Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Тема 1: Своеобразие художественной публицистики. ОчеркПублицистика. Своеобразие публицистического отображения действительности. Цель, роль, функции, классификация публицистики. Художественная публицистика в системе современной журналистики. Жанрообразующие признаки (предмет, цель, методы отображения действительности, язык и стиль, автор и читатель). Очерк как жанр художественной публицистики. Природа очерка. Виды очерка. Классификация очерка по предмету (А.А. Тертычный). В зависимости от предмета очерка выделяют разные виды очерка: портретный, проблемный и путевой очерки. Предметом портретного очерка является личность, герой, то, каким ценностям он служит, в чем видит смысл своего существования. От художественного рассказа очерк-портрет отличается тем, что он строго документален и публицистичен: журналист пишет портрет конкретного человека, с именем и определенной судьбой, в которой ничего нельзя изменить. Чаще всего герой интересует автора как тип, судьба героя – как частное проявление судьбы нации. А художественность, образность присутствует, прежде всего, в авторских оценках, описаниях, ассоциациях. Предметом отображения в проблемных очерках выступает некая проблемная ситуация. Именно за ходом ее развития и следит в своей публикации очеркист. Автор исследует актуальные явления социальной, экономической, нравственной сфер жизни общества. Предмет путевого очерка – события, происшествия, встречи с людьми, с которыми автор сталкивается в ходе своего творческого путешествия, поездки, командировки и т.д. Классификация очерка по методу отображения действительности (М.Н. Ким). Художественно-изобразительные. К этой разновидности относятся путевые очерки и зарисовки. Автор в подобного рода произведениях может вести повествование в лирическом ключе, делясь собственными эмоциональными переживаниями, мыслями и суждениями. Художественно-публицистические. В этом виде очерка центром изображения является человек. К этой разновидности относится портретный очерк. В этих произведениях воссоздается не только образ человека, но и дается развернутая авторская трактовка судьбы конкретной личности. Исследовательские очерки. В этом виде на первое место выдвигается социально важная проблема, рассмотрению которой и посвящается произведение. К этой разновидности относятся «проблемные» и «очерки-исследования». Для данной группы характерно публицистическое изложение, связанное с открытым отстаиванием авторской мысли, позиции, мнения и т.д. В центре «проблемного» очерка стоит проблемная или конфликтная ситуация. К разновидностям «очерка-исследования» можно отнести судебные очерки, очерки-расследования, очерки нравов, бытовые. Классификация портретного очерка (М.И. Шостак). М. Шостак выделяет следующие типы портрета: портрет «социальный тип», портрет личности, политический портрет, портрет деятеля, нравственного учителя, полемичный портрет, антигероя. Язык и стиль («очерковость» и интимизация изложения). Сюжет и композиция очерка. Сюжет в очерке – творческое преобразование взятых из жизни фактов, которое происходит в свете публицистического исследования. Композицию обычно определяют как построение произведения, расположение его составных частей, порядок изложения событий. Виды композиционного построения очерка (Т.А. Беневоленская). Выделяются: 1. Хроникальное построение материала (описание явлений, событий, человеческой жизни в их временной последовательности). 2. Структуры, основанные на логике причинно-следственных связей (очерк-исследование, анализ, где нет рассказа о событии, явлении или каком-либо отрезке жизни героя «во времени», а все повествование строится по принципу не временной, а логической последовательности, как движение мысли, система положений, система выводов и доказательств). 3. Эссеистская, свободная форма построения, основанная на сложных ассоциативных связях и образных обобщениях. Наиболее распространена и совмещает в себе элементы обоих предыдущих типов. Образ в очерке. Типизация и ее виды. Художественное и публицистическое начала в очерке. Особенности позиции автора (Л.Г. Кайда).
Дата добавления: 2014-10-28; просмотров: 442; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |