Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Художественное освоение внерационального, бессознательного и проблема активизации внерационального творческого процесса

Читайте также:
  1. II. Проблема источника и метода познания.
  2. IV. Проблема причинности, соотношения свободы и необходимости.
  3. Аварийность – проблема общегосударственная
  4. Актуализация проблематики социологии образования: причины и направления
  5. Анализ процесса принятия внешнеполитических решений
  6. Анализ товарного обеспечения торгового процесса и эффективности использования товарных ресурсов.
  7. Аппаратурное оформление процесса ферментации
  8. Арбитражный процесс. Стадии арбитражного процесса
  9. Билет 10. Характеристика воображения как психического процесса.
  10. Билет 10. Характеристика воображения как психического процесса.

Искусство связано с внерациональным, бессознательным в самом процессе эстетической деятельности и в ее итоге. Во время создания художественных продуктов рациональное начало не играет определяющей роли, а в феномене вдохновения – стремится к нулю. Главный объект искусства – человеческая жизнь вряд ли возможна вообще без внерациональных моментов, соответственно, сохраняемых в художественных произведениях. Весьма распространенное представление о безграничности любого художественного образа, позволяет предполагать наличие в нем внерациональных, бессознательных компонентов. По крайней мере, известны многочисленные примеры выведения таковых (психоаналитические трактовки «Гамлета» У. Шекспира, «Братьев Карамазовых» Ф.М. Достоевского и др.).

В XVIII в. романтическое движение в искусстве прямо заявило о главенстве внерационального не только в художественной сфере (критикуя рассудочный классицизм в искусстве), но и в жизни людей (критикуя современную рационалистическую цивилизацию как таковую). Примерно с этого же времени развивается абсурдистская литература. Одним из ее родоначальников и классиков считается Э. По. (В одном из рассказов американского автора – «Без дыхания» – герой потерял дыхание, и потом с трудом – поскольку все его принимали за мертвого – нашел, точнее, купил свое дыхание у человека, в которого оно случайно попало.)

Творчество З. Фрейда дало новый импульс внерациональному подходу и сфере в искусстве. Об этом было заявлено и продемонстрировано в появившемся новом художественном течении – сюрреализме. Один из его основателей, А. Бретон, прямо связывал сюрреализм с революционными открытиями З. Фрейда и определял его, как «чистый психический автоматизм, имеющий целью выразить, или устно, или письменно, или любым другим способом, реальное функционирование мысли; диктовка мысли вне всякого контроля со стороны разума, вне каких бы то ни было эстетических или нравственных соображений». Целенаправленная, методическая работа с бессознательным и известнейшие сюрреалистические произведения искусства, выражающие истину бессознательного, позволяет считать сюрреализм самой удобной площадкой для рассмотрения вопроса о возможностью активизации внерационального научно-технического творчества при обращении к сфере искусства,

Сюрреалисты большое внимание уделяли разработке методов выражения, достижения истины бессознательного. Общие требование к бессознательному творчеству было сформулировано А. Массоном: освободить сознание от рациональных связей и достичь состояние, близкое к трансу; полностью подчиниться неконтролируемым и внеразумным внутренними импульсам; работать по возможности быстро, не задерживаясь для осмысления сделанного. Среди разрабатываемых сюрреалистами методов выделим две группы, одни методы направлены на работу со случайностью, другие – со сновидениями.

Что касается использования случайности у сюрреалистов. Вслед за предшествующим и близким им по духу дадаизме, в сюрреализме огромное внимание уделялось методам целенаправленного использования случая или «охоте за случаем». Дадаисты и сюрреалисты бросали на холст краски, создавая случаем картины; С. Дали – в развитие этого метода – стрелял по будущему художественному полотну из ружья, заряженного специальным красочным раствором. Художники сюрреалисты создали «технику фроттажа»: подкладывали под лист бумаги шероховатые поверхности и натирали бумагу сухими красками, получая фантастические конфигурации. На своих встречах, названных «снами наяву», сюрреалисты «играли», по очереди составляя фразу, не зная ничего о тех частях, которые пишут другие. В результате одной встречи в 1925 г. играющие получили фразу: «Изысканный труп будет пить молодое вино». Возникновение этого предложения настолько поразило сюрреалистов, что в дальнейшем данная игра называлась «Изысканный труп». Т. Тцар разрезал газету на отдельные слова, перемешивал их и, извлекая из «сырого материала» отдельные фрагменты, создавал свои произведения. Возможно ли таким же путем – разрезав, например, текст по электротехники и, оперируя его фрагментами, – выйти на свежую идею в науке и технике? Подобные опыты нам не известны. Логически – учитывая серьезность/рациональность науки и техники – данное предположение выглядит … сюрреалистически. Но, может быть, в этом его оригинальная сила? Как бы то ни было, предположим общую возможность активизации творческим способностей человека, как-то практикующего сюрреалистические техники «охоты за случаем».

Что касается работы со сновидениями у сюрреалистов. В принципе, они ориентировались на требование З. Фрейда, записывать сновидения сразу после пробуждения, поскольку промедление ведет к искажению образов сна под воздействием сознания. (С учетом более поздних разработок в философском структурализме, добавим, что искажение сновидений происходило также под воздействием общего, стереотипного культурного, социального бессознательного.) Большие надежды на творческую силу сна возлагал С. Дали. Известно, что он стремился приниматься за работу над картинами сразу после пробуждения, когда мозг еще полностью не освободился от образов бессознательного. Иногда С. Дали брался за холст посреди ночи, можно сказать, «между/посреди сновидений». Одна из самых известных картин С. Дали – «Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения» – является иллюстрацией и демонстрацией продуктивности такого подхода к бессознательному. Нам кажется, что намеченные и разрабатываемые сюрреалистами области перехода от бодрствования ко сну и ото сна к бодрствованию, состояния «между/посреди сновидений», вполне могут быть использованы для активизации конкретного научно-технического бессознательного творчества.

Творчество сюрреалистов – широко известно в мире. Славу сюрреализма до сих пор поддерживают классические, исторически первые работы и авторы. Прежде всего, это касается художников (С. Дали, П. Дельво, Р. Магритт, А. Массон, М. Эрнст и др.) и кинорежиссера Л. Бунюэля. Много важной информации можно получить, обращаясь/изучая жизнь, высказывания, мемуары сюрреалистов (например, подготовленные для печати дневники С. Дали). Высокая оригинальность, эстетическая привлекательность работ сюрреалистов, с одной стороны, показывает продуктивность их методологических принципов, с другой стороны, будирует, будоражит бессознательное в человеке, следовательно, так или иначе, в целом, способствует активизации внерационального творчества. То же самое нужно сказать и о современных художниках, центром творческих усилий которых, явно или неявно, является работа, отражение бессознательного. Примером подобного для нас является творчество американского кинорежиссера Д. Линча («Шоссе в никуда», «Малхоланд драйв», «Внутренняя империя).

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Проблема познания, методы исследования бессознательного в западной теоретической традиции и проблема активизации внерационального творческого процесса | Проблема измененных состояний сознания и проблема активизации внерационального творческого процесса

Дата добавления: 2014-11-08; просмотров: 474; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.004 сек.