Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Экономическая мысль Средневековья

Читайте также:
  1. Абсолютная экономическая эффективность капиталовложений,
  2. Виды, типы и технико-экономическая характеристика фасовочно-упаковочного оборудования
  3. Внешние и внутренние издержки производства. Экономическая, бухгалтерская и нормальная прибыль
  4. Вопрос 2. Меркантилизм – первая научная экономическая школа
  5. Вопрос 2. Предмет экономической теории и его эволюция. Основная экономическая проблема
  6. Вопрос 5. Смешанная экономическая система
  7. Геоэкономическая структура мира
  8. Глава 7. Экономическая (конкурентная) разведка. промышленный шпионаж
  9. ГЛАВА 8. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В РОССИИ (XIX – НАЧАЛО ХХ ВЕКа)
  10. ГЛАВА 9. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ УКРАИНЫ (ХІХ - НАЧАЛО ХХ века)

 

Для экономической мысли раннего Средневековья характерна тесная взаимосвязь с юридическими документами эпохи. В период позднего Средневековья экономические идеи, как правило, облекаются в религиозную форму и существуют в составе богословских доктрин. Такое положение определялось исключительно важной ролью религии в жизни средневекового общества.

Своеобразие экономической мысли VI-IX веков нашло отражение в “Салической правде” - собрании старинных судебных обычаев франков, записанных и редактированных в течение этого периода. Содержание ”Салической правды” свидетельствует о приоритете сельского хозяйства, организованного в форме натурального хозяйства; распада родовых отношений и возникновении имущественного и социального неравенства во франкском обществе.

”Капитулярий о виллах” (“Закон о поместьях”), составленный при Карле Великом (VIII-IX в.) регулирует организацию сельскохозяйственного и ремесленного производства в королевских поместьях. ”Капитулярий о виллах” узаконивает крепостную зависимость крестьян от своего сюзерена.

В арабских странах крупнейшим мыслителем средневековья являлся Ибн-Халдун (1332-1406). Им была сформулирована схема поступательного развития общества от низшей фазы к высшей, движущую силу которого составляет труд, материальное производство. При этом Ибн-Халдун подчеркивает регулирующую роль рынка и разделения труда в условиях товарного производства. Деньги рассматривались им как “мера стоимости всякого богатства” и как посредник при обмене товаров.

Основным фактором в создании богатства, согласно Ибн-Халдуну, является труд. Однако Ибн-Халдун подчеркивает значение торговли в различных формах для развития товарного производства и разделения труда. Доход, получаемый от торговли, определяется им как прибыль.

Экономическая мысль средневековья в Западной Европе получила свое завершение в произведениях канонистов (католических богословов и юристов), виднейшим представителем которых был итальянский доминиканец Фома Аквинский (Аквинат) (1225-1274).

В основном своем труде ”Сумма теологии” (XIII век) Аквинский явился основоположником схоластического метода исследования, характеризующегося сопоставлением противоположных аргументов относительно какого-либо теоретического положения. Это сопоставление завершается результирующим выводом автора по поводу сущности этого положения.

Экономические воззрения Фомы Аквинского определяются учением о разделении труда, воспринятом от античных мыслителей. Право частной собственности Фома обосновывает необходимостью упорядочения хозяйственной жизни, а функционально собственность есть управление имуществом в интересах всего общества. Происхождение денег истолковывается им с позиций номинализма как результат властных установлений.

При рассмотрении торговли Фома впервые дает обоснование прибыли как вознаграждения за труд и риск предпринимателя, (процента - как вознаграждения за отсрочку платежа и риск неуплаты). Количественно прибыль определена продажей товара по “справедливой цене”, т.е. такой, которая дает соответствующий сословному положению продавца доход за вычетом всех его издержек. У поздних канонистов эти положения трансформируются в разработку механизма установления “справедливой” (нормативной) цены, которая включала все издержки по производству товара и умеренную прибыль. Цены товаров повсеместно в условиях средневекового хозяйственного уклада устанавливались и регулировались ремесленными цехами совместно с городскими магистратами.

В религиозную форму облекались и экономические требования городских и крестьянских восстаний (т.н. ересей), наиболее активизировавшихся в XIV - XVI веках с введением и развитием оброчной системы.

Экономическая мысль древней и средневековой России отражена в летописных материалах, грамотах, купчих, духовных и литературных произведениях. Наиболее важным документом этой эпохи стала ”Русская Правда” (XI - XIII в.) - свод средневековых законов, содержащий и характеристику экономической жизни этого периода. ”Русской Правдой” регламентируется организация княжеской и боярской вотчины, торговля и кредитные отношения, показаны смена отработочной ренты формой оброка, приоритет натурального хозяйства наряду с развитием городского и сельского ремесла. В ”Русской правде” фиксировано место княжеских должностных лиц в хозяйственной иерархии: “огнищанин” - управляющий вотчиной; ”подъездной” - сборщик налогов; “конюший” - ключник, приставленный к лошадям и др. Наряду с этим представлены различные категории непосредственных производителей: “смерды” свободные и зависимые - основные производители в вотчине; ”рядовичи” - недавние общинники, попавшие в ходе ее расслоения в зависимое население вотчины; ”закупы” - смерды, потерявшие независимость и др. ”Русская правда” закрепляет механизм изменений имущественного и социального статуса зависимого населения.

Аналогом “Экономикосу” Ксенофонта стал “Домострой” - руководство по организации русского помещичьего хозяйства на основе труда закрепощенных крестьян. Наиболее полный текст “Домостроя” связывается с именем православного священника Сильвестра (XVI век), обобщившего ранние варианты и дописавшего последнюю главу. «Домострой” выражает задачи натурального хозяйства и предполагает широкое развитие сельских ремесел. В последней главе, однако, обращается внимание на выгоды наемного труда, что предполагает распространение денежного оброка и широкое развитие товарно-денежных отношений.

Значительную роль в развитии экономической мысли средневековой России сыграл трактат другого священника Ермолая Еразма “Благохотящим царем правительница и землемерие” (чаще в литературе – “Правительница”), написанный в 40-50-е годы XVI века. Ермолай Еразм полагает труд крестьян основным фактором производства, а достойное их положение - основой богатства и процветания страны. Отсюда комплекс его рекомендаций, направленных на улучшение экономического положения крестьян в интересах всего государства: ограничение числа, объема крестьянских повинностей и их натурализация; справедливая организация землемерия; раздача части земли крестьянам и служилым людям. Укреплению благосостояния государства должно способствовать, но мысли Ермолая Еразма, установление четкой зависимости между служебными заслугами и наделением их поместьями с крепостными крестьянами.

Экономическая мысль Украины во времена раннего средневековья характеризуется появлением летописей, отражающих особенности экономического положения Киевской Руси. Одним из наиболее известных произведений является “Повесть временных лет” (конец XI – начало XII ст.), автором которой был один из наиболее образованных людей своего времени чернец Киево-Печерского монастыря Нестор. Призывая к объединению княжеских усилий для сохранения государственного единства Руси, Нестор видит его основу в нерушимости отношений земельной собственности, любые посягательства на которую вызывают его резкое осуждение.

“Изборник Святослава” (1076 г.), составленный церковным служителем Иоанном, призывает к смягчению социальных антагонизмов и установлению общественного согласия.

Возрастание интереса к экономическим проблемам по мере развития производительных сил общества отразило произведение известного государственного деятеля Киевской Руси Владимира Мономаха ”Поучение детям” (XII век). Мономах высказывает ряд ценных рекомендаций по усовершенствованию организации земледелия, скотоводства, промыслов, кредитных отношений и торговли. Он является приверженцем социального мира, прежде всего в отношениях между землевладельцами и зависимыми крестьянами.

Наиболее значительным произведением позднего средневековья явилась ”Летопись Самовидца”, хронологически охватывающая период с 1648 по 1703 год (автор неизвестен). Анализируя последствия Освободительной войны 1648-1654 гг. под руководством Богдана Хмельницкого, Самовидец приветствует Переяславское соглашение. Резкому осуждению подвергается реставрация крепостнических отношений, обращение казаков в зависимых крестьян как в силу экономической неэффективности такой организации производства, так и в качестве фактора резкой поляризации общества. Последнее, по мнению Самовидца, угрожает общественному согласию и нарушает необходимую обществу “социальную гармонию”.

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Экономическая мысль Древнего мира | 

Дата добавления: 2014-10-14; просмотров: 350; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.004 сек.