Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Теоретические концепции в социальной психологии

Читайте также:
  1. IV.l. Теоретические аспекты проблемы
  2. V.1 Теоретические аспекты проблемы.
  3. Акцентуации личности в психологии
  4. Анализ социальной защищенности членов трудового коллектива
  5. Антропологические концепции исследования журналистики.
  6. Аргументы в пользу социальной ответственности
  7. Аргументы против социальной ответственности
  8. Базовые концепции и гипотезы финансового менеджмента
  9. Базовые концепции и инструменты финансового менеджмента
  10. Базовые концепции финансового менеджмента

План:

I. Классификация основных социально-психологических теоретических ориентаций.

II. Основные принципы ведущих социально-психологических теорий и направлений

III. Теории личности в социальной психологии

 

Как и всякая наука, социальная психология характеризуется определенной структурой элементов, из которых формируется определенная система. По мнению Б. Д. Парыгина, социальная психология как наука может быть рассмотрена с трех сторон: методологической, феноменологической, праксиологической (деятельностной, практической).

Методологию социальной психологии можно кратко охарактеризовать как совокупность приемов исследования, совокупность средств, необходимых для организации и проведения процессов познания социопсихических явлений. Эти средства представлены с одной стороны, концептуальным, с другой — инструментальным аппаратом.

Феноменологию социальной психологии интересуют социально-психологические явления, т. е. психическое состояние и поведение индивида в группе и в совокупной групповой деятельности. Согласно такому представлению, объектами этой науки являются личность и человеческое общение (Г. М. Андреева вводит сюда еще большие и малые группы).

Праксиологическая сторона социальной психологии — это конкретное индивидуальное и групповое поведение людей. Это прикладная социальная психология. Разработка частных проблем прикладной социальной психологии весьма значима для более глубокого понимания ряда вопросов, связанных с феноменологическими основами науки.

Ни одна социально-психологическая теория, отдельно взятая, не в состоянии объяснить все социальные явления. Более того, все имеющиеся уже теории, и даже те, которые будут созданы позднее, не в состоянии объяснить все многообразие социального мира. Но зато каждая из них способна более или менее приемлемо объяснить какие-то отдельные, локальные аспекты, явления, факты и закономерности. По всей вероятности, какую-то всеобъемлющую, общую социальную и даже социально-психологическую теорию создать просто невозможно. Современные социальные психологи ориентируются не на одну научную теорию, а на совокупность социальных теорий,

Один из первых критиков дисциплины, американский психолог профессор психологии в Йельском университете Уильям МакГайр считает, что в современной социальной психологии можно выделить три наиболее значимые теории, или направления: ролевое, когнитивное и теории научения. В отечественной психологии (сборник текстов «Современная зарубежная социальная психология», 1984 г.) выделяются четыре социально-психологические теоретические ориентации: необихевиористская, когнитивистская, психоаналитическая и интеракционистская.

Расхождение между этими двумя классификациями теоретических направлений отражает тот факт, что в социальной психологии, как, впрочем, и в психологии в целом, продолжает сохраняться принцип ортодоксальной приверженности какой-то одной научной школе. У. МакГайр, однако, считает, что в современной социальной психологии наметилась тенденция к синтезу и интеграции различных теоретических подходов, различных научных школ. Современные социальные психологи при выдвижении гипотез и интерпретации событий преодолели узкий, односторонний подход «своей» теоретической перспективы и охотно используют теоретические принципы, наработанные в рамках других направлений и школ.

 

Начало становления социальной психологии пришлось на время, когда в психологии господствовали бихевиористскиепринципы. Основное внимание психологи-бихевиористы сосредоточили на изучении поведения. Главной теоретической проблемой бихевиоризма стало научение тому или иному поведению. Отсюда и название теорий, исследующих этот процесс - теории научения. В них, прежде всего, анализируется связь между стимулом и реакцией. Впервые ключевой принцип научения был установлен Эдвардом Ли Торндайком и Иваном Петровичем Павловым. Причем оба ученых пришли к его открытию независимо друг от друга. Торндайк назвал его «законом эффекта», а Павлов – «подкреплением».

Согласно Торндайку и Павлову, животные и люди учатся методом проб и ошибок. Когда найдена успешная, удовлетворяющая возникшую потребность модель поведения, она затем многократно повторяется и таким образом закрепляется.

Еще одну проблему, связанную с научением и подкреплением, исследовал Беррес Фредерик Скиннер. Он выдвинул идею оперантного (от слова "операция") научения. Такое научение носит целенаправленный, рациональный характер. Суть его заключается в том, что организм приобретает новые реакции благодаря тому, что сам подкрепляет их. И только после этого внешний стимул может вызывать ответ - реакцию. Так как оперантное подкрепление и научение можно специально организовывать, то на основе этого допущения Б. Скиннер выступил с далеко идущими проектами переустройства общества, рационального управления поведением человека и т. д.

Эдвард К. Толмен, заложивший основы необихевиоризма, пришел к выводу, что для научения не обязательно немедленное подкрепление. Кроме того, принимал в расчет не только внешнее поведение организма по схеме "стимул - реакция", но и учитывал процессы, происходящие в самом организме. Он ввел понятие когнитивных карт, т. е. представление о неких схемах поведения, возникающих в центральной нервной системе.

Кларк Л. Халл занимаясь теоретическими и экспериментальными исследованиями поведения и научения, так же находился под влиянием идей Павлова, Торндайка и Уотсона. Но именно благодаря К. Халлу окончательно была сформулирована необихевиористская модель поведения, которая стала выражаться как С - О - Р, т. е. стимул - организм - реакция. Тем самым, центральный постулат радикального бихевиоризма - отказ от рассмотрения процессов, протекающих в организме, ушел в прошлое.

Основные идеи теорий научения и сегодня сохраняют свое значение и оказывают влияние на современных социальных психологов. Однако, в настоящее время фокус интереса исследователей все больше смещается на когнитивную и психическую активность человека, т. е. на промежуточное звено между стимулом и реакцией. Благодаря этому современная схема поведения в теориях социального научения приобрела окончательную формулу: СОР ( стимул-организм-реакция). Иногда ее еще называют СОР-моделью.

Альберт Бандура разработал теорию социального научения. Суть ее в том, что эффект научения может быть получен посредством наблюдения за поведением другого человека. Причем человек, действия или поведение которого наблюдаются, может не ставить специальной цели научить чему-либо наблюдателя или заставить его подражать себе. В социальном научении специальное подкрепление не играет решающей роли, вне зависимости от того, целенаправленно организовано обучение или научение происходит стихийно, случайно. Подкреплением здесь может служить сам процесс имитации или факт удачного подражания. Теория социального научения признает значение подкрепления и в случае так называемого викарного научения. А. Бандура описывает его как разновидность научения через наблюдение. Суть викарного научения состоит в том, что наблюдатель перенимает или не перенимает поведение модели в зависимости от того, поощряется оно (т. е. позитивно подкрепляется) или, наоборот, наказывается (т. е. негативно подкрепляется), либо оно вообще лишено всякого подкрепления.

Теория социального обмена также целиком базируется на принципе подкрепления. Основное внимание в ней обращено на социальное взаимодействие между людьми. Джордж Хоманс предложил первую версию теории социального обмена, которую иногда еще называют «теорией справедливого обмена» Согласно ей, вознаграждение должно быть пропорционально вложению, затратам (сколько отдал, столько и получил). В соответствии с теорией обмена, взаимосвязь может прерваться, если не будет соблюдаться пропорция между затратами и вознаграждением.

Джон Тибо и Харольд Келли предложили более сложную версию теории социального обмена. Они назвали ее теорией взаимозависимости. В ней подчеркиваются динамические аспекты межличностного взаимодействия, где один человек влияет на другого и сам, в свою очередь, испытывает воздействия партнера по общению. В отличие от Хоманса, Тибо и Келли утверждают, что затраты и вознаграждения одного человека не могут рассматриваться сами по себе, изолированно от затрат и вознаграждений другого. Таким образом, взаимозависимость в данном случае означает, что успешное социальное взаимодействие возможно лишь в том случае, если оба партнера максимально удовлетворены результатами общения. Причем предполагается, что каждый участник отношения должен быть озабочен не только "справедливостью" пропорцией собственных затрат и вознаграждений, но и тем, насколько "справедлива" эта пропорция у партнера по общению.

 

Название «ролевое направление» возникло благодаря аналогии, проводимой между социальными отношениями и театральным действием, где актеры исполняют те или иные роли. Этот аспект социальных отношений особенно отчетливо подчеркивается Гербертом Блумером, создателем школы символическогоинтеракционизма, и Эрвином Гоффманом, автором теории "социальной драматургии". Вообще же концепция роли-персоны, восходящая к классическим временам древнегреческой драмы, в наше время получила современное обоснование и стала активно использоваться сначала в социологии Джорджем Г. Мидом в контексте развития личности, находящейся в определенной социальной структуре.

Понятие «роль»может быть определено как ролевое функционирование личности, занимающей определенное положение в своем социальном окружении.предположения относительно поведения конкретного индивида называются ролевыми ожиданиями.Когда ролевые ожидания признаются или разделяются группой людей, тогда они приобретают общее значение и становятся нормами в общении и поведении. Часто, когда человек совмещает несколько ролей, не совместимых между собой, но требующих одновременного исполнения, у него может возникнуть конфликт. Сама социальная жизнь, где мы исполняем различные роли – работников, студентов, детей, родителей, политиков, друзей, соседей и т. д. – постоянно чревата возникновением межролевых конфликтов. В том случае если роль требует одновременного выполнения двух разнородных видов активности, возникает внутриролевой конфликт.Понятие роли часто используется в социальной психологии. Такие термины, как ролевая модель, ролевая игра, ролевая привлекательность постоянно используются в специальной литературе. Концепция роли помогает понять, почему, например, меняется поведение людей, когда изменяются их позиции в социальной системе. Современная концепция самосознания (Я-концепция) также в значительной мере использует ролевые теории.

За этими теориями последовали другие, среди которых следует отметить социометрический метод Якоба Морено (1892—1974), уроженца Румынии, получившего высшее образование в Вене и с середины 20-х гг. работавшего в США. Этот метод, обнародованный им в 1933 г., предназначался для измерения динамики межличностных отношений в группе. В соответствии с концепцией Морено, межличностные отношения, особенно предпочтения и неприятия, представляют собой главные характерные черты человеческой жизни. Социометрический метод позволяет получить картину предпочтений и неприятий среди членов группы. Эту картину можно представить графически в виде социограммы. Другой способ обработки данных — конструирование социометрических индексов, позволяющих дать количественное выражение социометрического статуса каждого члена группы и различных аспектов групповой структуры. С помощью социометрии получено немало важных данных о строении группы и ее функционировании. Постепенно социометрия превратилась в отдельное направление западной социальной психологии.

Одно из направлений, отвергавших идеи бихевиоризма, получило название гештальтпсихологии. Его базовые идеи разработал и изложил в 1912 году Макс Вертгеймер. Наиболее известные представители этого направления - Курт Коффка и Вольфганг Келлер - в 20— 30-х годах XX века создали школу гештальтпсихологии. Гештальтпсихологи объясняли поведение как реализацию целостного психического акта. Решая проблему таким образом, они пришли к выводу, что научение происходит не только в процессе «проб и ошибок», не только посредством подражания и повторения, но очень часто через глубокое переживание, через озарение (инсайт), что приводит к всесторонней перестройке психики и мышления.

Теория поля немецкого психолога Курта Левина в значительной мере отражала принципы феноменологического подхода и, в свою очередь, также послужила одной из предпосылок для формирования когнитивистской ориентации. Теория К.Левина сложилась под влиянием успехов точных наук - физики, математики. Левин различал два рода потребностей - биологические и социальные (квазипотребности). Потребность создает в личности систему напряжения, стремящуюся к разрядке, в которой и заключается, по Левину, удовлетворение потребности. Разрядка потребности осуществляется в определенной ситуации, называемой Левином психологическим полем. Этот подход отличало два момента. Во-первых, он перешел от представления о том, что энергия мотива замкнута в пределах организма, к представлению о системе «организм-среда». Индивид и его окружение выступили в виде нераздельного динамического целого. Во-вторых, в противовес трактовке мотивации как биологически предопределенной константы, Левин полагал, что мотивационное напряжение может быть создано как самим индивидом, так и другими людьми. Тем самым за мотивацией признавался собственно психологический статус. Она не сводилась более к биологическим потребностям, удовлетворив которые организм исчерпывает свой мотивационный потенциал.

Левин создал серию интересных психологических методик. Первую из них подсказало наблюдение в одном из берлинских ресторанов за поведением официанта, который хорошо помнил сумму, причитавшуюся с посетителей, но сразу же забывал ее, после того как счет был оплачен. Полагая, что в данном случае цифры удерживаются в памяти благодаря «системе напряжения» и исчезают с ее разрядкой, Левин предложил своей ученице Б.В.Зейгарник экспериментально исследовать различия в запоминании незавершенных (когда «система напряжения» сохраняется) и завершенных действий. Эксперименты подтвердили прогноз. Первые запоминались приблизительно в два раза лучше.

От анализа мотивации поведения индивида, одиноко перемещающегося в своем психологическом пространстве, Левин переходит к исследованию группы, перенося на этот новый объект свои прежние схемы. Он становится инициатором разработки направления, названного «групповой динамикой». Теперь уже группа трактуется как динамическое целое, как особая система, компоненты которой (входящие в группу индивиды) сплачиваются под действием различных сил. Сущность группы, - отмечал Левин, - не сходство или различие ее членов, а их взаимозависимость. Группа может быть охарактеризована как «динамическое целое». Это означает, что изменения в состоянии одной части изменяют состояния любой другой. Степень взаимозависимости членов группы варьирует от несвязной массы к целостному единству.

В США Левин занимался и проблемами групповой дифференциации, типологией стилей общения. Ему принадлежит описание наиболее распространенных стилей общения (демократический, авторитарный, попустительский), а также исследование условий, способствующих выделению в группах лидеров, звезд и отверженных. Эти исследования Левина явились основой целого направления в социальной психологии.

Таким образом, гештальтпсихология, феноменология и теория поля Курта Левина заложили основания современных когнитивистских моделей социальной психологии.

Социальное познание является особой формой когнитивной деятельности, поэтому социальная когнитивная психология отличается от общей когнитивной психологии. Прежде всего, социальное познание является двусторонним процессом. Объект нашего восприятия и познания - другой человек - сам, в свою очередь, воспринимает и познает нас, Кроме того, люди обладают известной гибкостью, способностью изменяться от ситуации к ситуации и с течением времени.

Одним из основных понятий когнитивных теорий является понятие когнитивной схемы, которое обозначает особым образом организованную систему прошлого опыта, обретенного в процессе познания и с помощью которого объясняется переживание опыта настоящего времени.

Среди различных теорий, созданных в рамках когнитивистского подхода, наибольшую известность и применение получили разнообразные версии теории когнитивного соответствия: теория когнитивного равновесия Фрица Хайдера, теория коммуникативных актов Теодора Ньюкома, теория когнитивного диссонанса Леона Фестингера, теория конгруэнтности Чарльза Осгуда и Пола Танненбаума, а также теория приписывания причин или каузальной атрибуции Харольда Келли, созданная на базе идей, сформулированных Фрицем Хайдером.

 

В социальной психологии личность рассматривается как социальный феномен, хотя признается и тот факт, что на ее формирование оказывают влияние и природные характеристики человека: пол, конституция, темперамент, наследственность и т. д. Поэтому социальные психологи в качестве базовых концепций для своих исследований, как правило, используют те теории, которые Г. Оллпорт отнес к разряду биосоциальных.

Представление У. Джеймса о том, что в социальном Я человека представлено его социальное окружение, нашло дальнейшее развитие в социально-психологической теории.

Большой вклад в формирование социально-психологического знания внес австрийский психолог, невропатолог и психиатр 3. Фрейд. Будучи основоположником психоанализа и соответствующей научной школы, Фрейд в то же время оказал значительное влияние на развитие всех социальных наук в XX в. В отличие от многих психологов, считавших инстинкты основой социального поведения, Фрейд полагал, что инстинктивные импульсы человека приходят в конфликт с интересами общества. Все разнообразие инстинктов Фрейд сводил к двум группам: инстинкты, направленные на сохранение жизни (или сексуальные), и инстинкты смерти (или деструктивные), разрушающие жизнь. При этом общество рассматривалось как враждебная человеку сила, подавляющая его инстинктивные импульсы, результатом чего являются фрустрации. Фрейд признавал необходимость ци­вилизации, для того чтобы защитить людей от естественных опасностей и от уничтожения друг друга. Однако ограничение обществом агрессивных и сексуальных импульсов людей вызывает у них нежелательные черты характера.

Социолог Чарльз Кули использовал понятие «зеркало личности», выдвинув идею, что самосознание индивида отражает оценки и мнения людей, с которыми он взаимодействует. Позднее эту мысль подхватили Джордж Герберт Мид и Гарри СтэкСалливан. Мид полагал, что самосознание человека является результатом его социальных взаимодействий, в ходе которых он учится смотреть на себя как бы со стороны, как на объект. Причем решающее значение для самосознания имеет мнение не отдельных людей, а «обобщенного другого» — коллективная установка организованного сообщества или социальной группы. Сегодня эта концепция известна под названием «принцип отраженных оценок». Согласно ей, мы видим себя такими, какими нас видят другие люди. Влияние других людей на формирование нашего Я и самосознания очевидно. Но в связи с этим возникает и проблема, на которую указывал Карл Юнг. В структуре психики он выделяет защитное образование, которое называет Персоной. Она-то и создает проблему истинного Я и ложного Я, или Я и не-Я. По мнению Юнга, Персона, являясь своеобразной маской, которую человек надевает в ответ на требование общества, скрывает его истинное Я. Она представляет лишь то, чем человек кажется самому себе, или то, что он демонстрирует окружающим, а не его истинную сущность, не то, чем он является на самом деле. Юнг полагает, что Персона — это компромисс между индивидом и обществом. Реализация имеющегося у каждого человека творческого, духовного потенциала (а именно это должно стать целью каждой личности, считают основатели гуманистического направления в психологии Абрахам Маслоу и Карл Роджерс), так и к тому, чтобы изо всех сил стараться соответствовать социальному стандарту.

Самосознание личности — сложное явление. Поэтому неудивительно, что, говоря о самосознании, каждый автор теории личности вкладывает в понимание структуры, аспектов самосознания свой собственный жизненный опыт и отражает те теоретические позиции, которых придерживается. Психологи-когнитивисты рассматривают Я-концепцию как когни-тивную схему личности. Обычно ее определяют как обобщенное когнитивное представление о собственной личности, сформированное индивидом на основе жизненного опыта. В ней, таким образом, собирается, накапливается и организуется любая информация о самом себе, которой располагает человек. Так как жизненный опыт индивидов всегда уникален, то и схема личности, или Я-концепция, у каждого своя.

Самосознание помимо восприятия физических, психических и прочих личностных характеристик включает в себя также и осознание тех социальных ролей, которые исполняет каждый из нас. Поэтому Я-концепция может структурироваться в соответствии с ролевым набором человека. Исполняемые индивидом роли осознаются им опять-таки в соответствии с ролевыми ожиданиями, т. е. теми значениями, которые человек и его окружение придают той или иной роли. Социальные роли, таким образом, способствуют проявлению сущностных характеристик личности.

Так или иначе, но в случае оценки аспектов собственной личности человек сравнивает себя с другими. Этот процесс описывает теория социального сравнения Леона Фестингера.

В соответствии с этой теорией, при отсутствии объективных стандартов для оценки своих личностных черт и качеств человек ищет других людей, чтобы через сравнение с ними оценить себя. Идет ли речь о нашей внешности, наших способностях, мнениях относительно кого-либо или чего-либо, даже о чувствах, которые мы испытываем, — во всех этих случаях мы ориентируемся, по мнению Фестингера, на внешность, способности, мнения и чувства других людей, т. е. на наше социальное окружение.

Таким образом, рассмотренные выше различные подходы к пониманию социально-психологических явлений не противоречат друг другу. Каждый из них представляет собой лишь одну из граней социально-психологического анализа. Поэтому указанные подходы можно рассматривать как взаимодополняющие. Лишь сочетание всех этих подходов, их комплексное использование обеспечивают всестороннее изучение того или иного явления социальной психологии. Лишь комплексное использование всех этих подходов обеспечивает всестороннее изучение того или иного явления социальной психологии.

 

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Социальная психология как наука | Социальная психология личности

Дата добавления: 2014-03-08; просмотров: 1806; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.005 сек.