Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Происхождение и ранние формы религии

Читайте также:
  1. I. Реформы Павла I в области государственного строительства и права.
  2. II. Организационно-правовые формы страховых компаний.
  3. IV. Формы занятий и методика преподавания
  4. А. Моноформы
  5. Акцептные формы расчетов
  6. Александр 3. Контр-реформы.
  7. Антропометрические методы исследования размеров и формы тела
  8. АТИПИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ТЕЧЕНИЯ БОЛЕЗНИ
  9. Аэродинамические формы скоростного самолета
  10. Б. Полиформы

РЕЛИГИЯ - это социальное явление, идеологической основой которого является представление о сверхъестественном, сформулированное на уровне веры и включающее, в качестве своего атрибута, психологическое и практическое поклонение объекту веры.

Выделяют два уровня религиозного сознания: религиозную идеологию и религиозную психологию.

Религиозная идеология существует в виде содержания священных книг, богословских и философских трактатов. Она включает в себя богословские, философские, этические, социально-политические доктрины, основой которых является определенная система религиозного вероучения.

Религиозная психология - это реально функционирующее религиозное сознание массы верующих. Она охватывает религиозные представления, чувства и настроения, стереотипы сознания и поведения верующих. В отличие от религиозной идеологии, которая претендует на системность, религиозная психология формируется в значительной степени стихийно, под влиянием жизненной практики. Некоторые элементы религиозной психологии, прежде всего чувства и настроения масс, весьма подвижны и чутко реагируют на общественные изменения. В тоже время стереотипы сознания и поведения в системе религиозной психологии весьма устойчивы и консервативны. Так, например, культовые традиции (соблюдение праздников и обрядов) в православии или исламе являются наиболее устойчивым элементом. Они сохраняются даже тогда, когда религиозная вера существенно ослаблена.

Между религиозной идеологией и религиозной психологией существует сложное взаимодействие. С одной стороны, религиозные верования и чувства масс представляют собой почву и питательную среду религии. Если бы условия жизни людей не рождали тяготения к религиозным верованиям, то воздействие церкви на их сознание было бы малоэффективным. С другой стороны, религиозная идеология в любом обществе оказывает активное воздействие на сознание масс, формирует их религиозные верования.

Религия – особая система духовной деятельности людей, специфика которой определяется ее направленностью на веру в бога, поклонение ему, согласование принципов жизни человека с системой религиозных установок. Всякая культура как система человеческой деятельности, материальной и духовной, содержит в себе два элемента: репродуктивный, который предполагает копирование уже достигнутого, и творческий, который включает моменты нового, оригинального. Религия связана чаще всего с репродуктивным элементом духовной культуры. Это вполне понятно. Религиозные верования и обряды по своей природе весьма консервативны. Но все религиозные учения оплодотворялись духовными исканиями своей эпохи, философскими представлениями, простыми моральными нормами. Это превращало религию в универсальную форму ценностной ориентации. У религии есть одно преимущество перед всеми другими формами общественного сознания. Она утешает человека, обещает ему счастье и благополучие, возможность достижения правды и справедливости, предполагает простые и понятные каждому человеку средства обретения счастья: не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй и т.д.

Раскрыть сущность религии как социального явления невозможно без выяснения роли религии и церкви в жизни общества, без раскрытия ее социальных функций. Важнейшимисоциальными функциямирелигии являются: 1) компенсаторная функция, состоящая в психологическом восполнении бессилия людей в реальной жизни, что достигается за счет формирования у верующих особого представления об окружающем мире, их отвлечения от реальных проблем и утешения; 2) мировоззренческая функция, проявляющаяся в формировании у верующих определенной мировоззренческой картины мира; 3) регулятивная функция, раскрывающаяся в воздействии религии на поведение людей через определенную систему правил и норм; 4) коммуникативная функция, выражающаяся в усилении общения между людьми в рамках определенной религиозной общности; 5) интегрирующая функция, выступающая в виде объединения и сплочения людей между собой.

Последние две функции - коммуникативная и интегрирующая - ведут к неоднозначным социальным последствиям. Так, укрепляя общение и связи между единоверцами, коммуникативная функция религии может способствовать нарушению этих связей между верующими и людьми, не входящими в данную религиозную общину. Интегрирующая функция, проявляется на двух социальных уровнях: на уровне общества и на уровне религиозной общины. На уровне общества религия часто является фактором, укрепляющим и поддерживающим существующий государственный строй, но религия может выступать и как идеологическое знамя социального протеста против существующего строя (примером этого являются средневековые ереси, протестантизм). На уровне религиозной общины религия является именно тем фактором, который сплачивает единоверцев, но, одновременно, он разделяет и противопоставляет друг другу последователей разных религий, верующих и неверующих, т.е. играет в этом смысле дезинтегрирующую роль.

Социальные функции религиозных организаций хотя и связаны с функциями религии, но не совпадают с ними. Религиозные организации обладают относительной самостоятельностью в своем развитии, становясь социальным институтом, выполняющим не только религиозные, но и экономические и политические функции. Так, церковь в средние века не только обладала монополией в идеологии, но и выполняла политические, правовые и воспитательные функции. В современном обществе она также стремится к выполнению многих нерелигиозных функций - политических, учебных, благотворительных.

Неоднозначность и сложность социальных функций, выполняемых религией, их исторически изменчивый характер определяют особую значимость веротерпимости как основы социального согласия в современном мире, разделенном не верующих и неверующих, на представителей разных религий. Веротерпимость предполагает уважение к чувствам и убеждениям людей, отличающимся от твоих собственных. На реализации принципа веротерпимости основано представление о свободе совести, юридически закрепленное в конституциях демократических государств.

 

Процесс становления человечества проходил на протяжении более полутора миллионов лет. Простейшие формы религиозных верований возникли около 40 тыс. лет назад. Именно к этому времени относится появление человека современного типа (Homo sapiens), который в значительной степени отличался от своих предшественников физическим строением, физиологическими и психологическими характеристиками. Но, пожалуй, самое главное его отличие состояло в том, что он был человеком разумным, способным к анализу конкретной ситуации и созданию обобщенных понятий и высокого уровня абстракций, к осознанию самого себя и своего места в окружающем мире.

Раскопки археологов показывают, что в этот период существовала практика захоронения первобытных людей. При этом соблюдались определенные обряды: тела умерших покрывали красной краской-охрой, а рядом с ним клали оружие и предметы домашнего обихода. Обнаружены наскальные рисунки, на которых изображались люди и животные, люди изображались порой ряженными в звериные шкуры, а иногда - как полузвери - полубоги. Исходя из этого, были сделаны выводы, что в этот период истории можно говорить о возникновении религии.

Было установлено, что у первобытных людей имело широкое распространение почитание различных предметов, которые должны были приносить удачу и отводить опасности. Религиозные верования и культы первобытных людей складывались постепенно. Первичной формой религии являлось поклонение природе. Первобытным людям было неведомо понятие "природа", поэтому предметом их поклонения являлась безличная природная сила, обозначаемая понятием "мана". Этот термин ученые позаимствовали у аборигенов Полинезии и Меланезии, которые называли так силу, управляющую природными процессами. Считалось, что человек обладает маной, когда он счастлив, удачлив и демонстрирует какие-то успехи, например, как земледелец, охотник, собиратель, воин или вождь.

Одну из древних родоплеменных религий исследовал Э.Дюркгейм и определил ее как религию - тотемизма.Тотемизмэтовера в существование родственной связи между какой-либо группой людей (племя, фратрия, род) и определенным видом животных, растений или иных явлений природы. Тотем как термин заимствован у североамериканского племени ожибвы и означает "род его". Тотем считается родоначальником данной социальной группы, а каждый член тотемного класса кровным родственником (кенгуру, буйвол и др. символы тотема).

Тотемизм есть не что иное, как религия раннеродового общества, искаженно отражающая действительность. С тотемизмом связаны определенные ограничения в деятельности и общении: что можно делать, а чего - нельзя, с кем можно общаться, а с кем - нельзя.

По мнению Э.Дюркгейма тотемизм - это вера не в каких-то животных, каких-то людей или изображений, а в некую безымянную и безличную силу, обитающую в каждом из этих существ. Никто не обладает ею целиком, но все имеют к ней отношение. Важное место занимает тотемическая обрядность (поклонение ему, умилостивлению и приобщению к нему). И с этим (обрядностью) связаны основные этапы жизни людей: рождение, посвящение в какой-либо вид деятельности (охота, собирательство, земледелие), смерть.

Первопричиной тотемизма является признание священной силы, силы, заимствованной у самого коллектива, превосходящей всех конкретных индивидов. С тотемическими верованиями и обрядами в первобытном обществе тесно соседствует система специфических запретов - табу.

Наибольшее развитие эта система получила в Полинезии. Известный английский этнограф Дж. Фрэзер переводил "табу", как ''особо выделенный'', ''отмеченный''. Они представляли собой важный механизм регулирования социальных отношений. Так половозрастное табу исключало половые связи между близкими родственниками. Пищевые табу строго регулировали характер пищи, которая должна была доставаться вождю, воинам, женщинам, старикам и детям.

Существовали и другие ограничения, запреты, которые гарантировали неприкосновенность жилища или очага, регулировали правила погребения, фиксировали социальный статус, права и обязанности членов первобытного коллектива. Из верований, связанных с табу проистекает деление всех объектов табуирования на чистоеи нечистое.

Чистые-значит невредимые, с ними можно иметь дело. Нечистые - несущие в себе нечто губительное. Например, у евреев и мусульман, мясо свиньи считается нечистым и потому непригодным в пищу. Вразумительного объяснения этому никто дать не может, а ссылки на то, что это грязное животное, выглядят не убедительно, так как свинья - это очень разборчивое в питании животное.

К ранним формам религии относится магия (в переводе с древнегреческого - колдовство, чародейство) - совокупность представлений и обрядов, в основе которых лежит вера в таинственные силы, с помощью которых путем определенных символических действий (заговоров, заклинаний) возможно, оказать влияние на людей, предметы, ход событий в необходимом для человека направлении. На магию впервые обратил внимание Д.Фрэзер (1854-1941).Он считал, что магия не является религией, а есть элементарный способ мышления человека, своеобразную форму "примитивной науки", свойственный человеку на самом раннем этапе развития.

Однако такой точкой зрения был недоволен другой антрополог, этнограф Б.Малиновский. Он указывал, что магия, как и всякая религия, предполагает символический образ действий. Так, пример магического действия представлен в романе А.Дюма "Королева Марго". Героиня романа для того, чтобы заставить полюбить себя человека, который ее отверг, приглашает колдунью. Та изготавливает восковую фигуру этого человека и протыкает ее в районе сердца иглой, которая символизирует "стрелу Амура". При этом произносятся определенные заклинания. Совершающие эти действия, уверенны, что в сердце человека, пронзенном "стрелой Амура", под воздействием заклинаний возгорится любовь к заказчику этого действа.

Современные специалисты классифицируют магию по методам и по целям воздействия.

По методамвоздействия магия делится на:

- контактную (путем непосредственного воздействия носителя магической силы на объект, на которыйнаправленно действие);

- инициальную(объект, на который воздействует магическая сила недосягаем для субъекта (коммуникатора);

- парциальную(опосредованное воздействие через ногти, волосы, пищу, фотографии, карты);

- имитативную(воздействие на подобие субъекта).

По целям магия делится на вредоносную (черную), военную, промысловую, лечебную, метеорологическую, любовную и т.д.

Магия пронизывала все сферы жизнедеятельности человека. Но Б.Малиновский отмечал, что магические действия применяются там, где деятельность в большей мере носит вероятностный или опасный характер (рыболовство, строительство дома, строительство лодки и др.). На этом основании, учитывая эти факты, справедливо Б.Малиновский делает вывод, что магические представления и действия возникают тогда, когда человек не уверен в своих силах, когда он сталкивается с проблемами, решение которых зависит не столько от него самого, сколько от множества привходящих факторов. Именно эта зависимость и заставляет человека полагаться на помощь таинственных сил и совершать символические действия.

Обычно магическими приемами занимались специально подготовленные люди-колдуны и шаманы, которые верили (или делали вид, что верят) в свою способность общаться с духами, передавать им просьбы, надежды соплеменников, воздействовать на сверхъестественные силы. Но главное состоит не в том, что они сами верили в свои необыкновенные способности, а в том, что им верил коллектив и обращался к ним за помощью в сложные моменты жизни. Поэтому колдуны и шаманы пользовались особым почетом и уважением у первобытных людей.

Со временем магия превратилась в один из наиболее существенных элементов развитой религии, включающей определенную систему магических действий: обрядов, таинств, молитв и т.п. В быту магия сохранилась вплоть до наших дней "в виде заговоров, гаданий, предсказаний, веры в дурной глаз", "порчу"[6].

Но первобытные люди так же верили, что носителями таинственной силы могут быть конкретные предметы - фетиши (от португальского feitico-волшебный, чудодейственный). Впервые эта форма религиозных верований была обнаружена португальскими моряками в Западной Африке в XV в., затем аналоги фетишизма были выявлены археологами. Фетишем мог быть любой предмет, поразивший воображение: камень необычной формы, кусок дерева, череп животного, металлическое или глиняное изделие. Этому предмету приписывались не присущие ему свойства (способность исцелять, предохранять от опасности, помогать на охоте и т.п.)

Одной из разновидностей фетишизма было идолопоклонство. Идол - это материальный предмет, которому придана форма человека или животного. Этот предмет наделяется таинственной силой воздействия.

Одним из распространенных древних верований являлся анимизм (от лат. anima - душа) - вера в существование душ и духов. Термин "анимизм" ввел английский этнограф Э.Тейлор. Он считал, что это исходная, элементарная форма религии. Но следует признать - это мнение опровергается этнографами, т.к. ими установлено, что верования: тотемизм, фетишизм не содержит в себе анимических представлений, таинственные силы, с которыми связанны эти представления, не мыслятся как душа.

Суть анимизма состоит в признании самостоятельной, способной существовать отдельно от человека, животных, растений некой силы или существ, способных соединиться с ними и их покидать.

Мир первобытного человека населен духами. Находясь на достаточно низком уровне развития, примитивные люди старались найти защиту от различных болезней, природных катаклизмов, наделяя природу и окружающие предметы, от которых зависело существование, сверхъестественными силами, и, поклоняясь им, олицетворяя их как духов этих объектов. Мир духов - это невидимый мир.

Анимические верования входят составной и весьма существенной частью во все религии мира. Вера в духов, нечистую силу, бессмертную душу - все это модификации анимистических представлений первобытной эпохи.

Тотемизм, табу, магия, фетишизм, анимизм, как мы убедились, характеризуют верования и обряды первобытного человека. Однако это вовсе не означает, что они существовали только в первобытном обществе. Эти верования возникли и были господствующими формами религии в жизнедеятельности первобытного общества. Но отметим, что они существовали всегда, на протяжении всей истории человечества и его культуры. По существу, во всех религиозных системах современности, можно обнаружить те или иные формы их проявлений. Они существуют и в виде суеверий и в других пережитках прошлого в сознании людей. Пищевые запреты, христианские причастия - это отдаленный отголосок табу и тотемизма. Очевидно и то, что вера в амулеты, талисманы, в другие священные реликвии живет в сознании современного человека. Магические символические действия - и сегодня составная часть всей современной обрядности. Вера в порчу, гадания, заговор - во все времена не исчезала из сознания и практики людей.

В период перехода от родоплеменного строя к классовому обществу произошли существенные изменения в сфере религиозной практики. Отношение к богам должно отличаться от отношения к духам умерших людей. И если на ранних этапах развития человеческого общества отношения с душами умерших и духами рассматривались как дальнейшее развитие повседневного общения, то впоследствии эти отношения приобретают характер общения различных по своему статусу существ. С появлением великих богов человек опускается на колени и превращается в смиренного, послушного просителя.

С переходом к классовому обществу появляется новая страница в религии. Постепенно наряду с общиной возникает частная собственность, происходит социальная дифференциация, возникают противоречия, и все это приводит к формированию института государства. Зависимость человека от стихийных сил природы, обычаев общины дополняется формами государственно-правового принуждения. А это уже означало (возникновение государства) становление национально-государственных религий. Первым государством был Древний Египет. Религия Древних египтян имела политеистический характер. Египтяне поклонялись многочисленным божествам (тысяча богов и богинь). Наиболее чтимыми богами были бог солнца Ра; бог-творец Птах. Особенной популярностью у египтян пользовались Осирис (умирающая и воскрешающая природа) и его спутница Изида - богиня мать, покровительница любви и материнства.

В древнем мире религии были политеистическими, т.е. верующие поклонялись многим Богам. Классическим образцом многобожия является древнегреческая и древнеримская религия. Верховным божеством древнегреческого пантеона считался владыка неба Зевс, его брат Посейдон был повелителем морей, Аид - повелитель подземного царства, Гера - покровительница супружества, Афродита - богиня любви и красоты, Афина - богиня мудрости, Дионис - бог виноградарства и др.

Религия древних римлян во многом напоминает древнегреческую, она прошла те же стадии эволюции, что и др. религии. О пережитках тотемизма свидетельствует легенда об основателях Рима - братьев Ромуле и Реме, которых вскормила волчица. Завоевание римлянами Древней Греции оказало огромное влияние на все сферы жизни римского общества, в том числе и на религию. Они, по сути, заимствовали у древних греков весь пантеон богов и связанную с ними обрядность. В Риме греческие боги получили новые имена и прописку. Во главе их пантеона стоял Юпитер - римский аналог Зевса. К числу наиболее обожествляемых персон относились: Юнона - жена Юпитера, Минерва - богиня мудрости, Марс - бог войны и др.[7] В римском культе большое место занимало поклонение духам предметов и покровителем домашнего очага. В период империи началось обожествление императоров. Так император Октавиан добавил к своему имени титул Август, т.е. священный и был объявлен богом. Когда же Римская империя стала клониться к закату, на ее окраине и в Риме стала утверждаться вера в Спасителя И.Христа. И это символизировало новый этап вхождения рода людского в новую эру.

Таким образом, то или иное понимание права определяет организацию, содержание и направленность всей правоохранительной деятельности. Вот почему изучение религиоведения юристами, сотрудниками правоохранительных органов – необходимое условие овладения навыками сознательного труда по обеспечению законности и правопорядка в условиях современной России.

Нормы прежнего Закона «О милиции», принятого в 1991 году, когда были другое время , государство и условия жизни, откровенно устарели. В них отсутствовала главная норма, что полиция – для каждого гражданина. В новом Федеральном законе от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции", в первой же статье, изменена профессиональная идеология органов внутренних дел - она становится действительно правоохранительной.

Полиция становится не институтом государственного принуждения, а станет, в первую очередь, защищать права и свободы человека и гражданина, противодействовать преступности, охранять общественный порядок, собственность и обеспечивать общественную безопасность.

 

ЛИТЕРАТУРА:

а) Нормативно-правовые акты:

 

1. Конституция Российской Федерации.

2. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. №3-ФЗ «О полиции».

3. Федеральный закон от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

4. Федеральный закон от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

5. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных организа­циях» от 26 сентября 1997 г. № 125- ФЗ // Собрание законодательства Российской Фе­дерации, 1997, № 39.

б)Основная литература:

1. Бажан Т.А., Старков О.В. Религиоведение для юристов: Учебник – СПб: Юридический центр Пресс, 2007.

2. Ильин В.В., Кармин А.С., Носович Н.В. Религиоведение. – СПб.: Питер, 2008.

3. Религиоведение: Учебное пособие/ Ред. М.М. Шахнович – СПб.: Питер, 2008.

4. Хвыля-Олинтер А.И., Кудин В.А., Лобанов К.Н. Религиоведение: Учебное пособие. – Белгород: БелЮИ, 2007.

5. Суслонов П.Е. Религиоведение: Учебное пособие.- М.: ЦОКР МВД России, 2010.

в) Дополнительная литература:

1. Атлас современной религиозной жизни в России. Т.1-3/ Отв. ред. М.Бурдо, С.Филатов. - М.; СПб.: Летний сад, 2009.

2.Салин Ю.С.Религия как феномен культуры: Курс лекций. Хабаровск: Дальневосточный юридический институт МВД РФ, 2005.

3. Лобазова О.Ф. Религиоведение: Учебник. – М.: «Дашков и К», 2004.

4. Криминотеология: религиозная преступность/ О.В. Старков, Д.И. Башкатов – СПб.: Юридический центр Пресс, 2004.

5. Лукьянов С.А. Веротерпимость как принцип религиозной политики в России (XVI-XX в.в.): Монография. – М.: Компания Спутник+, 2007.

6. Религиоведение: Учебное пособие. 5-е изд./ Ред. А.В. Солдатов – СПб.: «Лань», 2004.

8. Религиоведение: Учебное пособие/ М.Я. Ленсу, Я.С. Яскевич, В.В. Кудрявцев и др. 2-е изд. испр. - Мн.: Новое издание, 2004.

 

Санкт-Петербургский университет

МВД России

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Феномен культуры | Индуизм

Дата добавления: 2014-03-04; просмотров: 1011; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.006 сек.