Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Рекламный ролик как анекдот

Читайте также:
  1. Выбор радиуса ролика и построение конструктивного профиля кулачка
  2. ГЛАВА №10. СЦЕНАРИЙ – ЛИТЕРАТУРНАЯ ОСНОВА РЕКЛАМНОГО РОЛИКА
  3. ЛЕКЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РЕКЛАМНЫЙ РОЛИК»
  4. ЛЕКЦИЯ №5. РЕКЛАМНЫЙ ОБЪЕКТ.
  5. МИКСОМАТОЗ КРОЛИКОВ
  6. Пассалуроз кроликов
  7. Построение центрового профиля кулачка с роликовым коромыслом
  8. Построение центрового профиля кулачка с роликовым толкателем
  9. РЕГУЛИРОВКА ОСЕВОЙ ИГРЫ РАДИАЛЬНО-УПОРНЫХ ШАРИКО - И РОЛИКОПОДШИПНИКОВ

Пообещав клиенту, что дня через три – максимум пять дней покажете ему первоначальный вариант сценария, вы остаетесь один на один с бриф-листом. Ваши действия?

А действия просты, как «здрасьте». Кладем перед собой чистый лист бумаги, берем карандаш (ручку, фломастер, гусиное перо, пишущую машинку, компьютер – на выбор) и пишем первое пришедшее на ум слово. Пусть это будет «сценарий». Можно расширить: «сценарий рекламного ролика». С чего-то начать, вот что главное.

Каким бы ни был ролик по стилю – информационный, игровой или музыкальный, реалистичный или анимированный, - ни на секунду не забывайте, что телереклама – это кино. Самое настоящее. Рекламный ролик, как бы пафосно это ни звучало, – один из жанров кинематографа, наряду с вестерном, детективом, ток-шоу, футбольным репортажем, выпуском новостей и докудрамой.

Как бы ни была анонимна реклама, каким бы соавтором не выступал заказчик, за всё то, что идет на экране, отвечаете вы и только вы. И не забывайте о телезрителе. Он, бедный, только что был внутри захватывающего сериала, который обрубили на самом интересном месте и пустили рекламный блок. Поэтому позаботьтесь о том, чтобы ваш ролик был не менее, а то и более занимательнее фильма или футбольного матча.

Как сделать рекламный ролик интересным?

Во-первых, текст, который произносит диктор или актер, должен быть написан исключительно правильным литературным языком. Об этом вроде бы как и говорить не прилично, и так понятно. Грамотная речь – это вежливость автора.

Во-вторых, текст должен быть интересным, захватывающим, особенно, если речь идет о радиорекламе, ибо, как сказал один ученый муж, «радио – то же, что телевидение, только картинка получше». И какой бы правильной не была речь рекламного сообщения, если в нем нет интриги, нет тайны, нет действия, которые целиком и полностью овладевает нашим вниманием, никакие грамматические, синтаксические и стилистические безупречности текста положения не спасут. Интригу проще всего создавать в игровом ролике, он, собственно, для этого и создан.

Законы, действующие в большой драматургии, действуют и в малой. Более того, в малой они как раз и рождаются. Возьмите любой анекдот и сделайте его драматический анализ, и вы в этом убедитесь.

 

Бар, заполненный выпивохами. У стойки бармен протирает стаканы. Вдруг открываются двери, и входит… кенгуру.

- Двойной мартини, пожалуйста, - бросает кенгуру, громоздясь на табурет.

Бармен ничтоже сумняще ставит бокал, наливает. Кенгуру делает глоток.

- Сколько с меня?

- Сто баксов.

Кенгуру роется у себя сумке. Кладет на стойку стодолларовую купюру. Залпом осушает бокал. Спрыгивает с табурета. Идет к выходу.

Бармен ошеломлен:

- Никогда не видел, чтобы кенгуру пил мартини.

- И больше увидишь, - отвечает кенгуру через плечо. – С такими ценами!

Когда мастера И Чо спросили, что такое драма, он ответил: «Каспийское море впадает в Волгу. Лошадь требует шампанского». Мастер И Чо имел в виду, что драма – как в жизни, так и на бумаге – возникает, когда всё и вся идет не так, как все привыкли, то есть наперекосяк.

Драматургия – это искусство создания критических ситуаций.

В журналистике есть такая поговорка: если собака укусила человека – это не новость, а вот если человек укусил собаку – это уже тема для новостной ленты.

«Кенгуру заходит в бар». Новость? Давайте подумаем.

Если этот бар находится в Австралии, где кенгуру, по нашим доморощенным представлениям, разгуливают по улицам наряду с кошками и собаками (как в представлениях всего Запада по улицам русских городов бродят медведи-шатуны), то да, возможно, ничего удивительного.

Но, предположим, бар называется «У Полины», что в Мелитополе, то кенгуру среди посетителей – явная сенсация, ибо откуда на Таврических просторах оно взялось? Я уже вижу новостной тизер: «В Мелитополе среди посетителей ночного клуба охранник опознал австралийца. Им оказался кенгуру».

Спору нет, кенгуру в баре - ситуация занимательная, но еще не драматическая. В ней нет коллизии, столкновения интересов. Она лишь чревата коллизей.

А что, если кенгуру сбежал из зоопарка, на улице холодрыга, и несчастное животное в поисках тепла забрело в людный бар? Возможно такое? Очень даже. К тому же хороший повод состряпать новостной сюжетец.

Но что годится для новостей, недостаточно для сценической или экранной драмы. Тут нужно что-то позабористей, более неправдоподобное. Собственно драма в нашем анекдоте начинается в тот момент, когда кенгуру на чистом русском произносит: «Двойной мартини, пожалуйста». Мало того, что животное балуется спиртным, оно еще и говорящее. Вы где-нибудь такое видели? Уверен, случись любому из нас быть свидетелем подобного аттракциона, мы бы решили, что наша крыша двинулась в путь.

Но только не крыша бармена. Потому что он – не реальный персонаж, а вымышленный. Как и эстетствующий кенгуру, пристрастившийся к брендовому итальянскому вермуту. А вымышленный человек может быть каким угодно. Что? Кенгуру не разговаривают и испытывают отвращение к спиртному? А как насчет разумной резиновой мочалки, героя мультсериала «Губка Боб Квадратные штаны»?

Кино было бы невозможно без изобретения объектива - оптического дивайса, представляющего собой определенный набор линз. Линза, как известно, увеличительное либо уменьшительное стекло.

Киноискусство, как и всякий другой вид художественного творчества, выступает в роли такой линзы, задача которой – преломлять действительность, выявляя ее крайности, трагические или комические.

Всякий вымышленный характер в корне отличается от реального, хотя и является его отражением. Человек вымышленный – homo fictus (от fiction - вымысел, выдумка, фикция) – всегда во всем превосходит homo sapiens`а – человека разумного.

Чтобы по-настоящему привлечь внимание к персонажу, нужно снабдить его такими качествами, которые сделают его не просто любопытной личностью, но превратят в супер-пупер оригинального чувака.

Подобно линзе, которая стягивает солнечные лучи в одну точку, вызывая возгорание, человек вымышленный, концентрируя в себе множество рассеянных по миру характеров, являет собой единый собирательный образ, обладающий силой прожечь любую преграду на пути к цели, особенно - к сердцу зрителя. Злодей обязан быть коварнее Гитлера и Нерона вместе взятых, а добряк готов стащить с себя единственную рубаху и отдать дрожащему бомжу.

Словом, если солдат, то Джон Рэмбо, если спецагет, то Джеймс Бонд, если спайдермен, то Питер Паркер.

Наш бармен тоже своего рода супермен, особенно по части жизненного опыта. Говорящий кенгуру для него не новость (в отличие от нас с вами). Зато когда сумчатое пьет мартини – это новость, по степени невероятности сравнимая с прохожим, укусившем собаку. «Кенгуру и мартини - это неправильно, это наперекосяк, это вилы, - причитает внутренний голос озадаченного бармена. - Кенгуру пьют пиво, иногда портвейн, чуть реже виски, но что бы мартини… Нонсенс! Нет, нет, этого не может быть, потому что этого не может быть никогда».

Совмещение несовместимого (или, как выражаются украинские политики, «впихивание невпихуемого») провоцирует конфликтную ситуацию.

В нашем анекдоте таких несовместимостей пять:

 

Кенгуру и бар.

Кенгуру и спиртные напитки.

Кенгуру и деньги.

Кенгуру и человеческая речь.

Кенгуру и экономическая наука (разбирается в ценах).

 

Если первые три возможны как результат дрессировки, то две последние несовместимости – самые невероятные, так как указывают на наличие у животного разума, чего быть не может в принципе и встречается исключительно в вымышленных историях – в сказках, баснях, анекдотах...

Анекдот – самая малая форма драматического искусства. «Проходит ирландец мимо паба». Четыре слова, а уже коллизия. Ибо какой ирландец в здравом уме пройдет мимо питейного заведения? Это как выйти из дому без штанов. «Да это же вразрез с нашими вековыми традициями!» - гудят дублинские пабы. По сенсационности с этим сравнится лишь девушка в мини-юбке на улицах современного Тегерана. С той разницей, что в первом случае дело кончится смехом, а во втором, скорее всего, арестом.

Четыре слова – слишком много? Нет проблем. Вот вам драматическое повествование, состоящее из двух слов: «Колобок повесился».

Если вам больше десяти, то, уверен, сей бородатый опус не вызвал у вас гомерического смеха. Но улыбку, согласитесь, спровоцировал. А это значит, что анекдот работает.

Если существуют веселые рассказы, состоящие из двух слов, то где-то должны существовать анекдоты, представленные одним-единственным словом. В принципе, любое слово, вызывающее смех, есть анекдот. Главное, произнести его к месту и ко времени.

Всякая хорошая реклама – всегда по формату анекдот, с началом, серединой и концом, с драматическими коллизиями, в которых участвует герой истории.

Герой постигает какую-то тайну, которую мы, телезрители, постигаем вместе с ним. И тайна должна завораживать.

Однако никто не исключает наличие тайны и драматизма в ролике чисто информационном. Главное, помнить, что тайна в рекламе такая же необходимость, как карбюратор в моторе, без которого авто не двинется дальше исходной точки, некоего пункта А.

Задача рекламного ролика почти та же, что и у автомобиля: из пункта А (телевизор) переместится в пункт Б (голова и сердце реципиента). Причем, на все про все у нас не больше 30 секунд. И потому без тайны телевизор может стать для ролика его последним пристанищем, а деньги, выделенные на его производство и размещение, - прахом.

Вместить в полминуты целую жизнь, которая зацепит телезрителя за живое, – задача не для слабонервных, требующая мужества и большого мастерства. Видимо, это и имел в виду Теннеси Уильямс, когда говорил, что «единственные настоящие поэты нашего времени служат в рекламных агентствах»; а Уилл Роджерс добавил: «Одно рекламное объявление стоит больше, чем сорок передовиц».

В отличие от большого кино, где характер раскрывается в течение полутора-двух часов экранного времени, формат рекламного ролика значительно стеснен временными рамками. Однако при условии, что 1 секунда в среднем вмещает 2 слова, у вас в запасе целых 60 слов, а это, поверьте, не так уж и мало. Остается лишь разумно распорядиться этим почти бесконечным пространством.

Рекламный ролик роднит с анекдотом еще и тот фактор, что оба – анонимны.

Говорят, в Израиле «Подмосковные вечера» считают… еврейской народной песней. В каком-то смысле это так: ее авторы – поэт Михаил Матусовский и композитор Баснер – являются лучшими представителями еврейского народа. И тем не менее их имена не всплывают. Кто из нас может вспомнить имя автора «Ой, мороз, мороз»? То-то и оно. И что-то подсказывает, что об этом знают лишь специалисты. Как бы там ни было, но это высшая форма народного признания.

Если вас уже подмывает адаптировать какой-нибудь анекдот под рекламный ролик, то ни в коем случае не стесняйтесь своего желания – адаптируйте смело и нагло! Скорее всего, в процессе адаптации от исходной истории останутся рожки да ножки. Зато получится замечательный сценарий.

- Никогда не видел, чтобы кенгуру пил мартини.

- И больше увидишь. С такими ценами!

- РЕСТОРАН «ГОРНЯК».

Уютный ресторан. Кенгуру с бокалом мартини в компании подвыпивших шахтеров распевает «Вышел в степь донецкую парень молодой».

- ПРАЗДНИК, КОТОРЫЙ ВСЕГДА С ТОБОЙ.

 

(Ну, что-то вроде этого)

 

Творческий процесс

 

Как сказал мастер Чо: «Творчество – это дзен. А дзен – это просто. Причем, просто как дверь». Японское словцо «дзен» произошло от санскритского «дхьяна», что значит «медитация».

Творчество – одна из разновидностей активной медитации, направленной на достижение определенной цели. Одна из форма активной медитации – игра на музыкальном инструменте. Но музыкант на сцене не просто медитирует, терзая саксофон или там бас-гитару, его задача – доиграть произведение до конца, явить его целиком. Джазист не знает, что он сымпровизирует в следующий момент, он просто играет, полагаясь на волю Яхве* - Бога Сущего, который по-эфиопски произносится как «джа». Отсюда «джаз».

Итак, мы написали три слова «Сценарий рекламного ролика». Это было легко. А теперь ниже напишем название продукта, который собираемся отрекламировать. Скажем, «Кирпичи «Вавилон». Именно о них – о кирпичах – мы и намерены рассказать телезрителю (и отнюдь не о трижды-семижды замечательном предприятии «Вавилон», созданном двумя армейскими дружками – Васей АВакян И Леней ОНуфриенко), да так рассказать, чтобы у телезрителя не осталось никаких сомнений, что слова «кирпичи» и «Вавилон» - синонимы.

 

Сценарий

рекламного ролика

«Кирпичи «Вавилон»

 

Несмотря на легкость, вы сделали очень большое дело - задали направление работы мысли, нарисовали карту предстоящего маршрута, другими словами - запустили творческий процесс. Будет еще лучше, если вы, сверяясь с бриф-листом, вслух или про себя произнесёте: «Я, Коля Дыркин, находясь в здравом уме и трезвой памяти, намерен здесь и сейчас написать черновик сценария рекламного видео(радио)ролика «Кирпичи «Вавилон», в котором хочу рассказать об удивительных свойствах этого нужного всем изделия, превращая телезрителей в покупателей. Я знаю целевую группу, на которую должен быть рассчитан это сообщение, а так же знаю уникальное торговое предложение рекламируемого объекта. Опираясь на эту информацию, я намерен создать сценарий интересного и эффективного рекламного ролика».

Стадия подготовки (яйцо) соответствует этапу планирования проекта и включает в себя определение проблемы, сбор данных и принятие основных допущений… На этом этапе мы формируем нашу цель в письменном виде, а затем, используя технику визуализации, пытаемся как можно более полно ощутить желаемый результат и отразить его в формулировке цели. Суть заключается в преодолении разрыва между вашим нынешним и желаемым творческим состоянием.

Задайте себе вопрос: «Чего именно я хотел бы получить?»

Вдохновение – необузданная, неуправляемая энергия творческого сознания, внезапная вспышка, которая ведет за собой рождение новой идеи. Чаще всего вдохновение возникает непроизвольно. Однако если бы оно было полностью неуправляемо, мы не имели бы права принимать похвалу за наши идеи – только за действия.

Фактически настоящие продуктивные всплески фантазии бывают лишь у тех, кто долго готовит к ним свой ум и предпринимает усилия к поиску. Французский математик Жюль Анри Пуанкаре писал: «Эти внезапные вдохновения… никогда не приходят иначе как после нескольких дней адских усилий, прошедших совершенно неплодотворно, из которых ничего хорошего, по-видимому, не выйдет, а выбранный способ действия совсем сбивает с пути. Эти усилия впоследствии не были столь же бесплодны, как мысли, коими они сопровождались. Они привели в движение подсознательный механизм, и без них ничего бы не двигалось и ничего бы не получалось».

Поэтому ни в коем случае не впадайте в отчаянье, если на вас все еще не хлынул поток гениальных решений, а в голове нет даже малейшего намека на то, каким будет ваш ролик. Потому что на этапе подготовки этого никто не знает. Ни вы, ни тем более рекламодатель. Однако мы сделаем всё от нас зависящее, чтобы это выяснить.

 

- Я знаю, кто украл ваши деньги?

- И кто же?

- Сволочь и мразь.

Так и скажите себе: «Ха! Я знаю, каким будет мой ролик. Офигительным!»

Вас наверняка спросят: «И как он выглядит?»

Ответьте: «А хрен его знает!»

Поздравляю, с этого момента вы – художник (копирайтер, креатор, творец, демиур – нужное подчеркнуть).

 

Творчество — деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее, ценное не только для автора, но и для других.

Поэтому основной критерий, отличающий продукт творчества от продуктов производства — уникальность результата. В процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям качества, выражает в конечном результате уникальные аспекты своей личности. Никто, кроме автора, не может получить в точности такой же продукт, даже если в точности воссоздать исходную ситуацию.

Среди самостоятельных видов творчества выделяются художественное, научное, техническое, спортивно-тактическое, атакже военно-тактическое.

Создание рекламы ближе всего к процессу технического творчества (видимо поэтому реклама многими авторитетами не признается искусством), более известного как изобретательство. Психолог С. Л. Рубинштейн указал на характерные его особенности: «Специфика изобретения, отличающая его от других форм интеллектуальной деятельности, заключается в том, что оно должно создать вещь, реальный предмет, механизм или приём, который разрешает определенную проблему».

Проблема, которую призвана решать реклама, называется «оптимизация продаж». Чтобы ее решить, вам нужен «офигительный ролик». И вот вы готовы его создать.

Все правильно, но под заголовком Сценарий рекламного ролика «Кирпичи «Вавилон» все еще целинная белизна бумаги, а в голове ни одной интересной мысли, и кажется, что как творческая единица ты ни на что не годен. В этот момент к нам приходит унизительная идея списать у кого-то и выдать за свое, потому что так проще. Состояние известное как «страх чистого листа» или, выражаясь научно, фрустрация*. Испытываете нечто подобное? Тогда вы на правильном пути! Фрустрация – необходимый и совершенно естественный этап всякого творческого процесса.

Творчество – это искусство преодоления страхов. В том числе.

Однако неопытного художника фрустрация может напугать, выбить из творческой колеи, а то и вовсе погрузить в депрессивное состояние. Чтобы этого не случилось, к счастью, выработана система, позволяющая свести риск депрессии до минимума, а то и вовсе использовать себе во благо. Система состоит из поиска аналогий и ответов на специальные вопросы.

Начнем с аналогий.

Как писал Джозеф Кемпбелл в книге «Тысячеликий герой»: «Человек проходит через три стадии духовного саморазвития: отстранение от своего прошлого, обретение новой силы и возвращение ко всем, кто вам близок, чтобы начать новую жизнь»

Человек – как организм и как личность – является неотъемлемой частью безграничной экологической системы, известной как природа или вселенная, а творческие возможности человека – ни что иное как творческие возможности вселенной.

Скажем, процесс возведения какого-либо здания аналогичен процессу выращивания дерева: сначала роем яму-котлован, куда помещаем основание - корень-фудамент.

В этом ключе работа художника мало чем отличается от работы повара или столяра. Потому что профессионализм и мастерство во всех этих сферах определяются не идеологическими позициями творца, а количеством и качеством произведенной продукции, будь то табуретка, борщ или картина. Табуретка должна быть крепкой, устойчивой и внешне привлекательной, борщ – вкусным, питательным и не менее привлекательным, картина – само собой привлекательной, содержательной и полезной.

Представьте, что чистый лист - это поле, а вы как бы его земледелец. Только в отличие от реального земледельца, который собирается выращивать пшеницу, огурцы или редиску, вы намерены взрастить… сценарий.

Всякий работник сельского хозяйства знает: чтобы поле плодоносило, его нужно засеять, а чтобы засеять, его нужно рекультивировать - то есть вспахать и по необходимости обогатить удобрениями.

Ну что ж, давайте это сделаем.

Для вспашки, кроме поля, земледельцу необходимо соответствующее орудие труда, скажем, плуг, на худой конец мотыга или лопата, в зависимости от культуры, урожай которой он намерен собрать.

Если мы условились, что чистый лист – поле, то в качестве плуга (мотыги, лопаты) у автора выступает ручка или карандаш.

Положите перед глазами тот самый чистый лист, на котором, кроме заголовка, нет более ничего. Посмотрите на него, что твой баран на новые ворота. Возьмите пишущий инструмент и, отступив от заголовка на палец, начните писать. Не важно что. Что-нибудь. Все, что приходит в голову. Не имеет значения, касается это будущего ролика или не касается вовсе. Просто пишите, и всё. Не останавливаясь. Даже если это будут слова, типа: «Долбанная реклама, дернул же черт в нее влезть, оставался бы лучше грузчиком, сейчас бы с дружбанами из бригады пиво пил, а не занимался всякой херней».

Этот необходимый этап творческого процесса в литературных кругах получил название компостинг (от англ. compost – удобрять), во время которого мы, преодолевая внутреннее смятение, бесстрастно выбрасываем из головы на бумагу все, что в этой самой голове всплывает на поверхность, строчку за строчкой, как будто прорезаем очередную борозду. Скорее всего в этот момент вас поразят пустота и хаос, которые выходят из-под вашего пера, никак не желая выстраиваться в стройную картину. Ну и не надо. Еще не пришло время об этом беспокоится. Главное – не останавливаться, дойти до конца.

Что с нами будет, если каждый земледелец, зная о монотонном характере пахоты, падет жертвой фрустрации и откажется продолжать работу? Да человечество просто с голодухи опухнет. В два счета.

В природе существует еще одно удивительное явление, которое не менее ярко, чем земледелие, иллюстрирует творческий процесс – от идеи до конечного продукта. Речь о так называемом метаморфозе – превращении высокоразвитых насекомых из низшей стадии развития в высшую, так сказать, из яйца в имаго.

Посмотрите на взрослую бабочку-имаго. Как она легко и непринужденно порхает с цветка на цветок, пьет нектар, радует глаз, кажется невесомой и беззаботной. А теперь вспомните, какие стадии ее пришлось пройти, чтобы превратиться в это чудо.

Из яйца спустя время выползла безобразная личинка-гусеница, от одного вида которой девчонки как правило истерично визжат, а мальчишки прекращают ее существование подошвами своих ботинок.

Гусеница – изгой, от нее все шарахаются, как от чумы. И как хорошо, что она лишена мыслительных способностей, а то бы, не дожидаясь ботинка, сама свела счеты с жизнью, ибо разве это жизнь? Особенно на фоне похожей на оживший цветок бабочки, от которой все без ума.

В рекламном бизнесе фаза «бриф-лист» в метаморфозе мотылька соответствует стадии «яйцо». Бриф-лист, как и яйцо, это хрупкое и уязвимое органическое образование, содержащее лишь самые исходные данные, которым нужно создать определенные условия, чтобы их взаимодействие привело к появлению гусеницы.

Луиза Харт в книге «На крыльях самоуважения» (1994) пишет: «Призвание взрослой бабочки или мотылька – произвести на свет как можно больше гусениц, чтобы сохранить себя как вид. Однако у бабочки есть и более возвышенная цель в мире живой природы. Она заполняет экологическую нишу в цепи питания и опыляет цветы, помогая им размножаться. И тем самым вносит свой вклад в благополучие всех живых существ на земле. Умеющие ценить прекрасное понимают, что бабочка дарит миру красоту. Кроме того, она своим примером показывает нам, людям, что метаморфоз является обычной и естественной составляющей жизненного процесса»

Яйцевая фаза творчества включает в себя постановку цели - предпосылку и логлайн. В рекламе в качестве предпосылки выступает цель рекламной кампании, а в качестве логлайна - уникальное торговое предложение. Бриф-лист содержит информацию, которую должно перенести из голов рекламиста и рекламодателя в голову телезрителя или радиослушателя, заронив в нем зерно, которое, пустив побеги, со временем станет его убеждением, а убеждение приведет к решению купить тот или иной продукт. Рекламный ролик и есть той самой бабочкой, которая откладывает эти самые зерна.

Всякая реклама помогает обывателю в решении важнейших жизненных задач: быть богаче, быть красивее, быть моложе, быть здоровее, быть уважаемее, быть любимее… Удачно найденное уникальное торговое предложение указывает пути решения одной из этих задач. Фокус с бутылкой, обдаваемой паром, решает вопрос здоровья, гигиены и престижа. «Если ты пьешь не «Барс», значит, возможно, ты пьешь из грязной бутылки, ха-ха».

