![]() Главная страница Случайная лекция ![]() Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика ![]() Мы поможем в написании ваших работ! |
Сущность творчества, основные категорииТВОРЧЕСТВО-деятельность, результатом которой является создание новых, оригинальных и более совершенных материальных и духовных ценностей, обладающих объективной или (и) субъективной значимостью. Виды творчества определяются характером деятельности человека: научное творчество - производство нового знания, обладающего преимуществом по сравнению с прежним; художественное творчество - создание новых художественных произведений; техническое творчество - разработка новых технологий и технических устройств; педагогическое творчество - разработка нового содержания, методов, принципов, форм, педагогических систем и т.д. В психологической литературе встречаются в известной мере разные трактовки творчества. Л.С. Выготский рассматривал творчество как создание нового. С.Д. Рубинштейн определял творчество, как деятельность, создающую нечто новое, оригинальное, что потом входит в историю не только самого творца, но и науки, искусства и т.д. А.М. Матюшкин выделял два вида активности: адаптивный и творческий. Задачей творческой активности является изменение существенного порядка, создание новых подходов. А.В. Брушлинский, О.К. Тихомиров в Т. выделяют открытие неизведанного, создание нового, преодоление стереотипов и шаблонов. О.К. Тихомиров особую роль в творческой деятельности отводил целеполаганию. Приверженность человека задаче, его целеустремлённость выступает как личностная предпосылка Т.А. Маслоу считает, что подлинное Т., креативность проявляются у человека и в повседневной реальной жизни, каждодневном выборе жизненных ситуаций, в разных формах самовыражения. Для личности, стремя стремящейся к Т., по мнению Я.А. Пономарёва, характерны оригинальность, инициативность, высокая саморегуляция, огромная работоспособность. Творческая личность находит удовлетворение не столько в достижении цели труда, сколько в самом его процессе. Для Я.А. Пономарёва определяющим в Т. является развитие, возникновение новых структур, нового знания, новых способов деятельности. Б.Г. Ананьев среди свойств творческой личности выделял .глубину и остроту мысли, необычность постановки вопроса и его решения, интеллектуальную инициативу. Общим для творческих личностей, по мнению П. Торранса, является потребность развиваться, потребность в постоянном росте. Творчество (креативность) можно описать с помощью трех S: чувствительность (sensivity), синергия (synergy) и интуиция (serendipity) (Parnes, Noller, & Biondi, 1977). Чувствительность — это использование наших чувств, наших «окон в мир», с помощью которых мы осязаем, нюхаем, пробуем на вкус и видим. Синергия — это соединение на первый взгляд несовместимых вещей в единое целое — полезное и функционирующее. По своей сути она близка к «бисоциативному мышлению» Кестлера (Koestler, 1964), в котором соединяются две несовместимые прежде системы отсчета. Если вы сможете соединить две идеи из различных областей знаний таким образом, что они успешно начнут работать в новом контексте, значит, вы продемонстрируете наглядный пример синергии. Интуиция ведет к неожиданному, незапланированному открытию. Биографии знаменитых ученых пестрят случаями, когда они интуитивно находили нужное решение, которое, казалось бы, противоречило здравому смыслу, И все же меня не покидает ощущение, что, когда все объясняют только интуицией, это несправедливо по отношению к ученым. Да, новое чудесное лекарство получилось в результате случайного смешения компонентов. Но ведь только опытный ученый смог бы по достоинству оценить последствия этой случайности. Если бы на его месте оказался человек, не обладающий нужными знаниями, он попросту объявил бы опыт ошибочным и забыл о нем. Хотя интуиция, несомненно, может сыграть важную роль в процессе творчества, но также несомненно, что она должна быть подкреплена настойчивостью и трудолюбием. Можно, конечно, чисто интуитивно сделать научное открытие, но такие счастливые «случайности» более вероятны после напряженного труда в лаборатории до поздней ночи. Креативность - творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности; это способность порождать множество разнообразных оригинальных идей в нерегламентированных условиях деятельности. Креативность в узком значении слова - это дивергентное мышление, отличительной особенностью которого является разнонаправленность и вариативность поиска разных, в равной мере правильных решений относительно одной и той же ситуации. Креативность в широком смысле слова - это творческие интеллектуальные способности, в т.ч. способность привносить нечто новое в опыт Ф. Баррон), способность порождать оригинальные идеи в условиях разрешения или постановки новых проблем (М. Уаллах), способность осознавать проблемы и противоречия, а также формулировать гипотезы относительно недостающих элементов ситуации (Е. Торренс), способность отказываться от стереотипных способов мышления (Дж. Гилфорд). В качестве критериев креативности целесообразно рассматривать комплекс определённых свойств интеллектуальной деятельности: I) беглость (количество идей, возникающих в единицу времени); 2) оригинальность (способность производить «редкие» идеи, отличающиеся от общепринятых, типичных ответов); 3) восприимчивость (чувствительность к необычным деталям, противоречиям и неопределённости, а также готовность гибко и быстро переключаться с одной идеи на др.); 4) метафоричность (готовность работать в фантастическом, «невозможном» контексте, склонность использовать символические, ассоциативные средства для выражения своих мыслей, а также умение в простом видеть сложное и, напротив, в сложном - простое. Типичными для диагностики креативности являются задания следующего плана: назвать все возможные способы использования знакомого предмета; назвать все предметы, которые могут принадлежать определённому классу (в частности, перечислить жидкости, которые горят); продолжить метафору (в частности, «женская красота подобна осени, она...»); сделать законченное изображение на основе простой графической формы (напр., круга) и т.д. В большинстве исследований при оценке креативности во внимание принимаются, как правило, первые два показателя: количество сформулированных испытуемым идей и степень их редкости сравнительно с ответами др. испытуемых. Со временем, однако, выяснилось, что указанные показатели дивергентного мышления отнюдь не являются однозначным свидетельством наличия креативности как творческой интеллектуальной способности. Так, за нестандартностью, или «редкостью» ответа могут стоять совершенно различные психологические явления: собственно оригинальность как проявление творчески-продуктивных возможностей исп., оригинальничанье как проявление личностной гиперкомпенсации интеллектуальной несостоятельности либо психическая неадекватность (М.А. Холодная). Наконец, обострило положение дел в области исследований креативности. и то обстоятельство, что показатели креативности. (даже в их полном наборе) весьма слабо предсказывают реальные творческие достижения человека в его обыденной и профессиональной деятельности. Помимо тестов, для определения креативности используются специальные опросники со списками ситуаций, чувств, интересов, форм поведения, характеризующих творческих людей. Эти анкеты могут быть адресованы как самому испытуемому, так и окружающим его людям. Для анализа продуктов творчества используются оценки экспертов: учёных, художников, изобретателей. Стандарты для таких оценок всегда основаны на общественном суждении. ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - деятельность, в которой творчество как доминирующий компонент входит в структуру либо её цели, либо способов. Всю деятельность людей можно условно разделить на творческую и нетворческую и различать по следующим трём признакам: 1) по результату: творчество характеризуется получением нового, ранее не известного качества, в то время как «нетворчество» даёт в принципе известный, стандартный, серийный (принципиально схожий с ранее полученным) экземпляр (продукт); 2) по способу (структуре ) реализации: творчество неповторимо в своём пути движения к результату (неповторимость выступает либо как создание принципиально нового способа, либо как неповторимая комбинация известных приёмов действия, либо как известная комбинация неизвестных приёмов); «нетворчество» же характеризуется повторяемостью (шаблонностью) приёма достижения результата; 3) по значению: творческая деятельность выступает как непосредственный двигатель прогресса, определяющий качественно различные его ступени, нетворчество оказывается лишь средством количественного накопления условий для коренных изменений, т.е. для творчества. Нужно думать, что творчество и нетворчество - это неразрывные стороны человеческой деятельности, каждая из которых обусловливает др. ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ. Творческие способности разделяют на три группы: способности, связанные с мотивацией (интересы и склонности), с темпераментом (эмоциональность), и умственные способности. ФАЗЫ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА Классификации фаз, предлагаемые различными авторами, в той или иной мере отличаются друг от друга, хотя в общем виде все они схожи. Первая фаза (сознательная работа) - подготовка (особое деятельное состояние как предпосылка интуитивного проблеска новой идеи). Вторая фаза (бессознательная работа) - созревание (бессознательная работа над проблемой, инкубация направляющей идеи). Третья фаза (переход бессознательного в сознание) - вдохновение (в результате бессознательной работы в сферу сознания поступает идея решения, первоначально в гипотетическом виде, в виде принципа, замысла). Четвёртая (сознательная работа) - развитие идеи, её окончательное оформление и проверка. При интерпретации совокупности фаз главные трудности связывались обычно с бессознательной работой. Недоверие к неосознанному моменту творческого процесса привело к существенному преобразованию содержания представлений о психическом механизме творчества. Это недоверие послужило, напр., одной из причин подмены психологического анализа творческого мышления теоретико-познавательным. В нашей психологии это произошло в середине 30-х гг. Игнорирование неосознаваемого момента длилось довольно продолжительно. ТВОРЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ - вид умственных упражнений (решение системы творческих задач), направленных на формирование и развитие творческих способностей уч-ся.
Дата добавления: 2014-10-10; просмотров: 319; Нарушение авторских прав ![]() Мы поможем в написании ваших работ! |