Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Понимание душевных явлений в работах древних философов в рамках первого этапа психологии, как науки о душе

Читайте также:
  1. I. ОПРЕДЕЛЕНИЕ БИОТЕХНОЛОГИИ КАК НАУКИ И ЕЕ ПРЕДМЕТА ИЗУЧЕНИЯ.
  2. А. Приемы, имеющие широкое применение на всех этапах.
  3. Аксиологический статус науки
  4. Алгоритм описания проявлений заболеваемости в группах населения, выделенных по индивидуальным признакам
  5. Базовые науки и научные направления
  6. Билет 2. Задачи и характеристика основных методов психологической науки.
  7. Биосинтез белка осуществляется в два этапа: транскрипция и трансляция.
  8. В рамках СНГ действует «Соглашение о взаимном признании результатов сертификации».
  9. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИКУ. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ
  10. ВЗАИМОСВЯЗЬ КАТЕГОРИИ ЗАПАСОВ И РЕСУРСОВ С ЭТАПАМИ И СТАДИЯМИ ГЕОЛОГОРАЗВЕДОЧНЫХ РАБОТИ РАЗРАБОТКИ ЗАЛЕЖЕЙ

 

Древние цивилизации придумали себе богов и богинь. Мысли, поступки и действия, которые они не могли понять, они приписывали действию таинственных и могущественных сил. За более чем 800 лет до н.э., греческий поэт Гомер описал в «Илиаде» и «Одиссее», каким образом боги вмешивались в жизнь людей, заставляли их влюбляться, давали или отнимали смелость и т.д. Возникли мифы. Для мифологического подхода, характерен социоантропоморфизм – перенесение человеческих свойств, особенностей жизни рода на все мироздание. Мифологическое мировоззрение предшествовало этапу представления о душе.

В древние времена считалось, что душа присутствует везде, где есть движение и теплота. Первое философское учение, основанное на вере во всеобщую одухотворенность мира, получило название «анимизм» - от лат. «анима» - дух, душа. Анимизм является исторически первым учением о душе. Его основой выступило убеждение о том, что у всего, что существует на свете, есть элементы души. Душа понималась как независимая сущность, способная управлять всеми живыми и неживыми предметами и существовать независимоот объекта. Считалось, что когда человек умирает, его душа навсегда покидает тело, а когда он спит, она временно отсутствует, возвращаясь при пробуждении.

Материалистические философы древности Демокрит, Лукреций, Эпикур понимали душу человека как разновидность материи, как телесное образование, состоящее из шаровидных, мелких и наиболее подвижных атомов – атомов души. Это движение получило название атомостическое. Поскольку атомы материальны, то и душа стала рассматриваться как материальный орган. Динамикой движения атомов пытались объяснить многие явления, изучаемые современной психологией: восприятие, память, мышление, сновидения. Возникает учение гилозоизм – (от греч. материя и жизнь) – в основе которого лежит представление о жизни как всеобщем свойстве материи.

Примерно в это же время зародилось альтернативное материалистическому – идеалистическое объяснение душевных явлений в трудах Платона (428-347 до н.э.). Платон провел границу между материальным, вещественным, смертным телом и нематериальной, невещественной, бессмертной душой. Индивидуальные души – несовершенные образы единой универсальной мировой души – обладают частью универсального духовного опыта, припоминание которого составляет суть процесса индивидуального познания. В основе всего лежат идеи, считал Платон, которые существуют сами по себе. Идеи образуют свой мир, ему противостоит мир материи. Между ними, как посредник – мировая душа. По Платону человек не столько познает, сколько вспоминает то, что душа уже знала. Душа бессмертна, полагал Платон. Панпсихизм – идеалистическое представление об одушевленности объектов как живой, так и неживой природы.

Идея, как нематериалистическая сущность является причиной всему.

Платоном была создана классификация душевных явлений, их разделение на разум, мужество (в современном понимании воля) и вожделение (в нынешней трактовке – мотивация). Каждый тип душевных явлений размещался в разных частях тела: разум – в голове, мужество – в груди, вожделение – в брюшной полости. Преобладание той или иной части души у человека связывалось с его индивидуальностью и соотносилось с социальным происхождением.

Аристотель (384-322 до н.э.) пытался совместить в своей теории представлений о душе материалистическое и идеалистическое. В своем трактате «О душе» он впервые выдвинул идею о неразделимости души и тела.

 

 

Схема представлений Аристотеля о неразделимости души и тела

  Мир идей  
  Мир материи
Посредник
  Мировая душа
Смертное тело
Нематериалистический

Душа проявляется в различных способностях к деятельности: питающей, движущей, чувствующей, разумной. Ощущения оставляют след в виде представлений – образ тех предметов, которые прежде действовали на органы чувств. Аристотель показал, что эти образы соединяются в трех направлениях: по сходству (голубое – синее), по смежности во времени и пространстве (случайный испуг ребенка в темной комнате вызывает затем страх темноты), по контрасту (черное – белое), тем самым, указав основные виды связей – ассоциации психических явлений.

Ассоциация – это возникающая связь между ощущениями, представлениями, мыслями, чувствами, когда возникновение в сознании одного из них влечет появление другого. Однако термин был предложен Джоном Локком. Трактат Аристотеля «О душе» считается первым психологическим трудом.

В его философских взглядах на первое место выдвигаются мышление, знание, интеллект и мудрость.

Против этой концепции восстала иудейско-христианская религия, по которой сущность человека постигается не через разум и рассудочное мышление, а через Высшее существо и догмы, которые представляют собой тайну, недоступную смертным.

Поэтому 11 столетий интеллектуального средневековья отмечены множеством школ, которые либо примыкали к богословам, рассматривающим философию как измышления дьявола, а естественные науки – как ограничение божественной власти, стоящей над разумом, либо примыкали к философским течениям. Душа, для первых, считалась божественным, сверхъестественным началом и поэтому исследовать ее научными методами было нельзя. Попытки подобного рода стали караться церковью, которая присвоила себе безраздельное и исключительное монопольное право заниматься этими вопросами. Поскольку философия того времени тесно смыкалась с теологией, (Теология это богословие – совокупность религиозных доктрин о сущности и действии бога, носящих авторитарный характер и догматическое содержание, несовместимые с принципами свободной философской научной мысли) то учение о душе стало частью теологического мировоззрения и полностью отошло во владение религии.

Схоласты, рассматривающие учение о душе, одновременно основанное и на богословии и на доктрине Аристотеля, пытались объяснить мир с помощью разума, озаренного верой. (Абеляр (1079-1142), Фома Аквинский (1228-1274).

Схоласты выделяли intentio sekunda, понимаемая как обращенность разума на свои собственные состояния (например, понятия), возникающие как результат intentio prima, предметного содержания (например, веры).

Завершением этапа развития психологического знания в рамках учения о душе стала система взглядов Френсиса Бекона (1561-1626). Новизна его подхода состояла в отказе от умозрительного решения вопросов о природе души и переходе к эмпирическому изучению ее способностей. Учение Бекона возродило идею гилозоизма: способностью выбора обладают и живые и мертвые тела (например: магнит).


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Тема №3. Лекция «Основные этапы развития представлений о предмете психологии» | Психология как наука о сознании

Дата добавления: 2014-11-24; просмотров: 533; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.003 сек.