Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




СМИ и их роль в процессе освоения культурной продукции

Читайте также:
  1. IV ОЦЕНОЧНЫЕ средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
  2. IV ОЦЕНОЧНЫЕ средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
  3. Абсолютно твёрдое тело – тело, расстояния между любыми точками которого, в процессе движения остаётся неизменным.
  4. Адаптация организаций в межкультурной среде
  5. Амортизация, функции амортизации в процессе
  6. Анализ ассортимента и структуры продукции.
  7. АНАЛИЗ ВЫПОЛНЕНИЯ ДОГОВОРНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ РАСТЕНИЕВОДСТВА И УРОВНЯ ЕЕ ТОВАРНОСТИ
  8. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ПРОИЗВОДСТВА ПРОДУКЦИИ РАСТЕНИЕВОДСТВА
  9. Анализ динамики рынков сбыта продукции
  10. АНАЛИЗ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ

 

Вопросы для обсуждения

 

Занятие 1

1. Социокультурные функции СМИ.

2. Роль телевидения как канала социализации.

3. Особенности телевещания в России: социологический анализ.

 

Занятие 2

4. Проблема насилия, актуализированная СМИ. Влияние тематики СМИ на разные социально-демографические группы населения.

5. Роль Интернета в процессе освоения культуры.

6. Обсуждение рефератов.

 

Литература

 

1. Дроздов А. Ю. "Агрессивное" телевидение: социально-психологический анализ феномена // Социол. исслед. 2001. № 8.

2. Журавлева Е. Ю. Основные категории пользователей среды сети Интернет /http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/183975.html.

3. Зоркая Н. Информационные предпочтения жителей России // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2000. № 4 (48).

4. Климов И. А. Телевидение: модальности существования // Социол. исслед. 2005. № 10.

5. Лысенко Г. В. Взаимодейсвтие власти и СМИ: стратегия и технологии ее реализации // Социол. исслед. 2008. №4.

6. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / под ред. С. А. Смирнова. М., 2000.

7. Прайс М. Телевидение, телекоммуникации и переходный период: право, общество и национальная идентичность. М., 2000 / http://www.medialaw.ru/publications/books/mp/index.html.

8. Силаева В. Л. Интернет как социальный феномен // Социол. исслед. 2008. №11.

9. Силласте Г. Г. Влияние СМИ на жизненные планы сельской учащейся молодежи // Социол. исслед. 2004. № 12.

10. Шадыманова Роль телевидения в формировании ценностных ориентаций кыргызстанцев // Социол. исслед. 2008. №4.

11. Шариков А. В. Парадигмальные трансформации отечественного телевидения // Социол. исслед. 2006. №10.

Примерная тематика рефератов

1. Искусство как социальное явление.

2. Культурная политика в России.

3. Музыкальные предпочтения молодежи.

4. Концепция культурного ландшафта.

5. «Попса»: упрощение искусства или модное направление.

6. «Социология музыки» Т. Адорно и современная музыкальная культура.

7. Семейный альбом как форма массовой культуры.

8. Особенности российской сексуальной культуры. Семья и брак в России.

9. Российское кино: социологический анализ.

10. Духовная культура современного российского общества.

11. Культура смеха. Социологический анализ анекдотов.

12. Телесериал: социологический анализ.

13. Мода и ее роль в современном социокультурном пространстве России.

14. Научный потенциал в России.

15. Социологический анализ телевещания в России. Опыт контент-анализа.

16. Проблема насилия, освещаемая в СМИ.

17. Рок и контркультура.

18. Шоу-бизнес в современной России.

19. Современное мифотворчество в социологическом освещении.

20. Культурный стиль как социальный феномен.

21. Культура повседневности.

22. Элитарная культура: природа и сущность.

23. Массовая культура: природа и сущность.

24. Современный рынок культурных товаров и услуг.

25. Символика молодежной субкультуры.

26. Политическая культура.

27. Молодежная субкультура.

28. Социокультурные функции Internet.

29. Характеристика мировых религий. Буддизм.

30. Характеристика мировых религий. Христианство.

31. Характеристика мировых религий. Ислам.

 

Список рекомендуемой литературы к курсу и для написания рефератов

 

1. Александер Дж. Обещание культурной социологии: технологический дискурс и сакральная и профанная информационные машины // Контексты современности. Хрестоматия. Казань, 2001.

2. Бауман З. Глобализация. Последствия для человека и общества. М., 2004.

3. Бергер П. Культурная динамика глобализации // Многоликая глобализация. Культурное разнообразие в современном мире. М., 2004.

4. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995.

5. Бек У. Что такое глобализация? М., 2001.

6. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М., 1999.

7. Блумер Г. Коллективное поведение // Американская социологическая мысль. Тексты. М., 1994.

8. Брилев Д. В. Религии мира. Ислам. М., 2006.

9. Будон Р. Место беспорядка. Критика теорий социального изменения. М., 1998.

10. Бурдье П. Социология политики. М., 1993.

11. Вебер А. Избранное: Кризис европейской культуры. СПб., 1999.

12. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избранные произведения. М., 1990.

13. Вебер М. "Объективность" познания в области социальных наук и социальной политики // Культурология. ХХ век. Антология. М.,1995.

14. Галина М. С. Телесериал как хрестоматия сюжетных мотивов // Обществ. науки и современность. 1999. №4.

15. Гидденс Э. Социология. М., 1999.

16. Гирц К. Влияние концепции культуры на концепцию человека // Антология исследований культуры. СПб., 1997. Т.1.

17. Гнедовский М. Творческие индустрии: политический вызов для России // Отечественные записки. 2005. № 3.

18. Гофман А. Б. Дилеммы подлинные и мнимые, или о культуре массовой и немассовой // Социол. исслед. 1990. №8.

19. Громов И., Мацкевич А., Семенов В. Западная теоретическая социология. СПб., 1996.

20. Давыдов Ю. Н. Альфред Вебер и его культурсоциологическое видение истории // Вебер А. Избранное: Кризис европейской культуры. СПб., 1999.

21. Дилигенский Г. Г. Социально-политическая психология. М., 1996.

22. Джеймисон Ф. Постмодерная мысль // Контексты современности: актуальные проблемы общества и культуры в западной социологической теории. Хрестоматия. Казань. 2000.

23. Добреньков В. И., Кравченко А. И. Социология. В 3 т. М., 2000.

24. Дроздов А. Ю. «Агрессивное» телевидение: социально-психологический анализ феномена // Социол. исслед. 2001. №8.

25. Дубицкая В. П. Телесериалы на экране и в постсоветской мифологии // Социол. исслед. 1996. №9.

26. Западная теоретическая социология. Словарь. М., 1990.

27. Зиятдинова Ф. Г. Российская образовательная политика // Социол. исслед. 2006. №5.

28. Зоркая М. Информационные предпочтения жителей России // Вестник общественного мнения. 2000. №4.

29. Иноземцев В. Л. Постиндустриальный мир Д. Белла // Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М., 1999.

30. Ионин Л. Г. Культура и социальная структура // Социол. исслед. 1996. № 3.

31. Ионин Л. Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. М., 2000.

32. Иосифян С. А., Петровский В. А. Кинематограф: детский и подростковый зритель // Социол. исслед. 1995. №3.

33. История теоретической социологии / под ред. Ю. Н. Давыдова. М., 1997. Т. 1-3.

34. Исхакова Н. Р., Болтачев Р. Р. Музыкальные предпочтения молодежи // Социол. исслед. 2006. №6.

35. Климов И. А. Телевидение: модальности существования // Социол. исслед. 2005. №10.

36. Коган Л. Исследование культуры в парадигме культурной коммуникации // Социология в России / под ред. В. А. Ядова. М., 1998.

37. Коровицына Н. В. Духовная культура российского общества. Состояние и тенденции формирования // Социол. исслед. 2005. №10.

38. Круткин В. Л. Антропологический смысл фотографий семейного альбома // Журнал социологии и социальной антропологии. 2005. №1. Т.8.

39. Кузнецова А. Культура и процессы глобализации // Власть. 2009. №1.

40. Лапаева В. В. Российская наука в новом социальном контексте // Социол. исслед. 2001. №8.

41. Левикова С. И. Молодежная субкультура. М., 2004.

42. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. СПб., 1998.

43. Лобазова О. Ф. Религиоведение: учебник / под общ. ред. В. И. Жукова. М., 2007.

44. Лурье С. В. Историческая этнология. М., 1997.

45. Маркузе Г. Одномерный человек. М., 1994.

46. Масионис Дж. Социология. СПб., 2004.

47. Матецкая А. В. Социология культуры. Ростов, 2006.

48. Мёрдок Дж. Фундаментальные характеристики культуры // Антология исследований культуры. СПб., 1997. Т.1.

49. Мид М. Культура и преемственность. Исследование конфликта между поколениями // Левикова С. В. Молодежная субкультура. М., 2004.

50. Минюшев Ф. И. Социология культуры. М., 2004.

51. Митрошенков О. А. Пространство российской духовной культуры: испытание переменами // Социол. исслед. 2005. №11.

52. Михайлова. Л. И. Социология культуры. М., 1999.

53. Москвичев Л. Н. Воспроизводство научного потенциала социальных и гуманитарных дисциплин // Социол. исслед. 1998. №5.

54. Омельченко Е.Л. Молодежные культуры и субкультуры. М., 2000.

55. Религия в истории и культуре: учебник для вузов / под ред. проф. М. Г. Писманика. М., 1998.

56. Ритцер Дж. Современные социологические теории. СПб., 2002.

57. Рывкина Р. Драма перемен. М., 2001.

58. Селезнева Е. Н. Культурная политика сегодня: рецидивы историзма? // Социол. исслед. 1996. №10.

59. Силласте Г. Г. Влияние СМИ на жизненные планы сельской учащейся молодежи // Социол. исслед. 2004. №12.

60. Смелзер Н. Социология. М., 1994.

61. Соболева Н. И. Социальная мифология: социокультурный аспект // Социол. исслед. 1999. №10.

62. Согомонов А. Социология культуры: теоретический аспект // Социология в России / под ред. В. А. Ядова. М., 1998.

63. Солонин Ю. Н., Каган М. С. Культурология. М., 2007.

64. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

65. Тоффлер А. Третья волна. М., 1999.

66. Тощенко Ж. Т. Время мифов и пути их преодоления // Социол. исслед. 2006. №1.

67. Ульянова М. Связующие звенья в системе распределения в киноотрасли: кино и видеопрокат // Мониторинг общественного мнения. 1999. №1.

68. Уэбстер Ф. Теории информационного общества. М., 2004.

69. Флиер А. О новой культурной политике России // Обществ. науки и современность. 1994. №5.

70. Фрейд З. Недовольство культурой // Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992.

71. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1995.

72. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. М., 1994.

73. Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. М., 1999.

74. Шагинов И. Ю. Религии мира. Религии Дальнего Востока. М., 2007.

75. Шаповалов В. Ф. Особенности российской сексуальной культуры // Обществ. науки и современность. 2007. №2.

76. Шендрик А. И. Социология культуры. М., 2005.

77. Шереги Ф. Э., Стриханов М. Н. Наука в России: социологический анализ. М., 2006.

78. Щеглова С. Н. «Своя» комната как артефакт молодежной субкультуры // Социол. исслед. 2003. №3.

79. Элиас Н. Общество индивидов. М., 2001.

80. Элиас Н. О процессе цивилизации. Социогенетические и психогенетические исследования. М., 2001.

 

 


Примерные вопросы к экзамену

1. Объект и предмет социологии культуры. Место социологии культуры в системе социогуманитарных дисциплин.

2. Социология культуры в социологическом знании XX в. Культура в социологии М. Вебера, Г. Зиммеля, К. Мангейма, А. Вебера.

3. Социология культуры в социологическом знании XX в. Культура в интерпретации структурного функционализма. Т. Парсонс. Р. Мертон.

4. Социология культуры в социологическом знании XX в. Символический интеракционизм о культуре. Ч. Кули. У. Томас. Д. Мид. Г. Блумер.

5. Социология культуры в социологическом знании XX в. Культура в феноменологической социологии. А. Щюц. Культура в феноменологической социологии знания. П. Бергер. Т. Лукман.

6. Социология культуры в социологическом знании XX в. Исследования культуры в рамках «критической теории». М. Хоркхаймер. Г. Маркузе. Т. Адорно.

7. Социология культуры в социологическом знании XX в. Структурализм и постструктурализм о роли культуры. Ю. М. Лотман. М. Фуко. П. Бурдье.

8. Специфика становления отечественной социологии культуры.

9. Н. Я. Данилевский как один из основоположников отечественной социологии культуры.

10. Вклад П. Л. Лаврова в создание фундамента отечественной социологии культуры.

11. П. Н. Милюков и его представления о предмете, методе социологии культуры и ее месте в системе гуманитарного знания.

12. Вклад русских марксистов к. XIX – н. XX вв. в создание отечественной социологии культуры.

13. Развитие социологии культуры в советский период отечественной истории.

14. Отечественная социология культуры времен перестройки, начала экономических реформ, современного периода.

15. Концепция социокультурной динамики П. А. Сорокина.

16. Социокультурная динамика в трактовке А. Моля.

17. Массовая и немассовая культуры. Понятия и особенности.

18. Культурная деятельность. Понятие. Характеристика.

19. Понятие и структура художественной культуры. Художественная культура и духовный потенциал личности.

20. Признаки и свойства художественной культуры. Субъекты творчества.

21. Понятие художественной культуры. Искусство как центральное звено художественной культуры.

22. Культурный уровень личности. Трактовка Л. Н. Когана и А. В. Вехова. Взаимосвязь: культурная деятельность – культурный уровень личности.

23. Культурный уровень личности. Понятие. Показатели и индикаторы.

24. Уровень культурного развития территориального образования.

25. Показатели уровня культурного развития территориального образования. Система: культурная деятельность – уровень культурного развития личности – уровень культурного развития территориального образования.

26. Глобализация. Социокультурные последствия глобализации.

27. Роль информационного общества и его влияние на культуру. М. Маклюэн. Д. Бэлл. И. Масуда. М. Кастельс об особенностях культуры информационного общества.

28. Новые информационные технологии и их влияние на изменения в культуре.

29. Современная социокультурная ситуация в России: позитивные перемены и противоречия развития.

30. Культура и цивилизация. Теории происхождения культуры.

31. Культура. Социальные функции культуры.

32. Культура. Типологии культур. Материальная и духовная культуры. Их взаимосвязь.

33. Содержательные компоненты духовной культуры: ценности, нормы, знания, обычаи, обряды, язык, этикет.

34. Структурные компоненты духовной культуры. Идеология. Функции идеологии.

35. Структурные компоненты духовной культуры. Наука. Функции науки.

36. Структурные компоненты духовной культуры. Мифология. Функции мифологии.

37. Структурные компоненты духовной культуры. Искусство. Функции искусства.

38. Интеллектуальная собственность. Проблемы защиты в современных российских условиях.

39. Этапы экономического развития общества и механизмы передачи культурных ценностей.

40. Эффективность культурной продукции. Коммерциализация культуры. Последствия коммерциализации культуры.

41. Понятие, виды (этнические, корпоративные, возрастные субкультуры) и функции субкультуры.

42. Субкультуры российского общества. Субкультура города и села.

43. Субкультуры российского общества. Молодежная субкультура.

44. Субкультуры российского общества. Культура досуга в России.

45. Применение социологических методов эмпирических исследований при изучении культурных феноменов.

46. Научное сообщество. Научная организация. Кадровый потенциал российской науки.

47. Научная революция. Научный потенциал. Проблемы финансирования науки.

48. Образование как социокультурный феномен. Функции. Проблемы развития образования в России.

49. Религия как социокультурное явление. Функции религии.

50. Основы веры в буддизме.

51. Основы веры в христианстве.

52. Основы веры в исламе.

53. Священные книги как феномен культуры. Библия.

54. Священные книги как феномен культуры. Коран.

55. Священные книги как феномен культуры. Талмуд (иудаизм).

56. Социокультурные функции СМИ. Роль телевидения в процессе социализации

57. Специфика телевещания в России. Проблема насилия, освещаемая в СМИ.

58. Роль Интернета в социализации личности.


Словарь терминов

Аккультурация – процесс взаимовлияния культур, в результате чего культура одного народа полностью или частично воспринимает культуру другого народа. Аккультурация рассматривается как многообразие процессов ассимиляции и этнической консолидации. Термин впервые был использован американскими культурологами в 1930-х гг.

 

Аксиология – теория ценностей, философское учение о природе ценностей, их месте в социальной действительности и о структуре ценностного мира.

 

Артефакт – 1. Процесс или образование, не свойственные объекту в нормальном для него состоянии и возникающие обычно в ходе его исследования. 2. Произведение искусства.

 

Ассимиляция – процесс, в результате которого члены одной этнической группы утрачивают свою первоначально существующую культуру и усваивают культуру другой этнической группы, с которой они находятся в непосредственном контакте.

 

Виртуальная реальность – искусственно созданная компьютерными средствами среда, в которую можно проникать, меняя ее изнутри, наблюдая трансформации и испытывая при этом реальные ощущения.

 

Габитус – набор усвоенных, но неосознаваемых схем восприятия и производства практик. В теории французского социолога П. Бурдье габитус является моделью, позволяющей объяснить спонтанность, импровизационность практик, не прибегая к идее рефлексирующего и свободного субъекта деятельности, и воспроизводимость, устойчивость социального порядка, не прибегая к идее объективной детерминированности деятельности.

 

Глобализация – процесс перерастания какого-либо явления мирового масштаба и его трансформации во всемирную целостную среду.

 

Дискурс – какая-либо философская или научная концепция, обращенная к читателю или слушателю. Дискурс означает единство мысли и слова, значения и знака, знания и его словесного выражения, которое приобретает смысл лишь в деятельности.

 

Жизненный мир – сфера опыта, доступного индивидам в их повседневной жизни. Согласно концепции феноменологической социологии жизненный мир не является предметом размышлений, люди просто переживают его как очевидную реальность.

 

Знак – материальный объект (артефакт), выступающий в коммуникативном или трансляционном процессе аналогом другого объекта, замещающий его. Знак является основным средством культуры, с его помощью осуществляется фиксация и оценка индивидуальной и общезначимой информации о человеке и мире в культурных текстах.

 

Идеология – совокупность разнородных более или менее упорядоченных иллюзорных идей, концепций, мифов, верований, догматов, заклинаний, нормативов, обещаний, целевых установок, лозунгов и т.д., выражающая интересы одной или нескольких социальных общностей и ориентированная на замещение и подмену рациональных представлений о действительности в целях сохранения или изменения социальных идеалов, ценностей, норм, а также политических, общественных, экономических и бытовых отношений.

 

Инкультурация – процесс приобщения индивида или группы к культуре, усвоения существующих привычек, норм и паттернов поведения, свойственных данной культуре.

 

Интеграция культурная – процесс углубления культурного взаимодействия и взаимовлияния между государствами, этнокультурными группами и историко-культурными образованиями.

 

Коммуникация социокультурная – процесс взаимодействия между субъектами социокультурной деятельности с целью передачи или обмена информацией посредством принятых в данной культуре знаковых систем.

 

Контркультура – направление развития современной культуры, противостоящее атмосфере современного индустриального общества, которое получило распространение среди части молодежи западных стран с конца 1960-х гг.

 

Критическая теория общества – неомарксистский подход, опирающийся на концепцию общества как системы тотального, всепроникающего контроля. В критической теории господство и контроль в обществе связываются с незаметной для людей, происходящей исподволь трансформацией естественных для человека влечений в «ложные» потребности, удовлетворение которых ведет не к свободному развитию личности, а к укреплению сложившегося социального порядка.

 

Культура – совокупность ценностей, символов, ритуалов и обычаев, формирующих образ жизни людей. Культура определяет то, что люди знают и во что верят, как они понимают и оценивают окружающий мир, создают вещи и формулируют идеи.

 

Легитимация– процесс социального или культурного «узаконивания».

 

Массовая культура – термин, используемый для обозначения специфической разновидности духовного производства, ориентированного на «среднего» потребителя и предполагающего возможность широкого тиражирования оригинального продукта.

 

Маргинальность культурная – 1. Положение и особенности жизнедеятельности групп и отдельных индивидов, чьи установки, ценностные ориентации, модели поведения соотнесены с различными культурными системами и проистекающими из них требованиями, но ни в одну из данных систем не интегрированы полностью. 2. Асоциальные, акультурные, контркультурные проявления.

 

Модерн, модернизм– одно из главных направлений европейской культуры сер. XIX – нач. XX в. Вместе с декадансом / декадизмом и символизмом выступает в виде специфического культурно-исторического комплекса, обладающего и стилистическим, и идеологическим внутренним единством. Также этот термин служит для обозначения всего комплекса авангардных явлений в культуре первой половины XX в. Наиболее активно им пользовались в советской эстетике и искусствознании, где модернизм являлся объектом не столько научного анализа, сколько всеобъемлющей критики или даже огульной брани с позиций консервативной линии в традиционной культуре по отношению ко всему новаторскому. При таком подходе под модернизмом могли пониматься самые разные течения и направления художественной практики, часто очень несхожие между собой, механически и формально объединенные в одно целое лишь благодаря их общей негативной установке к традиционным для новоевропейской культуры художественным опытам открыто заявившим об его неприятии. Модернизм критиковали за отход от традиции, антиреализм, эстетство, пессимизм, формализм, за демонстративное пренебрежение «партийным принципом в искусстве» и т.д.

 

Морфология культуры – раздел наук о культуре, в рамках которого изучаются формы и строения отдельных артефактов и их объединений в синхронном и диахронном планах их существования, закономерности строения и процессы формообразования искусственных объектов.

 

Наука – особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире.

 

Нормы социальные – служащие регулятивами социального взаимодействия ожидания поведения, обусловленные ценностями как представлениями о должном.

 

Парадигма – совокупность теоретических и методологических предпосылок, определяющих конкретное научное исследование и являющихся моделью, образцом постановки и решения исследовательских задач. Признанное всеми научное достижение, которое в течении определенного времени дает научному сообществу модель постановки проблем и их решений.

 

Поп-культура – 1. Совокупность неоавангардистских взглядов на искусство, сформировавшихся в 1960-е гг. и выразившихся в отрицании опыта предшествующих поколений; поиск новых форм в искусстве и стиле жизни. 2. Синоним популярности, народности, массовости.

 

Постмодерн, постмодернизм – в рамках культурологи под постмодернизмом понимается широкое культурное течение 1970 – 1990 гг. В орбиту постмодернизма попадают философия, эстетика, искусство, гуманитарные науки, повседневная практика. Постмодерн можно считать своеобразной реакцией на новаторство модерна. Постмодернистская эстетическая позиция отказывается от жесткости и замкнутости концептуальных построений, сознательно игнорирует практики бинарного противопоставления, делая ставку на маргинализацию, открытость, безоценочность и дестабилизацию любых, прежде всего классических, культурно-ценностных ориентаций.

 

Постструктурализм – направление в философском и социогуманитарном знании, получившее развитие в 1960-1980-х гг. в форме критики, преодоления структурализма и его «второй волны». Основные характеристики постструктурализма: деконструкция, децентрация, дискурсивный анализ языка культуры, интерпретация пространства культуры как текста и стирание пространственно-временных границ феноменов.

 

Религия– мировоззрение, миропонимание, мироощущение и сопряженное с ними поведение людей, определяемое верой в существование сверхъестественной сферы, артикулируемой в зрелых формах религии в качестве Бога, божества.

 

Ритуал – в первом приближении может быть определен как священнодействие, основанное на наделении вещей особыми символическими свойствами.

 

Рок-культура – явление молодежной субкультуры, возникшее в Великобритании и США в 1960-е гг. вокруг нового музыкального стиля и выражающее нонконформистский пафос. Ядром является контркультура.

 

Семиотика, семиология – общее название комплекса научных теорий, изучающих различные свойства знаковых систем как способов коммуникации между людьми посредством знаков или языка.

 

Символ – знак, который не только указывает на некоторый объект, но и несет в себе добавочный смысл: выражает общие идеи и понятия, связанные с толкованием этого объекта.

 

Социология культуры, культурсоциология – в значении «социология культуры» подразумевается специальная социологическая теория (отрасль социологического знания). В значении «культурсоциология» – специфическая парадигмальная область социологического знания. В обоих случаях речь идет об исследовании культуры, ее феноменов и динамики концептуальными и методологическими средствами социологии с целью установления зависимостей между ними и социумом, его феноменами и динамикой.

 

Структурализм – направление в гуманитарных науках, возникшее в 1920-е гг. Использует структурный метод, а также моделирование, элементы семиотики, формализации и математизации. Структурализм трактует культуру как совокупность знаковых систем, анализирует закономерности их функционирования, которым бессознательно подчиняется человек.

 

Субкультура– особая форма культуры, суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собственным ценностным строем, обычаями, нормами, стандартами поведения.

 

Типология культур – научный метод, в основе которого лежит систематизация периодов в развитии культуры по наиболее общим признакам и свойствам.

 

Универсалии культурные – черты, общие всем культурам народов мира. Выделяют более чем 60 культурных универсалий: изготовление орудий труда, совместный труд, украшения тела, запреты кровосмешения, сексуальные ограничения, танцы, спорт, обычай дарить подарки, язык и др.

 

Харизма – исключительная духовная одаренность человека, воспринимаемая окружающими как сверхъестественная сила, недоступная обычным людям.

 

Ценностная ориентация – комплекс духовных детерминант деятельности людей или отдельного человека, а также соответствующих им социально-психологических образований, которые интерпретируются в положительном ракурсе их значений. В качестве таких детерминант могут выступать представления, знания, интересы, мотивы, потребности, идеалы, а также установки, стереотипы, переживания людей.

 

Эпистема – общее пространство знания, способ фиксации «бытия порядка», скрытая от непосредственного наблюдения сеть отношений между «словами» и «вещами», на основе которой строятся свойственные той или иной эпохе коды восприятия, практики, познания и порождаются отдельные идеи и концепции.

 

Эпистемология – раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания, отношения знания к реальности, исследуются всеобщие предпосылки познавательного процесса, выявляются условия его истинности.


Персоналии

 

Адорно Теодор (1903 - 1969) – немецкий философ, представитель франкфуртской школы, культуролог, социолог искусства. Основные сочинения: «Негативная диалектика», «Социология музыки», «Диалектика просвещения» (совм. с М. Хоркхаймером).

 

Александер Джефри (р. 1945) – американский социолог, представитель неофункционализма. Основное сочинение: «Теоретическая логика в социологии».

 

Белл Даниел (р. 1919) – американский социолог, профессор Гарвардского университета. Автор концепции постиндустриального общества. Основные сочинения: «Конец идеологии. Истощение политических идей в 50-х гг.», «Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования».

 

Бенедикт Рут Фултон (1887 - 1948) – американский культуролог, антрополог, виднейший представитель этнопсихологического направления в американской антропологии. Основные сочинения: «Модели культуры», «Хризантемы и меч».

 

Бергер Питер Людвиг (р. 1929) – американский социолог, ведущий представитель феноменологической социологии знания. Основные сочинения: «Введение в социологию», «Социальное конструирование реальности» (совм. с Т. Лукманом).

 

Блумер Герберт (1900 - 1987) – американский социолог и психолог, представитель Чикагской школы. Основное сочинение: «Символический интеракционизм. Перспективы и метод».

 

Бодрийяр Жан (р. 1929) – французский социолог, философ, эстетик, культуролог, крупнейший представитель постмодернизма. Основные сочинения: «Система вещей», «Символический обмен и смерть», «О соблазне», «Америка».

 

Бурдье Пьер (1930 - 2002) – французский социолог, представитель постструктурализма. Основные сочинения: «Различение. Социальная критика суждения», «Социология политики», «Рынок символической продукции».

 

Вебер Макс (1864 - 1920) – немецкий социолог, историк, экономист, чьи труды в значительной мере определили направление развития социально-научного знания в ХХ в. Совокупность его трудов составила своеобразное видение сущности и путей развития западной цивилизации. Основное сочинение: «Протестантская этика и дух капитализма».

 

Вебер Альфред (1868 - 1958) – немецкий экономист, социолог, философ. Основные сочинения: «История культуры как социология культуры», «Принципы социологии истории и культуры».

 

Гуссерль Эдмунд (1856 - 1938) – немецкий философ, создатель феноменологического направления в философской мысли XX в. Основные сочинения: «К феноменологии внутреннего сознания времени», «Философия как строгая наука», «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология».

 

Данилевский Николай Яковлевич (1822 - 1885) – русский публицист, социальный мыслитель, культуролог. Основные сочинения: «Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому», «Дарвинизм. Критическое исследование», «Сборник политических и экономических статей».

 

Джеймисон Фредерик (р. 1934) – американский философ, автор неомарксистской концепции постмодернистской культуры, разрабатываемой в широком интердисциплинарном поле (в литературоведении, психоанализе, культурной антропологии и др). Основные сочинения: «Постмодернизм, или Культурная логика позднего капитализма», «Культурный поворот: Избранные труды по постмодернизму, 1983 - 1998».

 

Дюркгейм Эмиль (1858 - 1917) – французский философ и социолог. Основатель французской социологической школы. Основные сочинения: «Правило социологического метода», «Элементарные формы религиозной жизни», «Самоубийство».

Зиммель Георг (1858 – 1918) – немецкий философ, социолог, культуролог, один из главных представителей поздней «философии жизни», основоположник так называемой формальной социологии. Основные сочинения: «Социальная дифференциация», «Религия. Социально-психологический этюд», «Гёте».

 

Ионин Леонид Григорьевич (р. 1945) – российский социолог, специалист в области теоретической социологии. Основные сочинения: «Социология культуры» (1996, 1998), «Понимающая социология. Историко-критический очерк», «Георг Зиммель - социолог».

 

Кастельс Мануэль (р. 1942) – американский социолог и экономист. Научную деятельности начинал в рамках социологии города. В этом ключе основными сочинениями являются: «Городской вопрос», «Город и его обыватели». Начиная с 1983 г. обратился к изучению экономических и социальных трансформаций, вызванных внедрением информационных технологий. Основные сочинения: «Информациональный город», «Информационная эпоха: экономика, общество и культура».

 

Клакхон Клайд (1905 - 1960) – американский антрополог, известный своими исследованиями культуры индейцев племени навахо. Основные сочинения: «Колдовство у навахо», «Зеркало для человека: связь антропологии с современной жизнью», «Культура: критический обзор понятий и определений» (совм. с А. Кребером).

 

Коган Лев Наумович (1923 - 1997) – российский социолог, специалист в области социологии культуры, образа жизни. Создатель Уральского отделения Советской социологической ассоциации. Основные сочинения: «Социология культуры», «Цель и смысл жизни», «Вечность».

 

Конт Огюст (1798 - 1857) – французский философ, социолог, методолог и популяризатор науки, основатель школы позитивизма и социальный реформатор. Ввел термин «социология». Основные сочинения: «Курс позитивной философии», «Система позитивной политики, или Трактат о социологии, устанавливающей религию Человечества».

Кребер Альфред Луис (1876 - 1960) – американский антрополог, культуролог, этнолог, представитель «исторической школы» в американской этнологии. Основные сочинения: «Антропология: раса, язык, культура, психология, предыстория», «Конфигурации культурного роста», «Природа культуры», «Стиль и цивилизация».

 

Кули Чарлз Хортон (1864 - 1929) – американский социолог и социальный психолог. Счтается прямым предшественником символического интеракционизма. Основные сочинения: «Человеческая природа и социальный порядок», «Социальная организация», «Социальный процесс».

 

Кун Томас Сэмюэль (1922 - 1996) – американский историк и философ, один из лидеров историко-эволюционистского направления в философии науки. Разработал концепцию исторической динамики научного знания, которая легла в основу теории научной рациональности, радикально отличающейся от логико-позитивистских и «критико-рационалистических» представлений о науке. Основное сочинение: «Структура научных революций».

 

Лавров Петр Лаврович (1823 - 1900) – русский социолог, публицист, идеолог народничества 1860-х. Основное сочинение: «Исторические письма».

 

Лебон Гюстав (1841 - 1931) – французский социальный психолог, социолог, антрополог. Основные сочинения: «Психология толп», «Психология социализма», «Психология образования», «Психология нового времени».

 

Лиотар Жан-Франсуа (1924 - 1998) – французский философ, эстетик-постфрейдист, один из ярких представителей идеологии постмодернизма, поставивший проблему корреляции культуры постмодерна и постклассической науки. Основные сочинения: «О пульсационных механизмах», «Состояние (ситуация) постмодерн».

 

Лотман Юрий Михайлович (1922 - 1993) – советский литературовед, культуролог, искусствовед, семиотик. Основные сочинения: «Структура художественного текста», «Культура и взрыв», «Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (ХVIII – нач. XIX в.)».

 

Лукман Томас (р. 1927) – немецкий социолог, ученик и последователь А. Щюца, ведущий представитель феноменологически ориентированной социологии. Основные сочинения: «Проблема религии в современном обществе», «Социальное конструирование реальности» (совм. с П. Бергером).

 

Мангейм Карл (1893 – 1947) – немецко-английский философ и социолог, один из основателей социологии знания. Основные сочинения: «Человек и общество в эпоху преобразования», «Диагноз нашего времени: очерки военного времени, написанные социологом».

 

Маркузе Герберт (1989 - 1979) – немецко-американский философ, культуролог, один из основателей и ведущих представителей франкфуртской школы. Основные сочинения: «Эрос и цивилизация», «К феноменологии исторического материализма».

 

Мертон Роберт (р. 1910) – американский социолог. В ранний период творчества на М. оказали влияние идеи М. Вебера и Э. Дюркгейма. С конца 1940-х гг занимается развитием структурно-функциональной теории. Предложил программу создания теорий среднего уровня. Основные сочинения: «Социальная теория и социальная структура», «Структурный анализ в социологии», «Социология науки».

 

Мид Маргарет (1901 - 1978) – американский антрополог, этнограф, этнолог, культуролог. Основное сочинение: «Культура и мир детства».

 

Мид Джордж Герберт (1863 - 1931) – американский психолог, социолог и философ. Заложил теоретические и методологические основания теории символического интеракционизма. Основные сочинения: «Разум, Я и Общество», «Философия действия».

 

Милюков Павел Николаевич (1859 - 1943) – русский историк, культуролог, крупный политический деятель. Основные сочинения: «Из истории русской интеллигенции», «Очерки по истории русской культуры».

 

Ортега-и-Гассет Хосе (1883 - 1955) – испанский философ, публицист, издатель. Основные сочинения: «Дегуманизация искусства», «Восстание масс». В этих работах рассматриваются различные стороны кризиса культуры, в частности появление массовой культуры.

 

Парсонс Толкотт (1902 - 1979) – американский исследователь, один из создателей теоретической социологии и социальной антропологии. Автор теории действия (поведения в социальной среде). Стоял на позициях эволюционизма и рассматривал социальную историю как процесс повышения адаптивных способностей общества. Основные сочинения: «Структура социального действия», «Социальная система», «Социальная система и эволюция теории действия».

 

Сорокин Питирим Александрович (1889 - 1968) – русский и американский социолог, культуролог. Основные сочинения: «Система социологии», «Социальная и культурная динамика».

 

Спенсер Герберт (1820 - 1903) – английский философ и социолог-позитивист. Вслед за О. Контом положил в основу социологии идею эволюции. Основное сочинение: «Основания социологии».

 

Тайлор Эдуард Барнетт (1832 - 1917) – английский этнограф, исследователь первобытной культуры, один из основоположников и крупнейший представитель эволюционистского направления в этнологии. Основные сочинения: «Исследования в области древней истории человечества», «Первобытная культура».

 

Томас Уильям(1863 - 1947) – американский социолог, представитель Чикагской школы. Основное сочинение: «Польский крестьянин в Европе и Америке» (совм. с Ф. Знанецким).

 

Тоффлер Олвин (р. 1928) – американский футуролог. Основные сочинения: «Футурошок», «Третья волна», «Смещение власти».

 

Уайт Лесли Эдвин (1900 - 1975) – американский антрополог, культуролог. Основные сочинения: «Эволюция культуры», «Наука о культуре», «Концепция культурных систем».

Фуко Мишель Поль (1926 - 1984) – французский философ, культуролог, эстетик. Основные сочинения: «Слова и вещи: археология гуманитарных наук», «Надзирать и наказывать: рождение тюрьмы», «История безумия в классическую эпоху».

 

Хабермас Юрген (р. 1929) – немецкий философ и социолог. Ведущий представитель второго поколения теоретиков франкфуртской школы, идеолог «новых левых». Основные сочинения: «Модерн – незавершенный проект», «Теория коммуникативного действия», «Теория и практика», «Познание и интерес», «Структурное изменение общественности».

 

Хайдеггер Мартин (1889 - 1976) – немецкий философ, представитель постгуссерлевской феноменологии и экзистенциализма. Основные сочинения: «Бытие и время», «Исток художественного творения».

 

Хоркхаймер Макс (1895 - 1973) – немецкий философ и социолог, основатель франкфуртской школы. Основные сочинения: «Начала буржуазной философии истории», «Диалектика Просвещения» (совм. с Т. Адорно).

 

Шпенглер Освальд (1880 – 1936) – немецкий философ, историк культуры. Предложил целостную циклическую модель возникновения и развития культуры. Основное сочинение: «Закат Европы».

 

Щюц Альфред (1899 - 1959) – австрийский философ и социолог, основатель феноменологической социологии. Основное сочинение: «Феноменология социального мира».

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Наука как социальный институт. 1. Научное сообщество и научная организация | I ОСНОВЫ ГЕОЛОГИИ 1 Предмет геологии и ее значение

Дата добавления: 2014-11-08; просмотров: 460; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.021 сек.