Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Творческая личностьТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ - личность, обладающая творческой направленностью, творческими способностями и создающая путём применения оригинальных способов деятельности объективно или (и) субъективно новые материальные или (и) духовные ценности, отличающиеся личной или (и) социальной значимостью и прогрессивностью. Для творческой личности характерна устойчивая, высокого уровня направленность на творчество, мотивационно-творческая активность, которая проявляется в органическом единстве с высоким уровнем творческих способностей и которые позволяют ей достигнуть прогрессивных, социально или лично значимых творческих результатов в одном или нескольких видах деятельности. Чаще всего Т.л. достигает большого успеха в одном к.-л. виде деятельности, напр., музыке, спорте, математике и т.д. Но история знает немало примеров высоких творческих достижений в нескольких и даже многих областях человеческой деятельности (М.В. Ломоносов, Микеланджело и др.). В связи с этим правомерно говорить о всесторонне развитой творческой личности. Гарднер (Gardner, 1989) считал, что творческий человек непременно должен регулярно решать творческие задачи и создавать продукты творчества. Это дополнительное условие исключает из творческого процесса понятие «удачи», потому что случайные или редкие действия не следует учитывать при подсчете регулярного результата. Некоторые особенности творческой личности А.В. Брушлинский, О.К. Тихомиров в творчестве выделяют открытие неизведанного, создание нового, преодоление стереотипов и шаблонов. О.К. Тихомиров особую роль в творческой деятельности отводил целеполаганию. Приверженность человека задаче, его целеустремлённость выступает как личностная предпосылка Т.А. Маслоу считает, что подлинное творчество, креативность проявляются у человека и в повседневной реальной жизни, каждодневном выборе жизненных ситуаций, в разных формах самовыражения. Для личности, стремящейся к творчеству, по мнению Я.А. Пономарёва, характерны оригинальность, инициативность, высокая саморегуляция, огромная работоспособность. Творческая личность находит удовлетворение не столько в достижении цели труда, сколько в самом его процессе. Для Я.А. Пономарёва определяющим в творчестве является развитие, возникновение новых структур, нового знания, новых способов деятельности. Б.Г. Ананьев среди свойств творческой личности выделял глубину и остроту мысли, необычность постановки вопроса и его решения, интеллектуальную инициативу. Общим для творческих личностей, по мнению П. Торранса, является потребность развиваться, потребность в постоянном росте. Творчески одаренные люди обладают обычно высоким интеллектом. Но прямой зависимости между интеллектом и талантом нет. Существует «пороговый» уровень — коэффициент интеллектуальности, равный 120 единицам, — ниже которого творческие способности не могут быть реализованы. Но выше этого порога возрастание КИ ничего не добавляет к творческим возможностям[4]. Готовность к интеллектуальному риску — эта особенность творчески одаренной личности вытекает из того, что человек, дающий много идей, должен иметь смелость высказать их вслух. Но, будучи склонен к широким обобщениям, к восприятию целостных картин мира, он более подвержен риску ошибиться. «Бесстрашие мысли» позволяет высказывать догадки, даже если нет абсолютной уверенности в их правильности. Бездарный (точнее — человек с нереализованными творческими задатками) добивается спокойствия и уверенности тем, что старается иметь дело с ограниченным числом «информационных полей», с заданиями, для которых у него выработаны устойчивые навыки. Талантливый человек не ограничивает себя одним ремеслом, одной тематикой, одной научной дисциплиной, одним жанром, он не боится выйти за пределы привычного. Импульсивность и отсутствие конформности — также атрибуты творческой личности. Отсутствие конформности проявляется в независимости суждений. На студенческой скамье эти люди проявляют критическое отношение к преподавателям, сами решают, каким предметом и какой темой заняться, а чем пренебречь. В автобиографии И. П. Павлова рассказано, что в духовной семинарии, где он учился, круглые пятерки не считались завидным достижением. Напротив, если семинарист блестяще шел по одному-двум предметам и плохо успевал по остальным, на него обращали внимание — не талант ли? Склонность к «игре» — еще одна особенность одаренного человека. Он ценит шутку и восприимчив к смешному. При проведении специальных тестов на юмор и остроумие, как правило, показывает высокие результаты (тесты носят, скорее, прикидочный характер и не поддаются точному количественному учету). Еще одно отличительное качество творческой личности — оригинальность без вычурности. Эти люди хорошо чувствуют себя в сложных, «неразрешающихся» ситуациях, не спешат выносить окончательное суждение (привычка к преждевременным категорическим суждениям ограничивает восприимчивость к новому и потому обедняет личный опыт). Они отличаются жизнелюбием, а также некоторой женственностью вкусов и привычек (под женственностью — femininity — зарубежные авторы понимают широту интересов и впечатлительность). Проявляют огромное трудолюбие в тех областях, которые их интересуют (неспособность увлечься чем-либо — верный признак духовной скудости и убожества). Любознательны, отличаются живостью ума, хорошо сосредоточивают внимание и быстро переключают его. Зачастую (но далеко не всегда) их отличает высокий темп психических процессов. Творчески мыслящий человек отличается обычно «познавательной дотошностью», и притом не только в узкой профессиональной области. Он не довольствуется приблизительными сведениями, «эрудицией понаслышке», смутным пересказом фактов, а стремится уточнить свои знания, добраться до первоисточников, выяснить мнения специалистов. Он проявляет взыскательность и критичность, даже придирчивость и скептицизм, если сообщаемая ему информация содержит противоречия, логические неувязки и натяжки. Как сказано в знаменитой стихотворной строке, ему во всем «хочется дойти до самой сути». Может быть, поэтому он часто прибегает к толковым и энциклопедическим словарям; отыскивая нужное слово, «попутно» застревает на других словарных статьях и толкованиях; а после того как доберется все же до сведений, ради которых взял в руки словарь, долго еще листает его, вычитывая что-нибудь новое. Вообще, чтение словарей не кажется ему нелепым занятием.
Дата добавления: 2014-10-10; просмотров: 343; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |