Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Тема 4: Глобализация мира в конце XX — начале XXI веков
1. Подходы к проблеме глобализации. 2. Проявления глобализации. 3. Развитие новых технологий — ведущий фактор процесса глобализации. 4. Неоднозначность и неравномерность процессов глобализации.
Глобализация — одно из наиболее обсуждаемых в последние годы явлений в современном развитии мира и в то же время, пожалуй, из наименее строго определяемых. Сам термин в широкий научный оборот вошел в 1990-х годах, во многом почти вытеснив понятие «постмодернизм», которое широко использовалось для описания сложности и разнообразия современного политического мира. При этом еще в конце 1980-х годов слово «глобализация» почти не встречалось в научной лексике. Американский социолог Р. Робертсон одним из первых обратился к исследованию проблем глобализации, использовав слово «глобальность» в названии своей работы «Обсуждая глобальность». Впрочем, в области экологии и технологических дисциплин заговорили о глобализации раньше — еще в 1960-х годах, хотя и в иных терминах. Сегодня для описания процессов глобализации нередко используются понятия – постиндустриальная эпоха, век информационной революции, техноглобализм и др. Существуют различные точки зрения относительно сути глобализации. В одних исследованиях акцент делается на экономических ее аспектах, других на формировании единого информационного пространства, в-третьих, на развитии общих стандартов.Последнее относится, прежде всего, к организации производства, быта. В связи с этим как метафора используется выражение макдоналдизация мира, под которым понимается некая стандартизация и конвеерность процессов при организации экономической и социальной жизни. Из универсальных блоков, как из кубиков «лего», складываются различные виды продукции, имеющие в конечном виде огромную вариантность. Ярким примером такой макдоналдизации является мебель, предлагаемая шведской компанией «IKEA»: из стандартных блоков собирается фактически бесчисленное множество вариантов обстановки квартиры, в зависимости от площади, вкусов, нужд человека. Как отмечает В.И. Кузнецов, экономическая наука, например, выделяет пять направлений глобализации: финансовая глобализация, становление глобальных МНК, регионализация экономики, интенсификация мировой торговли и тенденция к конвергенции. Географы выделяют два феномена глобализации: во-первых «глокализацию» под которой понимается создание систем контроля и управления, способных совместить централизацию с локальными экономическими интересами; во-вторых, образование «экономических архипелагов» в частности, ассоциаций крупнейших городов-мегапо-лисов. Социологи отдают предпочтение изучению фактов сближения образа жизни людей разных стран и регионов, универсализации и гибридизации культуры. Как считают М. Весес, Г. Дилигенский: глобализация — вовсе не новое явление. На самом деле процессы, получившие это название, связаны лишь с усложнением мира, которое существовало всегда. А. Уткин, пишет, что глобализация является политически востребованной концепцией. Понимание глобализации различается в зависимости от теоретических позиций авторов. Реалисты, признавая наличие существенных изменений в современном мире, рассматривают глобализацию, скорее, как процесс эволюционного развития мира, а не как качественный скачок в его преобразовании. Неомарксисты видят в современных процессах заключительную стадию развития капитализма, порождающую все большую поляризацию мира по экономическому параметру, а как следствие — и политическую нестабильность. Для большинства исследователей, придерживающихся неолиберальной традиции, глобализация это качественно новый этап развития политической структуры и мира, а также человеческой цивилизации в целом. В международно-политической науке существуют различные трактовки глобализации. Например, сторонники реалистической парадигмы понимают ее в духе «столкновения цивилизаций» (С. Хантингтон); как результат победы Запада во главе с СПIА в холодной войне против СССР и закономерный процесс распространения гегемонии единственной сверхдержавы на остальной мир (Г. Киссинджер); наконец, как геополитическое переустройство мира (Ф. Сашвальд). Неолибералы рассматривают глобализацию как «конец истории» (Ф. Фукуяма), окончательную победу и распространение на весь мир западных ценностей - рыночной экономики, демократии, индивидуальных прав и свобод человека; как все более широкое распространение во взаимодействиях государств норм международного права (М. Закер) и др. Неомарксисты считают, что термин «глобализация» означает не что иное, как целенаправленную стратегию монополистического капитала и американского империализма, имеющую целью окончательное закрепление экономического неравенства в мире и эксплуатацию периферийных государств крупнейшими монополиями мирового центра (Р. Кокс). Исследователь Б. Бади выделяет три измерения глобализации: • постоянно идущий исторический процесс; • гомогенизация и универсализация мира; • «размывание» национальных границ. Если взять первое из названных измерений, можно заметить, в истории развития человечества действительно наблюдается тенденция все большего расширения пространства, на котором происходит интенсивное взаимодействие: от отдельных деревень, городов, княжеств к государствам, регионам и, наконец, через эпоху великих географических открытий к миру в целом. Тем не менее, процесс глобализации сложный и неоднозначный, он шел нелинейно и вовсе не предполагал присоединение новых периферийных территорий к некоему неизменному центру. Так, Дж. Модельски на примере развития городов древнего мира показывает «пульсирующий» характер этого процесса. Он выделяет две фазы (по 1000 лет): централизации, когда формируются центральные зоны мировой системы, и децентрализации, если периферия становится главенствующей. «Пульсация» проходит не только по территориальному основанию, но и по тому, на основе какого содержательного аспекта формируются центр и периферия. В истории таким содержательным основанием были, в частности, религия, идеология, экономическое развитие. Значительно более спорным является второе измерение процесса глобализации, которое выделяет Б. Бади: универсализация и гомогенизация мира в крайнем своем виде. В рамках этого подхода строились различные предположения относительно создания глобальной деревни — универсальной общности всех живущих на Земле людей или всемирного правительства, которое регулировало бы весь комплекс взаимоотношений между странами и народами. Иными словами, предполагалось формирование некоей всемирной конфедерации. Универсализация и гомогенизация мира рассматриваются порой и как его вестернизация. В этом случае имеется в виду, что все большее распространение получают характерные для западной цивилизации ценности и нормы поведения, действительно, многие типы поведения, производства, потребления, возникшие на Западе, потом становятся привычными для других стран и культур. Более того, в этих странах они нередко воспринимаются как присущие именно им. В связи с этим забавный пример приводит ведущий обозреватель «Нью-Йорк Таймс» Томас Фридман в книге «Лексус и оливковое дерево»: маленькая японская девочка, впервые попав в США, воскликнула: «Мама, смотри, у них тоже есть Макдональд-с!». Подобных фактов можно привести множество. Однако необходимо учитывать, что за внешней универсализацией скрываются более сложные процессы. Во-первых, каждая культура по-своему воспринимает и усваивает нормы, присущие другим культурам. Во-вторых, сама западная цивилизация неоднородна. В этом смысле универсализации мира по типу плавильного котла, о котором довольно много говорили в отношении американской культуры, не происходит. Кстати сказать, сегодня и в США все чаше используют метафору «салата» подчеркивая, тем самым сохранение самобытности каждого народа. В-третьих, необходимо иметь в виду, что далеко не всегда распространяются именно западные культурные формы. Существует и обратный процесс, который проявляется в интересе Запада к восточным религиям, африканской культуре и т.п. Поэтому вряд ли правомерно говорить о глобализации как о вестернизации мира. Сказанное, однако, не исключает процессов, связанных с объединением человечества в единое целое, т.е. того, что отечественный исследователь В. Б. Кувалдин называет мегаобществом. Речь идет о создании глобального сообщества, в рамках которого существующие ныне национально-государственные образования выступают в качестве более или менее самостоятельных структурных единиц». Наконец, третийиз названных Б. Бади аспектов (или измерений) глобализации — «размывание» государственных границ, пожалуй, в наибольшей степени ее отражает. Это проявляется в интенсификации и увеличении объемов различного рода обменов и взаимодействия за пределами государственных границ, причем во всех областях. Как следствие, один из наиболее важных результатов — формирование мирового рынка товаров и услуг, финансовой системы, мировой сети коммуникации. В связи с этим иногда употребляется понятие трансграничное взаимодействие, или трансграничные процессы.
Дата добавления: 2014-03-04; просмотров: 1414; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |