Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




ОСНОВНЫЕ ВИДЫ УСТНОЙ РЕЧИ: СООБЩЕНИЯ, МОЛВА, ФОЛЬКЛОР

Читайте также:
  1. I. Основные принципы и идеи философии эпохи Просвещения.
  2. II. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ РАДИАЦИОННОЙ ОПАСНОСТИ И МЕДИЦИНСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ОТ ИХ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОРГАНИЗМ.
  3. III. Основные политические идеологии современности.
  4. IV.5. Основные тенденции развития позднефеодальной ренты (вторая половина XVII—XVIII в.)
  5. V. АКУСТИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ГОРНЫХ ПОРОД И МАССИВОВ. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА АКУСТИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ГОРНЫХ ПОРОД
  6. V6. ОСНОВНЫЕ СЕМАНТИКО-СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. ОБРАЗ АВТОРА
  7. Анализ технологичности изделия и деталей. Основные показатели.
  8. Английская революция 17 в. (предпосылки, основные этапы и начало)
  9. Базы данных. Общие сведения. Основные понятия баз данных
  10. Бактерии и их основные формы

Все люди, за малым исключением, со всеми их разнообразными биологическими, психологическими, культурными, классовыми, возрастными, образовательными и другими особенностями, владеют и пользуются устной речью. В речи каждого человека присущая ему совокупность признаков проявляется, прежде всего, через намерения говорящего, его цели и состав речи. Однако влияние этих факторов на устную речь очень мало исследовано. Обычно оно становится достоянием филологического изучения в той степени, в какой правила письменной речи традиционно дифференцированы в зависимости от ситуаций общения. Так, в малайском языке представлены высокий, низкий и средний регистры общения (нгоко, кромо и мадью), имеющие каждый свои особенности выражения в лексике и грамматике [108\. Подобными признаками характеризуется также классический тибетский язык, в котором выделяются два полярных регистра: высокий и низкий [97].

Слова "регистры общения" означают тот языковой факт, что между общающимися людьми регистрируются в их речи возрастные, социальные или образовательные различия. При этом эти различия отмечаются в языке существованием особых речевых форм (слов и выражений), характерных для того или иного типа ситуаций общения .

Известны языки, которые обладают системой грамматических форм вежливости [4], специально описываемых лингвистикой (например, японский язык).

В стилистике традиционно изучаются лексические и фразеологические различия, характеризующие речевые отношения собеседников, их возрастные, образовательные и социальные признаки

(ср. понятие речевых характеристик в курсах литературы [80]). В риторике предлагается учитывать характер взаимоотношения оратора и аудитории и в построении речи, и в схемах обращения, темпе, длительности речи и типах аргументов [см.J18]. Аналогично и в других науках о языке отмечаются отдельные особенности отношений людей, влияющие на свойства устной речи. Так, Н.С.Трубецкой в "Основах фонологии" специально отмечает различия фонации женской и мужской речи [111].

Все эти разнородные сведения раскрывают проблему речевых взаимоотношений людей в устной речи только частично и не содержат исчерпывающих данных об основных и всеобщих правилах построения речевых отношений в сфере устной речи. Для определения исходных и самых существенных сторон речевых взаимоотношений в сфере устной речи надо прибегнуть к характеристике самой устноречевой фактуры языка, т.е. к характеристике существенных свойств материала устной речи и необходимой структуры актов устноречевой коммуникации.

Устноречевая коммуникация характеризуется как такой вид языкового общения, который материально существует только в момент общения и только в пределах досягаемости на слух при громкости, доступной человеческому голосу.

Исходя из материальных свойств устной речи, мы должны заключить, что всегда круг участников определенной устноречевой коммуникации составляет коллектив заведомо более узкий, чем общий состав лиц, владеющих данным языком. И поскольку актов устноречевой коммуникации может быть много, то может быть много и элементарных коллективов, объединяемых в каждом акте устноречевого общения. Эти элементарные коллективы возникают и распадаются в зависимости от того, где, когда, как и в каком количестве совершаются акты устноречевой коммуникации, сводимой, в конечном итоге, к образованию устных текстов.

Представим себе в предельно обобщенном виде основную особенность создания таких коллективов посредством устной коммуникации: потенциальным членом элементарного коллектива может быть любое лицо, владеющее данным языком, но не бывает такого члена элементарного устноречевого коллектива, который входил бы только в один коллектив. Участники устной коммуникации обязательно входят в разные элементарные коллективы устно-речевых коммуникантов.

Отсюда устная речь принципиально не может объединить в целый коллектив всех знающих данный язык, если ее не подвергнуть репродукции. Необходимость в репродукции вытекает из того, что материал устной речи является точечным и мгновенным и потому не охватывающим всех говорящих на данном языке. Это значит, что лица, принадлежащие к данному языку, вынуждены разделиться на мелкие (элементарные) коллективы, постоянно общающихся между

собой лиц (например, семьи); причем устноречевая связь между такими коллективами будет иметь непременную склонность к затуханию. Единственным средством объединения в целостный языковой коллектив служит репродукция устной речи.

Репродукция устной речи означает воспроизведение по памяти какого-либо ранее услышанного текста, т.к. единственным средством хранения текстов в устной речи (учитывая их материальную нехранимость) является память.

Репродукция в целом может быть двух видов: а) однократная и б) многократная.

а) При однократной репродукции каждый член коллектива воспринимает речь один раз. Покажем это так: А—► В—► С...

Однократная репродукция устной речи основана на принципе: лицо В выслушало текст, передало его другому лицу С, не знающему текст, и т.д. При этом передавать текст лицу, уже знающему его, нельзя.

б) При многократной репродукции каждый член коллектива, как говорящий или как слушающий, имеет дело с текстом не один , а много раз, т.е. один и тот же текст может быть как угодно много раз передан говорящим другим лицам, уже знающим его, и они всякий раз должны выслушать этот текст.

В обоих случаях текст устной речи, благодаря смешению однократной и многократной репродукции, охватывает всех членов языкового коллектива.

Таким образом, для установления языкового единства коллектива устная речь должна репродуцироваться. При репродукции участники устной коммуникации суммируются в элементарные коллективы (например, семьи), а применение обоих видов репродукции приводит к суммированию элементарных коллективов в целостный языковой коллектив.

Такое суммирование может иметь и обычно имеет целые серии промежуточных ступеней, когда репродукция первого и второго типа (однократная и многократная) охватывает не весь коллектив, а только его часть и суммирует элементарные коллективы не в пределах всего языкового коллектива, а лишь частично. Поскольку на практике допускается частичная репродукция и смешение ее типов, то оба типа репродукции ясно различаются особыми правилами. В том случае, когда эти правила применяются непоследовательно, образуются промежуточные группы людей, которые в социологии носят название "неформальных групп"[У^У].

Тексты, подвергаемые тому или иному типу репродукции, имеют в языке особые названия. Так, однократно репродуцируемый для каждого слушающего текст обычно называется молвой. Тексты, подвергаемые множественной репродукции, образуют область собственно устной словесности (или, иначе, фольклор).

Нерепродуцируемые тексты особых языковых названий не имеют. Будем называть их сообщениями, т.е. сообщения — это единичные, нерепродуцируемые тексты.

Эти три разновидности устной речи (сообщения, молва, фольклор) выполняют в языковом сообществе разные функции. Сообщения и молва не могут быть носителями культуры, так как содержание этих текстов, в силу характера репродукции, не воспроизводится из поколения в поколение, тогда как фольклор является носителем культуры. Культурное содержание, представленное в текстах устной словесности, общезначимо, воспроизводимо из поколения в поколе-, ние и распространяется на каждого члена общества.

При создании сообщений не возникает текстовой общезначимости, поскольку не каждый член языкового сообщества оказывается приобщен ко всем сообщениям.

При создании молвы все члены языкового сообщества объединены одним репродуцируемым текстом, но каждый человек имеет дело с текстом только один раз, поэтому молва прекращается, когда она достигнет границ языкового коллектива. Молва не предполагает преемственности, и сама не может служить основанием для новой молвы (может быть только искажение старой молвы). Человек, приобщаясь к молве, не может почерпнуть из нее того содержания, которое значимо для исторической жизни языкового сообщества, поэтому молва также не имеет культурной значимости.

Поскольку фольклор многократно репродуцируется каждым членом языкового сообщества, то тексты устной словесности оказываются значимыми для всего языкового коллектива в целом, их репродукция не может прекратиться с распространением на всех членов коллектива (в отличие от молвы). Отсюда следует, что устно-речевая культура, приобщение к которой является обязательным для членов языкового сообщества, представлена текстами устной словесности.

Различительные свойства сообщений, молвы и фольклора целесообразно описать в таблице, где будет указано на отношение текстов к людям и людей к текстам.

Матрица 1. Типы устноречевых текстов

Отношение "текст — человек" Сообщение Молва Фольклор
Слушающий не может повторно общаться с текстом + + -
Текст создается для всего языкового коллектива - + +
Отсутствие запрета на повторение + - +

Из таблицы видно, что основные виды текстов устной речи функционально различены отношениями текста к человеку и человека к тексту.

Будучи общезначимым и повторяющимся, фольклор составляет и объединяет языковой коллектив в культурное целое. Поэтому устноречевое общество объединяется и разделяется культурными связями только посредством устной словесности.

Утрата фольклора есть исчезновение языкового коллектива, принятие нового фольклора равно переходу в другой языковой коллектив. Изменение характера устной словесности означает изменение характера языкового коллектива. Однако надо иметь в виду, что в данном случае речь идет о тождестве именно языкового коллектива, но не о национальной идентичности. В истории известно немало случаев, когда целые народы перенимали иной язык, иную устную словесность, но сохраняли свою родовую и племенную национальную идентичность. Это объясняется тем, что помимо языка существуют другие семиотические системы, с одной стороны, и тем, что, с другой стороны, нравы и обычаи народа могут сохраняться в иноязычной среде. Характерным примером может служить историческая судьба тюрских языков.

Таким образом, предлагаемая модель подтверждает и уточняет известное утверждение, основанное на наблюдениях этнологии и этнографии, о том, что в бесписьменном обществе утрата, приобретение или смена языка практически отождествляется с утратой, приобретением или сменой фольклора.

Классификация, делящая устную речь на сообщения, молву и фольклор, исходит из материальных характеристик устной речи, определяющих типы репродукции текстов. Для того, чтобы устная речь могла состояться и дифференцироваться по своим видам, должны существовать особые средства, побуждающие к определенному типу действия со словом. Сводом таких особых средств является речевой этикет, определяющий основные правила речевых контактов. Речевому этикету обучаются по указаниям старших, из подражания и другими средствами.

На последующих стадиях развития языковой фактуры речевой этикет некоторых слоев общества может быть записан и даже распространен печатно [124].

В частности, высокой мерой этикетности отличалась французская речь образованных слоев, сформировавшая особый тип беседы.

Речевой этикет всегда направлен на формирование особого типа содержания. Разные народы могут значительно различаться между собой характером речевого этикета. Однако существуют общие правила, которые свойственны любому народу. Эти общие правила даны в фольклоре.


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Часть I. УСТНАЯ РЕЧЬ Глава I. КУЛЬТУРА ДОПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ | ОСНОВНЫЕ ВИДЫ УСТНОЙ РЕЧИ И ФОЛЬКЛОРНЫЕ ПРАВИЛА РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА

Дата добавления: 2014-10-08; просмотров: 478; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.003 сек.