Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Глава 9. ФИЛОСОФИЯ РЕФЛЕКСИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Читайте также:
  1. II. Философия И. Канта
  2. II. Философия Чаадаева.
  3. Ms Project и его место в сфере программного обеспечение для управления проектами
  4. PR как функция управления коммуникациями
  5. VI. Философия общественной жизни
  6. VI. Философия русского космизма.
  7. VII. Натурфилософия.
  8. Автоматизация управления на ЖДТ.
  9. Автоматизированная система управления гибкой производственной системой (АСУ ГПС)
  10. Агрегат управления машиной на плаву

Рефлексия как способ человеческого самосознания (общественного и индивидуального) позволяет управлять самими регуляторами своих и чужих действий. В этом рефлексивном управлении философия оказывает свое влияние (воздействие)на всю человеческую жизнедеятельностьнепосредственно.Полагая предельные основания культуры, она определяет сами «правила игры».

Идея рефлексивного управления зародилась в 60-х годах прошлого века в контекстеприкладных исследований Московского методологического кружка, впоследствии названного школой Г.П. Щедровицкого. Ее автор В.А. Лефевр в то время работал в закрытом военном институте и занимался автоматизацией принятия решений. Западные аналоги рефлексивного управления стали появляться с 1970-х годов у создателей кибернетики второго порядка. До последнего времени все успехи в его разработке обусловливались специализированными толкованиями рефлексии. Однако при этом возникли серьезные разногласия, связанные с пониманием действия рефлексивного механизма в управлении. Являясь универсальной методологией, философская рефлексия преодолевает определенные трудности.

Уясняя для себя суть феномена рефлексивного управления, мы невольно сталкиваемся с вопросом – что такое управление вообще? Его основными объективными характеристиками являются «направление», «организация» и «регуляция» каких-либо процессов, совпадающие с прикладными функциями научного метода. В субъективном аспекте оно выступает как деятельностная система планирования, исполнения и контроля. Противоречивая сущность последней отражается в процессах подготовки и принятия решений и выражается в определенных управленческих действиях. Однако в опосредствовании отражения и действия между субъектом и объектом существует рефлексивное оборачивание: отражающее (рефлексивное) действие оборачивается действием отражения (рефлексии). Именно в последнем случае рефлексия обретает свой управленческий смысл.

С точки зрения философской рефлексии само управление можно определить в предельно общем смысле – как способ саморазвития и развития идеальных и материальных систем. Таким образом, снимается и противоречие между структурным и функциональным аспектами рефлексивного управления, содержащееся в теории его основоположника В. Лефевра [42, с.10–11.]. В этом смысле философия рефлексивного управления включает в себя и другие его толкования.

Феномен рефлексивного управления – продукт постнеклассической науки, имеющей дело со сверхсложными саморазвивающимися системами. Невидимый мир этой научной реальности отличается от мира очевидных реальностей повседневности. Поэтому для каждой конкретной ситуации здесь создаются особые модели управления.

В рефлексивном управлении уникальность философской рефлексии определяется ее универсальным методологическим смыслом. Управляя собой, посредством собственной деятельности человек управляет любым объектом. С другой стороны, в сферу действия рефлексивного управления попадают объекты фактически также являющиеся субъектами. Так называемые «человекоразмерные» объекты отличаются особой сложностью, – они наделяются человеческой психикой. Рефлексивное управление имеет потенциально неограниченную сферу применимости и в объективном, и в субъективном плане. В этом смысле оно утверждается как наиболее совершенный способ управленческой деятельности.

Как управление управленческой деятельностью рефлексивное управление обращает «свое в иное, а иное в свое». При этом происходит воспроизведение сущности повседневной реальности и ее искусственное произведение. В процессе творческого воспроизведения фундаментальных предпосылок управленческой деятельности философская рефлексия создает категориальную модель рефлексивного механизма управленческих решений, представляющую собой исторически развивающуюся систему универсалий «цель», «средство», «результат». Цель направляет человеческую деятельность, средство ее организует, а результат – регулирует (мотивирует). Вместе с тем, рефлексивное управление в своей сущности сводится к управлению процессом подготовки и принятия решений, осуществляемого либо самим субъектом, либо другим.

Реализация философской рефлексии в области рефлексивного управления осуществляется как по отношению к «своей», так и по отношению к «чужой» управленческой деятельности. По отношению к своей, речь идет о рефлексивном самоуправлении. Оно возможно и осуществляется в обычных управленческих ситуациях, отличающихся относительной стабильностью. По отношению к чужой управленческой деятельности рефлексивное управление становится необходимым тогда, когда ее субъект попадает в какую-нибудь критическую ситуацию, отличающуюся нестабильностью и повышенной опасностью. В таких случаях идет речь о внешнем рефлексивном управлении. Основополагающая функция философской рефлексии в этих отношениях различается.

В обычных управленческих ситуациях философская рефлексия выступает как первооснова методологии самоуправления. Таким образом, она выявляетвсеобщие объективные основания самостоятельных управленческих решений и формирует необходимые субъективные основания ответственных управленческих решений, т.е. направляет, организует и регулирует сам процесс их сознательной подготовки и принятия.

Конкретнее это представляется так. В качестве способа управленческого самосознания философская рефлексия выявляет мировоззренческие основания управленческой деятельности. При этом производящая деятельность субъекта управления рефлексивно оборачивается и осознается им как воспроизводящая свои объективные основания. Так осуществляется самоутверждение человека в мире, выявление им универсального рефлексивного механизма управленческих решений, осознание своей управленческой позиции как объективной всеобщей основы самостоятельных управленческих решений.

С другой стороны, в процессе подготовки и принятия решений философская рефлексия обретает свою прикладную направленность, оказывается реальным методом самоуправления. Воспроизводящая деятельность субъекта управления здесь рефлексивно оборачивается и осознается им как производящая свои субъективные основания, как формирующая свой образ мышления и действия в конкретной управленческой ситуации. С помощью рефлексивного механизма как нормативного правила философская рефлексия формирует процесс подготовки и принятия управленческих решений, т.е. в категориях «цель», «средство», «результат» определяет их формы. В этих формах она полагает основания трех методологических концепций управления: «по результатам», «по отклонениям» и «по целям»:

1. Если мы хотим изменить или поставить новую цель, то мы изменяем (выбираем иной) предметный результат. Это управление по результатам. Основание – решение проблемы обратной связи.

2. Если мы хотим изменить результат, то мы изменяем средство. Это управление по отклонениям. Основание – решение проблемы связи (двусторонней связи: затраты – результаты).

3. Если мы хотим изменить средство, то мы изменяем цель. Это управление по целям (целевое управление). Основание – решение проблемы выбора.

Каждая стратегия обладает известными достоинствами и недостатками.

В плане внешнего управления критическими ситуациями среди социокультурных детерминант философская рефлексия выделяется как его мето- дологическая основа. Философско-методологическая рефлексия здесь играет также двойственную роль. Во-первых, она определяет мировоззренческие предпосылки самого внешнего рефлексивного управления критическими ситуациями. Во-вторых, она предопределяет мировоззренческие ориентации субъекта как управляемого фактора конкретной критической ситуации. Эти положения также нуждаются в конкретизации.

Философско-методологическая рефлексия, осуществляемая в диалоге по поводу рефлексивного механизма управленческих решений, позволяет управляющему субъекту распознать идеальный тип конкретной критической ситуации, адекватно понять положение управляемого субъекта, сформировать (в виде стратегий) его принципиальное отношение к условиям данной ситуации: предупредить, ликвидировать или использовать ее факторы.

Философско-методологическая рефлексия над стратегиями управления конфликтом, экстремальностью и неопределенностью выявляет их прагматический смысл, предопределяя тем самым идеалы деятельности субъекта в типичных критических ситуациях. Таким образом, она направляет деятельность на использование наличных возможностей, организует ее на ликвидацию возникших опасностей и регулирует ее путем предупреждения безопасности.

Определив все возможные (основные) стратегии действия, субъект внешнего рефлексивного управления может предложить их для выбора в качестве идеала субъекту, находящемуся в той или иной критической ситуации. Однако последнему прагматический смысл этих стратегий действия раскрывается с другой стороны:

– смысл стратегии предупреждения потенциальной критической ситуации им обнаруживается при выборе между возможностью и опасностью, между добром и злом;

– смысл стратегии ликвидации актуальной критической ситуации им обнаруживается при выборе между большей и меньшей опасностью, т.е. при выборе наименьшего зла;

– смысл стратегии использования актуальной критической ситуации им обнаруживается при выборе между меньшей и большей возможностью, т.е. при выборе наибольшего блага.

Данная концепция рефлексивного управления позволяет реализовать в управлении методологический потенциал философской рефлексии, прео- долеть «доморощенные» философские обоснования и методологические схемы, господствующие, например, в бизнес-дисциплинах. Она утверждает важную роль и значение профессиональной философии в жизни.

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Глава 8. О ВОЗМОЖНЫХ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ОБЯЗАННОСТЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ФИЛОСОФА | Глава 10. ИНТЕРНЕТ КАК СРЕДСТВО ФИЛОСОФСКОЙ РЕФЛЕКСИИ

Дата добавления: 2014-11-15; просмотров: 314; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.003 сек.