Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Глава 7. ФИЛОСОФСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Читайте также:
  1. Аналитическая глава (глава 2)
  2. Взаимоотношения в социальной системе: системно-философская сущность и политико-идеологический смысл.
  3. Вопрос 4. Философская антропология
  4. Вопрос 7. Философская герменевтика
  5. ВТОРАЯ ГЛАВА
  6. ГЛАВА 1
  7. Глава 1
  8. Глава 1 ДИДАКТИКА И МЕТОДИКА В СИСТЕМЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК
  9. ГЛАВА 1 ФИЗИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕХАНИКИ
  10. ГЛАВА 1 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

 

Философская компетентность полагает основания философского профессионализма.

Профессиональный философ должен (обязан):

1. Основательно знать историю философии, включая современные учения и направления;

2. Владеть современным концептуальным аппаратом философии. (Этот пункт предполагает не только знание и понимание теоретической системы основных категорий современной философии, но и владение способом философствования, т.е. философской рефлексией.);

3. Уметь ставить и решать философские проблемы любого уровня (в форме разнообразных проблем, задач, вопросов);

4. Иметь навыки выявления, постановки и решения философских проблем в конкретных областях человеческой деятельности.

Философские знания, т.е. знания о всеобщих, предельных основаниях бытия и мышления является главной целью и продуктом философской теории. Прикладная философия преимущественно ориентирована на умение философски мыслить, решать различные философские проблемы. Навыкифилософствования формируются собственным опытом, чему способствует изучение истории мировой философии.

Для других специалистов требуемый уровень философской подготовки по определению ниже. Однако они также должны знать суть философской компетентности, знать, что можно требовать и что можно получить от профессионального философа.

С точки зрения науки как системы научного знания дилемма «иметь» или «быть» выражается в противоречии мировоззренческих позиций сциентизма и антисциентизма. Все позитивистские учения изначально нацелены на обладание знанием о мире. Знание о мире в целом или о его фрагментах действительно можно иметь или не иметь. Обладать знанием значит его иметь, причем иметь в собственности и свободно распоряжаться им. С этой точки зрения не очень важен процесс получения знаний, т.е. сам процесс познания. Важен результат, продукт познания, т.е. знание.

Среди различных форм знания наиболее ценным для практики, для практической деятельности (в целях создания техники, технологий, развития производства и т.д.) действительно являются научные знания. (Они имеют определенную специфику). Поэтому все сциентистски ориентированные философы ориентированы на то, чтобы иметь именно научные знания. (Конт: «знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы действовать»)

Способ духовного освоения мира человеком в сциентизме выражается в стремлении обладать знанием, в стремлении иметь подлинно научные знания, иметь их как свои, собственные, даже как личные знания(ср. Полани).

Однако иметь знания, не означает уметь применять эти знания на практике, в жизни. Для того, чтобы обрести эти умения, для того, чтобы практика, вся жизнедеятельность человека была осознанной, т.е. сознательной, надо полученные знания превратить (обратить) в факт сознания человека. Это означает необходимость отрефлексировать его. Работа рефлексии над знанием заключается в его обращении в факт сознания (ср. Лефевр). Благодаря рефлексии (обращению назад) «становится возможным присвоение познанного».

Знания сами по себе нерефлексивны. Умение использовать эти знания (как средства) требует рефлексии над этими знаниями. Уметь – значит действовать со знанием дела. Рефлексия превращает знание в факт человеческого сознания. Деятельность человека имеет осознанный, точнее, сознательный характер.

Умение применять знание это умение их соединять с реальной практической деятельностью.Так умения образуют Ум, умственную деятельность и умную практику.

Развитие умений требует творческих способностей человека, поскольку осуществляется путем саморефлексии. Саморефлексия философии является способом самосознания человекавкультуре. Причем, в отличие от теоретической, прикладная философия это не столько знание, сколько умение системно, (следовательно) целостно,(следовательно) универсально,(следовательно) свободно, (следовательно) творчески мыслить (философствовать) т.е. рефлексировать.

Без компетентности не бывает профессионализма. Компетенции это операциональные способности, позволяющие перейти от ремесла к мастерству, далее, к искусству. Профессионал – это человек в совершенстве владеющий своим делом.

Без профессионализма, как видно, нет подлинной философии. Она является псевдофилософией, т.е. глупостью. А от глупости, как заметил Кант, нет лекарства.

Однако научить философии также нельзя, поскольку ее цель заключается в мудрости. Можно научить только философствовать. Любовь к мудрости возникает тогда, когда она отличается от глупости. Как мотив деятельности, поведения, жизни философия становится призванием человека.

Призвание выражается в творчестве. Результаты творчества, произведения всегда несут авторский дух (печать творца, автора). Рефлексивная взаимосвязь компетентности в философии и мотивации к философии нарастает как снежный ком, расширяя зону призвания и профессионализма. Речь в итоге заводится о призвании к данной профессии.

Философская компетентность определяет уровень философского профессионализма. Характеризуя степень развития (развитость) философской рефлексии, философский профессионализм выражает способность человека творчески мыслить, его способность самостоятельно решать различные философские проблемы. Критерием развития философской рефлексии оказываются возникающие в таких случаях синергетические эффекты. Они бывают положительными и отрицательными. Примерами таких положительных синергетических эффектов могут быть совместные Победы в любой языковой игре, в любой дискуссии, в любом соревновании, в любом сражении и т.д. Примерами отрицательных синергетических эффектов оказываются в них обоюдные Поражения. Аналогичными примерами являются общие Праздники и Будни, Торжества и Панические настроения, состояния платонических Вдохновений и Муки творчества, и др.

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Глава 6. РОЛЬ ФИЛОСОФИИ В СТРАТЕГИЧЕСКОМ ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИИ ВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ | Глава 8. О ВОЗМОЖНЫХ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ОБЯЗАННОСТЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ФИЛОСОФА

Дата добавления: 2014-11-15; просмотров: 265; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.006 сек.