Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




ОСНОВЫ КУЛЬТУРЫ РУССКОЙ РЕЧИ

Читайте также:
  1. I ОСНОВЫ ГЕОЛОГИИ 1 Предмет геологии и ее значение
  2. II. Основы определения страхового тарифа.
  3. II. ОСНОВЫ СИСТЕМАТИКИ И ДИАГНОСТИКИ МИНЕРАЛОВ
  4. II. РАЗРУШЕНИЕ РУССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В ПЕРИОД СМУТНОГО ВРЕМЕНИ
  5. III. Материалистическое направление в русской философии
  6. V.3. Дискуссии о характере русской мануфактуры.
  7. Авторитет учителя физической культуры
  8. Активизация деятельности учащихся на уроке физической культуры
  9. Антропологические аспекты культуры
  10. Б. Ознакомление со специфическими для русской графики буквами.

 

Учебно-методическое пособие

для студентов высших учебных заведений

 

Магнитогорск
2012

 

 

Основы культуры русской речи : учеб.-метод. пособие для студентов высших учебных заведений / сост. : Т. В. Дорфман. – Магнитогорск : МаГУ, 2012. – 48 с.

 

Данное издание адресовано студентам гуманитарных и технических факультетов дневного и заочного отделений высших учебных заведений, изучающих курсы «Русский язык и культура речи», «Культура речи и деловое общение». Материал пособия также будет интересен преподавателям, учителям-словесникам, занимающимся проблемами русского языка и культуры речи в вузе и школе. Пособие включает: 1) теоретический материал; 2) практический материал; 3) контрольные вопросы к зачёту; 4) орфоэпический минимум; 5) словарь-справочник; 6) список рекомендуемой литературы.

 

 

Составитель: канд. филос. наук, доц. Т.В. Дорфман

 

Рецензент: канд. филол. наук, доц. О.Е. Чернова

 

© Дорфман Т.В., составление, 2012
© Магнитогорский государственный
университет, 2012

 

ВВЕДЕНИЕ

Данное учебно-методическое пособие адресовано студентам первых, вторых курсов гуманитарных и технических факультетов, изучающих «Русский язык и культуру речи», «Культуру речи и деловое общение», а также преподавателям высших учебных заведений. Материал, содержащийся в пособии, будет полезен учителям, занимающимся проблемами русского языка в школе.

Пособие составлено в соответствии с действующими вузовскими учебными программами Министерства образования и науки Российской Федерации.

Цель и задачи пособия определяются комплексом теоретических и практических задач изучаемого курса. Основная цель: повысить уровень практического владения современным русским языком у студентов. Цель предопределила постановку и решение следующих задач: 1) повысить речевую грамотность студентов, для чего последним необходимо будет усвоить правила, относящиеся ко всем языковым уровням, – фонетическому (орфоэпия, орфография), лексическому (сочетаемость слов, выбор синонимов и др.), грамматическому (словообразование, морфология, синтаксис и пунктуация); 2) сформировать у студентов навыки, которые должен иметь профессионал любого профиля не только для успешной работы по своей специальности, но и для эффективной коммуникации в самых различных сферах – научной, политической, социально-государственной, юридически-правовой, бытовой; 3) повысить речевую эрудицию студентов.

Теоретический и практический материал данного учебно-методического пособия способствует не только углублению знания по изучаемой дисциплине и применению его на практике, но и формированию у студентов следующих компетенций:

ОК-1: студент способен использовать, обобщать и анализировать информацию, ставить цели и находить пути их достижения в условиях формирования и развития информационного общества;

ОК-2: студент способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь, владеть навыками ведения дискуссии и полемики;

ОК-9: студент способен свободно пользоваться русским языком и одним из иностранных языков на уровне, необходимом для выполнения профессиональных задач.

Структура пособия. Пособие состоит из шести разделов. Первый раздел включает теоретический материал по русскому языку и культуре речи. Второй раздел – это практические задания. Третий раздел – контрольные вопросы к зачёту. Пятый включает орфоэпический минимум. Шестой – словарь-справочник основных категорий, понятий, языковых единиц, изучаемых по дисциплине «Русский язык и культура речи», «Культура речи и деловое общение». В последнем разделе приводится список рекомендуемой основной и дополнительной литературы.

В конце учебно-методического пособия помещено Оглавление.

I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

1. Культура речи как наука.

Языковая норма: понятие, признаки и свойства

Культура речи – наука, изучающая, исследующая язык, рассматривающая вопросы соблюдения языковых норм и уместности употребления выразительных средств языка в речи в зависимости от разных условий общения людей.

Выделяют две стороны в культуре речи: правильность речи (соблюдение языковых норм СРЛЯ) и речевое мастерство (владение умениями и навыками, соблюдая языковые нормы, выбирать из возможных вариантов наиболее удачный для выражения мысли и отношения).

Языковая норма – совокупность правил, единственно возможный или предпочитаемый вариант правильного, образцового написания или произношения языковой единицы; узаконенное установление, признанный обязательный порядок.

Кодификация языковой нормы – закрепление нормы в специальных словарях и учебных пособиях. Кодифицированная языковая норма присуща только литературному языку, поэтому втеории культуры речи высшей формой национального языка признается литературный язык, а язык художественной литературы закрепляет и накапливает культурные достижения и традиции народа.

Признаки литературного языка:

1. Нормативность – наличие норм, правил, выработанных общественной практикой использования речевых средств.

2. Кодифицированность – упорядочение и фиксация (в словарях, справочниках, учебниках и т.д.) языковых норм.

3. Устойчивость (стабильность, традиционность).

4. Полифункциональность – использование литературного языка в различных сферах человеческой деятельности.

Признаки языковой нормы: относительная стабильность, распространенность, общеупотребительность и обязательность для всех носителей языка, соответствие обычаю и возможностям языка; отражение тенденций развития языка.

Вариативность языковой нормы – это колебания при выборе более правильной и более уместной формы языковой единицы.

Нарушение норм СРЛЯ в силу коммуникативной целесообразности допустимо в художественном, разговорно-бытовом и публицистическом стилях, причем автор может нарушать литературную норму только ради воплощения идеи или коммуникативных задач.

В границах русского языка можно выделить: просторечия; разговорные элементы; термины; жаргонизмы; диалектные элементы, канцеляризмы; нейтральные элементы.

Типологии норм СРЛЯ: строго обязательные (грамматические, орфографические, пунктуационные) или вариативные (предпочтительные из закрепившихся в практике); императивные или диспозитивные; обязательные, нейтральные и подвижные; языковые и речевые (коммуникативные).

Структурно-языковые типы норм СРЛЯ:

1. Орфоэпические нормы (нормы произношения) регулируют выбор акустических вариантов фонемы или чередующихся фонем на каждом шаге развертывания речи и в каждом слоге отдельного слова.

2. Акцентологические нормы (нормы ударения) регулируют выбор размещения и движения ударного слога среди неударных.

3. Словообразовательные нормы регулируют выбор морфем, их размещение и соединения в составе нового слова.

4. Морфологические нормы регулируют выбор вариантов морфологической формы слова и вариантов её сцепления с другими.

5. Синтаксические нормы регулируют выбор вариантов построения словосочетаний и предложений.

6. Лексические нормы регулируют выбор слов в соответствии с их значениями.

7. Стилистические нормы регулируют, насколько слово соответствует условиям и цели общения, а также выбору господствующего стиля изложения.

2. Язык и речь. Функционально-смысловой тип речи

Язык – система знаков, являющаяся средством общения людей, средством мышления (обмена мыслями) и средством выражения (инструментом взаимного понимания людей в обществе).

Речь – способность говорить, умения и навыки излагать мысли.

Функции языка:

1. Коммуникативная.

2. Познавательная (=когнитивная).

3. Эпистемическая (=аккумулятивная).

4. Эмоционально-чувственная.

5. Волюнтативная (=воздействующая).

Функционально-смысловые типы речи:

· Описание – словесное изображение какого-либо явления действительности путем перечисления его характерных признаков, черт, свойств и т.д.

· Повествование – рассказ о событиях, явлениях, действиях окружающей действительности, происходивших в виде некоторой цепочки событий в прошлом.

· Рассуждение – словесное изложение, разъяснение и подтверждение какой-либо мысли. Рассуждение передает ход развития мысли, идеи и приводит к получению нового знания о предмете, объекте, процессе окружающей действительности. Последовательность рассуждения: посылка (основная мысль), основная часть (умозаключение, которое отражает ход мыслей, приводящих к новому знанию) и вывод (который должен соответствовать посылке и логически вытекать из всего хода рассуждения).

Виды и формы речи:

· по форме существования языка: устная и письменная;

· по количеству активных участников общения: монолог, диалог, полилог; также межличностная или массовая;

· по положению коммуникантов в пространстве и времени: контактная или дистантная;

· по наличию-отсутствию опосредующего аппарата: непосредственная или опосредованная;

· с точки зрения обстановки общения и взаимоотношения общающихся: частная и официальная.

Коммуникативные качества речи:

· Правильность речи – соответствие речи принятым в определенную эпоху литературно-языковым нормам.

· Точность речи – соответствие речи мыслям говорящего или пишущего, когда слова используются в полном соответствии с их языковыми значениями.

· Логичность речи – соответствие речи правилам и законам логики.

· Ясность речи – доступность пониманию слушающего или читающего.

· Простота речи – естественность, отсутствие вычурности и «красивостей» слога.

· Богатство речи – разнообразие используемых изобразительно-выразительных языковых средств (тропов).

· Сжатость речи – отсутствие лишних слов, ненужных повторений.

· Чистота речи – речь, которая лишена слов нелитературных, диалектных, просторечных, жаргонных, вульгарных, слов иноязычного происхождения, употребляемых без надобности.

· Живость речи – отсутствие шаблонов, выразительность, образность и эмоциональность речи.

· Уместность речи – правильный выбор варианта одного слова в соответствии с речевой ситуацией.

· Благозвучие речи – соответствие требованиям приятного для слуха звучания.

 

3. Стили современного русского литературного языка

Функционально-смысловой стиль речи – такая подсистема языка, которая определяется условиями и целями общения в какой-то сфере общественной деятельности и обладает некоторой совокупностью стилистически значимых языковых средств.

Стили речи: научный, официально-деловой, публицистический, художественный, разговорный (обиходно-бытовой).

Научный стиль

Сфера употребления: наука.

Жанры: монография, статья, диссертация, научно-учебная литература, научно-методическая литература, инструкции, правила, научно-техническая литература и т.д.

Черты: точность, логичность, абстрактность, объективность изложения материала, минимум оценочности, отстраненность автора, рациональный характер изложения, обобщенность, типичность..

Лексика: специальная, профессиональная, терминологическая.

Синтаксис: СПП, ССК, синтаксические конструкции от «мы» (мн.ч. 1 лица), обобщенно-личные и безличные предложения.

Официально-деловой стиль

Сфера употребления: административно-правовая деятельность.

Жанры: устав, договор, приказ, ходатайство, автобиография, резюме, инструкция, жалоба, распоряжение, договор-подряд, приказ, заявление, анкета, отчет и т.д.

Черты: точность, детальность, стереотипность, стандартизованность, долженствующе-предписывающий характер изложения материала, строгость мысли, объективность, логичность, беспристрастная констатация фактов, обобщенность, типичность, отражение не индивидуального, а социального опыта.

Лексика: специальная, терминологическая, канцеляризмы (обороты), недопустимость полисемии (однозначность лексики).

Синтаксис: простые предложения, обобщенно-личные и безличные конструкции, отсутствие предложений от 1 лица (или в ограниченном порядке).

Газетно-публицистический стиль

Сфера употребления: общественно-политическая деятельность.

Жанры: ораторское выступление, все жанры периодических изданий (статья, очерк, интервью, репортаж и т.д.).

Черты: экспрессивность, эмоциональность, оценочность, субъективность, отражение не всегда личного опыта, а определенной социальной группы, быстрота передачи информации, строгость, стандартизованность, информативность, использование жестикуляции, мимики, позирования.

Лексика: нейтральная, иногда специальная и терминологическая, жаргон, сленг, иноязычная лексика, фразеологизмы.

Синтаксис: простые предложения, риторические фигуры, эллипсис, междометия, частицы, повторы, расчлененные конструкции, бессоюзные предложения, неполные предложения, инверсии, главное часто выносится в начало предложения.

Художественный стиль

Сфера употребления: художественная литература.

Жанры: повесть, роман, поэма, стихотворении, баллада, былина, сказка, рассказ и т.д.

Черты: типичное и общее раскрывается через частное и случайное, конкретно-образное представление жизни в отличие от абстрагирования, логики и объективизма в научном стиле, оценочность, субъективность изложения, наличие вымысла, фантастики, эмоциональность, экспрессивность, образность, метафоричность, содержательная многоплановость.

Лексика: лексика всех стилей речи, синонимы, антонимы, фразеологизмы, пословицы, поговорки, просторечия, сленг, жаргонная и диалектная лексика, многозначность семантики.

Синтаксис: разнообразные синтаксические конструкции, начиная с простых предложении и заканчивая ССК, обобщенно-личные и безличные конструкции, распространенные и нераспространенные предложения, полные и неполные синтаксические конструкции, осложненные и неосложненные, эллипсис, фигуры риторики.

Разговорно-бытовой стиль

Сфера употребления: в быту.

Жанры: беседа, разговор, реплики, сообщения, письма и т.д.

Черты: эмоциональность, оценочность, экспрессивность, использование жестикуляции, мимики, позирования.

Лексика: лексическая разнородность и многоплановость, ирония, сарказм, неологизмы, устаревшие слова, слова с переносным значением многозначность семантики.

Синтаксис: простые предложения, фигуры риторики, междометия, эллипсисы, неполные конструкции, повторы, инверсии, главное часто выносится в начало предложения.

 

4. Риторика как наука.

Ораторская речь: виды, специфика и своеобразие

Речевое воздействие: факторы, способы, особенности

Риторика – 1) это теория и мастерство эффективной (целесообразной, воздействующей и гармонизирующей) речи (по А.К. Михальской); 2) это абстрактная наука, оснащенная математикой и своими формализмами, выясняющая объективные законы речи (по О.В. Рождественскому); 3) это ораторское искусство, искусство говорить красиво и убедительно (по Е.В. Ганапольской и А.В. Хохловой); 4) наука об условиях и формах эффективной публичной речи.

Цель изучения риторики: как при помощи речи эффективно воздействовать на аудиторию.

Предметомсовременной общей риторики служат закономерности речевого поведения, действующие в различных ситуациях общения, сферах деятельности, и практические возможности использования их для того, чтобы сделать речь эффективной.

Основными разделами (по Е.В. Клюеву), частями риторики как учебного предмета (по Д.Н. Александрову) или этапами риторического канона являются: 1) инвенция (= нахождение); 2) диспозиция (= расположение); 3) элокуция (= выражение); 4) мемория (= запоминание); 5) акцио (= произнесение).

Ораторская речь – воздействующая и убеждающая речь, произносимая профессионалом речи перед публикой.

Цель: изменить поведение аудитории (её взгляды, мнения, настроения).

Задачи:отстоять свою точку зрения, убедить других в правоте собственной концепции и склонить к принятию этой точки зрения.

Виды публичных выступлений по цели:

1. Информационное.

2. Протокольно-этикетное.

3. Развлекательное.

4. Убеждающее.

Виды публичных выступлений по форме:

1. Доклад.

2. Сообщение.

3. Выступление.

4. Лекция.

5. Беседа.

Виды красноречия

Вид красноречия  
1. Социально-политическое Выступления на социально-политические, политико-экономические, социально-культурные, нравственно-этические темы, отчетные доклады на съездах, конференциях, собраниях, выступления по вопросам научно-технического прогресса, политические, дипломатические, военно-патриотические, агитаторские, парламентские, митинговые речи.
2. Академическое Учебная лекция, научный доклад, обзор, сообщение, научно-популярная лекция.
3. Судебное Речи, произносимые прокурором, адвокатом, обвиняемым и др.
4. Социально-бытовое Приветственная речь, юбилейная речь, застольная речь, поминальная речь.
5. Духовное (церковно-богословское) Проповедь; речи, посвященные знаменательным датам.

Основные способы подготовки к публичному выступлению:

1. Экспромт.

2. План-конспект.

3. Текст выступления полностью зачитывается.

4. Воспроизведение наизусть.

Общие требования к публичному выступлению:

· Решительное начало и решительный конец выступления.

· Драматизм.

· Краткость.

· Сдержанная эмоциональность.

· Диалогичность, разговорность.

· Установление и поддержание контакта с аудиторией.

· Понятность главной мысли.

Языковые и стилистические требования к устному

тексту публичного выступления:

1) простота изложения;

2) конкретность лексики;

3) разнообразие номинативных средств;

4) использование риторических фигур;

5) выразительность речи.

Основные законы логики:

1. Закон тождества: всякая мысль в процессе выступления должна быть тождественна самой себе, то есть иметь устойчивое содержание.

2. Закон непротиворечия: два несовместимых друг другу суждения не могут быть одновременно истинными (только одно из них).

3. Закон исключенного третьего: утверждение и его отрицание не могут быть одновременно ни истинными, ни ложными.

4. Закон достаточного основания: всякая мысль признается истинной, если она имеет достаточное основание.

Основные этапы подготовки текста

к публичному выступлению:

· Записать мысли о предмете выступления (по Карнеги).

· Четко сформулировать тему, цель и основную мысль выступления.

· Ознакомиться с необходимой литературой и выбрать самое главное по основной проблеме выступления.

· Составить рабочий план выступления.

· Разделить на отдельные составляющие «царствующую» мысль текста и написать основную часть текста выступления.

· Написать вступление и заключение выступления.

· Оценить непротиворечивость текста в целом, проверить логику изложения, соответствие материала выступления характеру аудитории и речевой ситуации к моменту начала выступления, отредактировать текст выступления.

· Подготовиться к произнесению речи (чтение вслух на время, перед зеркалом и т. д.).

Типичные погрешности: значительные отступления от темы, проблемы выступления, непоследовательность, несоразмерность частей, неубедительные примеры, повторы.

Варианты вступлений:

· интересный пример;

· пословица или поговорка; крылатое выражение;

· юмористическое замечание;

· известная цитата, которая позволит глубже осмыслить основное положение выступления;

· символ, аллегория;

· комплимент слушателям;

· вопрос к аудитории;

· увлекательная история или случай из жизни;

· рассказа о каком-то значительном событии, имеющем отношение к данной аудитории.

Недопустимо во вступлении:

· извиняться и говорить, что недостаточно подготовлен;

· шутить и рассказывать анекдоты, если аудитория оратору не знакома.

Варианты концовок:

1. Цитата, крылатое выражение, поговорка.

2. Обобщающий вывод.

3. Обращение к слушателям.

4. Подытоживающее повторение.

5. Иллюстрация.

6. Кульминация.

7. Комплимент аудитории.

8. Юмористическая концовка.

9. Благодарность за внимание.

Недопустимо в конце выступления:

· извиняться перед слушателями за то, что не сообщил ничего нового и интересного;

· обрывать речь без заключения и уходить;

· заканчивать речь шуткой, не относящейся к теме выступления.

· не вспоминать о том, о чём забыл сказать оратор, если уже сформулирован вывод;

· не оставлять аудиторию в настроении безнадежности и беспросветности.

В конце речи могут кратко повторяться основные тезисы выступления, ещё раз подчеркиваться главная мысль и важность для слушателей разработанной темы, могут использоваться дополнительные сильные аргументы, чтобы повысить убедительность речи и оставить хорошее впечатление об ораторе.

Риторические позиции оратора в ходе выступления:

1. Позиция информатора (чистое изложение материала).

2. Позиция комментатора (дополнительные сведения и личные оценки).

3. Позиция собеседника (диалогизация).

4. Позиция советчика (расставление акцентов).

5. Позиция эмоционального лидера.

Приемы привлечения внимания аудитории:

· Обращение к событию, времени, месту.

· Обращение к борьбе, конфликту, противоречиям между людьми.

· Ссылка на общеизвестный и общедоступный источник информации.

· Риторический вопрос.

· Ссылка на свое эмоциональное состояние.

· Возбуждение любопытства.

· Рассказ о себе, своем личном опыте, случае из собственной жизни, демонстрация какого-либо предмета.

· Цитирование знакомого высказывания, точки зрения знаменитости.

· Исторический эпизод.

· Постановка проблемного вопроса и ответ на него.

· Изложение цели и задачи выступления.

· Обращение к жизненным интересам слушателей, к тому, что волнует их ежедневно.

Приемы поддержания внимания к тексту

публичного выступления:

· Закон края.

· Вопросы к аудитории.

· Организация дискуссии.

· Обращение к отдельным слушателям.

· Авансирование.

· Неожиданное краткое отвлечение от темы.

· Демонстрация предмета.

· Приближение к слушателям.

· Развлекательные элементы во второй части выступления.

Причины волнения оратора в аудитории:

1. Боязнь незнакомой аудитории.

2. Недостаточная подготовка.

3. Творческая взволнованность.

Контактоустанавливающие речевые действия:

· Формулы этикета (приветствия, прощания, обращения, комплименты).

· Визуальный контакт.

· Техническая организация текста (интонирование, акцентирование, использование логических ударений и т.д.).

· Метатекстовые конструкции (в начале выступления…, в заключении…, во-первых…, во-вторых и т.д.)

· Личностный тип общения.

Этика ораторского выступления:

· Доброжелательность, но не агрессивность.

· Не обижать аудиторию и не обижаться на аудиторию.

· Не вступать в конфликтные отношения.

· Не идти «на поводу» у аудитории и не заигрывать с аудиторией.

· Не угрожать, не вести демагогию.

· Не подвергать позору мнения тех людей, которые оспариваются оратором.

· Не искажать мнения оппонентов.

· Не преувеличивать собственной роли в каких-то событиях, действиях.

· Не доказывать положения выступления как истинные, не подлежащие опровержению.

· Не требовать признания правоты собственной концепции.

Эстетика ораторской речи:

· Цельность выступления.

· Единая стилевая манера выступления.

· Не слишком большой текст выступления.

· Хорошо подобранный ритмико-интонационный рисунок речи.

· Учитывать критерий благозвучности речи.

· Учитывать параметры голоса (высоту, полётность, помехоустойчивость и т.д.) и контактоустанавливающие моменты речевых действий.

· Проговаривание «вслух» текста выступления.

 

Речевое воздействие – воздействие на человека при помощи речи и сопровождающих речь невербальных средств для достижения поставленной говорящим цели.

Цель: убедить аудиторию в сознательном принятии т.з. говорящего.

Задача речевого воздействия: при помощи речи изменить поведение или мнение собеседника в необходимом говорящему направлении.

Факторы речевого воздействия – совокупность типовых вербальных и невербальных сигналов, влияющих на эффективность общения.

Основные способы речевого воздействия:

· Доказывание.

· Убеждение.

· Уговаривание.

· Внушение.

· Просьба.

· Приказ.

· Принуждение.

Коммуникативная грамотность – умение вести общение эффективно и бесконфликтно.

Коммуникативные барьеры – типичные трудности, возникающие в общении людей с действием тех или иных объективных или субъективных причин препятствующие успешной коммуникации, пониманию людьми друг друга.

Барьеры могут быть: культурными, социальными, ролевые, психологические, когнитивные и т.д.

 

5. Деловая риторика.

Спор, дискуссия, полемика как жанры деловой коммуникации

Спор – словесное состязание; коммуникативный акт, в рамках которого происходит сопоставление, обсуждение точек зрения, позиций участвующих в нем сторон, при этом каждый из участников стремится аргументированно утвердить своё понимание обсуждаемых вопросов и опровергнуть мнения, доводы оппонента.

Задачи: посоревноваться; обменяться идеями по поводу обсуждаемой проблемы; прийти к более глубокому уяснению как собственной позиции, так и позиций участников спора; расширить кругозор.

Основные признаки спора:

Доказательность – логическое воздействие на оппонента принудительностью доводов рассуждения.

Убедительность – психологическое воздействие на оппонента, направленное на восприятие той или иной идеи.

Виды спора:

· Конструктивный или деструктивный.

· Устный или письменный.

· Организованный или поверхностный.

· Содержательный (полемика, дискуссия, дебаты, прения, спор ради спора) или формальный.

Дискуссия (от лат. «рассмотрение») – такой вид спора, в рамках которого обсуждается какая-либо проблема с целью достижения взаимоприемлемого и общезначимого её решения.

Цель: достичь максимально возможной степени согласия между участниками спора по обсуждаемой проблеме.

Полемика (от греч. «воинствующий», «враждебный») – такой вид спора, в рамках которого основные усилия сторон направлены на утверждение собственной концепции относительно обсуждаемого предмета.

Стратегия спора – общий план ведения спора.

Тактика спора – подбор и использование в споре определенной совокупности логических и психологических приемов.

Важные моменты тактики спора:

1. Корректное поведение участников.

2. Внимательное и доброжелательное отношение к высказываниям всех участников.

3. «Открытость» для доводов других участников.

4. «Условное принятие» доводов участников.

Логические аспекты спора:

· Вопросно-ответный комплекс.

· Аргументация.

· Уловки, софизмы.

Аргументация – логико-коммуникативный процесс, направленный на обоснование позиции выступающего с целью последующего понимания этой позиции и принятия её другим человеком.

Способы аргументации

1. Нисходящая или восходящая.

2. Односторонняя или двусторонняя.

3. Опровергающая или поддерживающая.

4. Дедуктивная или индуктивная.

Структура аргументации:

Тезис – главное положение, которое подлежит обоснованию.

Аргументы – известные особые положения, с помощью которых достигается обоснованность и убедительность тезиса.

Демонстрация (способ доказательства) – логическая форма связи совокупности умозаключений, которые применяются при выведении тезиса из аргументов.

К сильным аргументам обычно относят:

· научные аксиомы;

· положения законов и официальных документов;

· законы природы, выводы, подтвержденные экспериментально;

· заключения экспертов;

· ссылки на признанные авторитеты;

· цитаты из авторитетных источников;

· показания очевидцев;

· статистические данные.

Доказательства делятся на: естественные и логические; прямые и косвенные; в доказательстве используют аргументы (фактологические и ценностные) и доводы (к пафосу, к этосу, к доверию).

· Естественные доказательства (доводы к очевидному) должны быть подкреплены ссылкой на достоверный источник.

· Дедуктивные доказательства (логические) строятся на переходе от общего суждения к частному случаю.

· Индуктивные доказательства (логические) построены на переходе от частных суждений к общим (не бывают абсолютно доказательными).

· Фактологические аргументы – научные (законы, принципы науки, научные эмпирические факты и законы) и документальные факты, полученные в процессе обыденного наблюдения действительности субъектом.

· Ценностные аргументы – внешние оценки с предъявляемым аудитории основанием или и внутренние оценки без предъявления аудитории оснований в доказательстве.

· Доводы к этосу апеллируют к общности нравственных, морально-этических норм убеждающего и убеждаемого (сопереживанию, отвержению и т.д.).

· Доводы к пафосу апеллируют к чувствам человека и делятся на угрозы и обещания.

· Доводы к доверию наслаиваются на те, которые уже есть и прибавляют информацию о некой третьей стороне (отличной от убеждающего, убеждаемого), которая должна пользоваться у аудитории особым доверием.

Способы изложения материала (исторический, ступенчатый, дедуктивный, индуктивный, концентрический, аналогический)

Способ изложения материала – методы словесного изложения, разъяснения и подтверждения мысли.

Исторический способ – изложение материала в хронологической последовательности. Например:

Первый свой поход на Русь начали шведы. В июле 1240 года шведские суда вошли в устье Невы.

Дружина Александра вместе с новгородским ополчением совершила стремительный переход к устью Невы. По пути к ним присоединился отряд из Ладоги.

15 июля 1240 года русское войско внезапно напало на шведский лагерь. Шведы в панике бросились бежать.

Разгром шведов не остановил датских и немецких завоевателей. Летом 1240 года они захватили русскую пограничную крепость Изборск, а затем овладели Псковом.

Зимой 1241-42 г.г. Александр Невский со своей дружиной и новгородским ополчением освободил Псков, изгнал немцев и датчан из пределов Руси и двинулся дальше на запад против главных вражеских сил.

Ступенчатый способ (стадиальный) – последовательное изложение одной темы за другой без возврата к предыдущей. Данный способ очень напоминает исторический. Главное отличие в том, что ступенчатый способ отвечает не логике событий, а логике движения мысли. Например:

До нас дошло сочинение Аристотеля под названием «Риторика», в котором он подробно излагает свои взгляды на эту науку. Сочинение состоит из трех книг. В первой книге рассматривается предмет риторики, которая определяется как «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета». Далее рассказывается о том, как убеждать слушателей. Третья книга «Риторики» посвящена самой речи.

Дедуктивный способ – изложение материала от общего к частному (от тезиса к его доказательствам). Это способ поиска подтверждений высказанному ранее обобщению.Например:

Кто художество наше любит, а мастера презирает, тот лжет. Кто действительно мастерство народное любит, любит и художника. А кто спесивится перед нашим братом, не любит искусства нашего, кто оскорбляет художника – искусство его оскорбляет.

Индуктивный способ – изложение материала от частного к общему, от фактов к некоторой гипотезе, способ предвосхищения основания. Например:

В одном конце залы – широкая лестница... и по обеим ее сторонам высокие двери с прибитыми над ними оленьими головами – они ведут в бильярдную, библиотеку, большую желтую залу и в гостиные. На втором этаже, по меньшей мере, двадцать спален. ... Наша классная помещается на втором этаже, и из нее одна дверь ведет в мою спальню, а другая в спальню девиц. Затем идут апартаменты мистера Питта – мистера Кроули, как его здесь называют, – старшего сына, и покои мистера Родона Кроули. Словом, недостатка в помещении тут нет, могу тебя уверить! Мне кажется, что в этом доме можно было бы разместить все население Рассел-сквер, да и то осталось бы место»

Концентрический способ – расположение материала вокруг главной проблемы, переход от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному. При концентрическом способе основная идея речи формулируется в её начале, хотя и в общей форме. В процессе речи она обосновывается, обогащается, новыми фактами, мнениями. В конце речи оратор возвращается к формулировке основной идеи, уточняя её. Например:

Я не принимаю эстетизма. Неделя борьбы с эстетизмом! Эстетизм – это красивость, а не красота, любование, а не любовь, сердитость, а не гнев, – в эстетизме холодная кровь. Он – статичен. Он – созерцает, а не сопереживает. Он говорит: вот – я, вот – мир, который я созерцаю. Но он никогда не скажет: я – весь в этом мире, я – это мир. Эстетическое искусство – развлечение. В нем всегда встает роковой вопрос: есть ли в искусстве смысл? Эстетизм не дает ответа.

Аналогический способ (метод аналогии) – изложение от частного к частному (переход известного к новому на основе сопоставления различных явлений, событий, фактов), то есть это умозаключение о принадлежности предмету определенного признака на основе сходства в существенных признаках с другим предметом.Например:

Открытие Галилеем четырех больших планетоподобных спутников у Юпитера позволило подкрепить гипотезу Коперника о центральном положении Солнца и движении вокруг него других планет. Он сравнил систему спутников Юпитера с Солнечной системой. В обеих системах имеется ряд общих для них признаков.

Необходимые (логические) правила

для сильной аргументации:

· Тезис должен быть сформулирован ясно и четко.

· Тезис должен быть тождественным в течение всего рассуждения.

· Необходимо исключить из тезиса неявные условия, положения и следствия.

· Дать определение всем понятиям и точно указать отношения между ними.

· Сформулировать цель аргументации.

· Аргументы должны быть истинными и непротиворечивыми.

· Аргументы должны быть достаточными.

· Аргументы должны быть суждениями, истинность которых доказана независимо от тезиса.

· Источники аргументации должны быть всем известные и достоверные.

Необходимые (психологические) правила

для сильной аргументации:

· Будьте эмоциональны.

· Не злоупотребляйте логическим давлением.

· Обращайтесь к жизненно важным для слушателей фактам.

· Персонифицируйте свои идеи (превращайте обсуждение идеи в обсуждение людей).

· Отвлекайтесь в изложении.

· Используйте парадоксальные аргументы.

· Будьте лаконичны.

· Ссылайтесь на авторитеты.

· Используйте наглядные пособия, приводите статистические данные.

Уловки – определенные тактические приёмы, использование которых приведет к максимальному достижению эффективности речевого воздействия.

Логические ошибки – нарушения требований, предъявляемых логикой к различным элементам доказательного рассуждения.

Софизмы – преднамеренные логические отступления.

Разновидности логических ошибок:

· «Ложность оснований» – использование недостоверных фактов.

· «Предвосхищение основания» – попытка обосновать тезис суждением, которое само нуждается в доказательстве.

· «Недостаточность аргументов» – аргумент, значимый для вполне конкретных обстоятельств, выдается за аргумент, значимый во всех иных обстоятельствах.

· «Круг в доказательстве» – в качестве основания для выдвинутого тезиса принимается довод, достоверность которого зависит от истинности доказываемого тезиса.

· «Мнимое следование» – неумение вывести доказываемую мысль из приведенных в тексте аргументов, неспособность установить внутреннюю логическую связь этих аргументов и тезисного суждения.

· «Прыжок в доказательстве» – искажение логической последовательности в приведении аргументов.

· «Нарушение правил умозаключения» – использование слов, значение которых неоднозначно понимается в тезисах и аргументах, что приводит к смешению смыслового содержания понятий.

Разновидности уловок:

· Вопрос, в котором используют неопределенности ситуативных слов.

· Вопрос, предполагающий в ответ «да» или «нет».

· Вопрос, предполагающий нежелательный (выгодный для вопрошающего) ответ.

· Вопросы, для которых не найдено общепринятого решения (Логические парадоксы).

 

6. Особенности произношения лексики

Трудные случаи современного русского произношения:

1) гласный [О] в безударной позиции произносится как [А] (например: молоко – м[а]л[а]ко, корова – к[а]ров[а]);

2) гласный [Э] (буква Е) в безударной позиции произносится как [И] с призвуком [Э];

3) орфографическому написанию ЧН соответствует современное литературное произношение ЧН (например: беспечный, встречный, войлочный, заочник, конечный, отличник, очник). Исключение: конечно, скучно, нарочно, скворечник, яичница, девичник, очечник, прачечный, пустячный; женские старые отчества: Ильинична, Кузьминична, Никитична, Фоминична, а также там, где это соответствует орфографии: городошник, киношник, доминошник, лотошник.

ЧН

 

[ЧН] [ЧН; ШН] [ШН]
очник заочник конечный взяточничество   прачечная булочная копеечный молочный взяточник горничная конечно скучно нарочно скворечник яичница Никитична

Причем в современном русском языке есть вариативное произношение ЧН как [ЧН] и [ШН] (например: серде[чн]ый и серде[шн]ый, було[чн]ая и було[шн]ая, праче[чн]ая и праче[шн]ая);

4) после появления в русском алфавите буквы Ё произошел переход [Э] в [О] под ударением, поэтому в современном русском языке выделяют группы слов: первая включает слова, в которых не было перехода [Э] в [О] под ударением (например: атлет – атл[э]т, афера – аф[э]ра, бытие – быти[й’+э], опека – оп[э]ка, леска – л[э]ска), во вторую группу входят слова, в которых был переход [Э] в [О] под ударением и варианта со старым произношением не сохранилось (например: мёд – м[о]д, свёкла – св[о]кла, отёк – от[о]к), третья группа – вариативное произношение гласных [Э] и [О] (например: клест и клёст, белесый и белёсый, поблекнуть и поблёкнуть, желчь и жёлчь; звезда, но звёздный; шерсть, но шёрстка). В результате подобного перехода слово пробрело другое значение (например: все и всё, небо и нёбо, узнает и узнаёт, крестный ход и крёстный отец, истекший год и истёкший кровью).

Переход [Э] в [О] под ударением

 

[Э] [Э; О] [О]
афера опека шлем леска белесый, белёсый желчь, жёлчь клест, клёст небо, нёбо мёд звёзды вёсны свёкла

Особенности произношения заимствованной лексики:

· Имена собственные произносятся с твердым согласным перед [Э]: [Дэ]карт, Ква[рэ]нги, Воль[тэ]р, Шо[пэ]н, Лафон[тэ]н.

· В заимствованной лексике в безударных позициях [О] звучит только как [О], аканье распространяется на слова общеупотребительной лексики: рояль, костюм, бокал, поэт, поэзия.

· Перед гласным [Э] в исконно-русских словах произносится мягкий согласный. Это распространяется и на заимствования: аптека, текст, термин, пионер, конкретно, акварель, президент. Твердо согласный произносится в основном в словах ограниченного употребления: в терминах, специальной лексике, в профессионализмах: асептика, астения, интеграл, водевиль, бактерия, патетика, тенденция, апартеид.

· Многие слова, прежде произносившиеся только твердо, теперь допускают вариативное произношение: декан, агрессия, стратегия, бассейн, кредо, кратер.

В безударных позициях О произносится как

 

[О] [А]
Шопен, Вольтер боа, шоссе кредо поет, поэзия костюм, бокал, рояль

Согласный перед Е произносится

 

твёрдо мягко, твёрдо мягко
Шо[пэ]н, Лафон[тэ]н, бак[тэ]рия во[дэ]виль декан агрессия терапевт президент акварель тетрадь

 

Особенности произношения диалектной лексики

(не соответствует орфоэпическим нормам):

1. Диссимиляция согласных (уподобление другим согласным): ко[л]идор, [л]егулярный, [к]уфайка.

2. Ассимиляция согласных.

3. Появление вокалического па-звука перед сонорным: [ар]жаной, руб[э]ль, [в]оспа.

4. Замена [Ф] на [Х] / [ХВ] и наоборот: ко[х]та, [ф]орост, [ф]ост.

5. Возникновение интервокального [В]: ради[в]о, кака[в]о.

6. Выпадение согласных: б[ау]шка, д[еу]шка.

7. Отвердение [Р]: ск[ры]п, г[ры]п, к[ры]нка.

8. Явления цоконья и чоканья.

9. Отвердение конечных согласных: се[м], голу[п], восе[м], прору[п].

10. Произношение твердых губных перед –те: насы[п]те, пригото[ф]те.

11. Произношение ударного [О] вместо [А]: пл[о]тит, запл[о]тит.

 

7. Особенности постановки ударения в СРЛЯ

 

Ударение в СРЛЯ – акустико-физиологическое явление, выполняющее несколько функций:

1) выделяет слово в потоке речи; 2) выполняет роль смыслоразличительного средства (мука – мука, трусит – трусит); 3) участвует в ритмической организации речи; 4) участвует в преодолении омонимии: анализ крови – в крови, руки не подаст – чистые руки, обрезать – обрезать, кругом – кругом; 5) выполняет функционально-стилистическую роль: лавровый лист – семейство лавровых (в ботанике).

Особенности русского ударения: силовое, разноместное (резать, вырезать, резной); подвижное (земля, землю, на землю).

Ударение в именах существительных

1. Ударение в сущ. с основы в ед.ч. перемещается на окончание во мн.ч. (орден – ордена).

2. Ударение в сущ. в ед.ч. и в И.п. (в В.п. у неодуш. сущ.) мн.ч. перемещается на окончание в косвенных падежах мн.ч. (голубь – голубей, голубям, голубей, голубями, о голубях).

3. Ударение в сущ. с окончания в ед.ч. перемещается на основу во мн.ч. (коза – козы).

4. Ударение в сущ. с окончания в ед.ч. перемещается на основу в трех падежах (И.п., В.п., Р.п.) мн.ч., а Д.п., Т.п., П.п. сохраняют ударение на окончании (волна – волны – волне – волну – волной – о волне; но волны – волн – волны – волнами – волнам – о волнах).

5. Ударение в сущ. с окончания в ед.ч. перемещается на основу в В.п. того же числа, а мн.ч. не дает устойчивой схемы движения ударения (щека – щеки – щеке – щекой – о щеке, но щёку; щёки – щёк – щекам – щеками – о щеках).

Ударение в именах прилагательных

1. Часто ударение в кр.ф. прил. падает на тот же слог, что и в полной форме (плаксивый – плаксив, красивый – красив).

2. Если ударение в кр.ф. ж.р. падает на окончание, то в остальных формах оно стоит на основе и обычно совпадает с ударением в полной форме (бодрый – бодр, бодра, бодры).

3. Если в кр.ф. ж.р. и ср.р. ед.ч. ударение находится на одном и том же слоге, то в кр.ф. мн.ч. этот слог будет ударяемым (богата, богато – богаты).

4. Если же кр.ф. ж.р. и ср.р. имеет разные ударения, то форма мн.ч. будет по образцу ср.р. (бела, бело – белы).

5. Если в кр.ф. прил. ударение падает на окончание, то в сравнительной степени прил. оно падает на суффикс -ее- (длинна – длиннее, видна – виднее). Если же в кр.ф. прил. ж.р. ударение падает на основу, то и в сравнительной степени прил. ударение остается на том же слоге (красивый – красивее, покорна – покорнее, приветлива – приветливее).

Ударение в глаголах

· В бесприставочных глаголах прош.вр. м.р. ед.ч. ударение падает на основу слова (брал).

· В бесприставочных глаголах прош.вр. ж.р. ед.ч. ударение падает на окончание (брала).

· В глаголах прош.вр. ср.р. ед.ч. и во мн.ч. ударение падает в основном на основу, если в ср.р. ед.ч. глагола ударение падает на основу слова и окончание, то аналогично и в форме мн.ч. (взялось – взялось, взялись – взялись).

· Часто приставки вы-, за-, на-, об-, от-, по-, при-, про-, со- перетягивают ударение на себя в формах м.р., ср.р. ед.ч. и мн.ч. (занял, отдало, прибыли).

 

II. ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

Задание № 1. Определить род имен существительных.

Пари, пенсне, бра, бикини, мисс, фрау, импресарио, рантье, пианино, радио, авеню, кофе, пальто, арго, кино, хинди, метро, бюро, месье, резюме, галифе, салями, леди, денди, визави, жюри, шоссе, тире, интервью, га, пенальти, атташе, протеже, какаду, шимпанзе, фламинго, пони, иваси, цеце, алиби, фиаско, цунами, сиртаки, липси.

Сочи, Миссисипи, Юнгфрау, Капри, «Фигаро литерер», ООН, НАТО, МГУ, РИА, ТАСС, ВАЗ, ЮНЕСКО, «Юманите», Онтарио, ЮАР, США, ОРТ, МИД, Эри, «Ньюс кроникл».

Мозоль, моль, вермишель, молодежь, картофель, тюль, шампунь, вуаль, автор, агроном, ветеринар, депутат, мастер, профессор, тренер, судья, врач, повар, корреспондент, чудо-богатырь, кафе-столовая, комедия-буфф, женщина-космонавт, автомобиль-такси, голосище, газетишка, братишка, веслище, конференц-зал, музей-квартира, школа-интернат, самолет-амфибия, платье-халат, письмишко, бигуди, ножницы, чернила, белила.

Задание № 2. Образовать сущ. Им. п. мн.ч.

Номер, якорь, цвет, мастер, лес, корм, глаз, тополь, берег, адрес, остров, соболь, катер.

Дневник, календарь, кирпич, ключ, куст, язык, сад, рыбак, петух // Автор, актер, офицер.

Полюс, трактор, год, свитер, цех, пропуск, образ, тон, сын, колено, зуб, корпус, орден.

Индуктор, рефрижератор, рефлектор, детектор // инструктор, редактор, ректор, лектор, новатор, конструктор, бухгалтер, композитор, оратор.

Задание № 3. Образовать форму Р.п. ед. ч. сущ.

Комар, луч, маляр, двор, герб, корабль, рубль, этаж // беспорядок, переулок, рынок, поступок, участок, посёлок, жеребенок, ребенок, ягненок, цыпленок, утенок.

Рис, снег, сок, суп, сыр, творог, мед, виноград, народ, корм, дым.

Сахар, жар, спор, спрос, брод, коньяк, килограмм сахар…, стакан ча…, налить сок…, ложка мёд…, метр ситц…, кусок атлас…, напустить туман…, нет износ…, что прок…, дать мах…, спас… нет, с пыл… с жар…, без год…. неделя, из лес…., со свет…, час от час…., не хватает дух…, отказ… не было, не показывать вид…, отведать кваск…, поесть сырк… и медк…

Задание № 4. Образовать форму Р.п. мн.ч. сущ.

Армяне, болгары, башкиры, осетины, румыны, цыгане // карелы, туркмены, французы, немцы, эстонцы, испанцы, узбеки, монголы// горожане, селяне, южане // волчата, котята, цыплята// партизаны, солдаты, гусары, гренадеры, минёры, сапёры, драгуны, кирасиры, уланы, гардемарины, капитаны, майоры // лётчики, разведчики, стрелки // глаза, ботинки, валенки, сапоги, погоны, манжеты, эполеты, чулки, носки, гольфы // боты, макасины, бока, ботфорты // литры, метры, ньютоны, джоули, граммы, килограммы, микроны // апельсины, мандарины, баклажаны, помидоры, томаты, огурцы, перцы, яблоки, яблочки // колесики, плечики, очки, консервы, коррективы, сумерки, грабли, туфли, ясли, роды, каникулы, макароны, войска, дела, места.

Задание № 5. Образовать форму П.п. ед.ч. сущ.

Аэропорт, берег, лед, лес, мост, плен, полк, пруд, сад, снег, тыл, шкаф, борт, бой, пост.

Задание № 6. Просклонять словосочетания.

Первое мая, тысяча девятьсот девяносто восьмой год, восемьсот граммов, два карандаша, четверо медвежат, обе сестры, оба города, пятьсот шестьдесят девять метров, 1857 рублей, полтора яблока, сколько граммов, столько детей, полтораста метров.

Задание № 7. Раскрыть скобки.

1. К знаменательной дате (1 Мая) учащиеся выпустили стенгазету. 2. И наконец мог я выспаться вволю, проскакав в эти два дня более (80) верст. 3. Это было в (1812) году. 4. (5) учениц нашего класса работали на птицеферме. 5. Вижу (3) учениц. 6. Часов десять мы находились в (200) метрах от катера. 7. Вес некоторых грибов достигает (полтора) (килограмм). 8. Держите сосуд (оба-обе) руками. 9. Школьная библиотека располагает (2 483) книгами. 10.Семинар вели (двое – два) доцента. 11. До (сколько) ты будешь работать? 12. Все цветы раскупаются к (8 Марта). 13. Москва находится в (полтораста) километрах отсюда. 14. Фирме потребуется (двое-две-два) (секретарша-секретарь). 15. Жалел о (550) рублях, потраченных зря.

Задание № 8. Исправить ошибки в следующих словосочетаниях и предложениях:

Самый наилучший, более высший, менее худший, самый новейший, более лучший, самый красивейший, наиболее ловчее, менее диче.

1. Вокруг их всегда много людей. 2. Пифагор, он доказал… 3. Благодаря ней мы справились. 4. Тебя спрашивает какой-либо человек. 5. Мальчик теперь сирота, отец умер, когда ему было три года. 6. Группа сдала все зачеты и попросила проэкзаменовать их в первую очередь. 7. Какие-то книги я для тебя приготовил. 8. Эту селедку передала мне продавщица Люба, ввиду жаркой погоды она уже припахивала. 9. Врач предложил больному каждый день взвешивать себя. 10. Когда наступили каникулы, студенты поехали к своим родным: они ждали их с большим нетерпением, надеясь хорошенько отдохнуть. 11. Преподаватель попросил студента прочитать свой доклад. 12. Еще более проблематичнее становится проезд в метро. 13. Ответ ученика бессмыслен. 14. Мальчик сегодня нездоровый. 15. Бабушка взошла в комнату. 16. Она встает и пошла к двери. 17. Он был горяч, полный жизни. 18. Эта книга интереснее. 19. Эта река всегда спокойна. 20. Стихи были удачные и по форме, и по содержанию. 21. Герой рассказа – маленький гимназист: он всегда подтянутый, всегда одетый по форме, культурен в общении.

 

Морфологические и синтаксические нормы СРЛЯ

Задание № 9. Словосочетания, приведенные во мн.ч., поставить в ед.ч.

Высокие жирафы, ужасные неряхи, красные георгины, белые клавиши, грязные манжеты, новые туфли, строгие старосты, театральные занавесы, измятые банкноты, черные пожарища, высокие ботфорты, домашние тапочки, белые босоножки, огромные домины, узкие ботинки, детские коленки, концертные залы, старые мозоли, стальные рельсы, новые санатории, старые рояли, ранние овощи, железнодорожные плацкарты, веселые запевалы.

Задание № 10. Образовать Им.п. мн.ч. сущ.

Адрес, директор, доктор, купол, мастер, бухгалтер, шило, флигель, тормоз, корпус, редактор, паспорт, профессор, договор, инженер, лектор, токарь, верх, торт, бухгалтер, выбор, борт, буфер, инструктор, инспектор, герб, шофер, образ, адрес, цвет, крендель, контейнер, свитер, штабель, маклер, офицер, купол, округ, орден, порт, трактор.

Задание № 11. Образовать Им.п. ед.ч. сущ.

Пельмени, банкноты, клавиши, курицы, манжеты, оладьи, санатории, ставни, шпроты, тапки, туфли, клипсы, вафли.

Задание № 12. Составить словосочетание прил.+сущ.

Визави, судья, жюри, желе, госпиталь, тополь, такси, тюль, кафе, кофе, пони, леди, мозоль, шампунь, бандероль, сирота, староста, умница, какаду, белоручка, зазнайка, кенгуру, колибри, моль, бра.

Задание № 13. Образовать сущ.Р.п. мн.ч.

Носки, грузины, килограммы, апельсины, баклажаны, мандарины, джинсы, макароны, помидоры, очки, плечи, войска, места, яблоки, валенки, шпроты, шаровары, чулки, тапки, сапоги, сандалии, партизаны, солдаты, туфли, брызги, дела, дрязги, копья, шорты, вафли, погоны, сходни, ясли, судьи, простыни, абрикосы, бананы, ботфорты, клипсы, колесики, консервы, лампасы, гектары, георгины, гольфы, граммы, километры, кроссовки, манжеты, места, ведомости, четверти, кухни, области.

Задание № 14. Какое существительное соответствует следующей характеристике:

1) нарицательное, неодушевленное, вещественное, рода не имеет, только в форме множественного числа? (носки, консервы, ворота, каникулы)

2) нарицательное, неодушевленное, конкретное, средний род, разносклоняемое, творительный падеж, множественное число? (именами, чудовищами, полями, подмастерьями)

3) нарицательное, неодушевленное, конкретное, женский род, 3 скл., именительный падеж, единственное число? (дочь; мать; стена; совесть)

Задание № 15. Какое прилагательное соответствует следующей характеристике:

1) относительное, родительный падеж, единственное число, женский род? (летней (прохлады); летняя (ночь); летним (вечером); летнему (дождю)

2) качественное, полная форма, родительный падеж, множественное число? (верных (друзей); осенних (дней); птичьих (гнезд); ярким (звездам)

3) качественное, краткая форма, единственное число, мужской род? (костюм) красивый; (костюм) красив; (костюм) красивее; (костюм) более красивый)

4) качественное, превосходная степень сравнения, творительный падеж, единственное число, женский род? (свободной (минутой); ярчайшую (звезду); тончайшей (паутиной); дружеской (помощью)

5) относительное, родительный падеж, единственное число, женский род? (осенним (вечером); осенней (погоды); осенним (днём); осенним (ненастьем)

6) качественное, краткая форма, единственное число, мужской род? (медведь) добродушнее; самый добродушный (медведь)

7) (медведь) добродушен; (медведь) добродушный

8) качественное, превосходная степень сравнения, творительный падеж, единственное число, средний род? (звериной (тропой); тончайшим (узором); воинской (выправкой); красивейшим (озером)

Задание № 16. Какое числительное соответствует следующей характеристике:

1) составное, порядковое, творительный падеж, единственное число, мужской род? (двумстам восьмидесяти пяти (домам); двести восемьдесят пятым (домом); двумястами восьмьюдесятью пятью (домами); о двести восемьдесят пятом (доме)

2) сложное, количественное, дательный падеж? (десяти (книгам); пятидесяти (книг); пятьюдесятью (книгами); пятидесяти (книгам)

3) составное, количественное, родительный падеж? (шестидесяти четырем (метрам); шестьдесят четыре (метра); десяти (метров); шестидесяти четырех (метров)

4) составное, количественное, родительный падеж? (двое (друзей); ста двадцати восьми (страниц); ста двадцати восьми (страницам); сто двадцать восемь (страниц)

Задание № 17. Какое местоимение соответствует следующей характеристике:

1) личное, первое лицо, родительный падеж, множественное число? (нас; их; себя; меня)

2) вопросительное, именительный падеж, числа не имеет, рода не имеет? (который? чья? что? какую?)

3) отрицательное, дательный падеж, числа не имеет, рода не имеет? (кому-либо; ничьей; нисколько; никому)

Задание № 18. Какое причастие соответствует следующей характеристике:

1) действительное, прошедшее время, родительный падеж, единственное число, мужской род? (читавшему (мальчику); читающий (мальчик); читавшим (мальчиком); читавшего (мальчика)

2) действительное, настоящее время, творительный падеж, единственное число, средний род? (бушующей (пургой); бушующими (ветрами); бушующим (морем); бушующего (урагана)

Задание № 19. Исправить ошибки.

Это самый новейший проект. Завод оказался более передовым. Гоголь изображает помещиков более реалистичнее. Вариант заместителя оказался более худшим. Он сделал эту работу более лучше. В комнате теперь более светлее. Самая высочайшая гора Земли – Эверест. Марианская впадина – самое глубочайшее место в океане.

Задание № 20. Согласовать подлежащее со сказуемым.

Большинство учеников хорошо сдал… выпускные экзамены. Ряд новых домов стоял… в конце деревни. Несколько дам скорыми шагами ходил… взад и вперед по площадке. Много птиц сидел… на ветвях. Сережа с Петей долго ждал… возвращение матери.

Задание № 21. Определить, какого управления требуют приведенные ниже слова.

Беспокоиться, тревожиться за кого-нибудь, о ком-нибудь

Упрекать, порицать в чем-нибудь, за что-нибудь

Удивляюсь, удивлен чему-нибудь, чем-нибудь

Превосходство, преимущество над чем-нибудь, перед чем-нибудь

Уверенность, вера во что-нибудь, в чем-нибудь

Оплатить, заплатить что-нибудь, за что-нибудь

Касаться, относиться кого-нибудь, к кому-нибудь

Препятствовать, тормозить что-нибудь, чему-нибудь

Задание № 22. Найти нарушения грамматических норм СРЛЯ в предложениях.

1. В то утро бабушка испекла в русской печи пышные, румяные хлеба. 2. Котлеты были уже давно поджаренные, но дети все не шли ужинать. 3. Трудно иметь дело с человеком, когда знаешь, что он настоящая ханжа. 4. В области разработки компьютерных программ долгие годы первой была США. 5. Он был отважным человеком, а не сумасшедшим и не преступник, как кажется вначале. 6. Обе спортсменки, выступающие на вчерашних соревнованиях, получили призы. 7. Когда спектакль закончился, все артисты вышли на сцену и кланяются. 8. Я хотел бы отметить, к чему приводит неосторожность детей и подростков, катаясь на льду, хотя лед ещё не крепкий. 9. Владельцы участков вносят в казну города земельный налог, устанавливающий в соответствии с законодательством. 10. Газета «Аргументы и факты» недавно опубликовали статью о деятельности этой организации. 11. Согласно распоряжения директора срок представления отчета истекает первого марта. 12. Рецензия о прочитанной книге должна быть сдана на следующей неделе. 13. Два инфаркта подорвало его здоровье. 14. Мне кажется, что А.С. Пушкин действительно жил, страдал и размышлял вместе со всеми людьми Руси. 15. Мы видим, какие мысли и страдания терзало сердце поэта. 16. Для Блока все старое, все образы старого мира – враждебно. 17. Существует немало произведений, посвященных теме любви, в мировой литературе. 18. Самая любимейшая героиня Толстого – Наташа Ростова. 19. Эта встреча Рогожина и князя Мышкина не принесла ему ничего хорошего. 20. Чуткий художник, Тургенев откликается на все события окружающей жизни и отмечал только зарождающиеся в ней явления. 21. Выражая в песнях, сказках, былинах мечту о счастливой доле, народом были созданы произведения большой глубины и силы. 22. На столе у Манилова лежала книга, открытая на одной и той же странице и которую он никогда не читал. 23. Лермонтов ставит перед собой задачу показать, какова же судьба молодого поколения, какие настроения типичны для них. 24. Пережитые им страдания наложили отпечаток в его душе. 25. Образ Петра появляется во многих произведения Пушкина, восхищаясь и оценивая его. 26. Представители дворянства и власти показаны Гоголем очень ярко. 27. Действия романа разворачиваются как в мирное время, так и во время войны. 28. В повести разворачиваются события, о возможности которых читатель и подумать не мог.

Задание № 23. Определить, в каком предложении допущена ошибка в употреблении деепричастного оборота:

1. По небу ползли тяжелые тучи, скрывая собой уже начавшие меркнуть звезды. 2. Через год, будучи слепым и глухим, его привели к царю. 3. Множество городов и деревень было уничтожено фашистами, лишив население крова. 4. Пройдя несколько шагов, его осенила интересная мысль. 5. Солнце устало склоняется к югу,


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
отделения «Журналистика» | ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА

Дата добавления: 2014-10-17; просмотров: 794; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.048 сек.