Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




От познания – к потреблению

Читайте также:
  1. II) Методы теоретического уровня научного познания
  2. II. Проблема источника и метода познания.
  3. Вопрос объективности исторического познания
  4. Журналистика как специфическая форма познания.
  5. ЗНАЧЕНИЕ ЛОГИКИ В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАНИЯ
  6. Интегральный показатель БЖ – продолжительность жизни. Продолжительность жизни в стране пропорциональна потреблению энергии на человека в год.
  7. К методам эмпирического уровня научного познания относят такие методы, как наблюдение, описание, измерение, сравнение и эксперимент.
  8. Лекция 3. Методы научного познания в обучении математике
  9. Личность как объект психологического познания в сфере деятельности органов внутренних дел
  10. Методология и методы познания экономической теории.

В прошлом веке отечественные идеологи непрестанно подчеркивали, что Советский Союз представляет из себя особый тип социального образования, имя которому общество познания, а капиталистический запад во главе с Соединенными Штатами его изнанка - общество потребления. Стало быть, весь советский народ жил и работал по большей части ради знаний, которые он приобретал как в многочисленных учебных заведениях, так и путем самообразования. Материальные же ценности в виде квартир, автомобилей, одежды, бытовой техники, изысканных деликатесов и прочего каким-то чудом отходили на задний план - как нечто вторичное. И надо отметить, что примерно так все и было.

Как мы с вами выяснили, чтобы знания в пирамиде влечений заняли приоритетную зону, человеку необходимо удовлетворить свои базовые потребности: еда, одежда, жилище и транспортные средства. Ибо пока человек голоден, гол и бос, без крыши над головой и не имеет возможности перемещаться на дальние расстояния, процесс познания будет для него бессмысленной обузой.

Худо-бедно, но в нашем социалистическом прошлом трудящимся были созданы все необходимые условия, которые позволяли им беспрепятственно расширять свой кругозор. Восьмичасовой рабочий день, зарплата, позволяющая сносно питаться, одеваться, платить за жилье, а летом выезжать в курортную зону – все это советское государство не только гарантировало, но и реально предоставляло. А это в свою очередь способствовало высвобождению дополнительного свободного времени, которое, как предполагалось, рабочий класс использовал для получения новых знаний и навыков.

А почему нет? Ликвидация безграмотности почти стопроцентная, библиотека на каждом углу, клубы по интересам, центры детского и юношеского творчества… Поговорка «Встречают по одежке, провожают по уму» в СССР обретала свой подлинный смысл, так как одеты были все примерно одинаково.

Установка на «учиться, учиться и еще раз учиться» по сути дела была нашей государственной идеологией. Именно благодаря ей мы водрузили над рейхстагом знамя Победы, первыми отправились в космос, воспитали плеяду Нобелевских лауреатов… А в кино усиленно культивировался образ мудрого и отважного пролетария (как физического, так и умственного труда), которому противостоял какой-нибудь нечестный на руку хлыщ, любитель красиво и бездумно пожить на широкую ногу, особенно за счет нетрудовых доходов.

«Берегись автомобиля», «Бриллиантовая рука», «Неуловимые мстители» - эти и другие фильмы как раз из той самой идеологической обоймы. Неиссякаемая народная любовь к этим картинам, перетекая из поколения в поколение, говорит лишь о том, что концепция общества познания для советского человека являлась (а судя по всему, является до сих пор) наиболее приемлемой формой созидательного существования.

Можно было не иметь авто, всю жизнь прожить в общаге, питаться в рабочей столовке, десять лет ходить в одном и том же пальто… Но не знать столицу Мадагаскара или дату Ледового побоища – за это возмущенный социум мог запросто подвергнуть жесткому остракизму, оставить, так сказать, без сладкого.

Но вот грянул 1985-й. У руля СССР возник генсек Горбачев, который объявил, что мы отстали от Запада по всем направлениям (было дело, чего греха таить), и сходу запустил процесс радикальных реформ, известных всему миру как Perestroyka. И Красная империя, на радость Западу, улюлюкая понеслась к своему краху, кульминацией которого стал август 1991-го.

Во всем ли виноват лично Михал Сергеич? Да нет, ребята. Он просто позволил случиться тому, что рано или поздно должно было случиться.

Теория конвергенции*, одна из концепций современной буржуазной идеологии, утверждает, что экономические, политические и идеологические различия между мировыми системами - капиталистической и социалистической - постепенно сглаживаются и в перспективе имеют тенденцию к полному слиянию. Таким образом, в обществе потребления усиливаются познавательные (читай: социалистические) начала, а в обществе познания – буржуазно-потребительские. В итоге возникает синтез двух мировых систем на капиталистической основе, который мы с вами имеем честь не только наблюдать, но и выступать его активными игроками.

Когда слияние двух систем достигло своего апогея – так называемой точки сингулярности - советский народ, воспитанный в духе коллективистского бескорыстия, но искусно дезориентированный несущейся с Запада контрпропагандой, внезапно задвинул куда подальше свои информационные аппетиты и, воспользовавшись либеральными свободами, вместо головы с энтузиазмом кинулся набивать карманы, мол, вот оно – счастье-то!

Любопытно, а был ли у народа выбор?

 

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
 | 

Дата добавления: 2014-11-24; просмотров: 87; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.004 сек.