Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Являются ли следующие высказывания идеалистическими? Аргументируйте свой ответ«..Геометрия…изучает точки, прямые, поверхности и фигуры, из них образованные, механика – точечные массы, абсолютно твердые тела и т.д. Все эти точки, прямые, абсолютно твердые тела, точечные массы не являются чем-то реально существующим. Ясно, что перечисленные объекты суть результаты определенных процессов схематизации и идеализации, суть логические конструкции, создаваемые соответствующими научными теориями». «То, что я знаю без вывода, когда имею переживание, называемое «видением солнца», есть не солнце, а психическое событие во мне. Я не познаю непосредственно столы и стулья, а познаю только определенные действия, которые они производят во мне. Объекты восприятия, которые я считаю «внешними» по отношению ко мне, как, например окрашенные поверхности, которые я вижу, являются «внешними», только в моем личном пространстве, которое исчезает с моей смертью; в самом деле, мое личное, видимое пространство перестает существовать всякий раз, когда я оказываюсь в темноте или закрываю глаза. И они не являются «внешними» только по отношение ко «мне», если «я» обозначает всю сумму моих психических событий, из которых состоит мое «я». Они являются «внешними» только по отношению к некоторым другим моим восприятием, именно к тем, которые обыденный здравый смысл рассматривает как восприятие моего тела; и даже по отношению к ним они являются «внешними» только для психологии, а не для физики, поскольку пространство, в котором они локализованы, является личным пространством психологии». К какому философскому направлению по своим взглядам принадлежит автор? Аргументируйте свой ответ. «Было бы превратно понимать, что сначала предметы образуют содержание наших представлений, и что уже затем приходит наша субъективная деятельность, которая посредством… операции абстрагирования и соединения того, что общо предметов, образуя их понятие. Понятие, наоборот, есть истинно первое, и вещи суть то, что они суть, благодаря деятельности присущего им и открывающегося в них понятия. В нашем религиозном сознании мы это выражаем, говоря, что бог сотворил мир из ничего, или, иначе выражаясь, что мир и конечные вещи произошли из полноты божественной мысли и божественных предначертаний. Этим мы признаем, что мысль или, говоря точнее, понятие есть та бесконечная форма, или свободная деятельность, которая для своей реализации не нуждается в находящемся вне ее материале». Определите философское направление и укажите его истоки. « Физическое означает….не особый вид действительности, но особый вид обозначения действительности…Физика есть система точных понятий, которые наше познание придает всей действительности».(М. Шлик. Allgemeine Erkenntnislehre. Berlin,1925,S. 271).
Скажите, можно ли считать идеалистическим положение о том, что идея космического корабля предшествует самому кораблю. Попытайтесь охарактеризовать процесс возникновения и развития этой идеи. Проведите философский анализ и дайте оценку рассуждения. Определите, к какому философскому направлению принадлежит автор, аргументирующий свой ответ «Мы способны познавать только конечное, изменчивое, переходящее, только по степени различное и относительное, так как мы можем лишь переносить математические понятия на вещи природы и судить о последних лишь по тем меркам, которые сняты с них самих. Для бесконечного или вечного, для постоянного и устойчивого, для абсолютных различий у нас нет никаких представлений. Мы точно знаем, что означает один час, один метр, один килограмм, но мы не знаем, что такое время, пространство, сила и материя, движение и покой, причина и следствие » (Цит. по К. Марксу и Ф. Энгельсу. Соч., т. 20, М., 1961, стр. 550).
Карл Маркс полагал, что основной недостаток всего предшествующего материализма заключается в том, «что предмет, действительность, чувственность, берется только в форме объекта или в форме созерцания, а не как человеческая чувственная деятельность, практика не субъективно»(К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., том 3, М., 1955, стр. 1). Разъясните это положение. Имеются ли в данном рассуждении философские ошибки? О каких гносеологических трудностях, с которыми столкнулась современная физика, свидетельствует это рассуждение? Сусанна Лангер в книге «Philosophy in new Rey» пишет: «О людях в лаборатории… совсем нельзя сказать, что они наблюдают интересующие их действительные объекты. Чувственные данные, на которых основываются высказывания современной науки, представляют собой по большей части крошечные фотографические крапинки и пятнышки или проведенные чернилами на бумаге кривые линии…То, что непосредственно наблюдается, есть только знак «физического факта»; для того, чтобы этот знак породил научные высказывания, его нужно истолковать».
Эксперимент нарушает естественное течение наблюдаемого процесса и в то же время без него нельзя обойтись в научном познании. Следует ли отсюда, что мы познаем лишь предмет, измененный вмешательством человека, и никогда не сможем его познать таким, каким он существует без этого вмешательства? Аргументируйте свой ответ
Можно ли согласиться с такой точкой зрения?“…Понятие об атомном строении материи, согласно которому существуют абсолютно минимальные частицы материи, сейчас является общепризнанным.., конечно, принятие представлений о пространственной и временной атомарности в физике не запрещает нам применять в наших вычислениях математические понятия пространства и времени, требующие использования при расчетах числового континуума, однако в таком случае бесконечная делимость, связанная с этими понятиями, будет чисто математической, и ей не будет соответствовать ничего физического” (Дж. Уитроу. Естественная философия времени. М., 1964, стр. 197-198).
Кант успешно доказал истинность противоположных высказываний (антиномий) такого, например, типа: все в мире состоит из простого; в мире нет простого, все сложно. Отсюда он сделал вывод, что суть вещей непознаваема, и разум ограничен в своих возможностях. Какой вывод из наличия антиномий относительно мира и разума сделал бы диалектический материалист? Тема 5. Онтология – философское учение о Бытии
Лекция – 0,5 часа, самостоятельная работа – 16 часов Рассматривается развитие понятия Бытия в истории философии от Парменида до экзистенциализма и постмодернизма как форма мировоззренческого самоопределения человека в мире. Раскрывается сущность основных онтологических категорий (Бытие, существование, объективная и субъективная реальность, субстанция, субстрат, сущность) и показывается их связь с познающим субъектом. Дается представление о Бытии, объективной реальности, материи и ее атрибутов в материализме. Формулируются основные черты различных картин мира. Представляются варианты понимания идеального как объективной и субъективной реальности. Даются различные подходы к рассмотрению сущности сознания, его связи с мозгом и Всеобщим Разумом. Вопросы темы: 1. Значение проблемы Бытия 2. Категория Бытие в историческом движении 3. Основные онтологические категории 4. Понятие бытия, объективной реальности, материи в материализме 5. Бытие и небытие
Дата добавления: 2014-11-06; просмотров: 620; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |