Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВААктуальность научного анализа и необходимость изучения идеологии белорусского государства обусловлены особенностями современного этапа общественного развития. В числе особенностей можно отметить следующие: - распад СССР, провозглашение суверенного белорусского государства; - становление институтов современной белорусской государственности и гражданского общества; - формулирование целей развития белорусского общества, приоритетов внутренней и внешней политики Республики Беларусь. Как суверенное государство Республика Беларусь нуждается в консолидации общества на основе консенсуса по главным вопросам внешней и внутренней политики. Кроме этого, следует учитывать процессы социальной трансформации, которые происходят на постсоветском пространстве, в Беларуси в том числе. 5.1. Идеология белорусского государства – это совокупность идеалов, ценностей, взглядов, соответствующих целям и особенностям белорусского пути общественного развития. Выработка и распространение общезначимой системы ценностей, убеждений и принципов, которые бы признавались подавляющим большинством граждан, и которые обеспечивали бы осознание ими своей принадлежности к единому национально-государственному сообществу, происходит, безусловно, при активной роли государства. Однако и сами граждане должны быть вовлечены в этот процесс. Изучение «Основ идеологии белорусского государства» сделает этот процесс более осознанным, позволит лучше осмыслить своеобразие и перспективы развития белорусского общества и государства. Идеология белорусского государства базируется на следующих основах: 1. Мировоззренческой основой идеологии белорусского государства является идеологическая доктрина, представленная в виде национальной идеи, которая включает в себя такие фундаментальные составляюшие, как общечеловеческие и христианские ценности, национально-государственное сознание, гражданственность, патриотизм. 2. Правовой основой идеологии белорусского государства служит Конституция Республики Беларусь. 3. Экономической основой идеологии белорусского государства является белорусская экономическая модель – социально-ориентированная многоукладная рыночная экономика. 4. Политическая основа идеологии белорусского государства - политическая система Республики Беларусь, принципы и основные институты которой отражены в Конституции. Источники идеологии белорусского государства: - нормативно-правовые акты и политические документы Республики Беларусь (Конституция, законы, декреты, постановления), - международные политико-правовые документы, подписанные белорусским государством, - произведения отечественной и мировой философской, политической и правовой мысли. - литературно-художественные произведения белорусских писателей и поэтов. 5.2. Идеология, сущность понятия, эволюция его содержания. Идеология– система идей, ценностей и представлений, посредством которых определенная группа (общность) людей осознает себя, свои потребности и интересы, выражает свое отношение к существующей социальной действительности, формулирует свои цели и обосновывает средства их достижения. Идеология представляет собой высшую теоретическую форму политического сознания. Термин «идеология» имеет древнегреческое происхождение и дословно означает «учение об идеях» (idea – идея, logos – слово, учение, наука). В научный оборот его ввел в 1796 г. французский философ-просветитель Антуан Дестют де Траси (1754-1836). Идеологии он посвятил четырехтомный труд «Элементы идеологии». Под идеологией он понимал науку о закономерностях формирования идей, взглядов и представлений из человеческого чувственного опыта и одновременно систему объективных знаний об обществе, свободных от всяких групповых интересов, предрассудков, суеверий. Практическое предназначение идеологии Дестют де Траси видел в том, чтобы учить политиков правильно мыслить (во благо общества), служить средством воспитания в людях патриотизма и гражданственности. В XIX веке Карл Маркс(1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895) изложили собственный взгляд на такое явления, как идеология. По их мнению, это ложное сознание, извращенное, искаженное представление о действительности. Карл Манхейм(1893-1947),опираясь на концепцию Маркса об идеологии как ложном сознании, тем не менее, считал ее социально значимой системой идей, способной к консолидации людей. Носителями идеологии в учении Манхейма выступают не классы, как у К. Маркса, а социальные группы, объединенные совместной коллективной деятельностью. К. Манхейм рассмотрел взаимосвязь идеологии и утопии. Под идеологией он понимал стиль мышления господствующей социальной группы, которая пытается теоретически обосновать реально существующий и отвечающий ее интересам общественный строй. Утопия же, по мнению К. Манхейма, это негативный вариант идеологии, присущий стилю мышления оппозиционных слоев, нацеленных на разрушение и преобразование существующего общественного порядка. К. Манхейм делил идеологии на тотальные (охватывающие все мировоззрение, придающие своеобразие всей структуре сознания соответствующей эпохи или группы) и частичные (проявляющиеся лишь на психологическом уровне). В ХХ веке В.И. Ленин (1870-1924) пересмотрел и дополнил марксистскую концепцию идеологии. Он впервые использовал понятие «научная идеология» применительно к идеологии, носителем которой является пролетариат, как представлялось, - самый передовой и сознательный класс. Тезис о научности идеологии подвергал критике социал-демократ Эдуард Бернштейн(1850-1932). Он утверждал, что классовая борьба – это борьба интересов, а не принципов познания. В последующем одни ученые вслед за Марксом критически оценивали идеологию как ложное, иллюзорное сознание. Другие делали акцент на истинности отражения в идеологии отдельных аспектов социальной действительности. Третьи акцентировали внимание на функциях идеологии, подчеркивая ее мобилизующую силу. Несмотря на некоторые расхождения в понимании и оценке учеными феномена идеологии, следует отметить следующие ее особенности. Во-первых, идеология – это не просто эклектичный набор неких взглядов и представлений, что особенно характерно для обыденного мировоззрения и так называемых псевдоидеологий. Настоящая идеология – это всегда система, целостная совокупность глубоких, философски обоснованных теоретических идей, которые рисуют общую картину мира, интерпретируют природу человека, отображают и оценивают конкретный общественный порядок, описывают его прошлое, настоящее, будущее, предлагают определенные средства для его сохранения или преобразования. Во-вторых, в отличие от научного знания идеология в силу того, что связана с интересами определенных социальных групп, классов, наций, - субъективна. Она в теоретической форме выражает самосознание той или иной общественной группы, обосновывает и выражает интересы ее членов, формулирует их базовые ценности, идеалы, предлагая средства воплощения их в жизнь. Идеология может (и, как правило, стремится) опираться на научные знания, но лишь в той мере, в какой они отвечают групповым интересам. В-третьих, нацеленность идеологии на выражение общественно значимых групповых интересов обусловливает ее тесную связь с политикой, борьбой различных политических сил за власть. Идеология способствует вовлечению в политический процесс широких масс, их активному участию в деятельности партий, движений. Без воодушевляющих идей не бывает массового политического действия. В 50-60-е гг. ХХ века ряд западных ученых (Д. Белл, Р. Арон, З. Бжезинский, Дж. Гелбрейт, С.М. Липсет, К. Поппер и др.) выдвинули концепцию «деидеологизации». Представлялось, что научно-техническая революция может разрешить многие социальные проблемы и противоречия. Теория деидеологизации достаточно верно отражала многие тенденции развития стран Запада в 1950-1960-х годах в условиях зрелого индустриального общества: рост благосостояния общества, снижение накала идеологической борьбы. Однако вскоре стало очевидно, что ориентация государства и общества на приоритеты материального благополучия не решает всех проблем западного общества. Деидеологизация сменилась реидеологизацией (Д. Белл, М. Новак, И. Кристолл, С. Хантингтон и др.). В связи с распадом мировой системы социализма, кризисом коммунистической идеологии в 1990-е годы, переходом бывших социалистических стран к рыночным реформам и демократии вновь заговорили о деидеологизации. На этот раз деидеологизация связывалась с окончательной победой западных либеральных ценностей (Ф. Фукуяма). В научном сообществе появились и концепции конвергенции (представление о том, что процесс индустриализации приводит к появлению общих социальных, культурных и политических черт в обществах с различными культурно-историческими традициями). На современном этапе продолжают существовать, наполняясь новым смыслом, классические идеологические концепции, возникают новые идеологические течения (либертаризм, неофеминизм, коммунитаризм, различные течения экологизма). Процесс глобализации, которым ознаменовался рубеж XX- XXI веков, поставил перед человечеством новые проблемы (экологическую, предотвращения ядерной войны, преодоления бедности и др.). Для их осмысления и решения идеология также призвана сыграть определенную (значительную) роль. Функции идеологии: - познавательная (объяснение мира): мировоззренческая, воспитательная, аксиологическая, нормативно-регулятивная, прогностическая; - прагматическая (мобилизующая): интеграционная, оправдание действий участников политического процесса. Идеология и другие формы (проявления) общественного сознания: • Идеология и мировоззрение: в отличие от идеологии, мировоззрение формирует картину всего мира, а не только социально-политической действительности; • Идеология и философия: философия, в отличие от идеологии, оперирует сугубо рациональным научным знанием (это наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления); • Идеология и наука: наука занимается поиском объективной истины, идеология выражает интересы определенных социальных слоев; идеология включает не только знания, но и ценности, идеалы, убеждения; • Идеология и религия: религия – тип мировоззрения, основанный на вере в сверхъестественное, для идеологии характерна вера в идеалы, установленные обществом или социальной группой. Структура идеологии: Основные элементы: идеи, взгляды, знания, интересы, ценности, идеалы, нормы, цели, убеждения (воля к действию), мифы, вера. Структурными компонентами политической идеологии являются политические, правовые, экономические учения и теории Уровни функционирования идеологии: • концептуально-теоретический (наиболее обобщенные представления группы о своих интересах (целях), которые выражаются в форме идеалов и принципов; это теории, концепции, учения, доктрины, в которых даются оценки существующей социально-политической действительности, обосновывается необходимость преобразований в интересах); • программно-политический (наиболее общие политические воззрения соединяются с текущими нуждами и потребностями группы, выражаются в конкретных требованиях к власти; это политические программы, конкретные социальные требования и лозунги (резолюции, воззвания, манифесты, обращения, постановления); это то, что составляет предмет политической пропаганды (газеты, журналы, TV, реклама, учебники, произведения искусств); • актуализированный (свидетельствует о реальном усвоении массовым политическим сознанием идеалов и целей данной идеологии; может носить образно-ассоциативный характер осмысления социально-политической действительности). Классификации идеологий: - по носителю: идеологии социальных групп, классов, общностей и их объединений; - по отношению к действительности, методам ее преобразования: прогрессивные, консервативные и реакционные, реформистские (умеренные), и революционные (радикальные), праворадикальные и леворадикальные; - по месту в идейно-политическом спектре – правые (выступают за частную собственность, рыночную экономику, конкуренцию) и левые (отстаивают социальное равенство, общественную собственность, государственное регулирование экономики) и центристские; - по содержанию – либеральные, консервативные и социалистические (их можно отнести к традиционным, или классическим идеологиям), а также их модификации и различные сочетания (современные идеологии).
Дата добавления: 2014-11-15; просмотров: 397; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |