Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Тема 7: Сатирические жанры художественной публицистики

Читайте также:
  1. V6. ОСНОВНЫЕ СЕМАНТИКО-СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. ОБРАЗ АВТОРА
  2. В марте 1945 года на торжественной премьере во дворце Шайо был показан фильм, ставший демонстрацией жизненной и художественной силой французского кинематографа.
  3. Жанры сценического искусства в ресторане
  4. Использование художественной литературы в экскурсиях для детей.
  5. ИСТОРИИ МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
  6. Основные жанры .круг образов ,стиль
  7. Основные жанры аналитической публицистики
  8. Подстили и жанры научного стиля
  9. Сатирические жанры художественной публицистики
  10. Тема 1: Своеобразие художественной публицистики. Очерк

Своеобразие сатирической публицистики. Характеристика подгруппы сатирических жанров.

Понятия комического и смешного. Этапы изучения комического в философии, эстетике, литературоведении. Модификации комического: ирония, сатира, юмор (А.Н. Тепляшина).

Иронияинтеллектуальная категория, действие которой основано на противопоставлении логичного и алогичного. В ней содержится указание не только на субъек­тивное отношение к объекту иронии (как правило, насмешка), но на логику развития объекта – на диалектику видимого и скрытого, видимости и сущности. В связи с этим ирония может использоваться как риторический прием (тонкая насмешка, выраженная в скрытой форме), как похвала «с двойным дном», как двусмысленность, в которой за положительной внешней оценкой стоит отрицание и насмешка. Таким образом, ирония – это своеобразное притворство: про­износя «да», на самом деле говорят «нет», и наоборот. Но при­твориться – не значит обмануть: сущность иронии заключается в том, что «я», говоря «да», не скрываю своего «нет», а именно выражаю, выявляю его.

Сатирав отличие от иронии предполагает однозначно отри­цательное отношение автора к осмеиваемым объектам. Она может быть саркастической, гневной, язвительной и рассчитана на то, чтобы вызвать аналогичное отношение у читателя. Для сатиры обязательно наличие той отправной точки, с которой вырабатывается неприязненное отношение к событию, явлению или человеку. Этой константой могут служить определенные идеалы, мировоззренческие, нравственные и иные ориентиры, нормы, представления, стереотипы, бытующие в обществе, а также личные убеждения автора, принципы, его представления о желаемом и должном.

Юмор,как модификация комического, отличается от иронии и сатиры примиряющим отношением к объекту осмеяния, выража­ющим внутреннее принятие мира таким, каков он есть. Юмор – это беззлобный смех над недостатками и слабостями. Юмор часто лиричен. Юмор отражает процесс переоценки событий. Он рассматри­вает несовершенство жизни и человеческие слабости как нечто такое, с чем следует мириться, что заслуживает снисхождения. Цель юмориста – дружеская критика недостатков.

Жанр фельетона. История возникновения термина. Первоначально французское слово «фельетон» (feuille, feuilleton – лист, листок) применительно к прессе означало «листок, прилагаемый к газете», следовательно, нечто отличное от собственно газеты. К жанру это слово сначала не имело никакого отношения. Первый фельетон появился 28 января 1800 г. во французской газете «Журналь де деба». В этот день газета вышла в удлиненном формате, c нижним «этажом», который и назывался «фельетоном». Между «подвалом», где размещался фельетон, и собственно газетой проходила линия отреза («подвальная черта»). Подписка допускалась и без фельетона – в таком случае фельетон отрезался. Развитие жанра в России. Виды фельетона (беллетристический и публицистический). Советский фельетон в творчестве М. Кольцова, И. Ильфа и Е. Петрова, М. Зощенко и др.

Жанрообразующие признаки. Фельетонный факт. Сатирическая типизация. Приемы сатирической типизации: карикатура, гротеск, гипербола, литота и др. Карикатураэто словесно-иллюстративный прием сати­рического преувеличения, иронического переосмысления реальных фактов, лиц посредством слова или штриха с целью большего снижения объекта осмеяния.Ги­пербола – юмористическое преувеличение (литота – юмористическое преуменьшение), одно из сильных средств сати­рической типизации, подчиненное определенной объектив­ной оценке явлений. В сочетании с фантастикой (гротеском) она выступает как средство ино­сказания. Гротескеще более сильный и универсальный инструмент сатирического анализа, один из главных способов комическо­го сгущения, уплотнения, обобщения, заострения до крайно­сти, иногда до фантасмагории. Гротеск достигается благода­ря искусственному преувеличению внешних и внутренних черт (свойств характера) объекта, сплетению реального и фанта­стического сочетаний, не встречающихся в природе и обществе (часто – смешение человеческих и звериных черт). Это особая иносказательная форма отображения действительно­сти, она предполагает алогичное нарушение правдоподобия ради достижения наибольшего сатирического эффекта. Каламбур. В языке много слов, которые имеют не одно, а два или несколько значений. В речи же, т. е. в контексте, многозначное слово обычно выявляет лишь одно из них. Но в особых целях, а именно для создания каламбура, автор специально вводит в контекст слово, выражающее сразу два значения. Каламбур основан на комическом сближении, сопоставлении или сравнении таких понятий, которые в обычных условиях несопоставимы.Стилевой контраст. Из числа художественно-публицистических жанров самым проницаемым с точки зрения стилистического контраста оказывается фельетон.

Памфлет. История памфлета от Античности и до наших дней. Русский и советский памфлет: Д.И. Писарев «Пчелы»; Я. Галан, Л. Леонов. Жанрообразующие признаки памфлета. Для всех памфлетных форм характерны: 1) обличительная направленность, острое политическое звучание: если в произведении отсутствует полемическое на­пряжение, если обличительная позиция автора не прояснена, текст утрачивает памфлетный характер; 2) злободневность, социальный характер предмета, изображение только негативного в предмете; 3) тенденциозность: это не предвзятость, которая навязывается читателю, а идейная направленность произведения; автор памфлета не только обличает, он в то же время за что-то борется, к чему-то призывает, что-то противопоставляет вредному, неприемлемому, агитирует за новое, пропагандирует его; 4) использование сарказма.

 

Практическое занятие №1

Своеобразие художественной публицистики.

Очерк

 

1. Найти очерк в газете или журнале. Доказать принадлежность материала к группе жанров художественной публицистики, проанализировав по жанрообразующим признакам. Определить вид очерка. Оценить актуальность. Охарактеризовать тематику и проблематику, композицию и сюжет. Обнаружить и дать характеристику средствам публицистического отображения действительности. Выявить художественно-изобразительные средства (образы, типизацию, стилистические фигуры и тропы).

2. Письменное творческое домашнее задание: Написать три «зачина» к зарисовке новогодней тематики – в зависимости от направленности на конкретного читателя: подростковая аудитория, молодежная, студенческая, женская, старшего возраста, творческая, бизнес-аудитория. ИЛИ: написать житейскую историю на основе реальных событий в жизни студента или его семьи.

3. Прочитайте очерк «Жаворонки над степью» («Литературная газета»,2-8 марта 2005 г., №9 (6012)) (С. 28-32 данного уч.-метод. пособия). Определите вид очерка, оцените актуальность, тематику и проблематику. Проанализируйте композицию. Выявите основные образы очерка. Какие стилистические фигуры и тропы участвуют в их создании? Образ автора. Приемы интимизации изложения. Охарактеризуйте взаимодействие документальности и образности в очерке. Поэтика заглавия.

 

Литература:

1. Беневоленская, Т.А. Композиция газетного очерка / Т. А. Беневоленская. – М., 1975. (конспект)

2. Вакуров, В.Н., Кохтев, Н.Н., Солганик, Г.Я. Стилистика газетных жанров / В. Н. Вакуров и др. – М.: «Высшая школа», 1978. – С. 143-163. (конспект)

3. Журбина, Е. Повесть с двумя сюжетами / Е. Журбина. – М.: Советский писатель, 1979. – 373 с. (конспект)

4. Кайда, Л.Г. Позиция автора в публицистике. Стилистическая концепция // Язык современной публицистики. – М.: Флинта: Наука, 2007. – С. 58-65.

5. Ким, М.Н. Жанры современной журналистики / М. Н. Ким. – СПб., 2002. (конспект)

6. Кияница, А. П. О специфике газетного очерка / А. П. Кияница // Искусство публицистики. – Алма-Ата, 1968. – С. 131-139.

7. Стюфляева, М.И. Образные ресурсы публицистики / М. И. Стюфляева. – М., 1982.

8. Тертычный, А.А. Жанры периодической печати: Учебное пособие / А. А. Тертычный. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 312 с. (конспект)

9. Черепахов, М.С. Работа над очерком / М. С. Черепахов. – М.: Издательство Московского университета, 1966.

10. Шостак, М. Набросок портрета пером журналиста / М. Шостак // Журналист. 1998. №4. – с. 61-64. (конспект)

 

 

Практическое занятие №2


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Тема 6: Эссе: своеобразие жанра | Русский очерк первой половины XIX века

Дата добавления: 2014-10-28; просмотров: 585; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.003 сек.