Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Политические взгляды в Киевской РусиОсновные направления развития украинской политической мысли в первой половине ХХ в. Украинская политическая мысль XIX в. Политические взгляды в Киевской Руси План История украинской политической мысли Лекция 3 2. Украинская политическая мысль литовско-польского и польско-казацкого периода (XVI – XVIII в.) В IX – X вв. произошло объединение восточнославянских племён вокруг Киева и формирование Киевской Руси как государства феодального типа. Важнейшее влияние на развитие древнерусской политической мысли имело принятие православия и расширение экономических, культурных и политических связей с Византией и другими европейскими странами. Основными общественно-политическими идеями в Киевской Руси были взгляды на происхождение государства и княжеской власти, правовое регулирование общественных отношений, взаимоотношения между церковью и государством; проблемы целостности и суверенности политической власти, объединения отдельных княжеств под властью киевского князя, самостоятельности и независимости Руси и т. п. Главными проблемами политической мысли Киевской Руси были две: равноправие Руси в отношениях с другими государствами и объединение русских земель для противостояния внешней угрозе. В X – XII в. появляются первые оригинальные литературные произведения: «слова», «поучения», «сказания» (проповеди), летописи. Один из древнейших документов русской письменности, в котором делается попытка обосновать необходимость объединения удельных княжеств вокруг престола великого Киевского князя – «Слово про закон и благодать»киевского митрополита Илариона (XI в.).Основные идеи произведения: · стремление к миру и согласию между народами, провозглашение равенства народов; · отстаивание политической самостоятельности Киевской Руси; · необходимость подчинения евангельским истинам, которые отрицают рабство, провозглашают церковь верной служительницей государства и оплотом религии; · наилучшей формой правления в государстве является монархия, так как единовластие способно обеспечить территориальное единство и силу державы; · идея мудрого правителя, который опирается на закон и справедливость, милостив к подданным и несёт за них ответственность перед Богом. Другими выдающимися произведениями, написанными в XII в. и затрагивающими политические темы были: «Повесть временных лет» монаха Нестора, «Поучение детям» Владимира Мономаха (1053 – 1125), «Слово о полку Игоревом». Большое внимание в Киевской Руси уделялось разработке законодательных актов. Первым кодексом законов стала «Русская правда»Ярослава Мудрого (1019 -1054). Она состояла из трёх частей: «Правды Ярослава», и оформившихся после смерти Ярослава Мудрого, «Правды Ярославичей» (1073 – 1076) и широкой редакции «Русской правды» (начало XII в.). Природный ход развития Киевского феодального государства был нарушен татаро-монгольским нашествием, которое привело к значительному разрушению традиционных политических институтов. Остатки державности Киевской Руси продолжали сохраняться в труднодоступных районах Полесья и на крайних западных землях – в Галицко-Волынском княжестве. Один из интересных памятников XIII в., посвящённый описанию личности князя Даниила Галицкого, внутриполитическим отношениям в Галицко-Волынском княжестве, а также международным отношениям Галицко-Волынской земли с другими государствами – «Галицко-Волынская летопись» (1201 – 1292). 2. Украинская политическая мысль литовско-польского и польско-казацкого периода (XVI – XVIII в.) Во время пребывания большей части украинского народа под верховенством Литвы и Польши (XIV – XVII в.) «шляхетская демократия» ориентировалась на: «Русскую правду», предписания которой действовали до середины XV в.; княжеские и королевские привилегии, которые распространялись на ополяченную элиту и закреплялись в конституциях польского сейма и Судебнике великого князя Казимира; Литовские статуты (1529, 1566, 1588 г.); некоторые источники немецкого права. В 1596 г. ряд представителей украинской аристократии и православного духовенства пошли на подписание Брестской унии, согласно которой признавалось верховенство папы римского над церковной украинской автономией. Среди православных развернулась бурная дискуссия по религиозным вопросам, которая, по сути, носила политический характер. Эта дискуссия нашла отражение в так называемой полемической литературе, виднейшими представителями которой были Христофор Филалет и Иван Вишенский. Книга светского мыслителя XVI в. Христофора Филалета «Апокрисис» (греч. – ответ) написана как ответ на произведение белорусского иезуита Петра Скарги «Синод брестский», выступившего против православия и в поддержку Брестской унии. Основные идеи произведения: · идея общественного договора и природных прав; · необходимость ограничения власти монарха законом; · права и свободы подданных должны определяться в соответствии с божественным и природным правом. Согласно Христофору Филалету, справедливые отношения между монархом и подданными должны опираться на общественный договор, в соответствии с которым, подданные присягаются королю выполнять свои обязанности, а король присягается подданным действовать по закону и уважать их права и свободы. Один из виднейших представителей полемической литературы, выступивший в защиту православия на украинских землях – Иван Вишенский (1545 – 1620). К основным идеям, высказанным этим мыслителем, можно отнести следующие: · считал, что идеальное общество должно опираться на принципы раннего христианства и представлять собой соборную общину; · выступал против централизма власти Папы Римского, считал, что все национальные церкви равны между собой и верховным владыкой над ними является Христос; · отстаивал природное равенство людей, коллективизм, выступал за обобществление имущества (против частной собственности); · особую роль в жизни общества отводил правосудию, полагая, что суд должен охранять закон и справедливость, утверждать и защищать гражданские права и свободы. Ещё один виднейший представитель рассматриваемого периода – Станислав Ориховский(1513 – 1566). Полагал, что в основе стабильного и свободного государства лежит осуществление системы права. Шляхта должна иметь определённые привилегии в государстве. Монарх должен направлять деятельность законодательной и судебной ветвей власти. Государство, согласно С. Ориховскому, – это равные между собой король, аристократический совет и народ. Незадолго до смерти С. Ориховский высказал мысль о том, что структура власти представляет собой пирамиду, на вершине которой – Церковь (высшая церковная власть), в основании – простой народ, средние этажи пирамиды занимают (а соответственно, осуществляют непосредственное управление государственными делами) благославляемые Церковью монарх, священнослужители и дворяне (шляхта). Значительный вклад в развитие учения про государство и его взаимоотношения с церковью сделали деятели Киево-Могилянской академии – первого высшего учебного заведения в Украине. Одними из виднейших представителей Киево-Могилянской академии были Стефан Яворский (выпускник и преподаватель академии, в дальнейшем – митрополит Муромский и Рязанский, глава Священного Синода) и Феофан Прокопович (выпускник и ректор академии, в дальнейшем – ближайший сподвижник Петра I). Стефан Яворский (1658 – 1722). Основные идеи: · проповедовал промосковские настроения, отрицал идею государственности Украины; · обосновывал необходимость сословного неравенства в обществе;
· политическую структуру общества образно представил в виде колесницы, опирающейся на четыре колеса: первое колесо – аристократия; второе колесо – военные; третье колесо - духовенство и четвертое колесо – трудящиеся, купцы, мещане и художники; · самодержавная власть, по Яворскому, держится на первых трёх колёсах, четвёртое колесо он описывает как «скрипляче, ледаче і скигляче»; · утверждал разделение сфер власти церкви и государства: церковь должна контролировать душу человека, а царь призван господствовать над телом человека; · в последние годы жизни в трактовке власти отходит от идеалов жесткого авторитаризма, склоняясь к этико-гуманистическим взглядам. Проблемам государства и абсолютной монархии, соотношения светской и церковной власти уделено большое внимание в творчестве Феофана Прокоповича (1681 – 1736). Им создана теория просвещённого абсолютизма, согласно которой верховным носителем государственной власти может быть только высокообразованный властитель – «философ на троне». Такой абсолютный монарх ставится над всеми гражданскими законами, все его действия, направленные на общенародное благо оправданы. Государственная власть исторически возникает в результате передачи народом путём договора своей воли монарху. Как и Т. Гоббс, Ф. Прокопович считал, что, отдав однажды свою волю монарху, народ назад забрать её уже не может и должен во всём ему подчиняться. Всякая власть происходит от Бога, и христианский закон запрещает бунты и революции. Церковь должна быть подчинена государству, духовная власть – светской. Сильное государство должно опираться на развитие образования и науки. При этом, именно просвещённая монархия лучше всего, согласно взглядам мыслителя, способна обеспечить развитие науки, культуры, ремёсел и мануфактур. Во второй половине XVII в. на политической карте Европы появилась украинская казацкая республика с ярко выраженными демократическими чертами политического устройства и социально-экономических отношений. Её появление связано с именем выдающегося политического и государственного деятеля Богдана Хмельницкого (1595 – 1657), который ориентировался сначала на создание территориально-политической автономии в составе Речи Посполитой; после побед казкцкого войска (1648 – 1649г.г.) – на политическое самоопределение Украины в границах Древнерусского государства во главе с единовластным, самодержавным гетманом-монархом; после последующих поражений пришёл к идее автономии украинских земель под протекторатом России (Переяславский договор 1654 года). За время гетманства Б. Хмельницкого на территории украинской казацкой республики было ликвидировано магнатское и шляхетское землевладение, крепостные отношения. Значительное большинство крестьян получило право наследственного владения землёй и возможность вступить в казацкое сословие. В гетманской державе присутсвовали элементы республиканской формы правления: · гетман выбирался непосредственно народом; · свои действия гетман должен был согласовывать с генеральной старшиной; · наивысшая власть в державе объединяла черты монархии (гетман), аристократии (рада старшин) и демократии (генеральная рада). Важным явлением в украинской политической мысли стали «Пакты и Конституции законов и вольностей Войска Запорожского», составленные избранным в Бендерах казацкой радой гетманом Украины Филлипом Орликом (фактическим гетманом Украины тогда являлся ставленник Петра I Иван Скоропадский, способствовавший уничтожению гетманата как политического института). В этом документе отстаиваились идеи независимости и республиканского устройства Украины, с ориентацией на протекторат шведского и польского короля, турецкого султана и крымского хана. В 1764 г. Екатерина II упразнила гетманство, а на протяжении следующих двух десятилетий – остатки автономии.
Дата добавления: 2014-03-03; просмотров: 1010; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |