Студопедия

Главная страница Случайная лекция

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика






Анализ документов в социологии

Читайте также:
  1. I ОСОБЕННОСТИ ВЫБОРА И АНАЛИЗА ПОСТАНОВОЧНОГО МАТЕРИАЛА В КОЛЛЕКТИВЕ.
  2. I. АНАЛИЗ И ПОДГОТОВКА ПРОДОЛЬНОГО ПРОФИЛЯ ПУТИ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ТЯГОВЫХ РАСЧЕТОВ
  3. I. АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ.
  4. Microsoft Excel. Работа с пакетом анализа. Построение простой регрессии
  5. SWOT – анализ
  6. SWOT- анализ
  7. SWOT-анализ.
  8. Актуализация проблематики социологии образования: причины и направления
  9. Алгоритм анализа профессиональной деятельности
  10. Анализ абсолютных показателей финансовой устойчивости

В социологии документом называется специально созданный человеком предмет, предназначенный для передачи или хранения информации. Из понятия исключены серьезные источники информации: предметы материальной культуры и быта. Ценность объектов для получения определенной социальной информации не подлежит сомнению. Однако их включение в понятие документа привело бы к неправомерному расширению понятия (таким образом, документами оказались бы дома, мосты, мебель, часы, авторучки и т. п.).

По способу фиксирования информации различают: рукописные и печатные документы, записи на кино- и фотопленке, магнитной ленте. С точки зрения целевого назначения выделяются материалы, которые избраны самим исследователем. Такие документы называют целевыми. Но социолог имеет дело с материалами, составленными независимо от него, ради каких-то других целей, т.е. с наличными документами. Обычно в социологическом исследовании именно эти материалы и называют собственно документальной информацией.

По степени персонификации документы делятся наличные и безличные. Личные документы – это картотеки индивидуального учета (библиотечные формуляры или анкеты и бланки и т.п.), характеристики, выданные данному лицу, письма, дневники, заявления, мемуарные записи. Безличные документы – статистические или событийные архивы, данные прессы, протоколы собраний и т. п.

В зависимости от статуса источника выделяются официальные и неофициальные. Официальные документы: правительственные материалы, постановления, заявления, коммюнике, стенограммы официальных заседаний, данные государственной и ведомственной статистики, архивы и текущие документы различных учреждений и организаций, деловая корреспонденция, протоколы судебных органов и прокуратуры, финансовая отчетность и т. п. Неофициальные документы – многие личные материалы, а также составленные частными лицами безличные документы (статистические сообщения, выполненные другими исследователями на основе собственных наблюдений).

Особую группу документов образуют многочисленные материалы средств массовой информации.

Наконец, по источнику информации документы разделяют на первичные и вторичные. Первичные документы составляются на базе прямого наблюдения или опроса, на основе непосредственной регистрации совершающихся событий. Вторичные – представляют обработку, обобщение или описание, сделанное на основе данных первичных источников. Можно, конечно, классифицировать документы по их прямому содержанию, например, литературные данные, исторические и научные архивы, архивы социологических исследований.

Достоверность информации, прежде всего, зависит от источника документа. Разные источники обладают своего рода заведомой степенью достоверности сообщаемых сведений. Во всех случаях первичные данные надежнее вторичных. Официальный личный документ, полученный из первых рук, более надежен и достоверен, чем неофициальный, безличный, и к тому же составленный на основе других документов. При использовании вторичных документов важно установить их первоисточник. Это можно сделать выборочно, с тем чтобы оценить общую погрешность вторичных материалов.

Первое «золотое правило» в работе с документами (да и со всякой другой информацией) – четко различать описания событий и их оценку. Мнения и оценки потенциально обладают меньшей достоверностью и надежностью по сравнению с фактуальной информацией. Нередко в документе отсутствует детальная характеристика ситуации, в которой высказано мнение или оценки. Но именно конкретная ситуация дает ключ к расшифровке смысла оценок и мнений. Дальнейший анализ раскрывает какими намерениями руководствовался составитель документа, что поможет выявить умышленные или непроизвольные искажения. Очень важно знать, какой метод получения первичных данных, использован составителем документа. Если документ содержит статистическую группировку данных, следует прежде выявить основания классификации. Наконец, чрезвычайно важно уяснить общую обстановку, в которой составлялся документ: располагала ли она к объективности (независимо от целевых намерений или диктовала смещение информации в какую-то сторону и т. п.).



Особую осторожность проявляет исследователь при изучении личных документов (автобиографии, дневники, мемуары, письма и т.п.). Вот несколько условий доверия к личным документам: можно верить сообщениям, если они не затрагивают интересы автора документа или не наносят ему определенный ущерб; видимо, достоверны те сведения, которые в момент регистрации общеизвестны, детали событий, которые несущественны, и те сведения, к которым автор относится недоброжелательно. Проверка подлинности документа, анализ мотивов, побуждений, условий его составления, целевой установки автора, ситуации, в которой он действует, характера его окружения – вот те факторы, от которых зависит достоверность информации.

Существуют две группы методов анализа документов: традиционные и формализованные.

Под традиционным анализом понимается все многообразие умственных операций, направленных на интерпретацию сведений, содержащихся в документе, с определенной, интересующей исследователя точкой зрения. Такой метод применяется повсеместно и в принципе состоит в том, что тот или иной исследователь, так сказать, «извлекает» из документов те сведения, которые ему необходимы в той или иной ситуации. Естественно, вытекает и главный недостаток метода: тенденциозность, субъективизм.

В прикладной социологии разработан и активно применяется формализованный метод анализа документов. Суть метода в переводе в количественные показатели текстовой информации, который осуществляется через обнаружение в текстах документов таких легко прочитываемых признаков, черт, свойств, которые с необходимостью отражали бы существенные стороны их содержания.

СЛОВАРЬ основных понятий
по курсу «Социология»

АВТОРИТЕТ – тип власти, при котором люди с готовностью подчиняются руководителю, поскольку считают его легитимным.

Эта проблема введена в социологию М. Вебером, который различал три типа авторитета, обеспечивающихся различными способами:

1) легально-рациональный авторитет основан на подчинении формальным правилам, носителем которых является руководитель, вере в их законность;

2) традиционный авторитет основан на вере в святость традиций и восприятии тех, кто управляет, как носителей данной традиции (короли и королевы);

3) харизматический авторитет основан на вере в экстраординарные качества лидера, на исключительной преданности лидеру и безусловном следовании его приказам и введенным им правилам.

Авторитет может искать себе опору в принуждении, вознаграждении и т.п.

АНОМИЯ (безнормность) – состояние общества, характеризующееся распадом норм, регулирующих социальные взаимодействия, индивидуальное поведение. Понятие введено в социологию Э. Дюркгеймом. По Дюркгейму, у человека отсутствуют какие-либо «естественные» ограничения потребностей и желаний. Ограничения носят социальный характер, т.е. устанавливаются обществом посредством социальных норм. Аномия возникает тогда, когда общество не в состоянии установить рамки социальных норм, когда в обществе имеется слабый консенсус относительно ценностей и целей, что ведет к утрате эффективности их воздействия на индивида. В дальнейшем понятие аномии было расширено американским социологом Р. Мертоном, который связал проблему аномии с несоответствием между определяемыми культурой целями и доступностью институциализированных средств их достижения. При ограниченности возможностей достижения широко распространенных и постоянно подчеркиваемых целей (в США – богатства), с помощью доступных средств индивид использует иные средства достижения цели, даже если эти средства незаконны. В рамках определенных социальных групп такие средства могут считаться нормальными. Мертон выделил пять возможных вариантов индивидуальной адаптации в обществе, где имеется разрыв между определенными культурными нормами и одобряемыми средствами их достижения, доступными отдельным индивидам или целым социальным группам:

- конформизм – подчиняющееся поведение, признающее и цели, и средства их достижения;

- инновация – использование социально осуждаемого средства достижения социально одобренных целей;

- ритуализмпопытка продолжать использовать одобренные средства без ожидания успеха (обесценивание цели);

- ретритизм отказ и от одобряемых целей, и от одобряемых средств их достижения;

- восстание (бунт) – стремление изменить систему (т.е. отказ как от принятых целей, так и от средств их достижения и выдвижение новых).

В концепции Мертона аномия рассматривается не только как источник социальных проблем, но и как источник социальных изменений.

БЮРОКРАТИЯ– особый тип организации, особая система управления, основанная на подчинении человека не другому человеку, а безличной системе. В социологию в качестве особой категории бюрократия введена М. Вебером, который видел в ней специфическую форму организации, характерную для современного общества. Вебер связывает становление бюрократии с процессом рационализации и рассматривает ее как наиболее рациональную и эффективную форму достижения управленческих целей, основанную на легально-рациональном типе легитимности (господства). Рациональная бюрократия рассматривается Вебером как технически более совершенная и эффективная, чем все предшествующие формы администрации (патриархальная, патерналистская), поскольку она наиболее предсказуема, точна, беспристрастна и быстродействующа. Она пронизывает все основные учреждения капиталистического общества, начиная от государственного управления, экономики и кончая образованием и церковью. Современная социология отмечает ограниченность и неэффективность бюрократии, недостаточную гибкость, связанную именно с ее основным достоинством – предсказуемостью и стандартностью действия.

ГРУППА СОЦИАЛЬНАЯ –совокупность индивидов, ограниченная неформальным или формальным членством. Ее члены взаимодействуют на основе определенных ролевых ожиданий в отношении друг друга.

ДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНОЕ– важнейшее понятие теоретической социологии. Введено в социологию М. Вебером, который основным признаком социального действия считал осмысленную ориентацию его субъекта на другого, на ответную реакцию со стороны других участников взаимодействия. Действие, не ориентированное на других людей и не обладающее определенной мерой осознанности этой ориентации, не является социальным. Таким образом, по Веберу, социальное действие характеризуется двумя чертами: наличием субъективного смысла и ориентацией на другого. Известная веберовская классификация типов социального действия основана на различной степени сознательности и рациональности, характерной для его различных типов: целерациональное действие – это действие, характеризующееся ясностью и однозначностью осознания действующим субъектом своей цели, которую он соотносит с рационально осмысленными средствами, обеспечивающими ее достижение; у Вебера этот тип социального действия играет роль рациональной «модели» человеческого действия; ценностно-рациональное действие это действие, цель которого воспринимается действующим субъектом как безусловная ценность, как нечто самодостаточное, не требующее сравнения различных средств его достижения; чем больше абсолютизируется ценность, на которую ориентируется действие, тем значительнее иррациональный компонент; традиционное действиеэто действие, основанное на привычке и получающее в связи с этим почти автоматический характер, действие, почти не требующее осмысленного целеполагания и потому рассматриваемое Вебером в качестве «пограничного случая» социального действия вместе с четвертым типом социального действия – аффективным действием. Это действие, определяющей характеристикой которого является доминирующее эмоциональное состояние действующего субъекта: любовь или ненависть, ужас или прилив отваги и т.п. Оно фиксирует меру минимальной осмысленности социального действия, за которой оно уже перестает быть социальным. Вебер выделяет эти типы социального действия как идеальные типы, реальное же действие может представлять собой смесь двух или более типов.

ЗАКОНЫ СОЦИАЛЬНЫЕ –объективно существующая, устойчивая, повторяющаяся связь социальных явлений и процессов. Начиная с Конта, социология исходила из того, что в обществе действуют глубинные, непреодолимые силы, подобные тем, которые действуют в мире природы. Поэтому социальные законы аналогичны законам природы, и социология должна открывать общие законы социальных изменений, подобно физике Ньютона или дарвиновской биологии. Э. Дюркгейм, провозгласивший принцип «объяснять социальное социальным», внес в социологию новое понимание социальных законов – как законов поведения людей. Согласно Дюркгейму, социальная реальность, раз возникнув в результате взаимодействия индивидов, начинает жить по своим собственным законам, уже не природным. Таким образом, человеческое взаимодействие ведет к появлению новых, собственно социальных явлений и законов. Современная социология понимает социальные законы как относительно устойчивые и воспроизводящиеся типы отношений между различными социальными общностями. Социальные законы – это законы социальной деятельности людей. Они являются результатом деятельности множества индивидов, сформировавших определенную систему общественных отношений, определенные способы деятельности, определенные формы общественной связи.

КАСТА– замкнутые, эндогамные (направленные на себя)страты с аскриптивным (предписанным) членством и полным отсутствием социальной мобильности, составляющие основу особой исторической формы социальной стратификации – кастовой. В чистом виде кастовая система существовала в индуистской Индии. Корни ее уходят далеко в историю (около 3 тыс. лет). Кастовая система при помощи религии жестко закрепляет определенное разделение труда, сформировавшееся на этнической основе, – каждой касте разрешается только определенный род занятий. Касты занимают свои места в соответствии со степенью «ритуальной чистоты», т.е. по религиозному признаку. В Индии существовали четыре кастовых группы и одна внекастовая – неприкасаемые.
С 1947 года кастовое разделение перестало поддерживаться государством, но его социальная роль все еще остается очень значительной.

ИДЕНТИФИКАЦИЯ И ИДЕНТИЧНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ– процесс и результат самоотождествления индивида с каким-либо человеком, группой, образцом. Идентификация – один из механизмов социализации личности, посредством которого усваиваются определенные нормы поведения, ценности и т.п. тех социальных групп или индивидов, с которыми личность себя идентифицирует. В концепции З. Фрейда, к примеру, решающую роль в формировании личности ребенка играет его идентификация с родителем того же пола, которая ведет к усвоению нравственных ценностей родителей и формированию Суперэго как внутреннего механизма самоконтроля.

ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ– начавшийся в Великобритании в ходе промышленной революции конца 18–начала 19 вв. и распространившийся на другие страны процесс превращения экономик и обществ с преобладанием сельского хозяйства и ремесла в экономики и общества, основанные на машинном (механизированном) производстве. Начавшись в промышленности, индустриализация постепенно распространяется на сельское хозяйство и сферу услуг. Индустриализация предполагает развитие разделения труда и новых производственных отношений, урбанизацию, изменения в структуре занятости населения и т.д. Процесс индустриализации является основой более широкого процесса модернизации.

ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫЙ– относительно устойчивые и долговременные формы социальной практики, которые санкционируются и поддерживаются с помощью социальных норм и посредством которых организуется общественная жизнь и обеспечивается устойчивость социальных отношений. Э. Дюркгейм называл социальные институты «фабриками воспроизводства общественных отношений». Социальные институты организуют человеческую деятельность в определенную систему ролей и статусов, устанавливая образцы поведения людей в различных сферах общественной жизни.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО– одна из теоретических моделей, используемых для описания качественно нового этапа общественного развития, в который вступили развитые страны с началом информационно-компьютерной революции. Технологическим основанием общества становятся не индустриальные, а информационные и телекоммуникационные технологии (ИТТ).

Информационное общество – это общество, в котором:

1. Информация становится главным экономическим ресурсом, а информационный сектор выходит на первое место по темпам развития, по числу занятых, по доле капиталовложений, по доле в ВВП. ИТТ становятся главным средством повышения эффективности производства, укрепления конкурентоспособности как на внутреннем, так и на мировом рынке.

2. Имеется развитая инфраструктура, обеспечивающая создание достаточных информационных ресурсов. Это в первую очередь система образования и наука. Происходит перераспределение ресурсов в пользу науки и образования. В США так называемый накопленный человеческий капитал в три раза больше активов всех американских корпораций. Основной формой собственности становится интеллектуальная собственность. В конкурентной борьбе за мировое первенство появляется новый фактор – уровень развитости информационной инфраструктуры и индустрии.

3. Информация становится предметом массового потребления. Информационное общество обеспечивает любому индивиду доступ к любому источнику информации. Это гарантируется законом (военная и государственная тайна также определяется законом) и техническими возможностями. Появляются новые критерии оценки уровня развития общества – количество компьютеров, количество подключений к Интернету, количество мобильных и фиксированных телефонов и т.д. Вырабатываются правовые основы информационного общества.

4. Формируется единая интегрированная информационная система на основе технологической конвергенции (слияния телекоммуникационной, компьютерно-электронной, аудиовизуальной техники). Создаются единые национальные информационные системы (в США – в 80-е гг., в Западной Европе – в 90-е.)

КЛАСС– понятие, которое употребляется в социологии в нескольких смыслах:

1) для обозначения социальных страт, составляющих особую, «открытую» систему социальной стратификации, характерную для индустриального общества. Для нее, в отличие от «закрытых» кастовой и сословной систем стратификации, характерны преимущественно достигаемый статус, «открытые» социальные границы и высокий уровень социальной мобильности;

2) как самый общий термин в теориях социальной стратификации для обозначения определенного положения в системе иерархических различий (высший, низший и средний классы);

3) как теоретическое (аналитическое) понятие, лежащее в основе классовых теорий общества. В классической и современной социологии имеются две наиболее влиятельные классовые теории – марксистская и веберовская.

КОНФЛИКТ СОЦИАЛЬНЫЙ– открытая борьба между индивидами или группами в обществе или между государствами. Конфликт носит социальный характер, когда в его основе лежит объективное расхождение или противоречие целей и интересов различных социальных субъектов. Таким образом, конфликт можно рассматривать как способ выражения и разрешения (или урегулирования) социальных противоречий. В социологии существует два направления, по-разному оценивающих природу и роль конфликтов в обществе. Еще в 19 веке сторонники социал-дарвинизма (Спенсер, Самнер) рассматривали конфликт как неизбежное явление в истории человеческого общества, как социальную форму борьбы за существование, стимул и важнейший механизм общественного развития. К. Маркс предложил модель классового конфликта, который носит антагонистический (непримиримый) характер и разрешается социальной революцией, разрушающей существующий строй. В 50–60-е гг. 20 века оформилась общесоциологическая концепция, получившая название «теория конфликта» (Р.Дарендорф, Л.Козер). Она исходит из представления о конфликтной природе социума. Дарендорф сохраняет понятие классового конфликта. Однако, в отличие от Маркса, он считает, что основной конфликт в обществе возникает по поводу распределения власти и авторитета, а не собственности. Конфликт рассматривается как результат сопротивления существующим в любом обществе отношениям господства – подчинения, следовательно, как неустранимый. Сторонники данной концепции считают, что конфликт выполняет позитивную функцию, способствуя стабилизации общества и сохранению существующего порядка. В сложных плюралистических обществах он не сводится к противоборству двух классов, а имеет «перекрестный» характер, когда противники в одном вопросе являются сторонниками в другом. Снижение остроты и количества классовых конфликтов, которые на ранней стадии капиталистической индустриализации носили угрожающий характер, теоретики конфликта объясняют институциализацией конфликта. Постепенно в обществе сложились специализированные институты (профсоюзы, арбитражные суды и т.п.) и соответствующие ценностно-нормативные системы, предназначенные для урегулирования конфликтов. Другое направление, представленное Дюркгеймом и современными «теоретиками равновесия» (Т. Парсонс, Р. Мертон), рассматривает конфликт как дисфункцию в равновесной социальной системе, как патологию. Оно ориентировано не столько на изучение конфликта, сколько на обоснование консенсуса. В рамках теорий среднего уровня сложилось специфическое направление исследования – социология конфликта. В ней разрабатываются теоретические проблемы и практические методы анализа и разрешения конфликтов разного рода.

КОНФОРМИЗМ– приспособленчество, пассивное принятие существующего социального порядка, господствующих мнений и т.п. От конформизма следует отличать другие проявления единообразия во взглядах, мнениях, суждениях, которые формируются в процессе социализации, а также изменение взглядов под влиянием убедительной аргументации. Конформизм – это принятие индивидом определенного мнения «под нажимом», под давлением общества или группы. Оно обусловлено главным образом боязнью санкций или нежеланием остаться в изоляции.

КУЛЬТУРА – система ценностей, представлений о мире и правил поведения, общих для людей, связанных определенным образом жизни.

ЛИДЕРСТВО– этот термин в социологии обозначает:

1) ведущее положение отдельных личностей, класса, партии, государства;

2) один из механизмов социальной интеграции, управленческого воздействия.

Лидер – это человек, способный объединить людей для достижения определенной цели.

ЛИЧНОСТЬ– система социальных качеств человека, формирующаяся на основе его включения в систему социальных отношений. Социологический анализ выделяет в личности не индивидуальные, а социально-типические черты, формируемые данной системой общественных отношений и необходимые для ее воспроизводства. Индивид становится личностью лишь в качестве члена определенного социума в процессе освоения определенных социальных ролей и соответствующей ценностно-нормативной системы, в процессе обретения социальной идентичности, т.е. в процессе социализации. Личность является продуктом и субъектом социальных систем, их изменения и развития.

МАКРО- и МИКРОСОЦИОЛОГИЯ– два уровня социологического анализа, социологических обобщений. Макросоциология – уровень социологического анализа целых обществ, социальных структур и систем, фундаментальных социальных закономерностей и процессов (структурный функционализм, эволюционизм, теория конфликтов и др.). Базовые понятия этого уровня – общество, социальная система, класс, власть и т.п. Микросоциология – уровень социального анализа, основанный на изучении непосредственных межличностных взаимодействий повседневного уровня, на отношениях в группе (символический интеракционизм, этнометодология и др.). Базовые понятия этого уровня – социальная группа, групповая динамика, лидерство и т.п.

МАРГИНАЛЬНОСТЬ(от лат. мargo – край ) – «пограничность», промежуточность положения индивида или социальной группы в социальной структуре общества.

Индивидуальная маргинальность характеризуется неполным вхождением индивида в группу, которая его полностью не принимает, и его отчуждением от группы происхождения, которая его отторгает как отступника.

Групповая маргинальность возникает в результате изменений социальной структуры общества, формирования новых функциональных групп в экономике и политике, вытесняющих старые группы, дестабилизирующих их социальное положение. Однако маргинализация далеко не всегда приводит к «оседанию на дно». Естественная маргинализация связана преимущественно с горизонтальной либо восходящей вертикальной мобильностью. Если маргинализация связана с радикальным изменением социальной структуры (революции, реформы), частичным или полным разрушением устойчивых общностей, то она часто приводит к массовому понижению социального статуса. Однако маргинальные элементы предпринимают попытки повторного встраивания в социальную систему. Это может привести к очень интенсивной массовой мобильности (перевороты и революции, восстания и войны). А может привести к формированию новых общественных групп, борющихся с другими группами за место в социальном пространстве.

МОБИЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ– перемещение индивидов и социальных групп общества между различными позициями в системе социальной стратификации. Проблематика социальной мобильности и сам термин были введены в социологию П. Сорокиным. Движение вверх в соответствующей статусной иерархии представляет собой восходящую мобильность, вниз – нисходящую. Индивидуальная социальная мобильность связана с социальными перемещениями отдельных индивидов, групповая – с изменениями социальной структуры общества и самих оснований социальной стратификации (революции, реформы).

НОРМА СОЦИАЛЬНАЯ –предписания, служащие общими указаниями для социального действия и выражающие социальные ожидания «правильного» или «надлежащего» поведения. Определенная упорядоченность поведения людей в обществе как раз и является результатом следования общим ожиданиям или нормам, система которых называется нормативным порядком, обеспечивающим сохранение и воспроизводство образца. Социальная норма не обязательно выражает реальное поведение – это скорее «ожидаемое» поведение. Нормы предполагают наличие легитимности. Они осваиваются в процессе социализации индивидов на основе интернализации и обеспечиваются механизмами социального контроля. Отклонение от норм наказывается санкциями.

ОБЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ– широкое понятие, объединяющее различные совокупности людей, для которых характерны некоторые одинаковые черты жизнедеятельности и сознания. Общности различного типа – это формы совместной жизнедеятельности людей, формы человеческого общежития. Они складываются на различной основе и крайне многообразны. Это общности, формирующиеся в сфере общественного производства (классы, профессиональные группы и т.п.), вырастающие на этнической основе (народности, нации), на основе демографических различий (поло-возрастные общности) и др.

ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ– закрытая и иерархическая структура, создаваемая под определенные цели и обладающая внутренней формальной статусно-ролевой и ценностно-нормативной структурой. Организация – один из важнейших элементов структуры современного общества. Большая часть социальных групп в современном обществе существует в виде организаций (от детского сада, школы и вуза до трудового коллектива, партии и профсоюза). От других социальных групп (семьи, групп общения и т.п.) организации отличает именно формальный характер отношений.

ОТНОШЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫЕ– это определенная, упорядоченная система взаимоотношений индивидов, входящих в различные социальные общности. Люди взаимодействуют друг с другом не случайным образом. Они являются членами определенных социальных групп, занимают определенные статусные позиции. Поэтому с другими людьми они вступают в отношения, соответствующие этим позициям. Эти отношения более или менее устойчиво воспроизводятся в процессе функционирования общества. Изменение социального статуса индивида неизбежно влечет за собой изменение характера его отношений с другими людьми. Социальные изменения предполагают изменение всей системы взаимоотношений в этой сложной конструкции социальных связей и взаимодействий.

СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО -модернизированное общество, которое противопоставляется традиционному обществу в базовой социологической типологии «традиция – современность». Социология возникла как теория современного общества. Поэтому полное представление о современности дает вся западная теоретическая социология, в совокупности различных подходов и концепций. Особенности современного типа социальных отношений, которые обычно определяют как индивидуалистические, состоят в следующем:

1. Личное, индивидуализированное существование индивида в обществе, выделенная персональность. Освобождение от всех форм личной зависимости.

2. Приоритет формальных, рациональных, безличностных отношений (правовых, товарно-денежных).

3. Более высокий уровень идентичности личности – классовая, национальная, гражданская (гражданство как гарантия прав и свобод личности).

4. Универсализация ценностно-нормативной системы и системы социального контроля, который осуществляется преимущественно через механизмы права, а не межличностного взаимодействия.

5. Достигнутый характер социальных статусов.

СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНАЯ– система упорядоченных, устойчивых и типичных связей и взаимодействий элементов (индивидов, социальных групп).

ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО– это понятие было впервые предложено Д. Беллом в 1962 году. Оно зафиксировало вступление в конце 50–начале 60-х гг. развитых западных стран, исчерпавших потенциал индустриального производства, в качественно новый этап развития. Он характеризуется снижением доли и значения промышленного производства за счет роста сферы услуг и информации. Производство услуг становится основной сферой экономической деятельности. Так, в США в сфере информации и услуг сейчас трудится около 90% занятого населения. На основе этих изменений происходит переосмысление всех базовых характеристик индустриального общества, фундаментальная смена теоретических ориентиров. Так, постиндустриальное общество определяется как общество «постэкономическое», «посттрудовое», т.е. такое общество, в котором экономическая подсистема утрачивает свое определяющее значение, а труд перестает быть основой всех социальных отношений. Человек в постиндустриальном обществе уже не рассматривается как «человек экономический» по преимуществу. Доминирующими для него становятся новые, «постматериалистические» ценности. Если прежде статус индивида в обществе определялся его местом в экономической структуре, т.е. классовой принадлежностью, которой были подчинены все остальные социальные характеристики, то теперь статусная характеристика индивида определяется множеством факторов, среди которых возрастающую роль играет образование, уровень культуры (то, что П. Бурдье назвал «культурным капиталом»).

ПРЕСТИЖ СОЦИАЛЬНЫЙ– общественная оценка положения отдельного человека или социальной группы в социальной системе. Различные статусные позиции в обществе наделяются разным социальным престижем, выражающим оценку привлекательности тех или иных позиций. На основе социального престижа происходит, например выбор профессии. Если в период индустриального развития наиболее престижными в нашей стране были профессии инженера, врача и учителя, то сейчас – банкира, предпринимателя, менеджера. Поэтому социальный престиж является важным показателем социальной стратификации. Он символически оформляет и закрепляет поляризацию общества, взаимные оценки, притязания и ожидания социальных групп, становится механизмом консервации новых отношений. М. Вебер рассматривал престиж как показатель социальной репутации, «ресурс особого рода», наделяющий социальной значимостью определенные статусные группы. В современной социологии П. Бурдье выразил эту проблему в идее «символического капитала», который наряду с экономическим, культурным и социальным капиталом определяет позицию и влияние своего носителя в обществе.

РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ– в специфическом социологическом смысле этот термин предложен М. Вебером в качестве основного понятия для описания основной тенденции изменения западного общества. Он объединяет множество взаимосвязанных процессов, в ходе которых рациональность утверждается в качестве основного принципа во всех сферах общественной жизни, а рациональное действие вытесняет иррациональные (аффективное и традиционное).

РОЛЬ СОЦИАЛЬНАЯ– связанная с определенной позицией индивида в социальной системе, совокупность прав и обязанностей. Любая социальная структура общества может быть представлена как определенная статусно-ролевая структура. Социальные роли усваиваются индивидом в процессе социализации. Роль является лишь отдельным аспектом целостного поведения индивида, представляющего собой определенный ролевой набор. Индивид, выполняющий всегда несколько (множество) ролей в обществе, может столкнуться с ролевым конфликтом, когда он пытается придерживаться требований несовместимых ролей (например, ученика и члена дружеской компании). Социологи различают роли стандартизированные, безличные, которые строятся на основе прав и обязанностей и мало зависят от того, кто их исполняет (официальные роли – продавец, кассир и т.п.), и роли, которые определяются индивидуальными особенностями их участников (роли влюбленных).

СОСЛОВИЕ– социальные страты, составляющие особую историческую систему социальной стратификации – сословную, сложившуюся в Европе и России. Для нее, как и для кастовой системы, характерны аскриптивное (предписанное) членство и ограниченная социальная мобильность. В отличие от касты сословная система, также закрепляющая общественное разделение труда, поддерживалась не религиозными, а законодательными средствами. Специальными законами определялось место каждого сословия в иерархической системе, его права и обязанности, регулировалась допускаемая мобильность между сословиями. Сословная система, сложившаяся в период феодализма, разрушалась в ходе буржуазных революций, которые в качестве одного из важнейших требований выдвигали требование юридического равенства всех граждан, ликвидацию сословных привилегий. В России до реформы 1861 года существовали следующие сословия: податные – крестьяне, мещане и купцы, неподатные – дворянство и духовенство.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ– процесс усвоения индивидом культурных норм и социальных ролей, необходимых для успешного функционирования в данном обществе. Социализация также делает возможным существование общества и передачу его культуры от поколения к поколению. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, с помощью которых человек обретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни.

СОЦИОЛОГИЯ:

а) социология – наука о законах становления, функционирования, развития общества, социальных отношений и социальных общностей;

б) социология – наука о законах развития и функционирования социальных общностей и социальных процессов, о социальных отношениях как механизме взаимосвязи и взаимодействия между обществом и людьми, между общностями, между общностями и личностью;

в) социология – это систематическое изучение социального поведения индивидов; деятельности социальных групп и организаций; влияние общества, социальных групп и организаций на поведение индивидов.

СРЕДНИЙ КЛАСС– слой в системе социальной стратификации, который расположен между высшим и низшим классом. Понятие используется как описательное для обозначения положения в системе иерархических различий. Что касается теоретического определения среднего класса, то здесь общая позиция не выработана и используются различные критерии его выделения и определения. Самый простой экономический критерий – средний для данного общества уровень текущего дохода, а также накопленного богатства («стандартный» имущественный набор в виде дома или хорошей квартиры, машины, предметов длительного пользования и т.п.), в совокупности определяющие уровень общей материальной обеспеченности. Как показывают опросы населения, именно этот критерий используется в качестве основания самоотнесения к среднему классу. В развитых странах основная масса населения (60–70%) имеет общий уровень материальной обеспеченности, близкий к среднему, число бедных и богатых относительно невелико. Для России характерна другая схема – глубокая поляризация общества по уровню дохода и материальной обеспеченности в целом. Однако субъективно более 40% россиян относят себя к среднему классу, оценивая свое материальное положение как среднестатистическое. С точки зрения классовых критериев (отношение к средствам производства и характер и содержание труда) – к среднему классу относятся обладатели мелкой собственности на средства производства – мелкие и средние предприниматели, торговцы, ремесленники и т.п. К нему же относятся и люди, занятые умственным трудом, который в иерархии статусов признавался более престижным и обеспечивал относительно благоприятную рыночную позицию для «белых воротничков».

СТРАТИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ– термин, который в социологии обозначает: 1) многомерную иерархически организованную структуру социального неравенства, существующую в любом обществе; 2) процесс, в ходе которого группы людей иерархически выстраиваются соответственно некоторой шкале неравенства. Система социальной стратификации представляет собой определенную дифференциацию социальных статусов и ролей. Социальная страта – ранговый слой в рамках иерархической системы социальной стратификации, социальных статусных позиций и ролей.

СУБКУЛЬТУРА– система ценностей и норм, установок, способов поведения и жизненных стилей определенной социальной группы, отличающаяся от господствующей в обществе культуры, хотя и связанная с ней. В современном обществе существует значительное количество таких субкультур. Это классовые, этнические, молодежные субкультуры и т.д. Девиантныеи даже делинквентные (криминальные) субкультуры вырабатывают такие системы ценностей и нормы поведения, стили жизни, которые в господствующей культуре рассматриваются, как антиобщественные или преступные. Они формируются в особых социальных условиях и для некоторых социальных групп предоставляют специфические возможности решения проблемы бедности, низкого статуса, ограниченных социальных возможностей и т.п. Внутри системы ценностей субкультуры и ее статусной структуры происходит социализация членов данной социальной группы, и в этом смысле она ничем не отличается от «стандартной» социализации законопослушных граждан. Молодежные субкультуры часто также рассматриваются как девиантные, выражающие некую степень оппозиции господствующей культуре. Молодежные субкультуры развиваются чаще всего на основе своеобразных стилей в одежде и музыке и связаны с развитием общества потребления, создающего все новые и новые рынки продукции, нацеленные прежде всего на молодежь. Молодежные культуры – это культуры демонстративного потребления. Возникновение молодежных субкультур связано также с повышением доли и значения свободного времени, досуга, вокруг которого и формируются все отношения; они сосредотачиваются также в большей степени на дружбе и группе сверстников, а не на семье. Кроме того, рост жизненного уровня позволяет осуществлять масштабные эксперименты с образом жизни, поиск иных, отличных от культуры взрослых, культурных оснований своего существования. Понятие субкультуры предполагает существование господствующей культуры, наличие ценностно-нормативного консенсуса в обществе субкультур.

ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО– доиндустриальное, преимущественно аграрное, сельское общество, которое противопоставляется современному индустриальному обществу в базовой социологической типологии «традиция – современность». Для традиционного типа социальных отношений, которые обычно определяются как солидаристские, общинные, характерны следующие черты:

- невыделенная индивидуальность, личная зависимость индивида в семье, касте, сословии;

- приоритет непосредственных межличностных, внутригрупповых, прежде всего родственных, связей, групповая солидарность;

- приписанный (аскриптивный) социальный статус и ограниченная социальная мобильность;

- жесткий социальный контроль преимущественно через механизмы межличностного взаимодействия;

- групповая идентичность и ценностно-нормативные системы, обеспечивающие локальную, групповую интеграцию и солидарность (конформизм, патернализм и т.п.).

ХАРИЗМА(божий дар, благодать) – особое духовное свойство (пророческий дар и т.п.), позволяющее оказывать влияние на большие массы людей. В социологии этот термин использовался М. Вебером для анализа одного из трех типов легитимного господства – харизматического. Он основан на исключительных качествах, приписываемых лидеру, на преимущественно эмоциональной связи вождя и масс, слепой вере в вождя и бездумном следовании за ним. Это позволяет вождю выходить за пределы правового и институционального порядка и вводить новые нормативные правила. Харизматическое лидерство несет с собой значительный динамический и даже революционный потенциал, но обычно кратковременно и, по Веберу, достаточно быстро происходит «рутинизация харизмы» и возврат к традиционной либо легально-рациональной форме господства.

ЭЛИТА СОЦИАЛЬНАЯ– высшие слои в системе социальной иерархии, обладающие властью над другими группами и влиянием в обществе. В классической социологии выработаны различные подходы к изучению элиты. Наиболее распространено понимание элиты как меньшинства, обладающего монополией на власть и принятие решений (К.Маннгейм, А.Этциони и др.). Г. Моска, Г. Дюпре и др. определяют элиту как людей, осуществляющих наиболее важные функции в обществе. В. Парето, Ж. Боден, Х. Ортега-и Гассет и др. под элитой понимают людей, достигших наивысших показателей в своей деятельности, обладающих интеллектуальным и моральным превосходством над массой, наивысшим чувством ответственности. Элита рассматривается как необходимый элемент социальной структуры общества, которому отводится решающая роль в управлении обществом. При этом отношению элит и масс в современных обществах также придается определяющее значение. Элита как вершина пирамиды общества разделяется на различные группы. Выделяют политическую элиту, связанную с функциями политического управления, экономическую элиту, контролирующую основные финансово-экономические структуры страны (в России это руководители государственных предприятий («директора») и негосударственных структур – «бизнес-элита» как специфическая элитная группа), научную, культурную, военную и др. группы элит. Правящие элиты различаются по степени «открытости – закрытости», т.е. по возможности их пополнения за счет неэлиты («застой» в СССР характеризовался фактически полной закрытостью элитных групп). Элиты также различаются по степени их интегрированности в сплоченные группы. В обществах, достаточно стабильных, формируется и сплоченная «властвующая элита» (Ч.Р. Миллс), связанная многообразными отношениями, включая семейные и дружеские.


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Социологический эксперимент | Тема. Социология как наука об обществе

Дата добавления: 2014-02-27; просмотров: 886; Нарушение авторских прав


lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.007 сек.