Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Сфера политической жизни обществаВ истории западноевропейской социальной мысли термин «политика» зародился в эпоху античности. Под «политией» античные мыслители подразумевали отдельную сферу общественной жизни и форму социального устройства. В эпоху великих географических открытий европейцы столкнулись с отсутствием государства у многих первобытных народов. Родилось представление о самостоятельности политики как сферы общественной жизни. Наличие государства стало критерием деления истории человечества на «цивилизацию» и доцивилизационное развитие. Проблема выделения публичной власти из различных форм социального управления породила целый спектр социальных теорий и привела к формированию ряда общественных наук, избравших политическую сферу объектом своего изучения. Особое место заняли социальные теории российского происхождения XIX —XX веков. К ним исследователи всего мира относят концепцию русского анархизма и теорию государства как совокупного капиталиста. Эти взгляды послужили основанием многочисленных революционных организаций и течений прошлого и позапрошлого веков. Современное понимание термина «политика» многообразно. Таким образом характеризуется специфическая сторона управления социальными процессами, связанная с публичной формой существования власти, т.е. отделение функции управления от непосредственной деятельности. Эта специфика раскрывается через категории «политическая организация» и «политическая система», обозначающие деятельность политических институтов и систему политических отношений. 5.1. Понятие «политическая система общества» в современной научной и учебной литературе употребляется как характеристика всех социальных явлений с позиций их отношения к существующим институтам публичной власти и выполнения функции управления социальными процессами. В таком случае практически любое явление общественной жизни может приобретать политический аспект. Такая политизация свойственна юридическим дисциплинам. С другой стороны, в самой политической системе выделяется та ее часть, которая включена в существующий механизм власти, закрепленный в законодательстве. Эти легальные институты и закрепляемые законодательством отношения признаются политической системой общества. Те же явления и институты, которые не признаны как политические или имеют антиобщественную направленность, составляют альтернативную политическую систему, объединенную внешним образом — противостоянием политической системе общества. В конечном счете, складывается общая точка зрения, в которой так называемые «теневые» политические явления исследуются с позиций их характеристики как самостоятельной политической системы. Прежде всего, это было связано с исследованием организованной преступности внутри государства и ее международных объединений. Особое значение в современном мире приобрела борьба с международным терроризмом, а, следовательно, утвердились представления о существовании его в виде международной политической системы институтов и отношений. Критерием различения политических систем, наличествующих в обществе, выступает отношение их институтов к государственной власти и соотнесенность их деятельности с принятым законодательством. Существование в конкретном обществе, по мнению исследователей, различного числа политических систем, от одной до нескольких, требует введения категории «политическая организация общества» в качестве понятия, объединяющего по содержанию различные политические системы, сосуществующие или сменяющие друг друга. 5.2. «Политическая организация» характеризует институциональный аспект политической сферы жизнедеятельности общества. Поэтому данный термин употребляется, в том числе, и для обозначения различных политических институтов со стороны их структуры и содержания частей, составляющих их как целое. В литературе возможно встретить такие понятия, как «политическая организация современной демократии», «политическая организация правового государства» и т.п. Однако в широком смысле под политической организацией общества исследователи понимают именно действительное состояние институтов в противовес идеологически декларируемой политической реальности. Поэтому меняются и акценты в рассмотрении существующих политических институтов. Например, органы охраны правопорядка в некоторых случаях должны быть представлены не как органы государственной власти, а как часть системы организованной преступности, и это относится не только к современным российским реалиям. Традиционно в рамки политической организации общества принято включать четыре типа политических институтов: государство, политические партии, органы самоуправления, общественные организации и движения. Центральным институтом сферы политической жизни общества признается государство. В общем виде оно представляет собой особую организацию социума для управления социальными процессами и обеспечения целостности процессов общественного развития. До сих пор сохранилось различие в понимании содержания оформленности государства. Часть исследователей рассматривает государство как систему материальных образований, имеющих свое собственное развитие, отличное от иных структур социума. Некоторые считают государство только формой организации общества, пронизывающей все составляющие социума. В этом случае государство сливается с институтом общественного самоуправления. Государство исторически возникает на основе выделения публичной власти как нового вида разделения труда в обществе. Оформление публичной власти, отделенной от непосредственного процесса жизнедеятельности в особый институт, закрепляется специфическим способом материального обеспечения его существования. Это выражается в формировании налоговой системы. Традиционно эти два признака являются наиболее существенными в оформлении института государства. Из них вытекает необходимость закрепления жителей на определенной территории как налогоплательщиков, создание системы производства общественно значимых работ (например, ирригация), охрана территории и защита населения. Современные историки обнаруживают окончательное оформление этих функций в особые политические организации при переходе от римской республики к империи. К этому же периоду относится концепция «разделения властей», по которой в состав государства включаются исполнительные, законодательные и судебные органы. Принятие государством на себя функций частного, гражданского права, ранее принадлежавших церкви, породило теорию «полицейского государства», отвечающего за нравственность общества и его членов. Немецкая классическая философия окончательно отделила понятие «государство» от понятия «общество», оформляется противопоставление в социальной теории «государства» так называемому «гражданскому обществу», и зависимость государства от права, отражаемая в теории «правового государства». Важным аспектом деятельности этого политического института на протяжении его истории является особая форма выражения общих социальных интересов посредством интересов социальной группы, включенной в механизм публичной власти. Такая форма закрепления, осознания и выражения общих интересов порождает и конкретные формы деятельности государства по их реализации. Выдавая свой интерес за всеобщий, государство может занимать различные позиции по отношению к общественному развитию. В том случае, когда его деятельность напрямую противостоит необходимости общественного развития, складывается ситуация политической революции. Прямое подчинение всех сфер общественной жизни формам и методам реализации интересов, которые государством выдаются за всеобщие, получило в современных исследованиях название тоталитаризма. В современной концепции постмодернизма эта ситуация представлена иначе. В ходе борьбы с тоталитарными тенденциями публичная власть складывается как некая общность, представляющая интересы крупнейших промышленных и финансовых объединений на данной территории или в этом регионе. Используя политические механизмы, эти группы полностью отделяют себя от развития общества в целом и нейтрализуют общественное влияние на политические процессы. Деятельность государства выражается в обеспечении реализации интересов этих групп посредством политического лавирования в изменяющейся внешней и внутренней конъюнктуре. При благоприятных обстоятельствах этой конъюнктуры «политическая элита» безмерно обогащается, а общество попадает в состояние стагнации. По мнению исследователей, вторым по значимости политическим институтом является политическая партия. Именно этому политическому институту отводится реализация функции формирования стратегии социальной политики и решение тактических задач, связанных с изменениями политической обстановки. Основные характеристики партии как политического института в каждом отдельном случае закрепляются законодательно. Однако исторический опыт развития политических институтов демонстрирует тенденцию слияния руководства правящей политической партии с бюрократической верхушкой государственной власти. Партийно-государственная элита узурпирует власть, создавая особый институт, получивший в отечественной литературе наименование «номенклатура». Особое внимание в этой связи уделяется так называемым «оппозиционным» партиям, включенным в механизм осуществления государственной власти особым образом, а также «нелегальным» партиям. Последние выдвигают цели, прямо или опосредованно направленные против существующей государственной власти. Причем такие партии могут иметь международный уровень организации. Большой интерес в современном обществе вызывают исследования так называемых «революционных» или террористических организаций, претендующих на место «оппозиционных» интернациональных партий. В политическом институте самоуправления многие исследователи видят не только историческую основу существования всякой публичной власти, в том числе и государства, но и будущую форму ее существования. В западноевропейской традиции этот институт основан на принципах римского гражданского права, связан с коммунальной организацией средневековых городов и получил самостоятельное политическое значение в период Французской революции и войны за независимость североамериканских колоний Англии. Особое место в Новейшей истории прошлого века занимает опыт политического развития феномена общественного самоуправления аграрных регионов, получившего название «Советы». Политическое влияние, которое они приобрели в период аграрной революции 1905-1907 гг. в России, стало примером для аграрных процессов в этот период во многих странах мира: Турции, Иране, Китае, Мексике и т.д. С момента приобретения этим институтом самостоятельного политического веса особой тенденцией политического развития стала разработка механизма включения самоуправления в структуру государственной власти. Если государство как политический институт в своей деятельности прежде всего закрепляет сложившиеся в обществе политические традиции, то институт самоуправления ярче отражает изменения политической обстановки. В формировании политических традиций, отражающих новые тенденции общественного развития, особое место занимают общественные организации и движения.В них выражаются специфические интересы различных слоев и групп, изменяющиеся с развитием общества. Многие из них имеют долговременный характер, несмотря на постоянные изменения состава их членов, например, молодежные организации. Исследователи отмечают, что именно этот политический институт динамично реагирует на возникающие социальные проблемы, когда они обретают политический характер. Особое значение этот институт приобретает в период предвыборной борьбы и в тех случаях, когда зримо ощущается паралич органов государственной власти. 5.3. Следует подчеркнуть, что неоднозначность трактовки существующих тенденций развития политических институтов и, прежде всего, государства, а также новые явления в жизни этого политического института выделили особую дисциплину — политологию. Основная задача этой науки — исследовать механизмы реализации общественно необходимых функций в сфере политической жизни общества и выявлять тенденции развития всех ее институтов. Эти механизмы характеризуются как политические отношения. К ним политологи относят: в широком плане любые отношения, связанные, в конечном счете, с социальной властью и управлением социальными процессами. Считается, что любое управленческое действие в современном обществе может иметь политические последствия, хотя бы и опосредованные. Практически невозможно вести любую деятельность без установления отношений с политическими институтами, и в первую очередь с государством. Они составляют первый тип политических отношений. Вторым типом политических отношений признаются отношения представителей гражданского общества с политическими институтами — «гражданские права и свободы». Третий тип отношений характеризует взаимоотношения политических институтов общества. Четвертый — отношения внутри политических институтов. Таким образом, создается общее представление о режиме политической власти в обществе. Особое место в сфере политической жизни общества занимает феномен политической культуры. Он включает в себя представления об уровне политического сознания и правовой грамотности членов общества, их политической активности, особенностях построения всех видов политических отношений и поведения политических деятелей. В теоретическом плане под политической культурой понимается сложившиеся в обществе место, роль и влияние политических институтов, закрепленные традициями отношения к политическим явлениям. Современная политическая культура включает новые политические феномены, среди которых выделяется концепция фундаментализма, с позиций которой политическая жизнь общества основывается на различных факторах неполитического характера. Существование в истории периодов доминирования этносов или даже расовых типов породило противодействующие тенденции национального и расового фундаментализма, ярким проявлением которого считается культуры «негритюда» — так называемого «черного расизма». Включение в механизм политической власти религиозных организаций, известное в истории развития государства как теократия, получило новое содержание в культуре религиозного фундаментализма. Наибольшей известностью в современном мире пользуется исламский фундаментализм. Новым явлением политической культуры, вошедшим в политическую жизнь современного российского общества, стали политические технологии. Они характеризуют механизм организации массового политического сознания, внедрения в него новых элементов, создание политических стереотипов и формирование направленности политической активности. На поверхность политической жизни политтехнологии выходят в период предвыборной и выборной кампаний, когда их содержание становится предметом публичного анализа. Именно институт политической культуры непосредственно связан со следующей структурой социальной действительности, известной как духовная сфера жизни общества.
Дата добавления: 2014-10-02; просмотров: 496; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |