Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Эволюция государственного строя России в XVII в

Читайте также:
  1. I. Реформы Павла I в области государственного строительства и права.
  2. II. Тип организации верховной власти в государстве (форма государственного правления).
  3. Pr в России
  4. PR в России: становление и развитие. Роль связей с общественностью в современном гражданском обществе и рыночной экономике. Российский рынок PR услуг.
  5. V. Особенности риторики в России Нового времени
  6. VI. Современная школьная риторика в России
  7. Азиатский север России
  8. Активизация военно-политического сотрудничества России с членами ШОС.
  9. Анализ динамики и структуры безработицы в России.
  10. Антропогенная эволюция экосистем

После событий Смутного времени государственное устройство России надо было налаживать заново. В январе 1613 г. на Земском соборе царём был избран 16-летний Михаил Фёдорович Романов. Несильный как личность и слабый здоровьем, царь не мог управлять государством. Первые годы правления Михаил находился под сильным влиянием матери, «великой старицы» Марфы. Она была не способна к государственному правлению, но зато хорошо чувствовала выгоды сына. Слабость царской власти привела к усилению авторитета и влияния церкви и Боярской думы, которая делила с царём законодательную и исполнительную власть. Большое значение приобрели и Земские соборы, где большинство составляли дворянские и посадские выборные представители. В начале царствования Михаила Фёдоровича Земские соборы действовали непрерывно, «покрывая» своим авторитетом все указы молодого царя. Значительную роль играло и казачество.

С укреплением позиций дворянства, поддерживавшего монарха, наметилась тенденция к усилению самодержавия и росту бюрократического аппарата приказов. Наиболее ярко это проявилось в годы правления патриарха Филарета (отца царя, в миру Фёдора Никитича Романова). Филарет вернулся из польского плена в 1619 г. 66-летним стариком. Патриаршая мантия лишь прикрывала политического деятеля, остававшегося властным боярином-крепостником. Став патриархом, Филарет соединил в своих руках прерогативы верховной светской и церковной власти, ибо царь Михаил Фёдорович подчинялся своему отцу. После 1622 г. Филарет перестал созывать регулярно Земские соборы. Выдвигая на первый план интересы монархии и боярской аристократии, он полагал, что стеснение прав Боярской думы в управлении не повредит сильным людям, а, напротив, укрепит крепостнические порядки. Боярская дума постепенно теряла своё значение. Филарет изъял из её ведения наиболее важные для феодалов дела: о земельных спорах и крестьянах. При нём Дума обычно отстранялась от тайных дипломатических переговоров. Управление государственным аппаратом осуществляла Ближняя дума, состоящая из четырёх бояр. Боярская же дума в её полном составе решала только те дела, на которые ей указывал патриарх.

Усиление самодержавной власти нашло внешнее отражение в новой государственной печати (1625 г.) и включении в царский титул слова самодержец. В годы правления Филарета укрепилось положение церкви в системе феодального государства.

После его смерти (1633 г.) практика созыва Земских соборов временно возродилась. Усилилась роль Боярской думы. Однако и в 1630- 1640-х гг. правительство созывало соборы по своему усмотрению и не всегда в полном составе для решения военно-дипломатических и финансовых вопросов.

С ограничением компетенции Боярской думы возрастало значение приказов. Примерно 40 постоянных приказов (хотя иногда их число достигало 80) подразделялись на государственные (территориальные и отраслевые), дворцовые и патриаршие. Ставший во главе правительства после смерти Филарета его племянник князь И. Б. Черкасский управлял приказами Большой казны, Стрелецким и Аптекарским. К службе в приказах допускались только дворяне и дети приказных людей. Такие люди верно служили царю и феодалам. Формирование бюрократии (её численность во второй половине XVII в. составляла более 4,5 тыс. человек) являлось признаком укрепления абсолютизма.

Изменялись и местные органы управления. Власть царских воевод распространилась на всю территорию государства. Только в Поморье сохранялось земское управление.

Вторая половина XVII в. — это время зарождения в России абсолютизма (которому предстоит окончательно оформиться в следующем столетии). И наиболее красноречивым свидетельством его формирования было прекращение деятельности Земских соборов, которые после 1653 г. в полном составе не собирались.

В значительной степени укрепление самодержавия произошло в царствование Алексея Михайловича Романова (1645-1676). Историк Е. В. Анисимов пишет: «Алексей Михайлович, второй царь династии Романовых, вступил на престол при всеобщей поддержке подданных, которым он нравился. Молодой государь отличался умом, образованностью, был с юных лет деятельным, живым, подвижным. Весёлый, остроумный, он страстно любил охоту, завёл при дворе театр. Алексей Михайлович прославился редкостной богобоязненностью, благочестием и глубокой верой в Бога. Он оставался верен друзьям, почитал старших, слыл добрым, совестливым человеком... И хотя Алексей Михайлович не ломал старины, как это сделал впоследствии его сын Пётр, Россия развивалась, постепенно осваивая достижения и опыт передовых стран Европы. В частности, благодаря Алексею Михайловичу в России основали кораблестроение по голландскому образцу. Кстати, со спуском на воду первого русского корабля “Орёл” связано и появление трёхцветного бело-сине-красного государственного флага России».

Одним из главных достижений царствования Алексея Михайловича стало принятие в 1649 г. Соборного Уложения — нового свода законов, который долгое время играл роль всероссийского правового кодекса. Кроме норм уголовного права Уложение включает в себя нормы права государственного и гражданского, состоит из 25 глав, разделённых на 967 статей.

Удивительна быстрота его принятия. Комиссия по составлению Уложения во главе с князем Н. И. Одоевским начала работу в июле 1648 г. Проект документа обсуждался на специально созванном Земском соборе 1648 г., где были внесены исправления, а в январе 1649 г. Земский собор принял свод законов. Тогда же Соборное Уложение было напечатано тиражом 1200 экземпляров, после чего много раз переиздавалось. Торопиться с его принятием заставляла тревожная обстановка в стране. За 100 лет после Судебника 1550 г. появилось огромное количество частных указов, они собирались в приказах, записывались в «Указных книгах», иногда противоречили друг другу, что порождало массу злоупотреблений. Это тоже стимулировало законотворческую деятельность.

Наконец, слишком многое изменилось в русском обществе после Смуты. Надо было привести законодательство в соответствие с новыми условиями жизни.

В преамбуле Уложения декларировалось стремление к равенству сословий перед законом.

Законодательное отражение нашла в Соборном Уложении самодержавная, неограниченная власть царя. Абсолютистская тенденция проявлялась в укреплении авторитета власти и престижа личности царя. Глава 2 Уложения содержала 22 статьи о преступлениях против царя и его власти, которые назывались изменой. В гл. 3 (9 статей) «О государевом дворе» предусматривались, например, строгие наказания даже за ношение оружия на царском дворе.

Самыми страшными преступлениями в XVII в. считались богохульство и церковные мятежи. Они рассматривались в Уложении раньше, чем покушение на «государьскую честь» и «государьское здоровье» (гл. 2). Глава 1 (9 статей) рассматривала дела о преступлениях против церкви: смертью наказывалась хула против Бога и Богородицы, тюрьмой — бесчинное поведение в церкви. Узаконения по церковным вопросам встречались во многих главах Уложения. Они были призваны защитить честь и достоинство церкви.

Однако появились статьи, которые вызвали недовольство церковных иерархов. Так, главой 13 Уложения учреждался особый Монастырский приказ, на который возлагался суд в отношении духовенства и зависимых от него людей, т. е. духовенство лишалось судебных привилегий. Статья 1 гл. 19 существенно ограничивала церковное землевладение. Сделано это было по челобитным выборных людей. Духовным лицам и учреждениям запрещалось приобретать вотчины, а светским людям — отдавать вотчины в монастыри (ст. 42 гл. 17). По мнению создателей Уложения, это способствовало дальнейшей централизации и укреплению самодержавной власти. После упорного сопротивления духовенства этим нововведениям в 1667 г. был отменён светский суд над духовенством, а в 1677 г. упразднён Монастырский приказ. Принятие Соборного Уложения 1649 г. явилось победой средних классов. Оно утвердило в России основные законы, сочетавшие самодержавную власть царей с фактическим господством дворянства. Это и объясняет необыкновенную живучесть Уложения, которое оставалось основным законом Российской империи вплоть до первой половины XIX в.

При царе Фёдоре Алексеевиче (1676-1682) Россия пережила новый всплеск реформаторской активности, предвосхитившей многие петровские преобразования. Фёдор Алексеевич был широко образованным человеком, знал польский и латинский языки, стал одним из создателей Славяно-греко-латинской академии, увлекался музыкой, особенно певческим искусством.

К преобразованиям царя Фёдора Алексеевича следует отнести составление новых переписных книг в 1678 г. (для более точного учёта податного населения) и переход к подворному обложению. Тогда же, в 1678 г., был проведён ряд преобразований в армии, что на деле означало переход к регулярной армии. Вскоре упразднили ключевую должность дворянского самоуправления в уездах — губного старосты, а его функции передали воеводам (указ 1679 г.). В конце 70-х — начале 80-х гг. XVII в. шёл процесс создания военных округов — разрядов — для улучшения комплектования войск и взимания налогов.

Сильнейший удар боярству был нанесён отменой местничества в 1682 г. Эта мера осуществлялась в интересах среднего дворянства, недовольного тем, что представители знатных родов начинали службу, обходя низшие должности. Теперь при служебных назначениях на первый план выдвигался принцип выслуги, личных заслуг вместо отживающего признака «породы». Тем самым создавались благоприятные условия для слияния дворянства и боярства в единое сословие.

Вкусив польско-латинской образованности, царь Фёдор Алексеевич был не прочь сблизить политическую организацию России с западными образцами. Он делал это осторожно, учитывая существующие традиции. Сложившийся в воззрениях царя нравственный императив заботы об общем благе подданных являлся вехой в развитии самодержавной власти.

Подводя итог, можно сослаться на М. М. Богословского, который писал, что Московское государство середины XVI — середины XVII в. было самодержавно-земским, а далее оно стало превращаться в само- державно-бюрократическое.


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Казачество | Организация управления корпоративными структурами

Дата добавления: 2014-11-20; просмотров: 366; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.005 сек.