Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Украинская политическая мысль XIX вВ конце 1845 – начале 1846 г. в Украине была образована тайная политическая организация – Кирилло-Мефодиевское братство. Инициаторами его создания были Николай Костомаров, Николай Гулак, Василий Белозерский. Позднее к ним присоединились Пантелеймон Кулиш, Опанас Маркович, Тарас Шевченко, Георгий Андрузкий и др. Братство ставило своей целью объединение славянских народов в единую федеративную республику, с полной автономией каждого субъекта федерации во внутреннем управлении, судопроизводстве и народном образовании. Оно отстаивало идеалы свободы и христианские ценности, выступало против самодержавия (абсолютной монархии), крепостного права и любых форм социального гнёта. Радикальную, бескомпромисную позицию в Кирилло-Мефодиевском братстве занимал Т. Г. Шевченко (1814 – 1861). Он был одним из вдохновителей создания проекта Конституции Славянских Соединенных Штатов (без России), отстаивал идеи вооружённого народного восстания. Полагал, что основой демократического республиканского устройства государства должно стать общество с самоуправлением народа и коллегиальной формой реализации власти. При этом, решающая роль в общественно-политической жизни должна принадлежать трудящимся, работающим на своей земле. Виднейшим представителем умеренного крыла Кирило-Мефодиевского братства был историк, преподаватель Киевского университета Николай Костомаров(1817 – 1885). Предлагал осуществить объединение славянских государств путём постепеннных реформ, мирной пропаганды, литературной деятельности, воспитания молодёжи на идеалах свободы и братства, уважения к своей и чужой культуре, истории, традициям, языку. В конце марта 1847 г. Кирилло-Мефодиевское братство было разгромлено полицией, его члены аристованы. Демократические традиции Кирилло-Мефодиевского братства продолжил и развил выдающийся украинский историк, этнограф, литературовед и публицист Михаил Драгоманов (1841 – 1895). Полагал, что сущность государства не в его форме, а в тех правах и свободах, которыми наделены граждане. Согласно М. Драгоманову, политическая история человечества представляет собой кругооборот трёх основных форм государства – аристократии, монархии и демократии. Ни в одной из них не реализуется воля народа, и не достигается свободное развитие личности. Для того чтобы кардинально преобразовать существующее положение вещей, Драгоманов предлагает развивать самоуправление. При этом первичной ячейкой организации общественной жизни должна стать громада (община). Понятие «громада» является ключевым в политических взглядах Михаила Драгоманова. В результате децентрализации власти в государстве, оно преобразуется в федерацию, состоящую из самоуправляющихся громад. Самоуправление реализуется через народные собрания (областные, городские, сельские), которым должны быть подотчётны все местные чиновники (кроме судей). Полагал, что разделение общества на богатых и бедных должно быть постепенно преодолено организацией коллективного труда и установлением коллективной собственности громады на землю и орудия труда («громадовский (общинный) социализм»). Драгоманов отрицал идею национальной государственности Украины. Считал, что Украина должна стать федеративным образованием, состоящим из 20 земель (Киевской, Одесской, Харьковской и др.) и, в свою очередь, входить в построенную на федеративных принципах Россию. Власть в федерации делится на три ветви: законадательную, исполнительную и судебную. Законадательная власть – парламент, состоящий из двух дум (державной и союзной). Глава федерации (выборный или наследственный) назначает министров (исполнительная власть), которые ответственны перед парламентом. На местном уровне выбираются думы, а из их состава управы. Судебная власть – Верховный суд (члены которого назначаются главой федерации пожизненно, их статус определяется законом) и судебные палаты местных дум. Михаил Драгоманов не отрицал революционных методов борьбы, но отдавал предпочтение постепенному эволюционному развитию общества, разумной пропаганде социалистических идеалов.
Дата добавления: 2014-03-03; просмотров: 537; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |