Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Информационное вещание на российском телевидении, как реализация информационной функции

Читайте также:
  1. D. 20.1.1). - Завещание есть правомерное выражение воли, сделанное торжественно для того, чтобы оно действовало после нашей смерти.
  2. III. Вегетативные функции НС.
  3. III. Предмет, метод и функции философии.
  4. IV. По функции различают мышцы: сгибатели и разгибатели, отводящие и приводящие и вращатели.
  5. VI. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
  6. VI. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)
  7. Амортизация, функции амортизации в процессе
  8. Аппаратная реализация контроля буксовых узлов
  9. Аспекты проблемы анализа и их реализация в программных продуктах
  10. Бакампициллина - тяжелые нарушения функции печени, почек, беременность, лактация, детский возраст.

Прямой реализацией информационной функции телевидения является информационное вещание. Информационное вещание – система телевизионных или радиопередач, подготовкой которых занимаются отдельные структурные редакционные подразделения, специализирующиеся на оперативном информировании аудитории о наиболее важных и интересных событиях[14].

Можно сделать вывод о том, что информационная журналистика, и новостные программы, как частное ее проявление – это система внедрения в массовое сознание определенных оценок актуальных событий[15].

Действительно, в современном мире стало нормой жизни постоянное получение людьми информации из разных сфер жизни: экономической, политической, социальной и культурной. Отсюда проистекает тот факт, что информационные программы являются опорными точками сетки вещания любой телекомпании, а все остальные передачи располагаются в интервалах между выпусками новостей.[16]

Так, информационные программы телевидения занимают по рейтингу, традиционно лидирующие места. Их рейтинг еще на ОРТ составлял 85,6%, на РТР – 71,3%, на НТВ – 60,8%.[17]

Информационное вещание обладает своими особенностями. Главное условие их эффективности – это оперативность. Оно проистекает из закономерностей социальной психологии и психологии восприятия, согласно которым преобладающее общественное мнение по поводу социально значимого факта формируется, прежде всего, на основе его первой интерпретации в СМИ[18]. По словам Радика Батыршина, председателя МТРК «Мир»: «Новости – это блюдо, которое подают горячим».[19]

Надо заметить, что производство информационного вещания является и самым дорогим и в максимальной степени это относится к телевидению (большой штат сотрудников, транспортные и коммуникационные расходы). За таким производством обычно стоят деньги и интересы либо государства, либо владельца той или иной медиакомпании.

Частным проявлением информационной передачи можно считать новости. Новости представляют собой передачу, собранную из репортажей, в которых сообщается о наиболее существенных фактах из сферы политики, а также о событиях, резко отклоняющихся от обычного, нормального течения жизни[20].

Новости, имеют свою особую, исторически сложившуюся структуру. В большинстве случаев они укладываются в формат 10-20 минут. Как правило, наиболее важные новости попадают в начало выпуска, сюжеты очеркового плана, более длинные попадают в среднюю часть, культурные же события отходят на конец выпуска. Далее следует спортивный репортаж и прогноз погоды.

Есть несколько типов, или жанров, передачи события: репортаж, дикторская начитка и видеоряд, устная информация, прямое включение.

Каждый телевизионный канал представляет свои новости зрителям. Всякая информационная передача обладает определенным своим набором жанровых признаков, рассчитана на свою определенную аудиторию, обладает своим уникальным форматом.

Новостные передачи могут быть абсолютно разными, однако критерий, который и дает им право называться новостями, должен быть одинаковым для всех информационных программ. Первым критерием характеристики такого рода программ является обязательство новостных передач показывать новости, т.е. информационные материалы, как правило, представляющие собой творчески преобразованные факты с расчетом на их восприятие аудиторией.

По мнению С. Холла, новостным материалом может считаться только необычное или значимое событие, произошедшее за последние 24 часа[21]. Главное свойство таких материалов – это их оперативность и своевременность. Даже названия новостных передач демонстрируют это свое свойство: «Сегодня» (НТВ), «Сейчас» (Пятый), «Здесь и сейчас» (Дождь)

Исследователи Э. Деннис и Д. Мэрилл дают другой взгляд на понятие информационного материала. В своей работе они указывают на то, что новость, прежде всего, является сообщением, в котором представлен современный взгляд на действительность в отношении конкретного вопроса, события или процесса[22]. Таким образом, новость дает нам субъективное представление о произошедшем. Она является консенсусом между взглядами журналиста, редакции и объективностью.

Исследователь Васильева Л.А. в своем учебном пособии «Делаем новости!» пришла к заключению о том, что новость, как жанр опирается на две составляющие – факт и аргумент. Однако она замечает, что в настоящее время новостной жанр видоизменился. Сегодня в подготовке высококачественного продукта наблюдается усиление эмоциональных приемов[23]. Васильева Л.А. пишет, что жанр новости – это слишком широкое понятие. Она называет новость родовым определением для целого ряда других жанров публицистики: репортажа, интервью, корреспонденции[24]. Действительно, новостной сюжет, как правило, включает в себя несколько элементов разных жанров журналистики.

Алла Черных в своей книге «Мир современных медиа» также считает, что новости – это всего лишь результат тщательного отбора и решения, принимаемого в процессе создания информационного продукта, реальным ограничителем которого выступают фиксированные объемы экранного времени.[25]

Следующим критерием для характеристики новостной программы, которую замечает исследователь, является визуализация журналистского текста. Мы не можем отрицать того, что новость в настоящее время является продуктом, который нужно продать. Новости, и информация, как товар, должны быть поданы аудитории в привлекательной обертке. А значит новости, в частности телевизионные, не могут быть показаны без применения зрелищного, эффектного видеоизображения.

Аудитория современного телевидения привыкла воспринимать показываемое, как развлечение, поэтому новости должны быть зрелищными. Информационные программы все чаще показывают события, наполненные особым драматизмом, борьбой интересов и даже насилием[26]. Причем в новостных сюжетах, как правило, изображают активное действие. Это своего рода зрелищный крючок, на который можно подвесить информацию более абстрактного содержания.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что новости характеризуются экранностью, то есть информация передается посредством движущегося изображения, сопровождаемого звуком[27]. Зрелищная, эффектная картинка очень важна. Она может гармонично дополнять текст журналиста, или наоборот абсолютно не соответствовать ему, что может стать для зрителей раздражающим фактором. Чтобы как можно более полно и ярко подать зрителю информацию, журналист может подавать содержание, используя разные способы. Он может делать акцент на картинку, используя лайфы (картинка с места события) или синхронны (мнения очевидцев), а может сделать акцент на телевизионный текст, используя закадровую начитку, наложенную на отснятую оператором картинку или стенд ап (подача информации журналистом в кадре).

Для того чтобы рассмотреть особенности определенной новостной программы нужно выявить признаки, присущие этому типу передач в целом.

Наиболее важным критерием, характеризующим новости имеет сам канал, который создает свою новостную передачу. В телевизионном сегменте медиарынка государство занимает ведущие позиции. Так, государственные каналы собирают 50 процентов телеаудитории[28]. Государственный канал находится под прямым контролем правительства. Отсюда следует, что контент телевизионного канала и новостной передачи в частности должен соответствовать условиям, поставленным непосредственно государством. Под государством, как правило, подразумевается власть, правительство, правящая партия. Государственные каналы позиционируют себя, как объективные источники информации. Однако на практике мы замечаем, как правящие партии манипулируют информацией и ущемляют права оппозиционеров.

Остальной процент аудитории предпочитает передачи негосударственных или частных каналов. Частные телекомпании могут представлять собой от гигантских транснациональных корпораций, управляемых богатейшими и политически влиятельными людьми до маленьких местных. Власти выдают частным телеканалам лицензию, в которой могут содержаться предписания и ограничения телевизионного вещания компании. Как правило, оговариваются именно те условия, согласно которым новости могут выходить в эфир[29]. Поэтому контент новостной программы будет зависеть от редакционной политики частного канала.

Итак, практика и отчасти теория показывают, что в настоящее время не существует полностью независимых массмедиа. Журналист не передает объективную картину события, а лишь дает ее так, как это прямо или косвенно заказала редакция[30]. Таким образом, контент новостей будет соответствовать интересам государства, оппозиции или же интересам любого другого создателя канала.

Следующим значимым критерием характеристики новостной программы является аудиторный фактор. Каждая программа имеет свою целевую аудиторию, т.е. информационный продукт должен соответствовать требованиям потенциальных или реальных потребителей товара. Телевидение является наиболее массовым СМИ, охватывая те слои населения, которые не могу получить свободный доступ к другим средствам информации[31]. Опрос, проведенный в областных городах Центра России, показал, что 99,7% опрошенных смотрят телевизор[32]. При этом телевидение воздействует одновременно на два канала восприятия человека – на зрение и слух.

Исследователи дают разные трактовки значения понятию «аудитория». Так, в большом толковом словаре С.А. Кузнецова, понятие аудитория рассматривается как слушатели лекции, доклада, речи и т.п[33]. То есть под аудиторией новостной передачи можно подразумевать совокупность людей, кто в определенный момент времени является зрителем, слушателем новостей.

Е. П. Прохоров замечает, что прочный контакт с конкретным СМИ у аудитории устанавливается тогда, когда они признают его «своим», а социальные институты ощущают авторитет и силу влияния данного СМИ, обеспеченную поддержкой аудитории. Исследователь пишет, что аудитория - это «активная, самостоятельно формирующая свое отношение к СМИ «часть» журналистики какфункционирующей системы»[34]. То есть целевая аудитория – это непосредственно та группа людей, к которой обращаются средства массовой информации. В таком случае аудиторией определенной новостной передачи будут те зрители и слушатели, которые непосредственно потребляют предлагаемую журналистом информацию.

Новостная программа, безусловно рассчитана на широкую аудиторию. Новости может воспринимать любой человек, ведь информация тщательно обрабатывается, анализируется и сообщается относительно простым языком.

Следующий критерием характеристики новостей – структура программы. Новостные программы, представленные на телевидении, имеют как правило жесткую структуру. Любые новости состоят из двух главных частей – подводок к новостным материалам, т.е. введение к последующему информационному сюжету, которые представляет ведущий, и самих журналистских материалов. Таким образом, от ведущего новостей зависит 50% успеха самой программы[35]. Внешний вид, голос и поведение ведущего в кадре очень важны, но нужно, чтобы он имел опыт журналисткой работы – недостаточно просто уметь читать новости. Театральный критик А. Свободин заметил: «Чтобы стать телевизионным ведущим…необходимо отсутствие некоторых черт, которые телеэкран неизменно обнажает[36]». Чтобы ведущий импонировал аудитории, а не действовал на нее раздражающе, он должен себя вести соответственно. Для этого ведущий должен обладать некоторыми личностными качествами, подходящими для этой профессии.

Несомненно, ведущий в кадре - это тоже изображение. Но оно статично, поэтому зритель, рассмотрев, во что одет ведущий, начинает вслушиваться в то, что он говорит. Зритель воспринимает абсолютно все: диапазон голоса, интонацию, различные, которыми ведущий хочет выделить ту или иную фразу. Голос может быть приятен для слуха, и только благодаря этому факту люди могут смотреть программу. Показательно и то, что если голос ведущего не устраивает зрителя, большая часть просто откажется от просмотра и предпочтет новости на другом канале.[37]

Г. Оганов в книге «ТВ по-американски» представляет идеального ведущего, как человека, который должен быть красив, т.е. его внешность должна аккумулировать в себе представление о неком "среднем типе", достаточно распространенном и приемлемом для всех. Кроме того, ведущий должен держаться свободно, смело, но не впадать в крайности и не выглядеть развязным, он должен излучать уверенность и достоинство. Он эрудит, он должен разбираться в предмете, о котором пойдет речь. Однако заметим, иногда формат новостей позволяет ведущему в кадре абсолютно свободную манеру поведения.

Вторая часть новостей представляет собой журналистские материалы. Информация о событиях может быть представлена журналистами разными жанрами: репортажем, видеорядом или прямым включением. Непосредственно на специфику новостной программы влияют наиболее часто используемые жанры журналистики, с помощью которых корреспонденты подают информацию. В этой работе, мы будем опираться на определение понятия «жанр», данное исследователем А.А. Алекберовой, которое является наиболее полным и аргументированным. В своей работе она делает вывод о том, что телевизионный жанр - это продукт творчества, готовящийся на основе собранных из повседневной жизни реальных фактов, с использованием определенных творческих методов[38]. Действительно, корреспондент может подать свой материал в том или ином жанре, что непосредственно повлияет на восприятие новости аудиторией. В.Б. Дубровин в одной из своих статей точно заметил, что «каждый жанр предполагает конкретный тип отражения действительности и, что очень важно, предопределяет соотношение в произведении факта и авторского вымысла, авторской фантазии»[39].

Самый распространенный и используемый в информационных программах жанр – это видеосюжет, или информационное сообщение. Оно представляет собой короткий материал, показывающий основные моменты события в их естественной последовательности[40]. Такой информационный материал несколькими предложениями сообщает кто, что и когда совершил, не выявляя причинно-следственных связей. Для этого корреспонденты используют другой жанр. Такой способ подачи материала не предполагает авторских догадок, материал строится исключительно на последовательном сообщении фактов.

Следующий часто используемый телевизионный жанр – это выступление или монолог корреспондента в кадре. Как правило, корреспондент использует этот жанр для прямого включения, то есть рассказ корреспондента, находящегося в центре событий, непосредственно о том, что он наблюдает. Такой способ подачи материала концентрирует аудиторию на текст, который произносит корреспондент. Однако от поведения и умения импровизировать также зависит восприятие информации телезрителей.

Особое место на телеэкране занимает такой жанр, как интервью. В настоящее время в новостных передачах, интервью, как самостоятельный жанр не используется, однако очень востребованный как метод. Нет практически ни одного выпуска, где бы журналисты ни задавали вопросы компетентным людям, экспертам, или обращались к участникам событий, интересовались мнениями окружающих[41].

Самый часто используемый телевизионный жанр – репортаж. Этот жанр оперативно сообщает о каком-либо событии, очевидцем или участником которого является сам корреспондент[42]. Поэтому на первый план в репортаже выходит не информативное содержание, а личностное восприятие информации автором.

Формат информационной передачи также является важнейшим критерием для характеристики новостной передачи, определяющий ее свойства. Понятие «формат» эволюционировало в теории журналистики. Если раньше это понятие употреблялось в значении «состав собрания, встречи» (собраться в том же формате), «хронометраж», «жанр», то в настоящее время этим понятием скорее обозначают совокупность характеристик и признаков передачи[43].

Г.В. Лазутина в своем научном труде, сопоставляя понятия «жанр» и «формат», сделала вывод о том, что формат обозначает совокупность признаков какого-либо предмета коммуникации, выступающих в качестве критериев при соотнесении его с другими предметами коммуникации в целях выявления его коммерческой значимости[44]. Следовательно, формат можно рассматривать, как особый способ подачи информации, как способ творчества, как способ канала, издания, телевизионной передачи по-особому позиционировать себя.

Когда информационный продукт выходит за рамки искомого соответствия, но представляет собой ценность, его ключевые признаки сообщают ему статус нового формата и сами становятся критериями соответствия.

В настоящее время нет точной классификации форматов, однако анализируя исследования Г.В. Лазутиной можно прийти к выводу о том, что формат передачи соответствует основной функции этой программы. Таким образом, формат передачи может быть новостным (передача выполняет информационные функции СМИ), научным (функции просвещения), развлекательный (выполняет развлекательную функцию), детским, спортивным и др. Основной функцией новостной программы является информационная, следовательно каждые новости должны обладать новостным форматом.

Автор классификации Э. Соколов выделяет еще одну классификацию форматов, выделяя скриптед-форматы (scripted) и нонскриптед-форматы (non-scripted)[45]. Первая разновидность, скриптед или сценарные форматы, представляют собой сериалы и фильмы. Вторая - нонскриптед категория очень обширная. Она состоит из нескольких подвидов: фактических (factual), т.е. документальных, информационных, познавательных передач; геймшоу, т.е. развлекательных, спортивных передач, где нужно преодолевать препятствия; тревел-шоу, т.е. передач о путешествиях; реалити шоу и др. Новостная программа создала, чтобы информировать аудиторию об актуальных событиях, фактах, происшествиях, а значит она обладает фактическим форматом.

Формат новостной передачи может зависеть и от формата самого канала. Например, если формат самого канала военный, то акцент будет сделан на новостях военной тематике (Телеканал «Звезда»). На телеканале «Культура», будут освещаться преимущественно культурные новости. На телеканале «Дождь» - политические, а на «НТВ» - необычные и криминальные происшествия.

Очень важным критерием для характеристики новостной передачи является ее этическая составляющая. Ценностным фундаментом этики является мораль. Поэтому любые социальные отношения, должны быть моральными отношениями, которые и должны составлять основу жизненной позиции журналиста[46]. Этика – субъективно-объективное отражение данного механизма, именно она определяет знания о морали. Журналист должен как можно более объективно передавать аудитории факты, однако получению достоверного знания мешает субъективный характер[47]. При написании текста журналист обязан не отклоняться от требований этики, чтобы не переступить черту максимально допустимого субъективизма.

Исследователь Н.В. Даниелян определяет понятие журналисткой этики, как свод правил и стандартов профессионального поведения, определяющих специфику возникающего нравственного выбора[48]. Исследователь пишет о том, что журналист обязан следовать фактам, уважая интересы аудитории, он не должен вмешиваться в цепочку событий, а быть лишь ее наблюдателем. Журналист распространять только правдивую информацию, несмотря на последствия. Итак, в новостной программе журналист и ведущий должны вести себя максимально корректно по отношению, как к истории произошедшего события, к людям, принявшим в нем участие, так и к зрителям. Новостные программы, в которых журналисты не соблюдают этические принципы и моральные правила, как правило, являются отталкивающими для аудитории. Однако в настоящее время журналисты все чаще пренебрегают этическими требованиями, а зрители предпочитают аморальную интерпретацию события.

По сути, все эти характеристики новостной программы сводятся к одной цели. Канал проводит свою информационную политику, оказывая воздействие на телезрителей с помощью самого сильного механизма – механизма новостей. Попов В.Д. в своей книге «Информациология и информационная политика» сделал вывод, что информационная политика – это способность и возможность субъектов политики оказывать воздействие на сознание, психику людей, их поведение и деятельность с помощью информации в интересах государства и гражданского общества[49].

Доктор филологических наук Р.А. Борецкий пришел к заключению о том, что информационная политика – это определённое идейное единство, органическое слияние отдельных передач в целое; оно требует разностороннего учёта политических, эстетических, познавательных, образовательных, возрастных запросов и качеств аудитории, согласования с особенностями общественной и индивидуальной психологии восприятия[50]. В таком случае, новостная программа может стать своеобразной пропагандой идеи целого телеканала или даже государства. Итак, можно сделать вывод о том, что новостная передача является «лицом канала», его ключевой составляющей, позволяя судить о его информационной политической позиции, в зависимости от методов подачи новостей.

Таким образом, опираясь на мнения исследователей, можно сформулировать основные признаки новостной программы. Во-первых, новости характеризуются экранностью, информация передается визуальными и звуковыми средствами и обладает зрелищностью. Во-вторых, новость содержит в себе исключительно новую информацию, то есть обладает актуальностью и оперативностью. Наконец, новости обладают субъективным характером, так как состоят из оценок и мнений о произошедшем событии, как самого журналиста, так и привлекаемых им экспертов или свидетелей произошедшего. Кроме того, новости должны быть эффектными и содержательными, чтобы привлекать внимание аудитории. Каждая новостная передача обладает своим набором специфических свойств и критериев, ее характеризующих.

Так, любая новостная программа является частной или государственной собственностью, следовательно, контент новостей определенного канала должен соответствовать требованиям государства, частного физического или юридического лица и самого канала в целом. Абсолютно независимых журналистских материалов и новостей в настоящее время быть не может.

Кроме того новостная передача обладает, как правило жесткой определенной структурой, состоящей из двух частей – ведущего в кадре и журналистских материалов. Журналистские сюжеты представляют собой разнообразие телевизионных жанров и набор способов передачи информации, таких как репортаж, интервью, информация, прямое включение и др.

Каждая новостная программа имеет свою целевую аудиторию. Новости и кинопоказ являются наиболее рейтинговыми программами на российском медиарынке. Так как новости рассчитаны на широкий круг людей, то язык, используемый в новостных передачах наиболее простой и доступный телезрителю.

Журналисты, создающие новостной контент, должны соблюдать основные этические признаки, т.е. вести себя максимально корректно по отношению, как к истории произошедшего события, к людям, так и к зрителям.

Итак, можно сделать вывод о том, что каждая новостная программа является прямым реализатором информационной функции телевидения. Новостная программа обладает своими особенностями и характеризуется совокупностью критериев, таких как канал, где выходит новостная программа, жанровые особенности программы, структура, аудиторный фактор, этичность, формат.

Используя признаки, характеризующие новостную программу, можно сравнивать и анализировать информационные программы на современном телевидении.



<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Специфика информационной функции телевидения | Специфика новостной программы на примере сравнения информационных телепередач «Вести» и «Время»

Дата добавления: 2014-11-20; просмотров: 1320; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.004 сек.