Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Бюллетень Верховного Суда РСФСР. 1988. №1. С. 12—13)

Читайте также:
  1. Ломтев Т. П. Язык и речь // История советского языкознания. Хрестоматия. / Сост. Ф. М. Березин. М., 1988.
  2. Патентный бюллетень
  3. ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  4. Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь 20 декабря 2007 г. № 18
  5. Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь 23 сентября 1999 г. № 8
  6. Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь 25 марта 2009 г. №1
  7. Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь 26 марта 2002г. №1
  8. Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь 28 июня 2002 г. № 3
  9. ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Понятие общей совместной собственности. Как и доле­вая собсгвенность, совместная собственность характеризу­ется множественностью субъектов присвоения. И здесь имущество принадлежит одновременно и сообща несколь­ким лицам, нобез определения долей.

Общая совместная собственность

Можно сказать, что участники общей совместной соб-ственносги обладаютравными правами (но не долями!) на общее имущество, хотя ни у одного из них нет опре­деленной, конкретной доли в праве на имущество.

Следовательно, основная юридическая особенность сов­местной собственности как раз и состоит в отсутствии до­лей. Доли устанавливаются лишь при разделе общего имущества, т. е. при прекращении общей собственности, а потому, строго говоря, речь может/идти лишь о «реаль­ных», но не об «идеальных» долях. Пока существует сов­местная собственность, у всех ее участников совершенно


равные права на общее имущество. Сказанное означает, что праго собственности не дробится на доли, а целиком принадлежит несколыким лицам одновременно.

Совместная собственность—сложный случай общей собственности. Наличие равных,одинаковых прав на одно и то же имущество одновременно у нескольких лиц (со-собственников) предполагает наличие между ними особых взаимоотношений. Это подтверждаетсянезаменимостьюсубъектов совместной собственности.

Если ь долевой собственности участник может продать свою долю, в том числе и постороннему лицу, вступающе­му тем самым на его место, то в совместной собственности 1акое невозможно. Имущество, приходящееся на долю вы­деляющегося сособственника («реальную долю»), можно либо взять с собой, либо оставить другому сособственнику (или сособственникам), но нельзя передать третьему лицу, «вступающему» на место уходящего, ибо такое «вступле- ' ние» в обычном гражданско-правовом порядке здесь про­сто исключено.

Дело в том, что отношения совместной собственности могут возникнуть не между любыми субъектами граждан­ского права, а только между гражданами, связаннымисе­мейной общностью (родством).

По действующему законодательству правовой режим совместной собственности возникает только у супругов, состоящих в зарегистрированном браке (ст. 12 Основ за­конодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье), у членов крестьянского и личного подсобного хозяйства граждан (пп. 2 и 3 ст. 9 Закона о собственнос­ти), а также у членов колхозного двора (ср. ст. 27 Основ гражданского законодательства 1961 г.).

Встречавшиеся ранее в подзаконных актах попытки квалифицировать в качестве совместной собственности некоторые имущественные взаимоотношения юридических лиц всегда оказывались результатом недоразумения и при более тщательном анализе свидетельствовали о наличии отношений общей долевой собственности. Более наглядно специфика совместной собственности проявляется при рас­смотрении ее отдельных разновидностей.

Разновидности права общей совместной собственности.Наиболее часто как разновидность рассматриваемых от­ношений существуетобщая совместная собственность суп­ругов, урегулированная семейным законодательством.

Она характеризуется полным равенством прав супру­гов на все нажитое ими в браке имущество, независимо


от того, кто его приобрел (даже если один из супругов был занят ведением домашнего хозяйства, уходом за деть­ми или по другим уважительным причинам не имел самостоятельного заработка).

При этом действует презумпцияобщности супружеско­го имущества, т. е. оно предполагается находящимся в совместной собственности супругов, если один из них не докажет, что то или иное имущество было приобретено им до брака или, например, подарено лично ему (ср. ст. 22 КоБС РСФСР).

Выдел доли одного из участников здесь всегда тождест­вен разделу общего имущества (ибо участников всегда двое), причем доли супругов самим законом признаются равными, хотя возможны и исключения (практически став­шие правилом), связанные с учетом интересов несовер­шеннолетних детей или других заслуживающих внимания интересов одного из супругов (ч. 3 ст. 12 Основ законо­дательства о браке и семье, ст. 21 КоБС РСФСР).

Отличие этого режима от режима общей долевой соб­ственности ярко проявляется в спорах о разделе имущест­ва бывших супругов.

Так, один гражданин предъявил иск о разделе иму­щества к бывшей жене, ссылаясь на то, что уже после расторженияих брака они еще в течение 6 лет фактичес­ки проживали общей семьей, имели общий бюджет, вели общее хозяйство и приобретали имущество, а затем он прекратил проживание с ответчицей. Вынося решение о разделе общего имущества, суд обоснованно применил нормы о разделе общей долевой, а не совместной собст­венности (ст. 121 ГК РСФСР), в соответствии с которыми истцу предстояло доказать свое право собственности на конкретное имущество соответствующими доказательства­ми, а не исходить из принципа равенства долей, свойст­венного режиму совместной собственное! и, поскольку по­следний прекратился ,в связи с расторжением брака (см.:

^ Важно подчеркнуть, что режим совместной (бездоле­вой) собственности распространяется на имущество суп-|рутов, но не на имущество других членов семьи (детей, 'совместно проживающих родителей и других родственни­чков). Ведь речь идет именно о супружеском, а не о се­мейном имуществе.

I- Именно поэтому суды не признают общей собствен­ностью супругов вклады, внесенные одним из них в период


брака в кредитные учреждения на имя своих несовершен­нолетних детей, хотя бы такие вклады и делались за счет их совместного имущества, поскольку собственниками данных вкладов должны считаться несовершеннолетние дети (п. 42 постановления Пленума Верховного Суда РСФСР от 21 февраля 1973 г. «О некоторых вопросах, возникших в практике применения судами Кодекса о бра­ке и семье РСФСР» в редакции от 27 сентября 1977 г.// Бюллетень Верховного Суда РСФСР. 1973. № 5; 1977. № 12).

Соответственно, при разделе имущества из-за растор­жения брака бывший супруг не вправе требовать раздела чакого вклада (см.: Бюллетень Верховного Суда РСФСР. 1988. №3. С. 10).

Своеобразием отличаетсяобщая собственность членов колхозного двора. Речь идет осемейио-трудовой общности

лиц, из которых хотя бы один работает в колхозе (ср. ст. 27 Основ гражданского законодательства 1961 г.).

В данном случае все члены его семьи (а не только суп­руг) признаются участниками отношений общей совмест­ной собственности. Все члены колхозного двора имеют равное, одинаковое право владения, пользования и рас­поряжения общим имуществом, что предполагает осу­ществление права собственности на имущество с согласия ьсех его членов (ст. 127 ГК РСФСР). При определении доли члена колхозного двора при выделе из общей собст­венности или ее разделе доли всех членов, включая несо­вершеннолетних и нетрудоспособных, признаются равны­ми (ст. 129 ГК РСФСР).

В общее имущество членов колхозного двора входят подсобное хозяйство, жилой дом и надворные постройки, скот, птица и сельскохозяйственный инвентарь, а также переданные в собственность колхозного двора его члена­ми их доходы и иное имущество, приобретенное на общие средства, включая предметы домашнего обихода и лично­го потребления.

Поскольку все перечисленное имущество составляет совместную собственность всех членов колхозного двора, при смерти одного из них не открывается наследство ни на имущество двора в целом, ни даже на долю умершего, которая могла бы причитаться ему в случае выхода (вы­дела). В таком случае лишь уменьшается число членов колхозного двора, но все оставшиеся члены по-прежнему являются совместными собственниками общего имущест-


12Заказ 6530


 


ва. Так происходит до тех пор, пока в колхозном дворе остается хотя бы один человек. '

Ясно, что такая конструкция служит сохранению в целостности общего имущества двора, предотвращая его раздробление между посторонними для двора лицами (на­следниками).

Отсюда важно разграничить общее имущество колхоз­ного двора и индивидуальное имущество его отдельных членов (которое, в частности, может переходить и по на­следству в случае их смерти).

Кроме того, супруги—члены колхозного двора сохраня­ют совместную собственность на принадлежащее им лично имущество (ч. 6 ст. 12 Основ законодательства о браке и семье). Поэтому ст. 113 ГК РСФСР предусматривает, что личные доходы и сбережения члена колхозного двора, приобретенное на них имущество, а также имущество, по­лученное им в порядке наследования либо дарения и не переданное в собственность двора, остается в индивиду-гльной собственности члена колхозного двора (либо со­ответственно—в общей совместной собственности супру­гов—членов колхозного двора—ст. 24 КоБС РСФСР).

Чтобы исключить возможную путаницу и недоразуме­ния, ч. 2 ст. 113 ГК запрещает члену колхозного двора иметь в индивидуальной собственности то имущество, ко-юрое в соответствии с уставом колхоза может принадле­жать только колхозному двору (жилой дом, хозяйствен­ные постройки, продуктивный и рабочий скот, птицу, сельхозинвентарь и средства механизации—п. 58 Пример­ного Устава колхоза).

При выделе доли из имущества колхозного двора име­ет значение степень участия трудоспособного члена двора в ведении общего хозяйства. При ее незначительности возможно отступление от принципа равенства долей всех членов колхозного двора (в сторону уменьшения), а при неучастие в ведении общего хозяйства без уважительных причин в течение трех лет подряд такой трудоспособный член колхозного двора может вообще лишиться доли (ч. 3 ст. 129, ст. 132 ГК РСФСР).

Все эти особенности правового режима имущества кол­хозного двора делают весьма важным определение круга лиц, находящихся в указанных отношениях. В колхозный двор включается семья колхозника (в том числе несовер­шеннолетние дети и другие нетрудоспособные лица, про­живающие с ним одной семьей), а также другие лица, во-


шедшие в состав колхозного двора, например, в силу за­ключения брака с одним из его членов.

Важно, что все они совместно ведут домашнее и под­собное хозяйство, но не обязательно, чтобы все они ра­ботали в колхозе. Поэтому членами колхозного двора мо­гут быть и лица, не работающие в колхозе (см.: Бюлле­тень Верховного Суда РСФСР. 1987. № 1. С. 4).

Вопрос о том, является ли хозяйство колхозным дво­ром (и соответственно—распространяется ли на его иму­щество режим совместной собственности), решается в слу­чае спора "судом на основании данных похозяйственней книги сельсовета, а также других доказательств.

Работа хотя бы одного из членов семьи в качестве чле­на колхоза, которому выделен земельный участок для под­собного хозяйства, может сыграть решающую роль в оп­ределении правового режима имущества, например жило­го дома ь случае спора о наследстве.

Так, мать и сын выстроили жилой дом, зарегистриро­ванный на имя сына. После окончания строительства до­ма сын вступил в брак, а спустя несколько лет погиб от несчастного случая. Мать предъявила иск жене сына о разделе дома, а свою долю завещала другому сыну. Тот вступил в спор свекрови и невестки после смерти матери в качестве ее единственного наследника. Добившись удов­летворения своих требований, он продал дом посторонне­му (третьему) лицу. А затем вдова предъявила к покупа-1елю иск о признании заключенного им договора недейст­вительным, ссылаясь на то, что ее муж был главой кол­хозного двора, а после смерти мужа и его матери она осталась ьго единственным членом и соответственно стала единственной собственницей всего жилого дома. Посколь­ку суды во всех разбирательствах не обратили внимания га это обстоятельство, дело, тянувшееся свыше 12 лет, вновь пришлось возвращать на новое рассмотрение по ука­занию Верховного Суда СССР (см.: Бюллетень Верховно­го Суда СССР. 1987. № 6. С. 24—26).

Правовой режим колхозного двора фактически вос­принят р Законом о собственности. Он распространен те­перь насобственность крестьянского и личного подсобного хозяйства граждан (если иное не предусмотрено законо­дательными актами союзной или автономной республики).

Участники этих разновидностей трудового хозяйства получили тем самым статус совместных, а не долевых соб­ственников, означающий, таким образом, равенство их прав в отношении общего имущества хозяйства, а также

I2* 179


исключение возможности его наследования при наличии хотя бы одного члена крестьянского или личного подсоб­ного хозяйства.

С этой точки зрения юридический режим, обеспечиваю­щий целостность имущества как индивидуального кресть­янского хозяйства, так и колхозного двора (личного под­собного хозяйства семьи колхозника) одинаков. Но он вместе с тем существенно отличен от режима имущества трудового хозяйства, являющегося долевой собственностью его членов.

По этому пути пока пошло и республиканское законо­дательство (см., например, ч. 1 ст. 45 эстонского Закона о собственности). Лишь в Латвии Закон от 6 мая 1989 г. о крестьянских хозяйствах закрепилличную собственность крестьянина (а не его семьи) на имущество хозяйства и установил возможность его наследования в общем поряд­ке (ст.ст. 5 и 7 Закона).

Здесь последовал намеренный отказ от «принципа кол­хозного двора», допускающий возможность обычного на­следования имущества крестьянина (см.: Звягин Ю. Крестьянские хозяйства в Латвии/Хозяйство и право. 1989. № 9. С. 93—94).

Вопрос о характере отношений общей собственности в крестьянском (фермерском) и приравненном к нему зако­ном личном подсобном хозяйстве вызывает едва ли не наибольшие споры и осложнения. Признание всех членов хозяйства субъектами права общей совместной собствен­ности на его имущество в наибольшей мере соответствует его природе как семейно-трудовой общности граждан. Оно не требует специального оформления (кроме регистрации хозяйства в качестве крестьянского) и отличается просто­той.

Однако и оно не свободно от сложностей. Так, в целях препятствия смешению однородных имущественных объек­тов неизбежен запрет отдельным членам хозяйства («дво­ра») иметь в собственности имущество, аналогичное нахо­дящемуся в их общей собственности (жилой дом, скот и т. п.). Отсутствие возможности наследования общего имущества, пока жив хотя бы один член хозяйства, обычно рассматривавшееся как преимущество его правового режи­ма, не допустившего дробления собственности между на­следниками, не всегда соответствует современным хозяйст­венным условиям.



<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Разновидности права общей долевой собственности | Права на хозяйствование с имуществом собственника

Дата добавления: 2014-03-04; просмотров: 823; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.004 сек.