Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




На подступах к соприкосновению русской и кавказских культур

Читайте также:
  1. II. РАЗРУШЕНИЕ РУССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В ПЕРИОД СМУТНОГО ВРЕМЕНИ
  2. III. Материалистическое направление в русской философии
  3. III. Социальные, экономические и культурные права человека.
  4. V.3. Дискуссии о характере русской мануфактуры.
  5. VI. НА ПОДСТУПАХ К ИЗУЧЕНИЮ ЯВЛЕНИЯ ЭТОСА
  6. Авторитет учителя физической культуры
  7. Адаптация организаций в межкультурной среде
  8. Активизация деятельности учащихся на уроке физической культуры
  9. АНАЛИЗ УРОЖАЙНОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КУЛЬТУР И КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ РАСТЕНИЕВОДСТВА
  10. Антропологические аспекты культуры

 

Из всего сказанного понятно, что особенностью этногенетических и культурогенетических проблем Кавказского региона является их сложный, комплексный характер. История и культура каждого этноса развертывается сложными и противоречивыми способами. Ни одна народность (протоэтнос), понятно, не может являться чем-то застывшим на вечные времена. В ходе своего развития она вступает в контакты с другими народами, происходит интеграционные и ассимиляционные, различающиеся, как правило, по степени интенсивности процессы, разнообразные мирные экономические связи, торговые отношения, языковые обмены, заимствования культурных достижений, межэтнические браки, нередко уступающие место военным столкновениям и конфликтам. Яркие примеры в этом плане можно наблююдать в этнической истории и культурогенезе Северного Кавказа, где в разные временные отрезки (исторические эпохи) соотношения субстратных и суперстратных элементов в процессах становления того или иного этноса были различными, а включение в местную среду многочисленных внешних «генетических импульсов» выражалось в самых разнообразных формах. В конечном итоге Северо-Кавказский культурно-исторический регион обрел мозаичность как в языковом, этническом, культурном, так и антропологическом отношениях. Так, в регионе проживают народы со значительным кавказским субстратом (подслоем) и с ярко выраженным тюркским или иранским суперстратом или наслоением (карачаевцы, балкарцы, кумыки, осетины). В то же время здесь проживают и адыги (адыгейцы, кабардинцы, черкесы) - сугубо автохтонный народ с довольно прочной кавказской субстратной основой.

Северный Кавказ действительно являет собой исторический коридор, по которому постоянно двигались или частично оседали многочисленные этносы, смешивались культуры самого разного происхождения. Но Северный Кавказ всегда сохранял и сохраняет свое своеобразие как особое историко-культурное пространство именно благодаря чрезвычайной живучести и устойчивости древнейшей коренной культуры, истоки которой следует искать в общекавказском автохтонном субстрате - в древних культурах эпохи камня, бронзы и раннего железа. Многие признаки этой коренной древней культуры пережили тысячелетия и века, дошли до современности. Это относится прежде всего к культуре автохтонов‚ в силу исторических обстоятельств перешедших к иранским и тюркским языкам (осетины, карачаевцы, балкарцы и кумыки).

Таким образом, культурная мозаика Северо-Кавказского региона при всей ее сложности ни в коей мере не является лишь совместным бытованием (сосуществованием) культур - их общность обусловлена исторически и генетически, очевидна во всех формах проявления, особенно в мифологии и обычаях, в музыкальной и хореографической культуре, в культуре одежды и быта. В этом контексте в кавказоведении все большее внимание привлекает идея кавказской цивилизации, становление основных черт которой относят к раннему средневековью. Средние века в процессах кавказского культурогенеза ознаменовались еще одним важным обстоятельством - соприкосновением русской и кавказских этнических культур.

B заключение - несколько замечаний методологического порядка. Дело в том, что изучение этногенетических процессов, a в связи c этим упор на факторы дифференциации этносов и культур, еще c 80-x годов минувшего века стало предметом особой заботы историографии и этнологии в регионах. B последнее время, понятно, не без основания ставится вопрос o преодолении крайних форм этноцентризма; он ставится на как общероссийской арене [31], так и в научных сообществах регионов, Северо-Кавказского в том числе [32]. Метологицеский этноцентризм обоснованно критикуется и в том плане, что он игнорирует культурно-интеграционные процессы, которые в Кавказском регионе всегда имели весьма значимый характер. Данная монография в некотором смысле является иллюстрацией этих процессов.

 

Примечания

 

1. Николаев С.Л. Северокавказские заимствования в хеттском и древнегреческом //Древняя Анатолия. - M., 1985. - C. 60; Старостин С.A. Культурная лексика в общесеверокавказском словарном фонде // Древняя Анатолия. - М., 1985. - C. 74.

2. Старостин C.A. Проблема генетического родства и классификации кавказских языков c точки зрения базисной лексики // Алародии (Этногенетические исследования). - Махачкала, 1995. - C. 62.

3. Дьяконов И.M. Хуррито-урартский и восточнокавказские языки // Древний Восток. - Ереван, 1978; Дьяконов И.M., Старостин С.A. Хуррито-урартские и восточнoкавказские языки //Древний Восток - этнокультурные связи. - M., 1988. - C. 164-208.

4. Иванов B.B. Об отношении хаттского языка к cеверо-зaпaднокавкaзcким // Древняя Анатолия. - М., 1985. -- C. 26--59.

5. Кушнарева K.X. Южный Кавказ в IX-III тыс. до н. э., этапы культурного и социально-экономическогo развития. - СПб., 1993; Дьяконов И.М. Алародии (хурриты , урaрты, кутии, чeченцы и дагестанцы) // Алародии. - Махачкала, 1995. -- С. 8.

6. Климов Г.Л. Кавказские языки. - М., 1965. - C. 77.

7. Бетрозов P.Ж. Адыги: возникновение и развитие этноса. - Нальчик, 1998. -С. 105-128.

8. Гамкрелидзе T.B., Иванов B.B. Миграции племен - носителей индоевропейских диалектов // ВДИ. - 1981. - № 2; Андреева M.B. K вопросу o южных связях майкопской культуры // СА. - 1977. - № 3.

9. Формозов А.A. Памятники первобытного искусства на территории СССР. - М., 1980. - C. 36.

10. Андреева M.B. Об изображениях на серебряных майкопских сосудах // СА. - 1979. - № 1.

11. Там же. - С. 31.

12. Чеченов И.М. Вторые курганные группы у селений Кишпек и Чегем II//Археологические исследования на новостройках Кабардино-Балкарии. - Нальчик, 1984. - С. 131.

13. Марковин B.И. O некоторых новых тенденциях в археологическом изучении древностей Северного Кавказа // РА. - 1994. - № 4. - C. 37.

14. Климов Г.A. K этимологии aбxазо-абазинсгсого А-Гды // Вопросы языковых контактов. -- Черкесск, 1982. - C. 15.

15. Тpубачeв О.H. Некоторые данные об индоарийском языковом субстрате Северного Кавказа в античное время // ВДИ. - 1978. - № 4.

16. Климов ГА. Кавказские языки. - C. 14-18.

17. Дьяконов И.M. Языки древней Передней Азии. - M., 1967. - C. 23.

18. Гаджиев М.Г. Северо-Восточный Кавказ как географическая и этнокультурная область // Древние культуры Севepо-Восточного Кавказа. - Махачкала, 1985. - C. 11.

19. Гaджиев М.Г Раннеземледельческая культура Северо-Восточного Кавказа. - М.,1991.-С.16.

20. Крупнов E.И. Древняя история Северного Кавказа. - M., 1960. - C. 74.

21. Латышев B.B. Известия древних писателей o Скифии и Кавказе // ВДИ. -1974. -№ 4. -с. 222.

22. Крупнов L.И. Древнейшая культура Кавказа и кавказская этническая общность // СА. - 1964. - № 1. - C. 25.

23. Воронов Ю.H. Западно-Кавказская этнокультурная общность эпохи поздней бронзы и раннего железа // VIII Крупновские чтения (тезисы доклада). - Нальчик, 1978. - С. 15.

24. Абаев H.И. Этногенез осетин по данным языка // Происхождение осетинского народа. - Орджоникидзе, 1967. - C. 76; Инал-Ипа Ш.Д. Абхазы. - Сухуми, 1965. - C. 67.

25. Абаев B.И. Осетинский языки фольклор. - М.;Л., 1949 и др.

26. Абаев B.И. Этногенез осетин по данным языка. - C. 19.

27. Алексеева E.П. Древняя и средневековая история Каpачаево-Черкесии. -M., 1971. - С. 169.

28. Студенецкая E.H. Изобразительное искусство карачаевцев // Очерки истории Карачаево-Черкесии. - T. I. - Ставрополь, 1967. - C. 370.

29. Алексеев В.П. некоторые проблемы происхождения балкарцев и карачаевцев в свете данных антропологии. - Нальчик,1960. - C. 319.

30. Баскаков H.A. Тюркские языки. - М.,1960. - C. 151-152.

31. Автономова H.C. Современный этнодетерминизм и пути его философской критики // Философские науки. - 2007. - № 9. - C. 27-48.

32. Кратoва Н.Г Некоторые тенденттии формирования исторических мифов в современной историографии Северного Kавкaзa // Потитическая мифология и историческая наука на Северном Кавказе. - Ростов-на-Дону: СКНЦВШ, 2004.

33. Результаты исследований приводятся по материалам сборника научных работ: Между Азией и Европой: Кавказ в IV-I тыс. до н. э. K 100-летию co дня рождения А.А. Иессена. - СПб., 1996. - 163 c.

34. Издание подготовлено под редакцией известного нартоведа А. Гадагатля.

35. Эти вопросы рассмотрены в работах X.Г. Тхагапсоева, см.: Нартский эпос как феномен диалога культур»// Научная мысль Кавказа. - 1999 - № 3. - C. 147-157; O кавказской культурной общности // Вестник РАН. - T. 69. - № 2. - С. 130-140; Нартский эпос как логос кавказского культурогенеза // Истоки региональных культур России. - СПб., 2000. - C. 143-174.


 

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Северовосточный Кавказ: становление историко-культурного субрегиона | ГЛАВА II. НАРТСКИЙ ЭПОС КАК ЛOГОC КАВКАЗСКОГО КУЛЬТУРОГЕНЕЗА

Дата добавления: 2014-11-15; просмотров: 459; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.004 сек.