /Е.П. Прохоров. – М. : РИП-холдинг, 2005. – С. 65.

Дополнительная

3. Новейший философский словарь / под ред. А.А. Грицанова­. – 3-е изд., испр. – Минск : Книжный дом, 2003. – С. 949.

4. Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, немецком, французском и чешском языках / редактор-координатор – академик РАН Г.В. Осипов. – М. : ИНФРА-М-НОРМА, 1998. – С. 266.

 

Практическое задание

Проанализировать конкретную жизненную ситуацию или аналитический журналистский текст, ее отражающий, с точки зрения принципа актуальности, ответив на перечень вопросов, предложенных в данном разделе.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое своевременный, актуальный журналистский текст?

2. Что такое необходимость в философском понимании термина?

3. Что такое случайность с точки зрения философии?

4. В чем заключается сущность диалектической взаимосвязи необходимости и случайности?

5. Что такое вероятность и возможность и как они связаны с понятием «актуальность»?

6. Что такое социальное прогнозирование?

 

Терминология

Актуальный текст, необходимость, случайность, вероятность, возможность, социальное прогнозирование.

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Принцип детерминизма как онтологический принцип журналистики. Метод выявления причинно-следственных связей | Принцип диалектического единства формы и содержания как онтологический принцип журналистики. Метод содержательно-формальной характеристики объекта

Дата добавления: 2014-09-29; просмотров: 484; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.005 сек.