Но вот личинка вполне сформирована, время ломать скорлупу и выходить на свободу. Страх, который испытывает юная гусеница перед белым светом, куда ей предстоит войти, аналогичен страху перед чистым листом. Фрустрация автора и фрустрация гусеницы отличаются лишь масштабами.

Жизненная задача гусеницы – избавиться от своей примитивной стадии, для чего ей нужно усиленно питаться, набирая вес.

Гусеница не знает, где она найдет нужные ей листья, но ее задача – их искать. Ничто другое не в состоянии отвлечь ее от этой цели. Потому что никаких других способностей, кроме как ползать и питаться, у нее нет. Голод – единственная управляющая идея личинки. По запаху она находит нужную ей листву, а по принципу «чем больше, тем лучше» принимается за трапезу.

Поддаваться страху чистого листа так же глупо, как гусенице поддаваться страху перед листвой, которую ей следует поглотить.

Начинайте марать бумагу или текстовый документ. Лучше, конечно, бумагу, потому что гусеничная работа, как правило, ручная. Но если вам удобнее писать сразу на компьютере… в общем, как знаете. Важен результат, а не метод.

Каждая гусеница питается только теми листьями, которыми она должна питаться в меру своих генетических особенностей. Одни любят капусту, другие – шелковицу. Не беспокойтесь о том, как далеко вы отклонились от цели. Отпустите ваш разум, позвольте ему быть гусеницей. И пускай он сам отыщет нужный ему корм. Если ваша цель – написать потрясающий сценарий на тему кирпичей, не беспокойтесь о результате, потому что все так или иначе будет об этом.

Теперь о наводящих вопросах.

Самый главный вопрос, который вы должны задавать, выглядит так – «А что, если?...»

«А что, если кирпичи научатся летать?»

Что за бред?

Но – стоп! Никаких оценок и комментариев. Не забывайте, что у вас сейчас мозги гусеницы, а посему параметры добра и зла вам неведомы. Просто отвечайте на вопрос. «Если кирпичи научатся летать, они будут сами укладываться в стену, а задача каменщика сузится до приготовления скрепляющего раствора. Кирпичи, которые сами строятся. Использовать анимацию или компьютерную графику. Даже в запакованном виде имеют эстетически привлекательный вид. Кирпичи, которыми хочется строить…» И так далее, пока не почувствуете, что исчерпали все варианты. И тут же задавайте новый вопрос.

«А что, если кирпич упадет кому-то на голову? Несколько экстремально. Кирпич падающий на голову, но голове от этого ни холодно ни жарко. Значит, он легкий. Скажем, пористый, но мегапрочный. Легкий кирпич меньше давит на фундамент. Упрощается его перевозка. Вавилон – кирпич, который тянется ввысь…»

Что из всего этого останется, а что навсегда улетит в корзину – неведомо. Вы же гусеница, вам по барабану, что о вас подумают, даже если будут шарахаться как от прокаженного. Задавайте дурацкие вопросы и несите всякий бред. Точка. Филологи называют этот прием словом «гон». Видимо, от фразеологизма «гнать беса». Полтора часа чеса и гона – это именно то, что от вас сейчас требуется. Даже если у вас в процессе случайно получится готовый сценарий, не спешите с выводами, помните, что вы всего лишь гусеница.

Истории о яблоке, упавшем на голову Ньютона, или о таблице химических элементов Менделеева, которая пришла к нему во сне, ободряют, но могут ввести в заблуждение. Они преуменьшают значение внутренней работы, которая предшествует откровению. Поиск, анализ и нахождение взаимосвязей должны подготовить сознание. Если вы пропускаете это «бессмысленное» барахтанье, а сходу пишете сценарий, уменьшается вероятность получить достойный результат. Избегая беспорядочного топтания на месте, вы крадете у себя исходный материал, питающий ваше воображение.

Другими словами, до тех пор пока вам не удастся погружаться в это на первый взгляд бессмысленное состояние, все ваши опусы будут лишь бледной копией того, что вы на самом деле можете создать.

Не побывав в шкуре гусеницы, невозможно стать прекрасным имаго.

Всякий творческий процесс, будь то изготовление табуретки или превращение мерзкой личинки в коренастого майского жука, должен заканчиваться искомым результатом. Поэтому работа над сценарием рекламного ролика тоже не может быть бесконечно долгой. И если мы договорились, что покажем клиенту первый вариант сценария через пять дней, значит через пять дней мы должны это сделать. И это не просто пять дней, а пятидневный творческий процесс.

Первый день – яйцо-бриф, когда мы собираем необходимую информацию о продукте, который намерены рекламировать.

Второй день – личинка-фрустрация-компостинг, когда мы в течение полутора-двух часов просто набрасываем на бумагу все, что приходит в голову. Как гусеница, которая не знает усталости в поедании сочной листвы, автор должен превратиться в отпетого графомана, которого процесс письменного гона забавляет сам по себе. Личинка не в состоянии осознать, зачем она живет. Автор в состоянии «личинка» не в состоянии вспомнить, зачем он пишет.

Когда тело личинки становится «слишком большим для ее штанишек», она перестает есть и сплетает себе из паутины кокон, превращаясь в куколку, пока не подойдет время из нее выбраться, уже в обличие имаго.

После того как закончили сеанс письменного словоблудия, засуньте написанное куда подальше и весь следующий день посвятите чему-то прямо противоположному - посмотрите кино, отправьтесь на рыбалку или перечитайте «Незнайку в Солнечном городе». Если вам захочется в этот день вернуться к спрятанному черновику, чтобы что-то в нем изменить, гоните от себя эту мысль подальше, а всякую приходящую на ум ценную идею непременно записывайте и помещайте туда же, где и черновик. Этот этап творческого процесса называется инкубацией или куколкой.

На четвертый день достаньте то, что написали днем ранее и несколько раз внимательно прочитайте. Уверен, что результат вас удивит. Все лишнее и случайное отпадет само по себе, а на поверхности останется лишь самое ценное. Поэтому этот этап очень часто называют озарением, откровением, вдохновением или инспирацией (от лат. inspiratio – вдохновение, внушение).

Инициация, фрустрация, инкубация, инспирация.

Четыре дня, включая бриф-инициацию.

Можете звонить заказчику и назначать встречу.

Окей, в зависимости от сложности задачи, пятый день можно посвятить шлифовке текста. Возможно, вы захотите показать ваш сценарий знакомым или коллегам, которым вы доверяете, и внести, если понадобится, соответствующие коррективы.

Так или иначе, но работа над литературным сценарием 30-секундного игрового рекламного ролика не должна превышать пяти дней. Рекламный бизнес не выносит волокиты. Да и клиента нужно брать пока он тепленький, а то еще сбежит в соседнее агентство.

Мастер И Чо – редкий зануда. Он задает один и тот же вопрос: «Ну и чо?» Причем, по поводу и без повода. Наша задача заставить его воскликнуть: «Вау! Ух ты! Ничего себе! Вот это да!»

 

 

 


 


* Конвергенция (от лат. convergо – приближаюсь, схожусь). Создатели теории конвергенции Дж. Гэлбрейт, П. Сорокин, Я. Тимберген, Арон и др.

* Гюстáв Лебóн (фр. Le Bon Gustave; 1841—1931) — знаменитый французский психолог, социолог, антрополог и историк, бесспорный основатель социальной психологии.

* Агрегация (в биологии) - слипание клеток в многоклеточное образование — агрегат. Агрегация происходит как при нормальном развитии организмов, так и в эксперименте — после искусственного разобщения клеток. При агрегации клетки "сортируются": однотипные слипаются, а разнотипные остаются разобщёнными.

 

* Флешмоб (англ. flash mob) — толпа людей, внезапно собирающаяся в одном месте и так же внезапно исчезающая. Флешмобы обычно организуются через интернет.

 

* Эдуард Багрицкий, «Дионис».

* Яхве (от семитск. «сущий») – одно из имен Бога в аврамической религиозной традиции.

* Фрустрация (от лат.frustratio – обман, введение в заблуждение, провал, неудача, напрасная надежда, тщетное ожидание, подрыв, срыв, разрушение, расстройство (планов), крушение (надежд), разочарование; frustra – ошибочно, напрасно, без пользы, зря, безуспешно, бесцельно, без причины, без основания) – состояние замешательства.

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Радиореклама | Риторика

Дата добавления: 2014-11-24; просмотров: 134; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.011 сек.