Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Глава 8. О ВОЗМОЖНЫХ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ОБЯЗАННОСТЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ФИЛОСОФА

Читайте также:
  1. Аналитическая глава (глава 2)
  2. Возникновения профессионального заболевания
  3. ВТОРАЯ ГЛАВА
  4. Выписка из государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по дисциплине
  5. Выявление и оценка возможных источников ЧС
  6. ГЛАВА 1
  7. Глава 1
  8. Глава 1 ДИДАКТИКА И МЕТОДИКА В СИСТЕМЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК
  9. ГЛАВА 1 ФИЗИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕХАНИКИ
  10. ГЛАВА 1 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

 

Являясь рефлексией второго порядка, философская рефлексия позволяет человеку, избравшему этот нелегкий труд, также сориентироваться и в области существующих профессий. Какую работу может эффективно выполнять профессионально подготовленный философ? Каков круг его возможных функциональных обязанностей? Ответы на эти вопросы могут быть обоснованными только посредством определенных философских компетенций.

Все возможные функциональные обязанности профессионально подготовленных философов по критерию компетентности рефлексивно можно разделить на следующие три группы:

1. Философские компетенции являются необходимыми и достаточными основаниями для выполнения работы. Этот вариант фиксирует многочисленные формы, виды и разновидности трудовой деятельности, где без философской подготовки просто не обойтись.Можно сказать, что такая деятельность профессионального философа фактически воспроизводит в иной форме саму философию.

2. Философские компетенции являются необходимыми, но не достаточными основаниями для выполнения работы. Эта группа форм, видов и разновидностей трудовой деятельности, которые философ выполняет лучшеименно потому, что имеет профессиональную подготовку. Полагая (определяя) основания иных видов деятельности, он оказывает существенную помощь другим.

3. Философские компетенции необходимы, но при выполнении работы они могут иметь как положительную, так и отрицательную направленность в зависимости от ситуации. Этот случай предполагает сотрудничество между профессиональными философами и профессионалами других форм, видов и разновидностей трудовой деятельности. Результатом такого сотрудничества должен быть положительные синергетический эффект.

Возможные функциональные обязанности первой группы являются традиционными. К ним относятся все виды преподавания философии, философских исследований и философской критики. Профессиональный философ здесь может:

Быть Учителем (с большой буквы, не просто преподавателем);

– Быть воспитателем (наставником по Рорти);

– Быть просветителем (популяризовать определенные учения, идеи; сюда же относится и репетиторство);

– Быть пропагандистом, агитатором (распространять различные идеи. Ср. ПИАР);

Быть апологетом (защищать и обосновывать интересы определенных социальных групп) (ср. с работой адвоката);

– Быть идеологом (выражать и обосновывать интересы определенных социальных групп);

– Бытьучителем медитации;проводить тренинги медитации;

– Быть обозревателемактуальных философских (мировоззренческих) проблем, вопросов (ср. политический обозреватель);

– Быть аналитиком;

– Быть «объяснителем»различных необычных явлений, типа НЛО, псевдофеноменов и т.д.;

– Осуществлять концептуальное обоснование (доказательство) определенного образа действия, определенной методологии, определенной программы, алгоритма действия (поведения, деятельности);

– Быть диагностиком(который способен устанавливать причины различных аномалий в культуре, необычных событий в общественной жизни);

Быть исследователем различных критических ситуаций;

– Осуществлять анализ рисков (сегодня это является одной из наиболее актуальных услуг);

– Быть прогнозистом(прорицателем, пророком).Осуществлятьнаучное предвидение тенденций развитияв различных областях культуры (по Степину);

Быть футурологом (ср. Э.Тоффлер, Бестужев-Лада);

Быть методологоми/или методистом;

Быть «Социальным технологом» (технологом человеческой жизни) (Ср. политтехнологии);

– Философы как научные работники самостоятельно работают в НИИ, Академии наук;

– Осуществлять философскую экспертизуразличных произведений культуры;

– Осуществлять экспертную оценку творческих способностей кандидатов, участвующих (проходящих) в различных конкурсах;

Быть арбитром (судьей)в различных дискуссиях, спорах;

– Осуществлять философскую терапию(в смысле Витгенштейна);

– Осуществлять выбор, отбор, сортировку, селекцию любых (философских, научных, литературных, религиозных, публицистических и др.) текстов;

– Осуществлятьпрофориентационную деятельность. (Например, по трудоустройству на бирже труда);

– Осуществлятькадровую работу в различных организациях.

Возможные функциональные обязанности второй группы связаны с языковой деятельностью. К ним относятся все виды устной и письменной речи, определяемые в аспектах современного «тривиума»: синтаксиса, семантики и прагматики любых языков культуры. Профессиональный философ здесь может:

Быть ритором (оратором), лектором;

– Быть писателем (Ср. Сартр, Камю);

Быть редакторомразличных философских произведений;

Быть корректром (философский корректор может выявлять (и исправлять) семантические пустоты (заблуждения по Тарскому) и бессмысленные фразы, высказывания. Такой (или подобной) работой занимался в Канаде А. Рапопорт);

Быть герменевтомразличныхявлений культуры;

Быть комментатором различных событий (ср. политический комментатор, спортивный комментатор и философский комментатор);

Быть истолкователем(толмачем) или интерпретатором различных текстов. (Задача: прояснять, раскрывать их смысл и значение для аудиторий);

– Быть критиком(подобно литературному критику);

Быть переводчикомфилософских текстов (т.е. работать перевод- чиком);

Быть логистом (заниматься философской логистикой означает реализацию умения создавать общие теоретические (структурные, функциональные и развития) схемы и /или категориальные схемы различных систем. Примеров подобных схем в философской литературе множество);

Быть «законодателем разума» (по Канту): разрабатывать основы, основные положения различных документов, нормативных актов и т.д., нормирующих человеческую жизнь (поведение, деятельность, общение);

–Осуществлять социокультурное проектирование(ср.«Государство» Платона, Утопии Т. Мора, Т. Кампанеллы; см. для примера также работы Г.П. Щедровицкого);

Быть модельером культуры (создавать привлекательные образцы, модели, модельные образы - то есть образцы культуры и субкультур или модельные образы и образцы культуры, различных областей культуры и субкультур).

Возможные функциональные обязанности третьей группы, как сказано, предполагаютсотрудничество между профессиональными философами и профессионалами других видов трудовой деятельности, дающее синергетический эффект. В этих случаях философ может быть разного рода советником, посредником и управленцем, а именно:

Быть креатором, генератором (творцом оригинальных идей в различных областях человеческой деятельности);

Быть помощником в решении философских проблем в различных областях культуры (по всем направлениям прикладной философии);

Быть консультантомпо общественно-политическим вопросам (в партиях и других общественных организациях);

Бытьконсультантом в аппарате органов государственной власти;
Бытьпрофконсультантом в отрасли философии, региональной аналитики, социополитических и социокультурных вопросов;

Быть идеологическим советником;

Быть исповедником (уметь выслушивать собеседника и вызывать катарсис; снимать, таким образом, стресс, психологическую и интеллектуальную напряженность. См. Аристотель, Августин);

– Выполнять роль священнослужителя (с известной оговоркой или оговорками) тоже подходит;

Быть логотерапевтом, т.е.выявлять смысл жизни и помогать преодолевать «экзистенциальный вакуум» (по В. Франклу);

Быть психоаналитиком (в широком смысле: уметь ставить диагноз души, ума (разума) и получать ответ на вопрос: не дурак ли? (см. Лук) Можно использовать метод сократического диалога, который позволяет отличать людей умных от невежд (последние раздражаются при наводящих вопросах на этапе сократической иронии);

Быть софистом (ср. черный пиар);

– Осуществлять посредничествов ситуациях конфликта;

Быть организатором творческих дискуссий (путем создания проблемных ситуаций. Ср. «мозговые штурмы»);

Быть организатором деловых игр ( ОДИ по Щедровицкому);

Быть организатором языковых игр (по Витгенштейну);

Быть социальным педагогом;

– Осуществлять социальную работу (организацию различных общественных мероприятий, разработку их повесток, программ);

Быть политическим лидером;

Быть манипулятором человеческого сознания;

Быть программистом человеческой деятельности (ср. Лепский: рефлексивное программирование в тоталитарных сектах; Бейтсон: нейролингвистическое программирование и/или зомбирование);

Быть управляющимсобственной деятельностью и деятельностью других социальных субъектов;

– Управлять методологической деятельностью (возглавлять различные методические кабинеты);

– Руководить научной (по философии) работой аспирантов, магистров, студентов;

– Быть «свободным» философом – коучем. (Ср. Свободный художник, свободный писатель и т.д.);

– И т.д.


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Глава 7. ФИЛОСОФСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ | Глава 9. ФИЛОСОФИЯ РЕФЛЕКСИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Дата добавления: 2014-11-15; просмотров: 280; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.005 сек.