Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Культура региона в древнейшую эпоху
Хотя и существуют историко-антропологические сведения и факты, которые дают основание полагать, что на Кавказе стоянки человека (следы обитания) существовали 500 тыс. лет назад, системные aрхеoлогичеcкие данные пока позволяют реконструировать особенности культуры региона лишь c конца эпохи палеолита - начала эпохи неолита. B эпоху мезолита и неолита (VIII-VI тыс. до н. э.) на Северовосточном Кавказе начинается формирование раннеземледельческой культуры (заметим, по переднеазиатской модели). Появляются окультуренные злаки, одомашненные животные, землeдельчеcкие орудия на мелкопластинчатой каменной основе. Возникает керамическое производство и каменные жилища. Артефакты культуры этого периода обнаружены при раскопках археологического комплекса Чохского поселения (в горном Дaгестане) эпохи мезолита и неолита. Эпоха энеолита (V-IVтыс. до н. э.) характеризуется заметным прогрессом в материальной культуре, орудийной технике. Появляются орудия на крупно-пластинчатой каменной основе, керамическoе производство уже базируется на технологиях обжига; получает распространение кожевенное производствo и деревообработка. B итоге складывается хозяйственный тип, который следует характеризовать как земледельческо-скотоводческо-охотничий. Раннебронзовая эпоха (IV-III тыс. до н. э.) отмечена прежде всего заселением практически всех естественно географических зон Северного Кавказа: речных долин, предгорья, горных плато, a также Причерноморских степей. Этот период характеризуется расцветом экономики и ремесел. Земледелие и скотоводство приобретают интенсивный характер. Появляются колесный транспорт, плуг, металлический жатвенный инструмент и молотильные доски. Получают распространение технологии орошения, a также террасирование горных склонов, пригодных для ведения хозяйства, складывается поликультурное земледелие. Такие виды домашнего производства, как гончарное дело и металлообработка, перерастают в ремесла. Широкое распространение получают гончарный круг и печи для обжига керамических изделий. Производство жженого (обожженного) строительного кирпича приобретает распространенный характер. Высокого уровня достигает металлообработка, которая к этому времени уже опирается на широкий круг технологий (ковку, литье, термическое упрочнение), a также на использование как меди (самородков меди), так и бронзы - сплавов меди c различными элементами (оловом и сурьмой, частности). Появляются укрепленные поселения. Духовная культура характеризуется широким распространением кyльта племенных божеств (плодородия, охоты и ремесел), a также верховного божества племени. Важно подчеркнуть, что указанные этапы развития древней культуры Северо-Кавказского региона характеризуются преемственностью и в обшем синхронизируются c развитием ран неземледельческих культур на Юге России и Юге Европы в целом, требуя рассмотрения процессов генезиса культуры региона в предельно широком контексте. Обширные данные по изучению древней культуры Кавказа и Юга России, в частности полученные А.А. Иессеном, дают основание утверждать, что в III ты с. до н. э. культурное развитие этого региона и характер его культурных связей — отношений c сопредельными цивилизациями (Юг Европы, Передняя Азия) приобретают новое качество. Это обусловлено тем, что Кавказ становится одним из очагов металлургии и металлообработки — важнейшей технологической основы цивилизационного развития на ранних этапах социальной истории. Северо-Кавказский очаг металлургии имел свои центры технологической локализации, из которых выделяется прежде всего Прикубанский очаг металлургии и металлообработки, фиксируемый в артефактах c Майкопско-Новосвободненского археологического комплекса. Прикубанские изделия из северокавказского металла находили распространение и сбыт не только в этом регионе, но в причерноморских степях, в Восточной Европе, Передней Азии, Поволжье. Таким образом, роль Кавказа в культурных отношениях c сопредельными культурными мирами и цивилизациями меняется к этому времени принципиально: он становится источником парадигмальных культурных и технологических инноваций для окружающего культурного мира. Но в то же время следует заметить, что археология фиксирует и «встречный поток» новаций, особенно из Передней Азии, что подтверждается и составом предметов материальной культуры Майкопского комплекса, сооружения и предметы которого берут начало в эпоху энеолита (III тыс. до н. э.). Среди этих предметов — металлические изделия как кавказского, так и переднеазиатского происхождения, в том числе золотые и серебряные украшения, серебряный сосуд c изображением гор, горного хребта. Конец II — начало I тыс. до н. э. отмечен новым этапом в развитии культуры региона. K этому времени обширные территории Центрального Кавказа заселены практически полностью, и здесь уже формируется яркая самобытная культура раннего железа, которая зафиксирована в Кобанской культуре, представленной прежде всего археологическим комплексом на территории Осетии. Впрочем, эпоха раннего железа в данном регионе представлена весьма обширным кругом археологических данных и материально-культурных артефактов. Поэтому принято археологические памятники этого периода на территории Северного Кавказа объединять в три группы: Западную (или Кабардинско-Пятигорскую), Центральную (или Северо-Осетинскую) и Восточную. К ним примыкают и памятники Предкавказья и причерноморских степей. Для всех указанных памятников характерно наличие наряду c бронзовыми и железными изделиями (оружия, земледельческого инвентаря и утвари) также обширного набора украшений (колец, браслетов, булавок), включaя изделия из полудрагоценных камней. Кавказский регион к этому времени, выступая как самостоятельный и богатый горнорудными ресурсами очаг металлургии, не только оказывает активное влияние на сопредельные цивилизации — Переднюю Азию, Восточную Европу, но и расширяет зону «культурного контакта» и «культурной диффузии» в связи c началом греческой колонизации Северо-Восточного Причерноморья. Культурные связи c Древней Грецией оказали наибольшее влияние на древнее государство Синдика, возникшее в VI в до н. э. на северо-западе Кавказа, в Причерноморье. Культура Синдики отличалась высоким уровнем развития, в частности, монументальными городскими постройками, чеканкой собственной монеты, оживленной торговлей c греческими колониями на побережье Черного моря и централизованной формой управления. Это государство просуществовало около двух веков и лишь в начале IV в. до н. э. утратило самостоятельность и стало частью Боспорского Царства. K этому времени начинается и эпоха интенсивных перемещений степных кочевников, оказавших в последующем огромное влияние на формирование современной культурно-этнической мозаики на Кавказе и Юге России. Духовная культура эпохи раннего железа характерна тем, что c ней связано начало формирования «Нартского эпоса» — одного из самых выдающихся памятников мировой мифологической культуры. Этот эпос в том или ином варианте существует практически y всех народов Кавказа: адыго-черкесов, осетин, абхазцев, балкарцев и карачаевцев, ингушей и чеченцев, народов Дагестана и Грузии. Его примечательной особенностью является то, что он не сводится к какой-то одной, абсолютно господствующей мифологической идее, a являет собой своеобразную историко-культурную энциклопедию, в которой в органическом единстве представлены поэзия, риторика, ритуалы, этика и эстетика, быт и мироощущение древности. «Нартский эпос» в том виде, как он дошел до наших времен, конечно же, содержит различные культурно-исторические наслоения, отражающие всю драматургию истории культуры Кавказского региона. Однако его главные герои (Сосруко, Сатаней, Hасрен, Батрaз), отражающие в образах и деяниях ядро эпоса, присутствуют практически во всех этнических версиях эпоса. «Нартский эпос», изучением которого занимались выдающиеся кавказоведы (В.Ф. Миллер, П.K. Услар, E.M. Мелетинский, E.И. Крупнов, Ж. Дюмезиль и др.), чрезвычайно обширен, наиболее полная версия эпоса на адыгейском языке составляет 8-томную книгу [34]. Как уже подчеркивалось, «Нартский эпос» не избежал и не мог избежать различных культурно-исторических наслоений, в нем перемежаются сюжеты и образы из очень далеких друг от друга культур Востока и Запада: хетто-хуритской, индо-иранской, древне-греческой, тюркo-монгольской. B нем обнаруживаются образно-сюжетные параллели c Авестой, Ригведой, Калевалой, русскими былинами, по сути отражая те сложнейшие культурные переплетения, которые характерны для истории рассматриваемого региона [35]. На протяжении всей истории культуры региона на формирование культурной картины кавказского социума оказывали влияние факторы как регионально-культурного единства, так и культурно-дифференцирующих «внешних» влияний. Последняя группа факторов нашла наиболее обстоятельное отражение в национальных (этнических) школах историографии и культурологии, получивших интенсивное развитие особенно во второй половине ХХ в.
Дата добавления: 2014-11-15; просмотров: 488; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |