Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Кратко об истории Озёрок

Читайте также:
  1. III. Учебные модули. Краткое изложение программного материала
  2. Абсолютная краткосрочная устойчивость финансового состояния
  3. Безопасность нации и информационная безопасность: уроки советской истории и современности
  4. В истории развития права различают несколько видов источников права, причем их значение в каждом типе права неодинаково.
  5. ВВЕДЕНИЕ. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ИСТОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ
  6. Вопрос 1. Понятие статистики и краткие сведения из ее истории
  7. Глава 1. Краткий очерк истории экологии
  8. Глава І Страницы славной истории
  9. Детерминизм в истории
  10. е ГОДЫ XX века — НАЧАЛО XXI века. РОССИЯ НА НОВОМ ПЕРЕЛОМЕ ИСТОРИИ

 

Из сведений, почерпнутых из книг и рассказов старожилов о происхождении села Озерки известно следующее. Располагается оно на территории Окско-Донской равнины с примерными координатами 40 градусов 28 минут восточной долготы и 52 градуса 34 минуты северной широты, в лесостепной местности, которое с древности называлось Диким Полем. На этих землях с давних времён жили и кочевали различные народы, сарматы, савроматы, готы, скифы, половцы. В более поздние времена жили племена угро-финских народностей мордва и мещера. В начале второго тысячелетия появились первые славянские поселения. Но после вторжения татаро-монгол в 1237 году, жители этих мест были частично истреблены, оставшиеся в живых ушли в северные районы Рязанского княжества в бассейны рек Ока и Мокша, а также в дремучие Прицнинские леса. Территория на 350 последующих лет превратилась в почти безлюдное Дикое Поле, с редкими мелкими мордовскими поселениями, периодически прочёсываемое ордами калмыков, крымских, казанских и ногайских татар, которые иногда доходили до самой Москвы.

Однако с годами Русь крепла, и в царствование царя Ивана Грозного в 1552 году была взята Казань. В 1553 году по указанию царя на берегу речки Шачи в среднем течении реки Цны был построен город - крепость Шацк (ныне районный центр Рязанской области). Смелые и решительные люди под прикрытием военного гарнизона крепости стали продвигаться по реке и самостоятельно строить поселения. Правительство это поощряло. Интересы обороны южных рубежей Московской Руси, вынуждали власти «использовать пришлый элемент в качестве служилых людей по прибору», (т.е. по вербовке, рекрутировать на государственную военную службу), и даже «испомещать»их, или «верстать» в дети боярские(верстать - наделять землёй с одновременным принятием верстаемого на военную государеву службу). Землёй и денежным содержанием, а в некоторых случаях и крестьянскими дворами наделяли мелкопоместное дворянство, казаков, посадских, служилых и вольных людей, с обязательством нести государеву военную службу. (От слова «испомещать» пошло название помещик, которое позднее сохранилось только за дворянами-вотчинниками).

Земля, полученная в поместье при верстании, измерялась четвертями и называлась четвертной, её нельзя было продавать. Одна четверть (четь) была равна примерно 1,6 га. Земля и денежное содержание, а иногда и крестьянские дворы, выделялись служилым людям для того, чтобы они, представляя собой пограничное войско, и имея собственную землю, поселялись там, сами с неё и кормились и добротнее защищали. Государство при этом освобождалось от обязанности возить для них по дальним и опасным местам гарнизонов и засек продукты, лошадей и оружие. Во всех случаях, при верстании служилых людей в дети боярские, предпочтение отдавалось атаманам, есаулам и старым казакам.

Селились в диких местностях на свой страх и риск, и крестьяне, бежавшие от произвола и гнёта рязанских, московских, владимирских, муромских бояр и пробиравшиеся с других мест России. Некоторая часть крестьян принятых на государеву службу «по прибору», за хорошую и длительную службу, из низшего разряда служилых людей стала «верстаться» в ряды детей боярских «по отечеству». («По отечеству», то есть по праву детей происходящих из семьи служилых родителей, принятых ранее на военную службу по вербовке и проверенных ратными делами и временем). Верстание осуществлялось по государеву указу на специальных дворянских смотрах, где о каждом верстаемом, «окладчиками» предварительно собиралась подробная информация, которая заносилась в «верстальную десятню". (Окладчики - люди, жившие, знающие или служившие вместе с верстаемым в дети боярские и представляющие их на смотрах, верстальная десятня – государственная писцовая регистрационная книга для верстаемых в дети боярские «по отечеству»). Как положительный фактор, учитывались ранения, полученные верстаемыми, их убитые или побывавшие и находящиеся в плену предки и ближайшие родственники, возможность дальнейшего несения ратной службы и.т.д. Всё это влияло на количество выделяемой земли, крестьянских дворов и единовременного денежного вознаграждения.

С прибытием и расселением на полупустующих землях славян, немногочисленное местное население мордва ассимилировалось, частично переводилось в православную веру. Реки были полны рыбой, леса зверьём. Богатый чернозём и огромные нетронутые пастбища лесостепной зоны завораживали и заставляли рисковать. Вскоре освоенные переселенцами земли были объявлены вотчиной московских царей, а из населённых пунктов образована Верхоценская Дворцовая волость, административным центром которой стало село-крепость Морша (ныне г. Моршанск Тамбовской области) и проживавшие в волости крестьяне несли государево тягло (платили налог), то есть вносили деньги и доставляли продукты своего

труда к Большому царскому двору, в Москву. Шацкий уезд входил в состав Верхоценской волости.

Тем временем, Московская Русь всё далее отодвигала свои границы на юг и восток. Строились города- крепости Белгородской засечной черты. В 1585 Воронеж и Ливны, в 1592 Елец, в 1596 году было начато строительство городов Белгород и Курск. Однако пограничные поселения и засеки ещё были малолюдными, редкими и полностью не решали проблемы обеспечения мирной жизни. Разбойные грабежи населения продолжали иметь место.

С целью окончательного прекращения набегов кочевников в 1635-1636 годах были построены крепости Козлов (Мичуринск) и на реке Цне - Тамбов, которые являлись составной частью Белгородской засечной черты. За засечной чертой, пока было относительно безлюдно. Редкие сёла, деревни этого периода преимущественно состояли из служилых людей: казаков, стрельцов, пушкарей, засечных сторожей, солдат, драгунов, рейтаров (драгуны и рейтары-конные воины), а также много было поверстанных в дети боярские. (Согласно годовой сметы 1666 года крепости Козлов, в городовой службе, из 3452 человек мужского населения были; 1961 боярские дети, 190 пушкарей, 170 драгунов, 149 поместных атаманов, 59 сторожевых казаков, 49 кузнецов и т.д.). Используя местность и речные русла, постепенно выстраивалась непрерывная линия обороны – засечная черта. Преграды из поваленных хаотично деревьев (засеки), непрерывные земляные валы и рвы, деревянные заборы из вбитых в землю заострённых брёвен (забор - тын), густые леса, болота, глубокие русла рек, в местах имеющихся бродов, в дно реки вбивались острые деревянные колья и т.д. По всей длине засечной черты выставлялись частые дозоры. Осуществлять внезапные конные набеги и безнаказанно грабить и убивать кочевники уже не могли. Однако на работу в поле и к местам рыбной ловли поселенцы пока выходили вооружёнными. Последний крупный набег орд был в 1676 году, который окончился для них полной неудачей. К концу 17 столетия набеги почти полностью прекратились. Однако память об этом в народе ещё держалась долго. Со слов своих предков, моя бабушка Татьяна, рассказывала, как прятались тогда от набегов работавшие в поле люди. В месте дозора стоял хорошо видный высокий шест с объёмным предметом наверху. Если шест стоял, то работали спокойно, если падал, значит, опасность, набег. Тогда прятались прямо в поле, или уходили в лес. От коней по равнине далеко не убежать.

С прекращением набегов, в городах-поселениях и на оборонительных сооружениях вдоль засечной черты появилось много лишних служилых людей, ранее нёсших дозорную и сторожевую государеву службу, и их переселяли глубже на восток и юг, выделяя земли. Сразу, после похода Петра 1 на Азов в 1695 году, началось наиболее активное заселение берегов рек Матыры, Сурены, Вороны и их многочисленных притоков. По-видимому, в это время и было основано село Большой Избердей, откуда пошли первые известные наши предки.

Население Тамбовского наместничества быстро росло. В 1722 году в Козловском уезде (в радиусе 50 км. от города) уже насчитывалось 107 поселений.

В 1710 году все категории мелких служилых людей (детей боярских) были переведены правительством в состав однодворцев - будущих государственных крестьян. Петровскими указами 1719-1727 г.г. юридически был оформлен разряд государственных крестьян, к которым были отнесены все сельские жители, не принадлежащие помещикам, в том числе и однодворцы.

То естьоднодворцы, это особый класс военных земледельцев, живших на границах Московии и несших охрану пограничья, который в связи с созданием регулярной армии, образовался из детей боярских в первой четверти 18 века. Однодворцы стали самой

многочисленной группой сельского населения на юге Русского государства. В 1762 году они составляли 65% всего населения Козловского уезда. Указом 1724 года однодворцы были обложены подушной податью, 4-х гривенным оброком. До этого подушной податью однодворцы не облагались, т.к. вместо этого они несли государеву службу. В отличие от других категорий государственных крестьян, однодворцы имели привилегию, и сами могли иметь крестьян.

Многие однодворцы длительное время владели незначительным числом крестьян, которые, как правило, селились с ними одним двором и несли перед государством те же повинности, что и их владельцы. К середине 18 века однодворцы постепенно превращались в замкнутую сословную группу, доступ в которую становился всё более затруднительным. Фактически они занимали промежуточное положение между мелкими помещиками и крестьянами, но так и не слились, ни с теми, ни с другими. Попытки дворцовых крестьян перейти в однодворцы, используя старый приём женитьбы, решительно пресекались правительством. Да и однодворки предпочитали выходить замуж за себе равных. Таким образом, уже в первой половине 18-го века из пёстрого сословия служилых людей сложилась единая группа государственных крестьян - однодворцев, которые обязаны были вносить деньги на земские нужды, и отбывать рекрутскую, дорожную, подводную и постройную повинности. Об них говорилось в народе; «Сам пашет, сам орёт (т.е. пашет), сам и денежки берёт». «Казённый крестьянин, живёт как Бог велит, а барский как барин рассудит». Историк дореволюционной России Н.А. Благовещенский в своём труде отмечает, что однодворцам было присуще «страшное чванство своим происхождением и высокомерная родовая нетерпимость к низшим сословиям». Это изречение относилось к неравному браку.

За исправное несение повинностей однодворцы отвечали круговой порукой.

Отсутствие набегов орд, жирные неистощённые чернозёмы способствовали быстрому росту населения. В 1779 году на территории Тамбовской провинции уже проживало 357 тысяч человек. В 1860 году Тамбовская губерния занимала второе место в России по численности населения, 95% которого составляли русские, 4% мордва и 1% татары. В состав тогдашней огромной по территории губернии, входили некоторые земли сегодняшней Мордвы, отдельные районы современной Саратовской области, города Липецк, Пенза и другие.

Земли однодворцев составляли две группы. В одной из них были поместные участки их предков, а также захваченные в Диком Поле и купленные волостью или селением. Вторая группа – земли, лично купленные однодворцами или им жалованные правительством в вотчину. Принцип распределения общинных земель поначалу был не подушным, а подворным. (Возможно отсюда и пошло название однодворцы). По традиции их можно было продать, или передать только однодворцу. С бурным ростом населения, на каждую живую душу приходился всё меньший участок земли и многие однодворцы в 19 веке уже не могли с него прокормиться, уходя на заработки и переселяясь на Волгу, в города и более южные области. Многие после отмены крепостного права, дополнительно к общинному наделу, арендовали помещичью землю. В неурожайные годы, особенно в 1830-1840 годах население наших краёв голодало.

В эти годы по инициативе малоземельных общин однодворцев и при поддержке правительства, распределение земель с подворного принципа, стало во многих однодворческих общинах заменяться на подушевой. В Озёрках в конце 19 и начале 20 века существовал именно такой способ. Пахотная общинная земля раз в 5 лет перераспределялась общиной и выделялась только на лиц мужского пола, независимо от их возраста. Выпасы и сенокосы были общими.

После отмены крепостного права, в 1866 году сословная группа «однодворцы» была упразднена, но название сохранилось за их потомками, то есть за всеми нами.

(Литература: «История Тамбовского края с древнейших времён до середины 19 века», Тамбов, издательство ТГТУ; И.В. Двухжилова; «Заселение Тамбовской земли»; Н.В. Муравьёв; энциклопедический словарь «История Отечества с древнейших времён до наших дней»; Н.А. Благовещенский, «Четвертное право» Москва, 1899г.; «К вопросу о расширении социальной базы дворянского сословия в 17 веке» (поверстание в дети боярские представителей других сословий), Т.А. Лаптева, журнал «Отечественная история», 2003 год, №5; «Однодворцы в Московском пограничье», Н.М. Чернов; «ВикпедиЯ» - свободная энциклопед. и.т.д.).

Вот что говорят о наших краях самые ранние доступные мне документы. В документах ревизской сказ­ки, (списках лиц подлежащих обложению подушной податью и отбыванию рекрутской повинности), от 1719 года говорится, что в селе Большой Избердей, откуда пошли самые ранние известные нам по мужской линии предки, в шести домах име­лось 11 мужских душ государственных крестьян-однодворцев, основателей села, в т. ч. Кочергин, Родионов, Воропаев, Алымов, Молчанов. Дворяне, духовенство, отставные солдаты и драгуны в этой переписи не участвовали.

Село Озерки, куда в 19 веке переселились наши более поздние предки, впервые упомянуто в документах ревизской сказки 1782 года. По документам 1811 года в селе числились однодворцы - 37 мужчин, которые жили в 12 домах. Наш прямой предок Евлампий Филиппович в эти годы ещё жил в селе Большой Избердей. Много позже я нашёл старинные военные карты 1870 года, где на месте Озёрок, было написано «Избердеевские выселки».

Анализ местного говора, дошедшего до моего времени, говорит о том, что население наших сел, в основном, было образовано переселенца­ми Рязанской и других северных и северо-западных областей России. Такой же говорок был да и сохранился в сельской местности до третьего тысячелетия у жителей Воронежской, Липецкой областей и у Донских казаков. Для возможного последующего анализа, приведу несколько слов употреблявшихся в мое время в обиходе, и вытесненных позже литературной речью.

В нашем селе жили однодворцы, которых по языковому диалектному своеобразию называли «гамаи». Имеются письменные сведения, что населённые пункты гамаев были и на территории Воронежской губернии. (Гамаи - возможно от диалектного слова гамаить, т.е. говорить. Попросту сказать - говоруны). В их речи равноправны были слова петух и кочет. «Куда» произносилось «куды», «туда-туды», «кому-каму», «пой­дем-пайдем», «чего-чаво», «тебе-табе», «принеси-приняси», «позавчера-анадысь», «вче­ра-намедни», «теперь-таперь и таперича», «ухват-рогач», «приходи-прихади», «я женился - я жанилси», «тащить-ташшить», «надо-нада», «нельзя-няльзя» «коромысло-хлудец», «полотенце-утирка», «воробей-чилик», «стекло-скло», «цветы-тивяты» и т.д. Глиняная кринка для молока и других жидких продуктов, называлась «махотка». Окончания слов – ая и ый, заменялись на – ыя и ай. «Красныя - краснай», «вясёлыя - вясёлай», «счастливыя - счастливай» и т.д. Использовались мягкие окончания глаголов. «Прийдут – придуть», «несут-нясуть», «делают – делыють). Соседние сельчане, которые проживали рядом, в том числе в деревнях Дуловка и Новосёлки (Милявы), которых у нас называли «цуканы», (бывшие помещичьи крестьяне, насильственно завезенные возможно из северных районов Рязанской области), говорили «пойдё», «принесё» и т.д., вместо слов пойдёт и принесёт, опуская окончания. У нас, их звали "барские". Название цуканы, возможно, произощло из-за их цокающего говора, отличного от нашего гамайского. Яркий подтверждающий пример тому. Цуканы говорили цветы, гамаи – тивяты. На этом лингвистику завершим и сделаем новый шаг.

Из устных рассказов односельчан, было известно, что село Озерки, образовано крестьянами однодворцами, переселившимися в 18-19 веках поближе к обрабатываемым землям из соседнего села Большой Избердей. На месте Озерок был лес. Островки его, дубовые рощицы, остались до времен моего детства, и мы там играли «в войну». Рубили деревца беспощадно все. На основу под соломенную кровлю, на топку, на колья. Для обогрева жилья и приготовления пищи топили русские печи, как я помню с раннего детства, соломой, сухим навозом. Ни дров, ни угля не продавали, да и купить уголь у подавляющего числа населения, было не за что. В печах готовилась еда. Для нужд зимнего отопления, дополнительно в доме осенью, прямо на деревянном полу, выкладывалась отдельно маленькая кирпичная печка. Весной она разбиралась. Зимы стояли снежные и холодные. Поэтому каждую осень, дома, снаружи утеплялись завалинками - сооружениями из мелкой не годной на корм скоту соломы, наложенной у стен слоем толщиной 40-50 см до нижней части окон и даже выше.

Дубняк в рощах не успевал отрастать. Срубали. В начале 60-х годов 20-го века начали корчевать даже пни на топку.

Заказанная мною в январе 2010 года в Тамбовском государственном архиве справка, которую я получил в мае месяце этого года, увеличила количество имён известных мне по мужской линии предков на 3 единицы и опустила начало известной со слов родителей родословной в середину 18-го века. Читал я её с замиранием сердца. Макар, Филипп и Евлампий! Сразу стало понятно, что родовое прозвание "Евлашины", произошло от имени нашего предка "казённого крестьянина" (однодворца) Евлампия Филипповича Харламова - (Евлаши по деревенски), который родился в с. Большой Избердей в самом начале 18-го века, и по видимому первый из Харламовых переселился в Озёрки, где и умер, прожив 83 года. Фамилия ранних предков в сохранившихся метрических книгах писалась по разному, иногда Харланов, другой раз Харламов. Один и тот же предок, судя по записям в ревизских сказках и метрических книгах родился под фамилией Харламов, женился, как Харланов а умер Харламовым, и наоборот. В 20 веке все мужчины однофамильцы, проживавшее на современной территории Петровского района, как пришедшие с войны, так и не вернувшиеся, носили фамилию Харламов. Это я узнал из Книги памяти участников ВОВ Тамбовской области. Харлановых, там не было .

Из Архивной справки стала известна фамилия моей бабушки – матери отца Ефросиньи Панфиловны - Иваникова, и имена и одна фамилия ещё двух прапрабабушек, которые носили имя Агафья (Ганна, Ганька).

Полученная информация вполне меня устроила. Добиваясь её получения, я неоднократно на продолжении нескольких месяцев, звонил в Тамбовский архив исполнителю, который поначалу намеревался отделаться от меня сообщением, что церковь в Озёрках появилась в 1893 году, поэтому более поздних данных он не может найти. Я настоял на обращении к архиву церкви села Большой Избердей, послав ему для убедительности выписку из книги писателя - историка Тамбовской области Муравьёва, продолжал беспокоить. В итоге, получив справку, позвонил и поблагодарил исполнителя за качественную работу. Он в ответ поблагодарил меня за проявленную настойчивость. Архивная справка обошлась мне в 2 тыс. 500 рублей и пару десятков вежливых телефонных звонков. Учитывая юридическую достоверность сведений приведенных в тексте и их несомненную важность, решил привести её копию целиком в этом тексте. Вдруг кто-то из неё почерпнёт важные именно для него сведения, которые пригодятся в поиске других родственных ветвей Харламовых, Гридневых, Филоновых, Разводовых, Верховых, Тимошиных, Иваниковых....! Может кто-то решит обратиться в Российский государственный архив, чтобы поискать там недостающие данные об уже известных предках и добавить имена новых? Может быть, кем-то найдутся «верстальные, разборные или раздаточные десятины» 17-18 веков, в которых будут описаны деяния наших предков и их поместный и денежный оклад при верстании в дети боярские или зачислении на государеву службу «по прибору»? Может кто-то решит покопаться в Российском государственном архиве древних актов и отыщет там наиболее древние недостающие страницы истории нашего рода? «Ищите и найдёте!

Знайте! Наши предки были воинами и пусть не всегда богатыми, но гордыми и вольными. Помните и гордитесь этим!

P.S.

В минуты отдыха продолжал я писать свои «хроники». В 2014 году, копаясь на сайтах, я обнаружил старые карты Стрельбицкого (№37-129) и военную трёхвёрстку Шуберта (лист 17-18) 70 годов позапрошлого века, на которых моё родное село Озёрки, ещё называлось «Избердеевские выселки». (В координатах примерно 52* 40 северной широты и 40* 57 восточной долготы). Это открытие меня удивило, т.к. никто и никогда из людей старшего поколения не упоминал об этом. Когда же оно стало Озёрками? По-видимому? после ввода в строй церкви в 1893 году?

Карты, каждая по своему, были не точны в изображении местности, в правильности написания названий отдельных населённых пунктов. Некоторые населённые пункты присутствовали на одной карте, а на другой их не было и наоборот. Даже наше Озеро не было нанесено, тогда как, в 2-3 раза меньшие по размеру Дубовое и Шехманское, были обозначены. На месте исчезнувших к нашему времени сёл Дуловки –Марьино, на месте Новосёлок - Карцева.

Домой   Трехверстовка Шуберта онлайн и в цвете Карты Стрельбицкого

 

 

 


0.002.

Поделитесь с друзьями

Я.руВКонтактеОдноклассникиTwitterFacebookМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс

Домой   Онлайн карты   Архив карт   Трехверстовка   Маршруты    

 

 

От кого: Иван Раскольников
Тема: ...
Сообщение: Привет, дед. Живу, в целом, хорошо. За что спасибо родителям: благоустроили мой быт, посредством покупки мебели в комнату. Пользуюсь подаренным ноутбуком, выручает уже не в первый раз. Из проблем могу особенно выделить острую нужду в военном билете или хотя-бы приписном свидетельстве. На каждом хорошем рабочем месте, где прохожу по личным качествам и умениям, просят сей документ. Ходил в центр МТС на собеседование. Хочу пройти курсы квалификации специалиста, где меня научат работать с отчетной документацией, 1С и прочим. Будет опыт работы для последующего трудоустройства на более хорошее место. Спорт не бросил, купил абонемент, хожу, но значительно реже, чем в Курске, ввиду большого кол-ва дел. Снова покуриваю, под влиянием окружения (никому не рассказывай). Тоже старею, что свойственно всем. Но старею не физически, а душой. Перестали привлекать постоянные тусовки, зародились зачатки педантичности, что проявляется в постоянном желании всё держать в порядке и чистоте. Больше времени уделяю саморазвитию. За один день прочитал-таки "Солярис" Станислава Лема. Книга оставила множество вопросов и осадок из хороших впечатлений. Кажется, единственная книга из жанра фантастики, которая не пестрит игривым повествованием и приключениями, а заставляет читателя заглянуть внутрь себя. На днях пойду в книжный магазин в поисках хороших книг из разряда классики. Может, посоветуешь что-нибудь глубокое? Не хочу опираться на интуицию, впоследствие разочаровавшись в купленном. Окромя прочего, стал чувствовать себя нужным. Звонят старые знакомые, приходят в гости, говорим о жизни. Вчера ночью поощрил в себе детское начало, залез на крышу здания в центре города. (Не смей ворчать, кто бы упустил возможность в моём-то возрасте. На то оно и юношество. Прикрепляю фотографию с крыши, очень красивый вид). Чаще замечаю в себе отголоски отцовского и твоего поведения, схожие позиции, мышление и типичный для нашего рода юмор :) Надеюсь, что осветил все вопросы, которые могли тебя интересовать. Если упустил какие-либо детали, спрашивай, с удовольствием расскажу. Не забывай, что обещал приехать ко мне с бабушкой в августе! С наилучшими,

 

Карта в виде картинки 768x768

 

Сохранить картинку с картой: 224532.jpg    

 

 

 


0.059.

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Феноменологическое восприятие | Культура речи качества речи и ортология

Дата добавления: 2014-11-24; просмотров: 342; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.006 сек.