Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Тема 11. Методы социологических исследований

Читайте также:
  1. IFRS 13 «Оценка по справедливой стоимости»: сфера применения стандарта, методы определения справедливой стоимости.
  2. II) Методы теоретического уровня научного познания
  3. Админ методы оперативного упр-я персоналом организации.
  4. Административные и экономические методы управления природопользованием
  5. АНАЛИЗ ДВИЖЕНИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ. ПРЯМОЙ И КОСВЕННЫЙ МЕТОДЫ АНАЛИЗА ДВИЖЕНИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ
  6. Анализ исследований влияния поверхностно-активных веществ, вяжущих и смазывающих добавок на процесс прессования порошков
  7. Анализ исследований статического пригружения металлических порошков при их уплотнении в пресс-формах
  8. Анализ среды в стратегическом менеджменте: факторы внутренней и внешней среды, методы анализа
  9. Аналитические методы
  10. Аналитические методы вычисления интеграла

Функции социальных институтов в обществе

Основные институты социальной системы

Понятие и типы социальных институтов

Социальный институт обозначает устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов, образующих социальную систему. Именно решающим фактором, определяющим уровень жизнедеятельности индивида, социальной общности, есть утверж-дающийся, отлаженный и регулярный, то есть институциональный аспект социальной жизни.

В повседневной жизни социальные связи, действия между людьми достигаются через социальные институты.

Во-первых, особым типом регламентации регулирования взаимоотношений, механизмами регуляции социальных институтов более жестко обеспечивается регулярность, большая четкость, высокая предсказуемость и надежность функционирования социальных связей.

Во-вторых, четким распределением функций, прав и обязанностей участников взаимодействия. Каждый выполняет свои функции, а потому и каждый другой имеет достаточно надежные и обоснованные ожидания. Если же не соблюдаются обязанности, то принимаются санкции, а отсюда поведение индивида в пределах социального института обладает большей предсказуемостью, а деятельностью социальных институтов – регулярностью и самовозобновляемостыо.

В-третьих, регулярность и самовозобновляемость большинства социальных институтов обеспечиваются также обезличенностью требований к тому, кто включается в деятельность социального института, а выполнение определенного круга обязанностей ведет к разделению труда и профессионализации выполнения функций и т.д. Для выполнения своих функций социальный институт имеет учреждения, в пределах которых организуется деятельность людей, осуществляется управление социальными действиями, связями, контролируется их деятельность и т.п. Каждый социальный институт обладает необходимыми средствами, ресурсами и т.п. Социальный институт здравоохранения обладает такими учреждениями, как больницы, поликлиники, профилактории, санатории, имеет свои органы управления. Для деятельности системы здравоохранения нужны ресурсы (помещения, медицинское оборудование, квалификация врачей, доверие со стороны клиентов и т.д.).

Институализированные социальные связи бывают формальные и неформальные.

Формальные социальные институты имеют общий признак – взаимодействие между субъектами осуществляется на основе формально оговоренных правил, законов, регламентов, положений и т.п. Формальные социальные институты играют важную роль в упрочении общества.

Неформальные социальные институты, хотя и регламентируются в социальных действиях, связях, но не оформлены законом и т.п., например институт дружбы. Ему присущи многие признаки социального института. Ведь дружба – один из элементов, характеризующий жизнь любого общества, есть обязательным, устойчивым явлением в жизни людей. Регламентация в дружбе достаточно полная, четкая и подчас даже жесткая. Обида, ссора, прекращение дружеских связей – своеобразные формы социального контроля в институте дружбы. Но регламентация никак не оформлена в виде законов, административных уложений. У дружбы есть ресурсы (доверие, симпатия, действие знакомства и т. п.), но нет учреждений. Дружба имеет четкое разграничение, в том числе от любви, взаимоотношений, с коллегами по службе, братских отношений, но нет четкого профессионального статуса, прав, обязанностей и т. п. Неформальные социальные институты основаны на тесных личных связях, взаимных симпатиях, непосредственном общении, общности действия, стремлений, чувств, интересов. Социальный институт и социальный контроль здесь осуществляется с помощью неформальных санкций – моральных норм, обычаев, традиций и т.п.

Основным в развитии общества есть развитие и формирование четко налаженных, регламентированных, контролируемых и устойчивых социальных взаимодействий, социальных связей. Система социальных институтов определяет общественный строй общества и, соответственно, экономическое, политическое устройство общества, тип культуры, образования и т. п. Во многом развитие общества идет через развитие социальных институтов. Чем шире институализированная сфера в системе социальных связей, тем большими возможностями обладает общество. Зрелость общества именно и определяется многообразием социальных институтов, их развитостью, способностью надежно, устойчиво, профессионально удовлетворять разнообразные потребности индивидов, социальных общностей.

Развитие социальных институтов происходит в двух основных вариантах.

Во-первых, возникновение новых социальных институтов.

Во-вторых, развитие, совершенствование уже сложившихся социальных институтов. В сложившихся социальных институтах содержится значительно большая потенция разнообразия, специализации связей, функции, учреждений и на этой основе формирование новых социальных институтов.

Социальные институты представляют собой определенные общественные установления, то есть совокупности символов, верований, ценностей, норм, ролей и статусов, которые воспроизводятся как устойчивые системы социальных отношений и регулируют целые сферы общественной жизни: экономическую, государственную, религиозную, научную, образовательную, семейную и др.

Поскольку социальные институты проявляют себя не только в статике (как установления, обычаи, порядки, принятые в обществе), но и в динамике (как механизмы постоянного воспроизводства отношений определенного рода и регуляции индивидуального или группового поведения), их часто определяют как социальные практики (традиции ролевого поведения).

Когда мы говорим о системе общественных институтов, то представляем социальное строение как комплекс взаимосвязанных функциональных сфер, в котором большие группы людей подразделены на коллективы, выполняющие важные для развития общества задачи. Своей деятельностью они постоянно культивируют (взращивают, восстанавливают, подпитывают, поддерживают, развивают) ткань общественных отношений, характер социальной организации, возможности воспроизводства.

2. Условия возникновения и существования
социальных институтов

Возникновение социального института делает обслуживаемую им социальную связь более независимой, самостоятельной и равновесной
с другими связями.

Институционализация представляет собой процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, которая способна удовлетворить ту или иную общественную потребность. Институционализация – это замена спонтанного и экспериментального поведения на предсказуемое, которое ожидается, моделируется, регулируется.

Для того чтобы возник и развился такой структурный элемент общества, каксоциальный институт, нужны особыеусловия:

1. В обществе должна возникнуть и распространиться некая потребность, которая, будучи осознанной многими членами общества (как общесоциальная, или социумная), становится главной предпосылкой становления нового института.

2. Должны быть в наличии операциональные средства удовлетворения этой потребности, то есть сложившаяся система необходимых для общества функций, действий, операций, частных целей, реализующих новую потребность.

3. Чтобы институт мог реально выполнять свою миссию, он наделяется необходимыми ресурсами (материальными, финансовыми, трудовыми, организационными), которые общество должно постоянно пополнять.

4. Для обеспечения самовоспроизводства института необходима и особая культурная среда, то есть должна сформироваться присущая только ему особая система знаков, действий, правил поведения, которые отличают людей, принадлежащих к этому институту.

В каждом социальном институте есть своя система ценностей и нормативной регуляции, которая определяет, для чего он существует, что там достойно и недостойно, как действовать в этой конкретной системе отношений. Например, в офисе следует вести себя чопорно, а на семейной вечеринке – раскованно. Следовательно,институт – это еще и специфическое общественное устройство, созданное для удовлетворения важнейших потребностей человеческого общежития и регулируемое сводом социальных норм.

Важное значение имеет перерегуляция институализации связей. Сохраняя социальные институты, основные участники социальных действий, связей изменяют кардинально принципы регуляции. Так, в частности, произошло с институтом собственности. Людей не устраивает моральное, материальное юридическое регулирование их обязанностей и прав, связанных с собственностью. Если раньше граждане в России не владели, не располагали собственностью, но получали право на гарантированный минимум уровня жизни, то теперь многие хотят владеть, распоряжаться, рисковать, иметь шанс жить зажиточно и независимо.

Состояние институтов является индикатором (значимым показателем) социальной стабильности всей общественной системы: общество стабильно тогда, когда функции институтов понятны, очевидны, неизменны.

В обществах переходного типа, которые претерпевают системный кризис (изменяется их структура и организация), происходит изменение общественных потребностей, что требует изменения структуры социальных институтов и наделения существовавших ранее несвойственными им функциями. В современном российском обществе прежние потребности как бы меняют «знак» – раньше институты реализовывали общественные, коллективные функции защиты, а теперь от них требуют защиты интересов индивида (отсюда повышается значимость, например церкви). Все это придает дополнительную нестабильность и амбивалентность (нечеткость, многозначность) институциональным функциям.

Исследователи социальных институтов всегда уделяли этим процессам повышенное внимание, поскольку именно нормативные (институциональные) требования делают поведение отдельных людей и организованных групп предсказуемым и «предначертанным», соответствующим общественным ожиданиям. Поэтому загадки всякого рода «институциональных отклонений» связаны с существом проблем социальной структуры и функционального устройства общества.

Т. Парсонс считал, что ценности, образцы поведения, которые постепенно превращаются в институциональные нормы, направляют не только поведение, но и социальные ориентации людей, а процедура изменения «правил» (как действовать, чего желать, к чему стремиться) тоже происходит по определенным правилам развития социальных систем.

Таким образом, институционализация – это процесс, когда некая общественная потребность начинает осознаваться как общесоциальная, а не частная, и для ее реализации в обществе устанавливаются особые нормы поведения, готовятся кадры, выделяются ресурсы.

Известный социальный исследователь Д. Ленски определил ряд ключевых социальных потребностей, которые порождают процессы институционализации:

1. Потребность в коммуникации (язык, образование, связь, транспорт).

2. Потребность в производстве продуктов и услуг.

3. Потребность в распределении благ (и привилегий).

4. Потребность в безопасности граждан, защите их жизни и благополучия.

5. Потребность в поддержании системы неравенства (размещении общественных групп по позициям, стату­сам в зависимости от разных критериев).

6. Потребность в социальном контроле за поведением членов общества (религия, мораль, право, пенитенциарная система).

Мы живем в высоко институционализированном обществе. Любая сфера человеческой деятельности, будь это экономика, искусство или спорт, организована по определенным правилам, следование которым более или менее жестко контролируется. Разнообразие институтов соответствует разнообразию человеческих потребностей, таких как потребность в производстве продуктов и услуг; потребность в распределении благ и привилегий; потребность в безопасности, защите жизни и благополучия; потребность в социальном контроле за поведением членов общества; потребность в коммуникации и др.

Общей тенденцией является сегментация институтов, т.е. умножение их числа и сложности, в основе которой лежат степень разделения труда в обществе, специализация деятельности, вызывающая, в свою очередь, дифференциацию институтов. Впрочем в современном обществе имеют место и так называемые тотальные институты – организации, охватывающие полный суточный цикл жизнедеятельности своих подопечных (армия, пенитенциарная система, клинические больницы и т.п.), что оказывает глубокое воздействие на их психику и поведение.

В каждом обществе формируются по крайней мере пять групп основных институтов:

1) экономические институты, которые служат для производства и распределения товаров и услуг;

2) политические институты, регулирующие осуществление власти и доступ к ней;

3) институты стратификации, определяющие распределение социальных позиций и общественных ресурсов;

4) институты родства, обеспечивающие воспроизводство и наследование посредством брака, семьи, социализации (воспитания социальных качеств) детей;

5) институты культуры, развивающие преемственность религиозной, научной и художественной деятельности в обществе.

Таким образом, социальные институты различаются по типу потребностей решаемых ими задач. Рассмотрим основные институты современного общества:

Экономические институты, то есть наиболее устойчивые, со строгой регламентацией социальных связей в сфере хозяйственной деятельности (производство, распределение благ и услуг, регулирование денежного обращения, организация и разделение труда, трудовая деятельность, рынок, собственность и т. п.). Экономические институты наряду с базовым институтом собственности включают множество особых устойчивых практик (систем отношений), которые мы характеризуем как финансовые, производственные, маркетинговые, организационно-управленческие (менеджментарные) институты.

Политические институты, то есть социальные институты, связанные с завоеванием власти, ее осуществлением и распределением, обеспечением функционирования общества, как целостности: государство, армия, административные органы и средства, политические партии и движения, объединения и т.п. Каждый из политических институтов осуществляет определенный вид политической деятельности и включает в себя общность, группы, специализирующиеся на ее выполнении: политические нормы, регулирующие отношения внутри политических институтов и между ними, а также между политическими и неполитическими институтами, материальные ресурсы, необходимые для достижения поставленных целей. В процессе институализации стихийные и неустойчивые формы политической деятельности обретают определенность, а также способность к саморегулированию. Социологи Морис Дюверже, Ральф Дарендорф, Питер Блау, Чарльз Миллс и др. склонны сводить политическую систему к совокупности политических институтов, считая их отчужденным продуктом сознательной политической деятельности людей. Но политические институты возникают в процессе разделения политической деятельности людей, воплощаясь
в различных политических организациях и учреждениях – государственных, партийных, социально-культурных и др. Политические институты обеспечивают воспроизводство, стабильность и регулирование политической деятельности, сохранение идентичности политической общности, несмотря на смену ее состава; усиливают социальные связи и внутригрупповую сплоченность, осуществляют контроль за политическим поведением своих членов, поощряя желательное и пресекая отклоняющееся от норм поведение. Политические институты есть важный источник социальных и политических изменений, создают многообразие каналов политической активности, формируют альтернативы социального и политического развития.

Институты культуры и социализации наиболее устойчивые, четко регламентированные формы взаимодействия по поводу укрепления, создания и распространения культуры, социализации личности, овладения ими культурных ценностей общества (семья, образование, наука, художественные учреждения и т.п.). В современных развитых обществах доминирующими выступают институты науки и массового высшего образования, которые обеспечивают интернализацию ценностей компетентности, независимости личной ответственности и рациональности и т. п. Важным институтом социализации является институт родства. Внутри социального института родства наряду с основными институтами семьи и брака развиваются неглавные институты материнства и отцовства, кровной мести, побратимства, наследования и др.

Институт образования. Одним из важнейших условий динамичного развития общества, жизненного успеха личности есть овладение определенными знаниями, накопленными поколениями. Известно, что чем выше образованность членов общества, тем выше развитость общества. Но как социальный институт образование сложилось не сразу. Родители от случая к случаю передавали какие-то знания, навыки своим детям. Зачастую и дети подглядывали: кто за ткачом, кто за кузнецом и т.п. Но ведь это спорадические случайные социальные связи передачи знаний. И отличается образование как социальный институт от случайных поверхностных контактов бессистемных связей передачи знаний тем, что, во-первых, устанавливается постоянное и глубокое взаимодействие между участниками такой связи; во-вторых, четко определяются функции прав и обязанностей, обеспечивающие высокую степень срабатываемости взаимодействия каждого из участников связи (учителя и ученики), в-третьих, регламентация и контроль за взаимодействием учителя и учеников, наличие специально подготовленных людей для передачи знаний молодежи; в-четвертых, концентрация усилий учителей и учащихся на профессионализации и т.д.

Современное общество характеризуется разрастанием и усложнением системы институтов. С одной стороны, одна и та же базовая потребность может порождать существование полдюжины специальных институтов, с другой стороны, каждый институциональный комплекс, например семья, реализует целую гамму базовых потребностей: и в коммуникации, и в производстве услуг, и в распределении благ, в индивидуальной и коллективной защите, в поддержании порядка и контроля.

В современном обществе существуют десятки социальных институтов: государственных, правовых, культурных, религиозных, идеологических. Важно помнить, что институциональная структура общества является сложным и разветвленным образованием. Так, внутри фундаментальных институтов существуют весьма отчетливые деления на более мелкие, неосновные институты. Например, в структуру религиозных институтов (на примере христианства) включены неосновные институты целибата (безбрачия священников в католичестве), инквизиции, епископата, крещения, исповеди, монашества и т. п.

Основной функцией социального института является удовлетворение той социальной потребности, ради которой он был создан.

Роберт Мертон выделил явные и латентные функции социальных институтов, которые оказались не только характеристиками социальной структуры общества, но и индикаторами его общей стабильности.

Явныефункции институтов записаны в уставах, формально заявлены, приняты сообществом причастных людей, декларированы. Поскольку явные функции всегда оглашены и в каждом обществе этому сопутствует довольно строгая традиция или процедура (от помазания на царство или президентской клятвы до конституционных записей и принятия специальных сводов правил или законов: об образовании, здравоохранении, прокуратуре, социальном обеспечении; и т.п.), они оказываются более формализованными и подконтрольными обществу. Поэтому население то и дело спрашивает у субъектов современного государства: «А куда идут наши налоги?» и «Почему не выполнены предвыборные обещания?» – никогда не удовлетворяется ответом и продолжает «терпеливо возмущаться», то есть перевыбирать, бойкотировать, уклоняться.

Латентные функции институтов те, которые осуществляются на самом деле. Иногда они вполне тождественны заявочным функциям, но обычно между формальной и реальной деятельностью институтов существует лаг (расхождение, разница), небольшой или же очень глубокий. В последнем случае социологи говорят о потенциальной нестабильности общества, в котором формальная и реальная структуры существенно различаются.

Возникающий двойной социальный стандарт отношений, поведения, оценки, способов разрешения противоречий создает условия для широкой вариативности поведения и конфликтов: законодательных и жизненных. Россияне старой и новой формации в этом плане принадлежат к принципиально сходным социально-поведенческим культурам, поскольку значительная разница между явными и латентными, официальными и реальными функциями социальных институтов обусловливает сходные проблемы в установлении нормативных стандартов. Причем непредвзятый научный анализ позволяет предположить, что в такой ситуации становление «правового государства» и развитие соответствующего типа «правосознания» российских граждан маловероятны, поскольку они не соответствуют амбивалентной (неопределенной, многозначной) структуре функций социальных институтов.

1. Понятие метода и методологии в социологии.

2. Программа социологического исследования.

3. Социологический опрос.

4. Социологическое наблюдение.

5. Социологический эксперимент.

6. Анализ документов в социологии.


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Уровни эффективности социального контроля | Программа социологического исследования

Дата добавления: 2014-02-27; просмотров: 296; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.005 сек.