Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Основы истории и классификации методов коллективного творчества

Читайте также:
  1. I ОСНОВЫ ГЕОЛОГИИ 1 Предмет геологии и ее значение
  2. II. Классификации социальных групп
  3. II. Основы определения страхового тарифа.
  4. II. ОСНОВЫ СИСТЕМАТИКИ И ДИАГНОСТИКИ МИНЕРАЛОВ
  5. III. Отечественные подходы к классификации групп.
  6. Анализ влияния форм и методов розничной торговли сети гипермаркетов «Ашан» на потребительский выбор.
  7. Анализ известных реологических методов описания взаимодействия вибрирующих рабочих органов с порошковыми средами
  8. Анализ методов простой средней сезонности продажи сахара по Ивановскому региону
  9. АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩИХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ. АВС-АНАЛИЗ
  10. Безопасность нации и информационная безопасность: уроки советской истории и современности

Обращение к собственной истории методов коллективного творчества показывает, что, фактически, она начинается с сер. ХХ в. В специальной литературе упоминаются только три предшествующие исторические примера которые по праву относятся к методам коллективного творчества. Они никак не связаны друг с другом, и нельзя видеть их настоящим началом современных методов коллективного решения творческих проблем, образующих некую связную, смысловую традицию. Другое дело, что все они весьма любопытны и заслуживают быть изложенными. У древних скифов, согласно Тациту, практиковался следующий метод коллективного решения сложных проблем. Вожди, собравшись для принятия ответственных решений, напивались до беспамятства. Во время всей этой процедуры, они высказывали свои мнения по поводу стоящей, перед ними проблемы. Со скифскими вождями всегда находился грамотный раб, в обязанности которого входило быть трезвым и подробно записывать все высказанные предложения и идеи. После того как скифы приходили в себя, они снова собирались вместе, выслушивали, что они там наговорили, и, используя данную информацию, приходили к окончательному решению. Есть свидетельства о том, что в Древней Вифинии (расположенной на территории современной Турции) в 7-6 вв. до н.э. практиковался следующий обычай. Если кто-то очень сильно болел, и никто из близких и врачей не могли ни только вылечить, но и понять, что это за болезнь, то больного выносили на всеобщее обозрение (часто это делали в базарные дни или в местах большого скопления людей). О больном рассказывали каждому встречному, надеясь на то, что именно этот незнакомец – по определению, потенциальный носитель нового опыта – может обладать новой, полезной для больного информацией. Последний исторический пример связан с морским делом. Но флоте существовал давний обычай, корабельный совет или метод решения сложных, внештатных ситуаций. В таких случаях собиралась вся команда, и спрашивали совета каждого моряка, начиная с самых низов – юнга, матросы …, последним высказывался капитан. При такой организации обсуждения над говорившими никогда не довлело мнение вышестоящих по судовой иерархии членов команды, таким образом добивались того, чтобы все возможные по данному вопросу суждения были услышаны.

Появление методов коллективного творчества только в сер. ХХ в. вряд ли должно удивлять. По крайней мере, такую ситуацию достаточно легко обосновать. В эпоху холодных обществ, до XVII в. людям было достаточно тех форм (к примеру, коллективные диспуты) и правил (к примеру, логические требования к тезису выступления) коллективного творчества, которые сложились в рамках существующего философского и научного (протонаучного) знания, традиции. После становления горячих обществ, после XVII в. до сер. ХХ в. новые формы научной, научно-технической, производственной коммуникации (появление и широкое распространение научно-технической литературы, конструкторские бюро на производстве и др.) также, в целом, справлялись с удовлетворением потребностей на новые, творческие открытия и изобретения. С увеличением спроса на творческие продукты возникла задача значительной интенсификации творческой работы, что и привело, в конце концов, к открытию современных методов коллективного творчества.

Применительно к собственной истории появления методов коллективного творчества можно назвать точные имена и даты, поскольку большинство считает, что первым собственным методом коллективного решения проблем был метод мозгового штурма, а мы знаем, кто и когда его разработал. В этом случае, современную, настоящую историю методов коллективного творчества начинает американец Алекс Осборн, который еще до Второй мировой войны выходил на идеи мозгового штурма, а в 1953 г. опубликовал книгу «Управляемое воображение» (с тех пор много раз переиздававшуюся), где изложил его суть. Второй фигурой в истории появления методов коллективного творчества нужно назвать другого американца Уильяма (Вильяма) Гордона – создателя синектики. Считается, что работу над этим методом Гордон начал в 1944 г., а в 1952-1959 гг. совершенствовал и предлагал свою методику. В 1960 г. Гордон организовал фирму «Синектикс инкорпорейтед», которая брала на обучение группы специалистов из различных фирм и посылала в них своих сотрудников для участия в решении технических, организационных и иных проблем. Дальнейшую историю методов коллективного творчества трудно однозначно оценить. С одной стороны, нельзя сказать, чтобы она впечатляла бурным ростом и значительными изменениями, с другой стороны, прошло всего-то менее ста лет с появления первого метода коллективного творчества.

После мозгового штурма и синектики отмечают возникновение целого ряда методов, так или иначе модифицирующих мозговой штурм (двойной мозговой штурм; обратный мозговой штурм и др.). Оформился метод «конференция идей» – проводится в виде совещания по выдвижению идей, при котором допускается дружеская критика в виде реплик и комментариев, но все выдвинутые идеи заносятся в итоговый протокол без указания автора, как плод коллективных усилий. В плане формирования нового метода коллективного решения проблем можно понимать мысли С. Переслегина о том, что желательно органично соединить в ходе коллективного решения проблем коллективный разум группы людей (со всеми их знаниями и способностями к аналитической, творческой и коллективно-творческой работе) и гениального/талантливого одиночку, лидера, ответственного, принимающего окончательное решение (модель работы современного генерального штаба и главнокомандующего). Говорится о значительном использовании такого метода как «деловая игра». В связи с ними следует обязательно упомянуть деятельность Московского методологического кружка под руководством Г.П. Щедровицкого. Считается, что здесь были впервые разработано новое поколение деловых игр – игры открытого типа, получивших название организационно-деятельностные игры». Насколько мы понимаем, отдельным видом новых разработок методов коллективного творчества можно считать игру «Что? Где? Когда?».

Деловые игры сегодня, без сомнения, должны быть отнесены к коллективным методам решения творческих проблем. Это ставит следующую проблему. Дело в том, что деловые игры имеют свою собственную историю, отличную от обозначенной выше истории становления методов коллективного творчества. Деловые игры – это очевидно наследие всего целенаправленного общения вообще, конкретнее, любых процессов профессионального тренинга или научных дискуссий. В этом случае вполне уместно при изложении тематики методологии коллективного творчества звучит, к примеру, следующая информация, что уже в 1932 г. была проведена деловая игра в Ленинградском инженерно-экономическом институте, моделирующая завершающий период пуска Лиговского завода пишущих машинок. Можно ли согласиться с этим? Нам кажется, что следует продолжать считать началом истории методов коллективного творчества деятельность А. Осборна и В. Гордона. Успешность предложенных ими методов послужила основой того, чтобы деловые игры (до этого времени широко не распространенные и особо не выделяемее из обычного профессионального тренинга) стали восприниматься видом коллективного решения творческих задач. При таком подходе указанная деловая игра 1932 г. выступает феноменом истории профессионального тренинга и деловых игр, но не коллективных методов решения творческих проблем. Возможно, что оптимальным способом оценки данной и им подобных деловых игр будет следующая: о них стоит говорить в том же смысле, как об указанных выше скифских методах решения творческих проблем.

Определенные материалы к сущностной классификации методов коллективного творчества (отражающей качество и количество принципиально возможных здесь элементов) уже имеются. К примеру, можно говорить о наличие только двух принципиальных способов коллективного решения творческих проблем – без взаимной критики и с критикой, откуда логично вытекает, что бывают методы без критики, с критикой и с тем или иным их сочетанием. Но, к сожалению, всего этого недостаточно. Поэтому в специальной литературе господствует простое перечисление методов коллективного творчества: мозговой штурм и его разновидности; синектика; конференция идей: деловые игры и др. Все это не отменяет требование того, чтобы в курсе МНТ было отражено все самое важное из данной области знания. Доказательства этого следующие. Здесь будут рассмотрены самые известные, наиболее часто используемые и пригодные для решения научных проблем методы коллективного творчества – мозговой штурм и синектика. Полученное знание позволит самостоятельно понять специфику всех других, оставшихся методов коллективного творчества.

 



<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Проблемы специфики и оптимизации/интенсификации коллективной деятельности, творчества, вообще | Мозговой штурм

Дата добавления: 2014-10-28; просмотров: 241; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.004 сек.