Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Проблема активизации творчества как внесубъектного, внерационального процессаНасколько прагматична полученная выше информация, можно ли использовать полученное знание о том, что творчество есть внесубъектный процесс, для большей продуктивности или активизации реального индивидуального творчества? Если внесубъектное творчество связано с внешними божественными силами, с деятельностью муз, то, несомненно, желающий улучшить свои творческие показатели или свершить что-то ошеломляющее должен как-то узнать, понравиться, услужить или договориться с этими внеземными силами. Многочисленные подозрения в договорах с темными силами в обмен на творческую способность, и описания подобного в художественных источниках, могут служить одним из примеров подобных действий. Другое дело, что светский и научный характер работы заставляет скептически относиться к такой или подобным формам активности. Другими словами, если творчество, действительно, связано с этими силами, то наш анализ не сможет обеспечить активизацию индивидуальных творческих сил. Если внесубъектное творчество связано с внутренними, внесубъектными, бессознательными, иррациональными процессами в самом человеке, то мы смеем надеяться, что здесь имеется возможность поспособствовать данной активизации. Это предположение связано с тем, что уже существуют прекрасно зарекомендовавшие себя примеры, способы продуктивного использования представления о том, что творчество есть внесубъектный, внерациональный феномен. (Учитывая, что в дальнейшем речь пойдет не о внешнем, а о внутреннем внесубъектном творческом процессе, целесообразно использовать для его отражения не общее понятие – «внесубъектное», а более точные, частные понятия – «внерациональное» и «бессознательное».) Самым известным народным способом, средством продуктивного использования представлений о том, что творчество есть внерациональный феномен, является требование, выраженное в словах – «утро вечера мудренее». Обращаясь к сухому языку науки, можно сказать, что в данном случае народная мудрость, во-первых, соглашается с тем, что решения сложных или творческих проблем происходит во внерациональной части (глубине) души, во-вторых, предполагает, что в определенных условиях – когда человек много поработал над интересующей его темой (промучился с ней с утра и до самого вечера) – есть надежда решить творческую проблему, в-третьих, предлагает определенный механизм/метод достижения искомого результата, а именно, отключить рациональную и отдать «бразды правления» внерациональной части души, что наиболее просто и комфортно делается во время сна. Самым известным эвристическим, теоретическим методом продуктивного использования представлений о том, что творчество есть внерациональный феномен, можно назвать мозговой штурм. Ведь, суть мозгового штурма, заключается в том, что, убирая негативное влияние возможности критики, этим методом высвобождаются ранее скрытые господством определенных социальных и рациональных представлений и требований другие, новые способности и информация, в том числе и внерациональная. Общий анализ ситуации, прежде всего, позволяет говорить о двух уровнях возможной активизации внерационального творческого процесса. Под первым уровнем мы имеем в виду тот пласт знания, который описал в своей книге «Неявное знание» М. Полани. Приведем пример данного знания из области математики. Доказательство того, что всякое замыкание делить плоскость на два множества, и всякий переход из одного множества в другое связан с пересечением границы, даже в самом упрощенном виде не предусмотрен в аксиомах Евклида, но эта операция встречается там на каждом шагу. Уверенно предположим, что вскрытие такого неявного знания может много дать творческому человеку. Другое дело, что в данном случае общая теория творчества, научного творчества не может заниматься дальше этими вопросами. С одной стороны, это обусловлено тем, что в каждой конкретной науке существует свое конкретное неявное знание, которое открывается только специалистам в этом знании. С другой стороны, это связано с тем, что, выходя на общефилософский, общенаучный поиск неявного знания, теория творчества касается вопросов, которые рассматриваются, например, в философии науки при выделении и анализе исторических, глобальных научных парадигм. Под вторым уровнем мы имеем в виду более глубокий и весь оставшийся слой внерационального в человеке. Применительно к этому пласту психической жизни можно говорить о четырех возможных направлениях активизации творчества как внерационального процесса. Первое направление касается обращения к западной традиции понимания и познания бессознательного. (Богатейшие и очень любопытные восточные традиции, связанные, например, с дзэн-буддизмом здесь в силу ограниченности возможностей нами не рассматриваются.) Второе направление связано с анализом художественного освоения внерационального, бессознательного. Третье направление касается изучения, знания проблемы измененных состояний сознания. В этих случаях человек приобретает возможность видеть мир по-новому. Подобная перестройка душевной жизни, конечно, затрагивает бессознательные слои психики человека. Тем самым, все это прямо соотносится с темой активизации творчества как внерационального, бессознательного процесса. Четвертое направление касается современного понимания взаимосвязи между чувственным и рациональным. Рассматривая проблематику активизации внерационального творческого процесса, мы столкнулись с необходимостью осветить вопросы отношения к тематике творчества, внерационального творчества таких феноменов как интуиция, творческое воображение, творческая фантазия, фантазия. По мере готовности анализа мы обратимся к ним. В заключение, переходя к конкретному исследованию в русле указанных направлений, отметим следующее. В данном случае нам важна не оригинальность мысли, а подбор или напоминание об информации, которая может быть полезной для творческой личности. Точнее, мы надеемся, что вся эта информацию будет полезной для творческой личности. Надеемся, поскольку – говоря о творчестве как внесубъектном, внерациональном процессе – мы, объективно, ничего не может гарантировать.
Дата добавления: 2014-11-08; просмотров: 310; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |