Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Глава 10. ИНТЕРНЕТ КАК СРЕДСТВО ФИЛОСОФСКОЙ РЕФЛЕКСИИСтремительная информатизация общества качественно изменяет жизнь современного человека. Неисчерпаемость информационных ресурсов предоставляет ему теоретически неограниченные возможности во всех ее областях. Очевидно все большую роль в этом деле играет всемирная информационно-коммуникативная система Интернет. В этом контексте роль философии и ее рефлексивные возможности подвергаются серьезному переосмыслению. Наиболее важным полагается следующее. Философская рефлексия как способ самосознания определяется в диалектике индивидуального и общественного сознания. С одной стороны, достижение личных целей людьми опосредствуется достижением общих. С другой стороны, достижение их общих целей осуществляется через достижение личных. С точки зрения индивида логика этой рефлексии выражается формулой: индивидуальное – общественное – индивидуальное 2 ; с общественной точки зрения формулой: общественное – индивидуальное – общественное 2. На языке информатики ее результаты в общественной форме определяются понятием взаимной коммуникации, в индивидуальной форме – понятием автокоммуникации. В аспекте автокоммуникации информационная система Интернет является информационно-коммуникативной средой, своего рода моделью информационной реальности. Как интенциональный предмет общественного сознания эта реальность осмысливается философской рефлексией в понятии «виртуальный мир». Однако автокоммуникативная «человекоразмерность» этой саморазвивающейся информационной системы определяет ее в качестве средства самосознания и философской рефлексии. Содержательные характеристики информационной картины мира осуществляются с помощью таких понятий, как «информация», «информационные процессы», «информационное взаимодействие» и т.д. Обычно они используются в контексте информационно-коммуникативной среды, в частности, среды Интернет. В тени многообразных коммуникаций автокоммуникация оказывается не столь примечательной. Между тем, ее роль в построении информационной картины мира является не менее важной. Так, например, проблема упаковки/распаковки сверхбольших объемов информации и проблема порождения смысла информационных образов рефлексивно осмысливаются и философски решаются именно в автокоммуникативном аспекте системы Интернет. Как известно, проблема упаковки/распаковки сверхбольших объемов информации возникает на уровне локальных коммуникаций. Она также выражается понятиями: кодирование – раскодирование, шифрование – расшифровывание, архивирование – разархивирование, сжатие – разжимание… Суть ее заключается в семантическом разрыве входной и выходной информации коммуникативным средством. Основные технические характеристики ее упаковки: степень, скорость и качество сжатия. Последнее подразделяется на обратимое (без потерь) и необратимое (с потерями). Имеется два принципиально различных способа решения данной проблемы: 1) путем разделения коммуникативного средства между коммуникантами, т.е. между адресантом и адресатом и 2) путем его присвоения одним из коммуникантов. В последнем случае мы имеем дело с самораспаковывающимся файлом, архивом, т.е. с компьютерной программой, объединяющей в себе архив и исполняемый код для его распаковки. Второй вариант, очевидно, является специфической формой автокоммуникации. Самораспаковывающиеся программы позволяют проникать в чужие базы данных, определять чужие пароли, распространять вредоносные вирусы, создавать мошеннические схемы и т.д. Таким образом, при переходе на глобальный уровень Интернета, данная проблема трансформируется в проблему информационной безопасности. Понятие информационной безопасности включает три существенных признака: конфиденциальность, целостность и доступность. Причем, санкционированная и несанкционированная модификация информации определяется развитием средств коммуникации. Сохранение ее целостности в этом синергетическом процессе характеризуется диалектикой фрактальности и голографичности. Закономерность фрактальности может быть выражена следующей последовательностью категорий: части1 – целое – части2 ; закономерность голографичности – целое 1 – части – целое2. В силу фрактальности развития коммуникаций проблема информационной безопасности обретает многообразные аспекты и формы. Логика голографичности подсказывает новую автокоммуникативную форму ее разрешения – самоуправление. Об автокоммуникации как механизме порождения смысла писал, как известно, Ю. Лотман. Синергетический подход к вопросу порождения смысла информации разработал Г. Хакен. Представляется целесообразным совместить их идеи. По мнению Г. Хакена, смысл сигналу можно приписать только в том случае, если мы примем во внимание отклик того, кто принял сигнал. Относительная значимость сигнала выражается в обмене информацией между ее источником (передатчиком) и приемником. Поэтому основная проблема состоит в моделировании приемника. Решая указанную проблему, Хакен различает обмен информацией системы с окружающей средой (макроуровень) и обмен информацией между частями системы (микроуровень). Ее синергетический аспект он определяет по схеме: макро1 – микро – макро 2 . Таким образом, информационный обмен предстает как обмен между иерархическими информационными уровнями. Принцип подчинения, характеризующий отношение макро1 – микро, определяет механизмы передачи информации (генетический код, память и т.п.). В отношении микро – макро 2 раскрывается механизм порождения ее смысла. Смыслообразование здесь, как видно, обусловливается тем, что инфор- мация передается другому субъекту, а понять её может только первый,т.е. сам передающий её субъект. Это значит, что коммуникация возможна только как автокоммуникация, а автокоммуникация нужна (необходима) как форма, как способ, как рефлексивный механизм коммуникации. С точки зрения Ю.М. Лотмана, важно то, что один и тот же текст в различных функционально выделенных системах отсчета «может играть роль и сообщения, и кода, или же, осциллируя между этими полюсами, того и другого одновременно». Таким образом, Интернет предоставляет уникальную возможность совместить коммуникацию и автокоммуникацию: тексты, посылаемые другому, одновременно становятся доступны и адресату и адресанту. То, что обычно разнесено во времени и соответственно требует разделения ролей, в Интернете реализуется «здесь и сейчас». Однако, согласно Лотману, «если коммуникативная система Я-Он обеспечивает лишь передачу некоторого константного объема информации, то в канале Я-Я происходит ее качественная трансформация, которая приводит к перестройке самого этого Я». То есть креативные способности личности заключаются в автокоммуникации. На этом основании Н.В. Чудова утверждает: «Это позволяет взглянуть на возможности, предоставляемые Интернетом, как на новые культурные средства, опосредствующие деятельность современного человека и способные принять участие в формировании его высших психических функций. Сам же Интернет в целом может рассматриваться как ... [инструмент] развития самосознания и формирования образа мира и образа «Я» с заданными характеристиками». «Отмечаемая Лотманом оборотная сторона ориентированной на сообщения культуры XX в. – «резкое разделение на передающих и принимающих, возникновение психологической установки на получение истины в качестве готового сообщения о чужом умственном усилии...» [...] – уже не характерна для ориентированной на автокоммуникацию культуры Интернета». Выделенные Выготским три ступени в развитии всякой психической функции она конкретизирует следующим образом: «Я» как автор суждений и выборов, зафиксированных в Интернете – «автор в себе»; «Я» как автор, воспринимаемый другими участниками Интернет-общения – «автор для других»; «Я» как автор, осознающий свое авторство и принимающий точку зрения на себя как на автора своих суждений и выборов – «автор для себя» [43, с.113–117]. Нетрудно заметить здесь стадии философской рефлексии. В синергетическом толковании саморазвития автокоммуникация действительно представляется как форма выражения философской рефлексии. Говоря о самоорганизации, Г. Хакен смысл приставки «само» отличает от смысла приставки «само» Х. фон Фёрстера. Он делает акцент на спонтанности, на внутреннем источнике организации. Таким образом, философская рефлексия определяется как саморефлексия, а ее специфика видится в том, что она изначально является именно человеческой. Спонтанная внутренняя активность человека как родового существа выражается в поведении, деятельности и общении. Природа философской рефлексии определяется реализацией его сущностных сил в культуре. Философская рефлексия всегда выступает как способ самосознания человека в культуре. Она является рефлексией второго порядка в смысле диалектического единства сознательного и бессознательного (К. Юнг), опосредствованного и непосредственного (Х. Плеснер). Как способ самосознания она диалектически связывает рефлексию и нерефлексию.Таким образом, она позволяет осмысливать отношения мышления к бытию, сознания к материи, субъективного к объективному, т.е. выявлять предельные мировоззренческие основания в различных областях культуры. Различие информационной коммуникации и автокоммуникации важно не только в плане функциональных различий информационной системы Интернета, но и в плане определения его социокультурного значения. С одной стороны, он является социальной основой информационной экономики (и культуры в целом). С другой стороны, он формирует экономику знаний, ядром которой является гуманистический компонент информационной культуры – человеческий капитал. Действительно, формализация информационных взаимодействий между людьми посредством электронной техники дает мощный импульс развитию экономики. Осуществление всех трансакций происходит мгновенно. Информационные продукты в виде программ, технологий, информационных услуг становятся ценным товаром, приносящим большие прибыли (Б. Гейтс). Поскольку информационные ресурсы по своей природе являются неисчерпаемыми, они требуют постоянного обновления. В этой связи возрастает значимость человеческого фактора, способного к инновациям. Появляется и ее экономическая характеристика – «человеческий капитал». Так информационная экономика оборачивается экономикой знаний, где ведущая роль отводится наукоемким технологиям и производствам. Роль человеческого фактора в экономике знаний выражается в форме управления и самоуправления. Эффективное управление экономической системой дает положительную синергию на всех стадиях экономического цикла. Целенаправленность этой синергии обеспечивает самоуправление. Общемировая тенденция перехода от иерархической вертикали к сетевым структурам управления экономикой вскрывает недостаток профессионально подготовленных управленческих кадров, способных самостоятельно принимать ответственные решения. Причем, критерием управленческого профессионализма оказывается способность мыслить глобально (универсально) и творчески. Интернет как средство философской рефлексии определяет творческий потенциал современного человека. Роль философии в информационной экономике, таким образом, связывается с требованием новых знаний. Поскольку эти знания являются продуктом ее творческой рефлексии, следует в будущем ожидать возрастающего значения и опосредствованного, и непосредственного ее влияния на бытие человека.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как видно, представленное Пособие не является завершенным продуктом, хотя, несомненно, им можно и нужно пользоваться. Оно является и определенным заделом на будущее. В нем подведены некоторые итоги и намечены перспективы создания полноценного учебного курса современной философии. Оно позволяет прояснить, что следует делать далее, если продолжать работу в намеченном направлении. Вполне очевидно, что содержание раздела истории философии должно воспроизводить ее собственные рефлексивные закономерности развития. Причем здесь нельзя ограничиваться лишь ее европейским вариантом. Философская теория, сформированная в своих концептуальных основах в классический период европейской истории, должна переосмысливаться и далее конкретизироваться в современном социокультурном контексте. Прикладная философия, наоборот, не может представляться лишь историческими примерами. Она должна обрести и собственную концептуализацию. Кроме того, жизненно ориентированная философия, особенно в своих многочисленных приложениях, естественно нуждается не только в учебных пособиях, но и в дополняющих их сборниках практических задач и упражнений.
Приложения
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Проект программы «Экономика России»
1. Российская экономика как общественное явление и как предмет исс- ледований. 2. Нормативная экономика и экономическая политика в России. 3. Транзитивный характер современной российской экономики и ее ориентация на модернизацию. 4. Официальная (легальная) и неофициальная (нелегальная) российская экономика. 5. Потенциал и безопасность российской экономики. 6. Макро-, мезо- и микро- уровни российской экономики. 7. Статика и динамика в российской экономике, ее саморазвитие (синергетический аспект). 8. Цикличность и кризисы в российской экономике. Проблема устойчивого развития. 9. Институционализация экономики России и неоинституционализм. 10. Информационная экономика в России и экономика знаний. 11. Российская экономика в глобализирующемся мире. 12. Проблемы развития экономики Челябинской области. Цель и задачи данного курса (дисциплины)
Цель: Специфические особенности и уникальность собственного развития России в настоящее время требуют специального изучения «Экономики России». Основные задачи: 1. Обобщить знания, полученные при изучении других экономических дисциплин, сквозь «призму» особенностей нашей страны, России. 2. Дать целостное представление о современной экономической системе России. 3. Сформировать принципы адекватного осмысления современного экономического состояния России.
Дата добавления: 2014-11-15; просмотров: 445; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |