Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Психология как наука о сознании

Читайте также:
  1. I. Социология как наука об обществе, её предмет и объект. Уровни социологического знания.
  2. Билет 24. Понятие о самосознании в психологии.
  3. Билет 35. Психология управления как научная отрасль. Психологизация управления людьми и трудовыми коллективами.
  4. Билет 4. Понятие о сознании как высшей ступени развития психики.
  5. Биогеография, ее связь с другими науками и практическое применение
  6. БИОТЕХНОЛОГИЯ КАК НАУКА И ОТРАСЛЬ ПРОИЗВОДСТВА
  7. Взаимосвязь политологии с другими общественными науками
  8. Вопрос 3. УП как наука и учебная дисциплина.
  9. Генетика – наука о наследственности и изменчивости. Предмет, цели и задачи медицинской генетики. Методы генетики.
  10. Глава 2. Психология обучения

 

Эмпирическую направленность в изучении психики Ф.Бекона продолжил французский философ Рене Декарт (1596 – 1650). Он вводит термин «сознание»: «Cogito ergo sum» - мыслю, следовательно, существую. Декарт вводит представление о рефлексе: внешние воздействия посредством перемещения животных духов по нервам приводят к напряжению определенных мышц, которое и представляет собой действие организма. Не только мышечные реакции, но и различные психологические состояния (восприятие и т.д.) возникают автоматически, производятся телом, а не душой.

Декарт вошел в историю как создатель дуалистической концепции, противопоставивший телесное и духовное: душа приводит тело в движение, а тело поставляет душе чувственные впечатления.Проблему целостности организма он решал с позиций элементаризма.

Он впервые говорит о сознании, как способности человека осознавать свое психическое содержание, он предложил изучать мир с помощью «внутреннего зрения», поскольку «душа всегда мыслит» и в дальнейшем этот метод стали называть интроспекцией – видением внутрипсихических «объектов» - образов, умственных действий, волевых актов и др. переживаний.

Декарт стал родоначальником рационализма и интроспективной психологии.

Способность думать, чувствовать, желать называли сознанием, связанным с работой мозга. Появляется термин «психология», как новое название для науки о душе.

Т.Гоббс (1588 – 1679) английский философ – материалист вводит понятие ассоциации и признает только один закон: механического сцепления психических элементов. Гоббс провозгласил разум продуктом ассоциации. За основу был принят опыт, а рациональному, противопоставлен эмпиризм.

Новое направление эмпирической психологии разрабатывает Д.Локк (1632 – 1704): он открывает два источника опыта, на которых базируется человеческое сознание: ощущение и рефлексию. Рефлексия (мыслительный, рациональный процесс, направленный на анализ, понимание, осознание себя: собственных действий, поведения, речи, опыта, чувств, состояний, отношений с и к другим, своих задач, назначения и т.д.

Х.Вольф вводит в 18 веке в науку термин «эмпирическая психология».

Г.В.Лейбниц (1646 – 1716) вводит в дополнение к понятию «перцепция» - «смутно осознаваемое малое восприятие», термин «апперцепция» - зависимость восприятия от опыта активности души. Именно Лейбниц первым подошел к проблеме бессознательного.

В 1860 г. Фехнер выдвинул закон о количественной зависимости между силой стимула и ощущением, но только в 1879 г. в Лейпцигском университете была основана первая психологическая лаборатория, основанная В.Вундтом.

В 1885 г. В.М.Бехтерев открывает первую лабораторию в России.

60-е годы 19 в. это время появления первых научных парадигм.

В.Вундт решил изучать содержание и структуру сознания на научной основе и положил начало структуралистскому подходу к сознанию. Термин структурная психология ввел Э.Титченер. Вундт и его сотрудники анализировали осознаваемый внутренний опыт, описывая его простейшие структуры. Сознание было разбито на психические элементы, подобно тому, как материал делится на атомы. Сторонники этого направления были убеждены, что основным материалом сознания служат ощущения, образы и чувства и роль психологии сводится к тому, чтобы дать как можно более детальное описание этих элементов.

Функционалистский подход. Корни подхода уходят в эволюционное учение Г.Спенсера и Ч.Дарвина. Начиная с 1881 года в США, Уильям Джеймс и его сторонники выдвинули противоположную структуралистскому подходу точку зрения: проблема заключается не в том, чтобы узнать, из чего построено сознание, а в том, чтобы понять его функцию, его роль в выживании индивида. Они считали, что роль сознания состоит в том, чтобы дать возможность приспосабливаться к различным ситуациям (инструментализм), возникающим с утра и до вечера, со дня рождения и до смерти или осваивать новые действия, если требует ситуация.

Функционалисты считали, что только поведение, наблюдаемое со стороны, поддается объективному описанию, поэтому они делали главный упор на внешние стороны психики, а не на внутренние феномены.

Эта позиция стала предпосылкой для зарождения науки о поведении.


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Понимание душевных явлений в работах древних философов в рамках первого этапа психологии, как науки о душе | Метод интроспекции: достоинства и недостатки

Дата добавления: 2014-11-24; просмотров: 439; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.003 сек.