Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Духовная сфера жизни обществаАнализ духовной сферы жизни общества завершает институциональный подход к исследованию структуры социальной действительности, представленной в виде общества как сложной динамической системы. Одно из направлений этого анализа основано на представлении о данной сфере общественной жизни как об особом виде производства, обозначенном выше как «производство идей». Такой вариант исследования основан на методологии, изложенной выше в разделе «сфера экономической жизни общества», когда любой тип социальной деятельности рассматривается как вид общественного производства. 6.1. В этом случае результат процесса производства обозначается понятием «духовные ценности» или «культурные ценности». Они противопоставляются материальным ценностям как таким результатам процесса производства, потребление которых связано с обеспечением непосредственных условий и средств жизнедеятельности определенного социального субъекта. Духовные ценности являются, в свою очередь, основанием следующего цикла духовного производства. Таким образом, духовное производство в то же время может рассматриваться как духовное потребление. В научной и учебной литературе принято различать виды духовного производства по тому результату, который обозначается как духовная ценность. В современном обществе большое значение приобрела такая ценность как информация. В ряде теоретических концепций значение этого фактора оценивается столь велико, что современное общество обозначается как информационное общество. Средства массовой информации как социальный институт, непосредственно связанный с этим видом духовного производства, оцениваются в этих концепциях как особая форма власти в информационном обществе. Этапы духовного производства различаются как исторически формирующиеся этапы развития духовного производства человечества. В этом случае каждому самостоятельному этапу развития общества соответствует свой особый тип духовного производства, закрепляющий в своих институтах особый характер производства средств к жизни, институты социальных общностей и формы политической власти. Именно в рамках духовного производства создаются предпосылки изменения характера общественных отношений на всех уровнях. Они принимают различные формы представлений о лучшем общественном устройстве. Спецификой духовного производства является и выделение особого субъекта этого процесса. Во многих случаях в качестве субъекта духовного производства выделяется особый социальный слой, который обозначается термином интеллигенция. Ее роль состоит не только в создании разнообразных духовных ценностей, но и в формировании механизма духовного потребления. Одной из задач, решаемых интеллигенцией, является распространение духовных ценностей как факторов или компонентов любого производственного процесса. Так, например, техническая интеллигенция внедряет в процесс производства достижения науки и техники, делая их необходимыми факторами развития и изменения характера производственного процесса. В качестве факторов процесса производства материальных ценностей духовные ценности получают эквивалентную оценку в материальном выражении. Таким образом, на каждом этапе развития общества духовные ценности включаются в процесс материального производства как элемент производительных сил, в их материальном и субъектном выражении. Субъектный фактор имеет эквивалентное выражение в уровне развития знаний, способностей и навыков личностей, вовлеченных в процесс материального производства. 6.2. Однако духовные ценности не являются единственным результатом процесса духовного производства. Наиболее важным является формирование особых институтов сферы духовной жизни общества. Институциональный результат духовного производства также может обобщаться категорией формы коллективного или общественного сознания. Поэтому анализ сферы духовной жизни общества традиционно проводится посредством исследования ряда феноменов общественной жизни, таких как наука, искусство, религия, право, мораль, идеология или политическое сознание. В современной научной и учебной литературе эти феномены общественной жизни, как правило, анализируются в форме особых социальных институтов духовной сферы. Такой характер исследования приводит к формированию специальных научных дисциплин, имеющих своим предметом институциональный аспект феноменов духовной сферы. В системе научных дисциплин представлены философия науки как современное науковедение, искусствоведение, религиоведение, философия права, этика, политология и др. Следует отметить, что формирование этих дисциплин традиционно проходит на базе философской методологии, и они представляют собой разделы философского знания. Второй аспект анализа состоит в применении принципа историзма к этим феноменам общественной жизни. Таким образом, каждый из них рассматривается как культурно-исторический феномен, что характерно для современной исторической науки и привело к формированию ряда научных дисциплин — культурологии, социологии культуры и т.п. Культурологический анализ выявляет специфику зарождения, формирования и развития данных феноменов, дает характеристику их современного состояния и рассматривает перспективы дальнейшего развития. Особо выделяется роль и место данных феноменов в общественном развитии в различные периоды истории общества, а также их влияние на иные сферы общественной жизни. Третий аспект выделяет специфику феноменов как форм коллективного или общественного сознания. В современной литературе существуют несколько подходов в рамках этого аспекта анализа, среди которых доминирует рассмотрение форм коллективного сознания в качестве форм познавательной активности. Гносеологический аспект ярче всего представлен в анализе науки как формы общественного познания. Популярны также исследования познавательной специфики искусства и мистических способов познания в рамках религиозного сознания. Учитывая специфику социально-философского анализа, которая связана с пониманием и определением категории социальное, наибольший интерес представляет рассмотрение каждой формы коллективного или общественного сознания в качестве представления о социальном как особом качестве, а также определения этого качества. Так мы получаем дефиниции, позволяющие осознать предмет социально-философского анализа, а также применить эти представления к анализу социальной действительности. Этот подход изменяет структурированность социальной действительности в рамках сферического принципа и открывает новые возможности для социально-философского анализа.
Дата добавления: 2014-10-02; просмотров: 344; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |