Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Лекция № 9 Политический процесс и политическая деятельностьПлан лекции: 1 Понятие политического процесса, его сущность и основные характеристики. 2 Структура и типология политического процесса. 3 Политический процесс в Республике Казахстан FЦель лекции: уяснить сущность политического процесса как динамической характеристики политической жизни и изучить социокультурные процессы политики. &.1 Политический процесс – это последовательная, внутренне связанная цепь политических событий и явлений, а также совокупность последовательных действий различных субъектов политики, направленных на завоевание, удержание, укрепление и использование политической власти в обществе. В политологии распространены три основные точки зрения на определение политического процесса: во-первых, под политическим процессом понимают все, что происходит в политике, во- вторых, отождествление этой категории с категорией «политика», в- третьих, трактовка понятия «политический процесс» как смены состояний политической системы общества. Таким образом, политический процесс,- в широком смысле это «совокупная деятельность социальных общностей, общественных объединений и групп, отдельных лиц, преследующих определенные политические цели», а в узком смысле – «деятельность социальных субъектов по осуществлению политических решений». Наличие в обществе политических процессов свидетельствует о том, что политическая система существует, функционирует и развивается. Политический процесс показывает, как индивиды, группы, институты со своими субъективными интересами и целями взаимодействуют друг с другом и с государством, реализуя специфические роли и функции. Политология оперирует несколькими методологическими подходами к определению сущности и содержания политического процесса: - институциональный подход связывает политический процесс с трансформацией институтов власти – основных субъектов политического процесса; - артикуляционный подход рассматривает содержание политического процесса через артикуляцию социальных потребностей в политической сфере в процессе реформ, принятия политических решений и т.д.; - социологический подход рассматривает политический процесс через анализ воздействия социальных и социокультурных факторов; - интеракционистский подход рассматривает политический процесс как взаимодействие политических акторов в определенном политическом пространстве в определенное время для достижения определенных политических целей; - бихевиористский подход рассматривает политический процесс в виде результирующего вектора поведения, политических воль и интересов субъектов политики; - структурно-функциональный подход рассматривает политический процесс как определенный порядок действий социальных субъектов, посредством которых происходит формирование, преобразование и функционирование политической системы. Структурно политический процесс включает следующие элементы: субъекты и участники процесса; объект процесса; средства, методы, ресурсы, которые связывают субъект и объект-цель. Субъекты представляют собой активных акторов политического процесса, действующих осознанно и целенаправленно. Участники процесса – пассивные лица (группы), вовлеченные в него случайно и даже помимо их воли, порой не в полной мере осознающие смысл и значение происходящего. Основными субъектами политического процесса являются политические системы, политические институты (государство, гражданское общество, политические партии и т.д.), организованные и неорганизованные группы людей, индивиды. Объектом политического процесса является любая политическая проблема (цель). В каждом политическом процессе может решаться не одна, а несколько политических проблем. Ресурсами могут служить знание, наука, технические и финансовые средства, настроения масс, идеология, общественное мнение и другие факторы. Функционирование и эффективность политического процесса постоянно находятся под влиянием следующих факторов: степень разделения властей (законодательной, исполнительной, судебной) и их уравновешенность; уровень централизации (децентрализации) власти; качество взаимодействия партийных и государственных структур, прямо или косвенно влияющих на процесс принятия политических решений; способы нахождения и реализации политических решений; соотношение прав и прерогатив центральных и местных органов власти; взаимосвязи внутри правящего слоя (отношения между правящей и оппозиционной элитами, связи между политическим руководством и техническим аппаратом управления, отношения между отраслевыми сегментами правящей элиты, уровень коррумпированности элиты). Ядром содержания политического процесса является политическое решение. Политическое решение – это осуществляемый в коллективной или индивидуальной форме процесс определения целей, задач политического действия, этапов, форм, методов и способов их достижения. Политические процессы в зависимости от тех или иных субъективных и объективных факторов могут иметь разные режимы протекания: - функционирования – простое воспроизводство повторяющихся политических отношений (это, как правило, стабильный период развития общества и политической системы без острых политических конфликтов и кризисов; легитимная политическая элита уверенно удерживает в своих руках политическую власть; конституция государства одобряется и поддерживается большинством населения); - развития – адекватное реагирование структур и механизмов власти на новые социальные требования и соответствующие изменения в политической системе (эта стадия характеризуется частичными изменениями в государственных органах, что позволяет повысить уровень влияния правящей элиты, ее авторитет и роль в решении вопросов общественной жизни; на этой стадии активизируется деятельность элиты оппозиции, которая создает «теневой кабинет» и борется за влияние на народные массы, на электорат); - упадка – распад целостности политической системы (на определенном уровне политической системы происходит ее застой, стагнация; элита оппозиции настолько набирает политический вес и влияние, что в состоянии сформировать иные, новые формы организации политической жизни; эта иная по направленности динамика политического процесса имеет негативный характер по отношению к существующему институту власти, в результате правящая элита и связанные с нею политические институты теряют свою легитимность). Политический процесс имеет свои этапы развития. Г.Алмонд и Г.Пауэлл выделили пять основных этапов развертывания политической динамики и соответствующих им носителей: - первый этап – артикуляция индивидуальных и групповых интересов (их носителем выступают групповые объединения); - второй этап – агрегирование интересов путем селекции и объединения разнородных интересов различных индивидов и групп в единой партийно-политической позиции; - третий этап – выработка политического курса на основе интеграции коллективных решений институтов государства; - четвертый этап – реализация принятых решений через функционирование институтов исполнительной власти, которые организуют для этого надлежащие мероприятия и изыскивают необходимые ресурсы; - пятый этап – контроль и арбитраж через деятельность институтов судебного и конституционного надзора, выполняющих функции устранения рассогласований между другими организациями и группами на базе общепризнанных норм. В политической науке выделяются два способа функционирования политического процесса: консервативно-рутинный и радикально-реформаторский. Консервативно-рутинный способ направлен на сохранение сложившихся политических институтов (государство, партии, общественные объединения, административный аппарат, судебная система, законодательная власть) и форм правления (политический режим). Он отличается обилием регламентов, упорядочивающих поведение людей в различных сферах их жизнедеятельности, делегированием значительного количества властных полномочий наверх, отсутствием плюрализма политической системы и оппозиции. Радикально-реформаторский политический процесс несет в себе удовлетворение новых общественно-политических потребностей. В нем функционируют гибкие формы организации. Он ведет к качественному обновлению прежних задач, изменению средств и способов политической деятельности. Отношение к новизне в этом случае всегда позитивное и противостояние к инновациям носит разумный характер. Основные виды политических процессов: ›формирование органов политической системы: в ходе него создаются ранее не существовавшие политические учреждения и устанавливаются регулируемые специальными нормами отношения между ними; ›воспроизведение компонентов и признаков политической системы в процессе ее функционирования: политическая жизнь складывается не только из непрерывного обновления, возникновения ранее не существовавших политических отношений и институтов, но и из действий по поддержанию этих отношений в стабильном состоянии через использование таких механизмов, как традиции, процедуры, юридические и идеологические предписания; ›принятие и исполнение политических решений, определяющих задачи и способы их решений, осуществляющих выбор средств достижения политических целей, направления политических действий. 2 Структура и типология политического процесса По способам достижения динамического равновесия политической системы в ходе ее преобразований, предполагающих определенную последовательность политических изменений, можно выделить три типа политических процессов: ≈технократический; ≈идеократический; ≈харизматический. Эта классификация представляет собой результат теоретического допущения, вычленения некоторых идеальных типов, которые в политической практике тесно взаимосвязаны, переплетены. Политический процесс технократического типа. Среди факторов политических изменений предпочтение отдается политическим технологиям и процедурам: нормам, традициям, процедурам принятия политических решений, способам легитимного наделения властью. Участники строго придерживаются тех политических ролей и функций, которые предписаны им законодательством, политическими традициями. Данный тип сложился в странах с относительно высокой однородностью культурной среды – в англосаксонских странах. Приверженность большинства населения традициям обеспечивает стабильность политической системы, сохранение высокой эффективности ее политических институтов, поскольку лидеры выступают в качестве носителя интересов тех институтов, которые они непосредственно представляют. Политический процесс идеократического типа характерен для традиционных обществ, где отсутствуют автономная личность, развитая дифференциация политических ролей и функций, находящихся на начальной стадии модернизации. Интегрировать разнородное в этнокультурном и социально-экономическом отношениях общество можно на основе общенациональной идеи. Политический процесс харизматического типа. Этот тип характерен для восточной культурной традиции, в рамках которого абсолютизируются роль и статус политического лидера, а нередко его просто обожествляют. Но не всегда политический лидер является лидером по должности. Он может быть и неформальным лидером. Харизматический тип политических изменений бывает эффективным при условии, если дополняется технократическим и идеократическим политическими процессами. При незрелости гражданского общества и политической инфраструктуры, при низкой правовой культуре и отсутствии общенационального согласия по поводу черт и свойств желаемого общества вновь приходится уповать на личность: ею может стать номенклатурный чиновник и просто демагог. 3 Политический процесс в Казахстане.Современное казахстанское общество относится к числу переходных обществ, поэтому политический процесс здесь достаточно противоречив. С момента провозглашения независимости Казахстан прошел сложный путь становления политической системы, в ходе которого была достигнута устойчивость государственной власти, социально-политическая стабильность, появился ряд политических партий и объединений, деятельность которых регулируется Конституцией РК, Законом РК «Об общественных объ-единениях» от 31.05.1996 № 3-1, Законом РК «О политических партиях» в 2002 г. и другими законами и нормативными актами. Можно предположить, что начальной точкой, обусловившей трансформацию политического процесса в Казахстане, является конец 70-х — начало 80-х гг. прошлого века, когда возник латентный конфликт между потребностями развития общества, государства, его политической системой и спадом темпов экономического и социального развития. Дальнейшую периодизацию политического процесса в республике можно представить следующим образом. Первый этап (1985—1991 гг.). Для него характерно стремление к утверждению в обществе и государстве ценностей «обновленного социализма», «нового мышления», «общечеловеческих ценностей», гласности с сохранением лидирующего положения КПСС. Второй этап (1991—1998 гг.). На этом этапе происходит глубинное осознание национальной идентичности, провозглашение независимости республики, принятие Основного Закона страны (Конституции), наблюдается высокая политическая активность населения, укрепление президентской власти, внедрение в общественное сознание и политическую жизнь страны неолиберальных моделей западного толка: демократические свободы, рыночная модель эконо-мики, индивидуалистическая концепция развития человека Третий этап (1998—2007 гг.). Происходит кристаллизация национальной системы ценностей, стабилизация политической системы, укрепление политических организаций и институтов, самоидентификация республики на постсоветском и геополитическом пространстве, переоценка подходов к управлению социальной и экономической сферой, актуализация задач выхода из кризиса, принятие важнейших решений относительно будущего развития государства. В этот же период наблюдается трансформация партийной системы: происходит создание новых партийных коалиций как на пропрезидентском, так и на оппозиционном полях, раскол и исчезновение некоторых из политических партий, особенно оппозиционных, актуализация необходимости проведения политических реформ для выравнивания дисбаланса между экономическим, социальным и политическим развитием страны. Четвертый этап, начавшийся в мае 2007 г. путем внесения поправок в Конституцию РК, ознаменовал очередной этап политического процесса, для которого характерен выбор нового направления модернизации политической сферы: провозглашение трансформации президентской формы правления в президентско-парламентскую. К этому моменту произошло укрепление ведущих позиций некоторых политических партий, особенно Республиканской по-литической партии «Hyp Отан», которая выступает за создание национальной модели развития социальной демократии, учитывающей как мировой опыт, так и казахстанскую специфику. За основу своей деятельности партия «Hyp Отан» приняла пять принципов казахстанской идеи, предложенной Президентом страны Н. Назарбаевым: равенство этносов многонационального народа Казахстана; государствообразующий этнос — казахский народ; религиозная идентичность граждан; воспитание законопослушания; развитие малого и среднего бизнеса. Провозглашение перехода к президентско-парламентской форме правления в Казахстане не стало большой неожиданностью для общества, учитывая отсутствие до последнего времени бесконфликтного механизма преемственности власти. Отказ от смешанной избирательной системы, сочетающей в себе элементы мажоритарной и пропорциональной избирательных систем и будущее распределение властных полномочий между Президентом и Парламентом является естественным процессом дальнейшей либерализации политической системы, усиления полномочий и роли Парламента страны и политических партий, расширения участия граждан в управлении делами государства, укрепления гражданского согласия в казахстанском обществе. Лекция № 10 Политическое сознание и политическая культура План лекции: 1 Сущность и пути формирования политического сознания. 2 Понятие политической культуры. 3 Особенности современной казахстанской политической культуры и проблемы социализации в Республике Казахстан. FЦель лекции: выработать у студентов умение разбираться и ориентироваться в политических процессах, протекающих в Казахстане и за его пределами. &.1 Политическое сознание – это совокупность представлений и чувств, взглядов и эмоций, оценок и установок, выражающих отношение людей к осуществляемой и желаемой политике, определяющих способность к участию в управлении делами общества и государства. Политическое сознание – одна из основных форм общественного сознания, она возникает вместе с появлением государственности, политической власти. Это наиболее общая категория, характеризующая политику. По своему содержанию она охватывает чувственные и теоретические, ценностные и нормативные представления граждан, опосредствующие их связи с институтами власти. Политическое сознание способно опережать практику, прогнозировать развитие политических процессов, определять природу деятельности в сфере власти как отдельных людей, так и их общественных объединений. Поэтому от политического сознания напрямую зависят содержание и характер политического процесса, цели и средства режима правления. Сущность политического сознания заключается в том, что это результат и одновременно процесс отражения и освоения политической реальности с учетом интересов людей. Функции политического сознания: 1) регулятивная (дает ориентиры с помощью идей, представлений, убеждений и т.п. относительно политического участия); 2) оценочная (способствует выработке отношений к политической жизни, к конкретным политическим событиям); 3) интегрирующая (содействует объединению социальных групп общества на основе общих ценностей, идей, установок); 4) познавательная (помогает людям усвоить политическую информацию, анализировать окружающую политическую действительность); 5) прогностическая (создает основу для предвидения содержания и характера развития политического процесса, позволяет получить информацию о будущих политических отношениях); 6) мобилизующая (побуждает людей к политически ориентированному поведению, к участию в общественно-политической жизни ради отстаивания своих интересов, к объединению со своими единомышленниками в партии, движения, другие объединения). По глубине отражения действительности выделяют следующие уровни политического сознания: идеологический (формируется определенными социальными группами на основе целенаправленного исследования политического процесса и обладает такими чертами, как целостность, систематизированность, способность к прогнозированию, сопряжен с выработкой концепций, идей, понятий, воплощается в декларациях, программах и т.п.); психологический (формируется на базе жизненного повседневного опыта людей и обладает такими чертами, как противоречивость, поверхностность, несистематизированность, эмоциональность и т.д.). В зависимости от субъектов политическое сознание может быть: - массовым (выражает общественное мнение, настроение и действие масс); - групповым (обобщает установки и мотивы политического поведения конкретных классов, слоев, элит); - индивидуальным (содержит систему информационных, мотивационных и ценностных компонентов, обеспечивающих познание личностью политики и участие в ней). В концентрированном виде политическое сознание содержится в массовых идеологиях. Идеология – это система ценностей, взглядов, убеждений, в которых выражается отношение к действительности. Политическая же идеология есть систематизированная совокупность понятий и представлений, с помощью которых различные субъекты (личность, группа, класс, общество и т.п.) осознают свои политические позиции и интересы и которые выступают зачастую в качестве мотивов их политической деятельности. Именно в функциональной зависимости содержания политической идеологии от интересов и действий социальной группы состоит ее специфика как формы общественного сознания. Она являет собой систему представлений как о существующей политической действительности, так и о необходимых ее изменениях с точки зрения общности, интересы и действия которой данная идеология обслуживает. В отличие от социально-психологического уровня сознания идеология является систематизированным, логически связанным духовным образованием. Идеология – это ценностное сознание, ибо в ней происходит не просто отражение каких-либо интересов, а отражение с оценкой их значимости, соответствия либо несоответствия тенденциям общественного развития. В отличие от науки, задачей которой является поиск истины, функции идеологии заключаются в следующем: 1) в овладении массовым политическим сознанием населения, внедрении в него своих критериев оценки происходящего, формировании программы, в соответствии с которой люди должны ориентироваться в политическом пространстве (идеология должна создавать позитивный образ проводимого политического курса, его соответствия интересам общества); 2) в стимулировании целенаправленных действий субъектов политики; 3) в интегрировании общества на основе определенных интересов, целей, взглядов, сплочении людей и аккумулировании их энергии и т.п. Идеология – это одновременно учение (доктрина), программа и политическая практика, что проявляется в таких ее уровнях: - теоретическом (на котором формулируются основные положения, выражающие интересы и идеалы того или иного класса, слоя, нации, государства); - программном (где интересы и идеалы трансформируются в программы и лозунги политической элиты и выступают идейной основой для принятия управленческих решений и стимулирования политического поведения); - поведенческом (который характеризует степень освоения гражданами целей и принципов данной идеологии и меру их воплощения в конкретных формах политического участия, в определенном типе политического поведения). Идеология является одним из важнейших компонентов политического процесса, вне ее не бывает политического действия, не могут существовать ни движение, ни политическая партия. Именно идеи, превращаясь в систему убеждений человека, предрасполагают его к действию, нацеленному на осуществление признанной им наилучшей формы общественного устройства (В.А. Мельник). Идеология и политика в равной мере активны и связаны с борьбой и многообразием мнений, взглядов, программ. Они неизбежно поляризуются на различные (зачастую прямо противоположные) направления с положительными и отрицательными оценками, на левые и правые, революционные и реакционные, прогрессивные и консервативные. Вместе с тем и идеология, и политика способны на компромиссы, взаимоприемлемые решения. 2 Политическая культура – явление не однородное, ее можно классифицировать по следующим основаниям: По уровню общности:
По отношению к власти: Господствующая. Контркультура. В процессе формирования политической культуры сформировались и развиваются ее функции . Они являются теми направляющими, по которым политическая культура входит в жизнь и быт человеческого общества. Именно с помощью функций она становится реально осязаемой, понятной, а, следовательно, практически значимой и достижимой. Основные функции политической культуры: Познавательная.Политическая культура вооружает людей знаниями, необходимыми для формирования каждым человеком своего собственного, компетентного мнения по вопросам политики и политической жизни, успешной деятельности в сфере политики. Познавательная функция является основой остальных функций политической культуры, ибо всякая функция начинается с овладения определенными знаниями. Особое значение здесь имеют знания политических и правовых норм, законов страны, политических принципов, способов политического управления обществом, структуры и функций политической системы и т. д. Воспитательная.Эта функция предусматривает: формирование и развитие у людей политического сознания, умения осмысливать полученные знания; привитие навыков практического участия в политической жизни; формирование умений грамотно анализировать политические и социальные процессы, происходящие в обществе; формирование умного, непредвзятого, неистеричного отношения к политическим лидерам, к политическим партиям. Регулятивная функция обеспечивает компетентное воздействие граждан на политический процесс индивидуально и через политические и гражданские ассоциации. От уровня и состояния политической культуры зависит – воспримет или не воспримет население страны определенные политические и социальные решения государственных органов; согласится ли оно с этими решениями добровольно по внутреннему убеждению или по принуждению, воспримет их активно или пассивно с одобрением или возмущением, примет на веру или потребует доказательств правильности политических решений. Коммуникативная.Политическая культура передается через политические традиции, стереотипы политического мышления и поведения, через социально-политические теории и концепции. Все это усваивается новыми поколениями, используется на практике. Здесь важно использовать опыт других стран, изучать и применять социально-политические учения прошлого. Нормативно-ценностная. Эта функция политической культуры закрепляет необходимые явления, установки, мотивы, оценки, нормы, цели, ценность которых доказана или подтверждена законами страны. Они становятся теми ориентирами, на которых и с помощью которых строится политическая жизнь данного общества. Как правило, ценности политической культуры поддерживаются идеологией, общественным мнением, моралью и правом. Интегративная. Политическая культура способствует объединению народов страны, граждан страны на примерно единой политической основе. Это, в свою очередь, дает возможность более эффективной интеграции в экономической, социальной, духовной сферах. Политическая культура всегда служит опорой существующей политической системе, и наличие высокого уровня политической культуры у граждан страны объективно интегрирует этих граждан в единое общество путем формирования широкой социальной базы существующей системы власти, существующего политического режима. Защитная (охранная). Политическая культура способствует охране от разрушения политических традиций и ценностей, существующего общественно-политического строя, который является выбором большинства народа. Эта функция политической культуры выглядит как защита экономической, социальной, политической и духовной сфер нашего общества от самих себя, от нашей политической серости, от нашего политического и общего бескультурья. Политическое бескультурье опаснее внешнего нашествия. Подлинная политическая культура защищает от разрушения государственные структуры, демократические институты, право, нравственность. Без политической культуры невозможно обеспечить стабильность политической системы. Прогностическая. Наличие политической культуры способствует определению возможных путей развития общества, политической системы, помогает прогнозировать будущее. Чтобы каждый гражданин стал политически культурным, он должен обладать следующими видами знаний : (посмотреть…)
Политическая культура – это не только знания, но и конкретная деятельность человека. Процесс политического становления личности, вовлечение человека в политику принято называть политической социализацией. Разумеется, политическую социализацию невозможно ограничить строгими рамками, это творческая многогранная деятельность, но некоторые наиболее существенные направления этой деятельности можно определить. Основные направления политической социализации, поведения и действий политически культурного человека:
В качестве субъектов формирования политической культуры обычно выделяют:
В качестве основных направлений формирования политической культуры можно выделить следующие:
Таким образом, политическая культура – сложное политическое образование, важное свойство личности. Проблема формирования политической культуры является очень сложным, длительным и динамичным процессом.
Дата добавления: 2014-02-27; просмотров: 860; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |