Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Тема 4. Теоретико-методологические основы политической науки

Читайте также:
  1. I ОСНОВЫ ГЕОЛОГИИ 1 Предмет геологии и ее значение
  2. II. Основы определения страхового тарифа.
  3. II. ОСНОВЫ СИСТЕМАТИКИ И ДИАГНОСТИКИ МИНЕРАЛОВ
  4. Билет 2. Задачи и характеристика основных методов психологической науки.
  5. Билет № 9 (Основы)
  6. Биотехнические основы сохранения, перевозка и хранения живой рыбы.
  7. БИОХИМТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ СПОРТСМЕНОВ
  8. В политологии существует несколько основных теорий политической системы общества.
  9. Взаимодействие государства с другими субъектами политической системы.
  10. Виды власти. Структура и особенности политической власти.

 

1.Философские, эмпирические и научные традиции в развитии политического знания.

2. Дискуссии о предмете политической науки. Междисциплинарные связи политологии.

3.Политическая наука и политическая философия.

 

 

1.Традиция осмысления событий и процессов политической жизни общества принадлежит к числу наиболее древних отраслей человеческого знания. Как старейшая область интеллектуальной деятельности наука о политике первоначально была частью философии, истории или права. Её главной целью было обосновать наиболее общие принципы и построения человеческого общества. С конца XIX века этот чисто философский подход постепенно сменился попытками превратить политическую науку в самостоятельную научную дисциплину. Это движение достигло апогея к середине XX века, когда классическое наследие политической мысли стало восприниматься как бессмысленная метафизика, о которой можно забыть. Сегодня вновь пришло понимание непреходящей ценности основных политических принципов и нормативных концепций. Нынешняя политология охватывает множество теоретических подходов и школ анализа.

Истоки политической мысли ( в качестве политической философии) берут свое начало в Древней Греции. Поскольку философию тогда больше интересовало не «сущее», а «должное», она носила «предписательный», этический, нормативный характер. В рамках философских построений Платона политическое определялось, исходя из понятия о полисе как о некоей форме первичного человеческого объединения, общности. Отсюда политическое осмысливалось сквозь призму единого и неделимого общества, как всякое действие, хоть в какой-то мере направленное на общество в целом. В духе представлений о неразрывном единстве «должного» и «сущего», Платона больше всего занимала мысль об идеальном государстве. В качестве такового им рассматривалась просвещенная диктатура во главе с монархом- философом.

В Средние века идеи нормативной философии получили развитие в трудах таких мыслителей, как Августин Блаженный и Фома Аквинский. Так сложились первоосновы того, что называется «традиционным подходом» (философским) к изучению политики. Это по сути история политической мысли в лице её наиболее видных представителей (от Платона до Маркса) с анализом их работ. Главный метод здесь – критический анализ литературных источников, а задача – уяснить основные идеи тех или иных мыслителей, проследить развитие их взглядов. С научной точки зрения эта скрупулёзная работа не носит объективного характера, поскольку имеет дело с чисто нормативным аспектом политической науки в том смысле, что стремиться анализировать и объяснять.

Эмпирическая (дескриптивная) традиция имеет более позднее происхождение, чем традиция теоретическая, она также восходит к первоистокам политической мысли (типо-

логия государственных устройств Аристотеля, описание Макиавелли реалий государственного устройства, социологическая теория управления и права Монтескье). В центре внимания здесь – политические институты. Для институционального подхода всегда были характерны попытки дать беспристрастную и объективную картину политической реальности. Дескриптивный политический анализ в свое время получил серьезную поддержку со стороны эмпиризма, распространившегося с середины XYII века, начмная с работ таких философов как Д.Локк и Д.Юм. Доктрина эмпиризма выдвинула положение о том, что только опыт может быть единственной основой знания, а все гтпотезы и теории должны проходить проверку наблюдением. К началу XIX в. идеи такого рода вылились в позитивизм, наиболее ярким представителем которого стал О.Конт. Эмпиризм провозгласил, что все социальные науки, в том числе все формы философского знания, должны строго придерживаться методов естественных наук. Как только наука была провозглашена единственно надежным средством раскрытия истины вообще, началось самое широкое движение за создание и политической науки.

Научная традиция. Первым теоретиком, попытавшимся описать политику в научных категориях, стал К.Маркс. Используя свою концепцию исторического материализма, он попытался вскрыть движущие силы исторического развития, а также сделать прогнозы относительно будущего, опираясь на «законы», имевшие, по его мнению, такой же научный статус, как и законы в естественных науках. «Мода» на научный анализ распространилась по всем общественным наукам. В 1870-х годах курсы «политической науки» были введены в университетах Оксфорда, Парижа и Колумбийском, в 1903 г. учреждается Американская ассоциация политических наук. После первой мировой войны центры развития политической науки существовали уже во многих странах Европы. Наивысшей точки энтузиазм в пользу данной науки достиг в 1950-1980-х гг., когда повсеместно, но более всего в США, сложилось такое направление политического анализа как бихевиоризм. Впервые это дало политологии надежный научный статус, поскольку обеспечило объективность и количественно проверяемые данные, на основе которых можно было проверять любые гипотезы. Такие политологи, как Д.Истон, Г.Алмонд, К.Дойч провозгласили, что политическая наука теперь может принять методологию естественных наук, и это дало всплеск исследованиям поведения при голосовании, поведения законодателей, муниципальных политиков и лоббистов, поддающихся наблюдению и дающих количественно измеримые данные.

Однако, начиная с 1960-гг. бихевиоризм стал сталкиваться с растущим сопротивлением некоторых политологов, которые заявляли, что он существенно сузил границы политического анализа, угрожая «во имя методологической чистоты эмпирического знания», свести политологию к анализу таких узких проблем как электоральное поведение. От концепций « свободы», «равенства», «справедливости», «прав человека» стали отмахиваться как от бессмысленных, поскольку никакой эмпирической проверке они заведомо не подлежали. Под вопросом оказались научные обоснования бихевиоризма, поскольку последний претендовал на «свободу от ценностей», как условии объективности и надежности. Описывая существующие политические отношения и учреждения, бихевиоризм демонстрировал консервативную тенденцию одобрения и сохранения политического статус-кво. Так в терминах наблюдаемого поведения, демократия была переосмыслена и стала пониматься не как «народное самоуправление», а как борьба элит за завоевание власти через механизм выборов. Другими словами, демократия стала означать то, что происходит в так называемых демократических политических системах развитого Запада.

«Критическая волна» в адрес бихевиористского идеала «чистой науки» заставила говорить о наступившей постбихевиористской эпохе в политологии. Главный смысл постбихевиоризма состоял в восстановлении престижа и роли теории в политологических исследованиях. В поисках более широкой и адекватной методологии ученые обратились к классическому наследию в области социологии политики и политической философии, уделив особое внимание наследию М.Вебера и К.Маркса. Огромную популярность приобретают взгляды неомарксистского течения Франкфуртской школы (Э.Фромм, Г.Маркузе, А.Адорно, Ю.Хабермас и др.).

Достижением методологии в 1960-х гг. стала разработка сравнительных политических исследований (Г.Алмонд, С.Верба и др.). Так, Г.Алмондом был сформулирован функциональный подход как более или менее обобщенный метод. Особую актуальность приобрела проблематика, связанная с процессами социальной и политической модернизации в разных регионах мира. В последние десятилетия ученые вновь обратились к проблемам демократии, модернизации, оживились программы сравнительных политических исследований. Следует отметить выдвижение проблематики, связанной со стремительным распространением новейших информационных технологий, оказывающих большое влияние на эволюцию современных политических систем.

В русле постбихевиористской эпохи, которая продолжается до настоящего времени, не существует какой-либо единой методологии научных исследований. На фоне общего интеллектуального умонастроения разрабатывается ряд теоретических подходов (моделей), не претендующих на универсальность и взаимообогащающих методологический обмен с другими подходами, а также с ценностно и практически окрашенным творчеством в сфере философии, идеологии и политики.

В последнюю четверть XX века к нормативным, институциональным и бихевиористским подходам, ставшим уже классикой, добавились как методы формально-политического анализа (институциональная теория общественного выбора, теории игр и др.), так и целый спектр уже совершенно новых тем. С 1970-х гг. развивается феминистское направление, вынуждающее ученых переосмысливать само понятие «политического». Сложился так наз. «новый институционализм», где центр внимания переместился от анализа формальных и структурных качеств общественных институтов к их более широкому общественному значению и их действительной роли в политическом процессе. Движение «зеленых» выступило с отказом от антропоцетризма традиционной социально-политической теории, настаивая на целостном, холистическом, подходе к политическому и социальному анализу.

Социально-критическая теория неомарксизма подвергла основательной критике все виды социальной практики, опираясь при этом на достижения самых разных мыслителей – от З.Фрейда до М.Вебера. В лоне постмодернизма, конституировавшегося в конце 1960-х –1970-е гг. в трудах Ж.-Ф.Лиотара, Ж.Бодрийара, Ж.Деррида, Р.Рорти и др., и поставившего под вопрос достижимость той абсолютной истины, что приемлема для всех и каждого, зародилась теория дискурса. Общим и чрезвычайно важным итогом всего этого стало то, что политическая философия и политическая наука уже не воспринимаются как разные и при этом соперничающие дисциплины: сегодня это уже очень близкие друг другу способы постижения политической реальности.

 

2. Вычленение любой научной дисциплины требует определения прежде всего тех проблем, которые составляют предмет её исследования. Политическая наука представляет большое разнообразие формулировок своего предмета. Трактовка политологии как науки о политике не вызывает особых возражений, дискуссионным является вопрос о том, в каком объеме политология изучает политику. Ведь у всякого социального явления есть политические аспекты. Кроме того, в последнее время бытует мнение, что общество по мере своего развития всё более и более политизируется (М.Фуко). Справедливости ради отметим, что некоторые ученые придерживаются противоположного мнения – движение общества вперед будет сопровождаться всё большим сужение сферы политики. Более того, некоторые авторы (Д.Белл, Д.Гэлбрейт, С.Липсет, Р.Арон) вообще считают, что в постиндустриальную эпоху политика опускается на уровень банальности, становясь результатом эмпирических и пунктуально выполняемых корректировок, а потому серьезно вести речь о науке, изучающей политику, вряд ли стоит. Существует точка зрения о ненужности политической науки на том основании, что политика является лишь искусством и потому к ней неприменимы научные категории и методы, а политические ситуации как нечто не повторяющееся, могут изучаться историей, правоведением, социологией, исихологией и другими науками.

Вышеназванные проблемы и являются стимулирующими факторами для уточнения предмета политологии, подтверждения за ней статуса самостоятельной науки. Выделим главные позиции по сути рассматриваемого вопроса.

1. Политология – наука, традиционно занимающаяся исследованием государства, политических партий и других институтов, осуществляющих власть в обществе или воздействующих на неё. В этом случае политология – дисциплина одного порядка с политической социологией, политической философией и т.п., то есть одна из многих наук о политике и рассматривается как общая теория политики (метатеория).

2. Политология отождествляется с политической социологией, так как они имеют один и тот же объект (общество, социально-политические явления и процессы), малоразличимы в теоретико-методологическом и категориально-понятийном плане. Всё же думается, что политическая социология – это дисциплина промежуточная между социологией и политологией и поэтому не имеет четких границ, в ней объедены социологическая традиция, ориентированная на общество, и политологическая, ориентированная на государство.

3. Политология – единая, интегральная наука о политике во всех её проявлениях, включающая весь комплекс наук о политике и её взаимоотношении с человеком и обществом. Понимаемая в этом значении политология аналогична экономической науке, философии, социологии и другим интегральным наукам, изучающим как внутренние, так и внешние связи своих объектов. Достоинством широкой трактовки политической науки является ориентация на господствующую сегодня в науке тенденцию к интеграции наук с целью получения целостной картины исследуемых объектов. Научная позиция, рассматривающая политологию одновременно как общую, единую и вместе с тем внутренне дифференцированную науку о политике, находит всё более широкое мировое признание, что получило своё отражение в употреблении термина «политическая наука» в единственном числе в названии всемирной организации политологов – « Международная ассоциация политической науки».

Кроме трех рассмотренных позиций относительно предмета политологии существуют и другие. Среди них те, кто определяет её как: а) науку о государстве; б) науку о политическом порядке; в) науку об авторитарном распределении ценностей в обществе; г) как теорию урегулирования конфликтов и др.

Политическая наука как интегративная область знаний выступает в совокупности различных (гуманитарных и естественных ) дисциплин. Несколько условно все политические субдисциплины можно разделить на две группы: изучающие непосредственно внутренние грани (отношения, механизмы, компоненты и т.п.) политики, и науки, исследующие её внешние связи с другими сферами общества и мира. К первым относятся: политическая философия, изучающая природу политики, разрабатывающая нормативные основы политического устройства, способы и средства познания политики; политическая история, рассматривающая политические, институты, теории в хронологической последовательности и связях друг с другом; теория политики (политология в узком смысле слова), в рамках которой функционирует целый круг таких дисциплин как сравнительная политология, тория государственного управления, принятия решений, политическая конфликтология, транзитология, теория политической культуры и т.д.; теория международной политики, предметом которой являются международные организации и объединения, внешнеполитическая деятельность государства.

Вторую группу политических дисциплин составляют науки, занимающие промежуточное положение между политологией и другими науками: политическая социология, политическая психология, политическая антропология, политическая экономия, политико-правовая теория, политическая география, политическая экология, биополитика, политическая информатика, политическая лингвистика, политическая астрология и др. В этом широком спектре политических знаний явным приоритетом обладает политология, которая дает целостную интерпретацию, интегрируя все наиболее значимые результаты исследований других субдисциплин.

 

3. Ученый в начале процесса исследования объекта, как правило, осмысливает категории, обращается к философским учениям, принципам и методам. Философия и наука, выйдя из одного культурообразующего источника – интереса к познанию мира и общества, - со временем отделились друг от друга, приобретя автономность, но сохраняя при этом взаимозависимость. Они образовали целостное единство познания и осмысления мира. Имея в качестве общего качества творческий характер, они различаются тем, что наука творит знания, а философия – концепты. Кроме того, философия вырабатывает и общий «инструментарий» для научного познания мира – методологию, с помощью которой ученые творят новые знания о мире. Особенно окрепло единство науки и философии в наши дни – ученые исследуют и расширяют понятийный язык, синтезируют новые категории, лексические поля, увеличивают объем написанного, а значит, мыслимого.

Философия, будучи интеллектуальным источником научного познания, сама не является в строгом смысле наукой. Она отличается от науки тем, что не исследует объективные взаимосвязи и отношения в мире, а критически осмысливает все знания о них: и научные и ненаучные. Философия цементирует научные знания в единую, целостную систему взглядов на мир, общество и человека.

На Западе существуют два академических предмета, составляющих политическую теорию: политическая философия (нормативная политическая теория) и политическая наука (эмпирическая политическая теория, то, что в России называется довольно широким и расплывчатым термином «политология»). Каждая из этих дисциплин обладает самостоятельным полем исследования, но, в то же время, они связаны друг с другом.

Политическая философия, в отличие от политологии, устремлена к должному, к некоему идеалу, поэтому можно сказать, что её деонтологическая сторона подходит близко к утопии, хотя нередко правильнее будет сказать, что некоторые теоретические проекты опережают время, они устремлены в будущее. Такими, например, можно считать проекты гражданского общества Т.Гоббса и правового государства Д.Локка, нереализованные до сих пор в значительной части мира.

Различаются они и с точки зрения предмета исследования. Политическая философия рассматривает антиномии: рациональное-иррациональное, равенство-неравенство, справедливость-несправедливость и т.д. Философия политики сосредоточивается на более общих проблемах: сущности власти, политической культуры, ценностей политики и пр. Вместе с тем она делает предметом своего осмысления политические теории, результаты и выводы политической науки, её методологию, поднимая проблемы политической науки, носящие более конкретный характер, на довольно высокий уровень абстракции. Этим достигается большая универсальность и общезначимость знаний о политике. Абсолютной границы между политической наукой и политической философией не существует, и политологи часто сочетают оба уровня анализа или используют достижения философии политики в качестве методологии специально-научного политологического исследования.

Политика в философских построениях приобретает смысл и значение только как средство для достижения идеального, с точки зрения определенных отвлеченных принципов общественного устройства, только как средство, которое служит осуществлению всеобщего блага. « Истинность» нормативных теорий и суждений конвенциональна, т.е. зависит от признания людьми. Так, например, суждение «Демократия – наилучшая форма государства» не является объективной истиной, так как его нельзя проверить, верифицировать. Кроме того, для некоторых народов наиболее приемлемым может быть иной тип государства, скажем, просвещенная монархия или теократическая республика. Сказанное означает, что даже в общем-то прогрессивные концепции, ценности и порядки, насильно навязанные народу извне, не будут для него политической истиной, ибо в сфере нормативных знаний её необходимым условием является свободный выбор человека, её субъективное признание.

Политология же обращена к реальному политическому процессу, политическим партиям и группам интересов, методам функционирования политических институтов и т.д. Политическая наука выстраивает для объяснения общественной жизни такие теоретические модели, которые отражают наличное состояние общества и поддаются эмпирической проверке. Научные политические знания систематизируют и упорядочивают социальные факты, обладают способностью объяснить и предсказать определенные события на основе выявления политических закономерностей.

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Тема 2 Методология науки | Тема 5. Специфика познания мира политического

Дата добавления: 2014-11-24; просмотров: 550; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.012 сек.