Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Психология межгрупповых отношений
I. Группа как совокупный субъект общения. II. Проблематика межгрупповых отношений в отечественной и зарубежной психологии. III. Специфика межгруппового восприятия и понимания IV. Процессы межгрупповой дифференциации и интеграции
Рассматривая малую группу как значимый фактор формирования социальной психики, необходимо установить, выступает ли она в качестве общности людей, позволяющей далее определять ее как "совокупный субъект общения". Понятие "совокупный субъект" относится прежде всего к общности людей, занятой совместной деятельностью. Как подчеркивает Б. Ф. Ломов, группа это не совокупность субъектов, а именно "совокупный субъект", обладающий системой качеств, несводимых к простой сумме качеств входящих в нее индивидов. Совместная деятельность служит основанием формирования группы как совокупного субъекта общения.совместная деятельность это важнейший фактор влияния на межгрупповые отношения – ее исследованием занимался В. Хановес, участник международной экспедиции. Ее участники отличались друг от друга по национальности, возрасту, культуре, религии, политическим взглядам и т. д. За время экспедиции группа делилась на подгруппы три раза. На первом этапе совместной деятельности, когда напряжение было слабым, группа разделилась на две подгруппы по признаку общительности. Межгрупповые отношения изменились, как только экспедиция стала сталкиваться с трудностями, требующими максимального приложения сил. Наблюдалось появление трех подгрупп, образование которых было связано с отношением к работе. Когда экспедиция подходила к концу, межгрупповые отношения вновь изменились: деление на подгруппы по уровню культуры. Выводы В. Хановеса: совместная деятельность – лучший способ узнать друг друга, особенно если деятельность протекает в экстремальной ситуации. Ни расовые, ни возрастные, ни социальные различия не играют существенной роли в отношениях между людьми. Исключение – культурный уровень. В экстремальной ситуации группа делится на микрогруппы несколько раз в зависимости от обстоятельств и личностных особенностей субъектов взаимодействия. Совместная деятельность, по аналогии с индивидуальной, имеет структуру, которая включает следующие компоненты: — общую цель; — центральный компонент; — конкретные задачи (поэтапное решение которых приближает совокупный субъект к общей цели); — общий мотив (который побуждает индивидов к совместной деятельности); — совместные действия (решение оперативных и достаточно простых задач); Совместная деятельность служит первичным интегративным фактором малой социальной группы как совокупного субъекта общения, а другим фактором — ее организованность. Организованность — это способность группы сочетать разнообразие мнений и форм индивидуального поведения его участников с единством действий, направленных на достижение общей цели. А. С. Чернышев выделяет следующие психологические характеристики организованности: — ясность целей и задач для всех членов группы, степень принятия и осознания каждым индивидом общей цели; — способность индивидов к согласованным действиям при решении общегрупповых задач; — степень самостоятельности группы в принятии решений при организации совместной работы; — четкое распределение обязанностей между членами группы; — наличие лидеров; — степень развития индивидуальностей; — установление отношений сотрудничества между лидерамиорганизаторами и исполнителями; — сближение деловых и эмоциональных составляющих межличностных отношений. К другим факторам, характеризующим группу как совокупный субъект общения, можно отнести: — эмоциональное единство; — групповую сплоченность; — ценностно-ориентированное единство Три названных фактора чаще всего рассматриваются как равнозначные или как составляющие одного из них групповой сплоченности.
Проблематика межгрупповых отношений представляет особый интерес для современной социальной психологии. Первой работой в отечественной социальной психологии, посвященной проблематике межгрупповых отношений, стала книга В. С. Агеева "Психология межгрупповых отношений", опубликованная в 1983 г. и подробно проанализированная затем Г. М. Андреевой. В. С. Агеев определяет основные модификации межгруппового общения: (1) межгрупповое взаимодействие в сфере культуры (этнокультурный аспект межгруппового взаимодействия); (2) межэтническое межгрупповое взаимодействие (этносоциальный аспект межгруппового взаимодействия); (3) межгрупповое взаимодействие в профессионально-трудовой сфере (социально-профессиональный аспект межгруппового взаимодействия); (4) межгрупповое взаимодействие в сфере взаимоотношения полов (полоролевой аспект межгрупповых взаимодействий). Эмпирические данные, собранные исследователями в последние годы, дают основание расширить этот перечень, внеся в него (5) социально-политические межгрупповые взаимодействия; (6) социально-территориальные межгрупповые взаимодействия; (7) социально-национальные межгрупповые взаимодействия. Примером исследований межгруппового взаимодействия могут служить исследования межгрупповой агрессии в концепции Г. Лебона, негативных установок на другую группу в работе Т. Адорно, враждебности и страха в психоаналитических теориях и т. д. В концепции социальной идентичности Г. Тэджфела и Д. Тернераосновной акцент делается на проявлении психологических и групповых процессов. Психологические процессы (категоризации, социального сравнения, сохранения и укрепления положительной «Я-концепции») придают групповому поведению свою уникальную форму, проявляющуюся в деперсонализации, этноцентризме и относительной одинаковости. А социальные процессы, связанные с борьбой групп за распределение власти, доминирование и материальные блага, определяют содержание группового поведения. Социальная идентичность — осознание индивидом своей принадлежности к конкретным социальным группам вместе с эмоциональной и ценностной значимостью этого членствадля самой личности. Другими словами, это понятие включает три компонента: когнитивный — осознание принадлежности к группе, ценностный — положительная или отрицательная оценка этого факта, эмоциональный — переживание факта принадлежности и его оценки: любовь или ненависть. При этом непременным психологическим условием возникновения и существования группы является высокий уровень совпадения и единообразия профилей этих компонентов у членов группы. Основными элементами теории социальной идентичности, позволяющими описать и объяснить процесс формирования группы и особенности межгрупповых отношений, являются понятия «социальная категоризация», «социальное сравнение», категории «Я-концепция» и «социальная структура» и отношения доминирования — подчинения. Социальная категоризация— это когнитивный процесс упорядочивания и группировки индивидом социальных объектов и явлений путем их распределения на группы («категории»), имеющие сходство по значимым для индивида критериям (в системе его действий, намерений и установок). Следствием процесса категоризации является социальная идентичность как результат самоопределения, установления индивидом своего «социального лица». Социальная категоризация и самоопределение сопровождаются процессом социального сравнения. Социальное сравнение — это процесс соотнесения качественных признаков социальных групп друг с другом, результатом которого является установление различий между ними, т. е. межгрупповая дифференциация. Различные характеристики группы (статус, экономическое положение, способности и т. д.) приобретают значимость в ценностном сопоставлении с другими группами. В целом положение о социальном групповом сравнении опирается на теорию социального сравнения Л. Фестингера. В этой теории основным принципом сравнения является тенденция индивида сравнивать себя с себе подобными или с теми, кто хотя бы немного лучше его и потребность в положительной самооценке, которая обеспечивает мотивационную базу для дифферециации между группами. Теория Фестингера не объясняет ситуации так называемого контрастного сравнения, когда социальная идентификация образуется преимущественно через сравнение с группами, противоположными по своим характеристикам. Таким образом, понятие социального сравнения в концепции Тэджфела имеет более широкое содержание. Для выявления условий, при которых индивидуальное поведение людей разворачивается по логике межгрупповых взаимодействий и превращается в унифицированное поведение представителя группы, разработчики теории привлекли объяснительный потенциал «Я-концепции».Именно социальная часть «Я-концепции», определяет принадлежность индивида к группе (или группам), его «социальное лицо», обеспечивает одинаковость и координацию группового поведения. Последним элементом теории социальной идентичности является концепция статусной социальной структуры групп и представление о возможной динамике межгрупповых отношений в условиях группового доминирования—подчинения. Статусная структура групп — это иерархия статусных отношений реальных групп в социуме. И эта иерархия зачастую обуславливает конкуренцию групп за ресурсы, права и власть. Группы, занимающие в структуре более доминантное, властное положение, стремятся сохранить «статус-кво», установить свою систему ценностей и идеологию. Членство в подчиненных группах потенциально несет в себе возможность отрицательной социальной идентичности, особенно если приняты или навязаны ценности доминирующей группы. Для членов групп с более низким статусом существует два способа поддержания и сохранения положительной идентичности в зависимости от субъективных систем убеждений — социальная мобильность и социальное изменение. Принцип социальной мобильностивключает в себя положение о том, что границы групп проницаемы и индивиды могут переходить из одной группы в другую по счастливой случайности или прилагая целенаправленные усилия. Это убеждение индивида в том, что он может сам значительно повысить свой социальный статус. В реальной жизни подчиннную группу в массовом порядке покинуть практически невозможно. Наоборот, принцип социального измененияолицетворяет убежденность индивида в том, что границы между группами непроницаемы, что он «заключен» в данную группу, не может перейти из нее в другую и свое положение он может изменить только как член группы, — только если вся группа в целом изменит свое положение в системе межгрупповых отношений. Именно в межгрупповом уровне, а не в индивидуально-психологическом, кроются причины таких социально-психологических феноменов, как предрассудки, групповые стереотипы и т. п. Сами же эти феномены выступают скорее как следствия межгрупповых отношений, а не их причины. В русле этого подхода был проведен целый цикл исследований ряда групповых феноменов и получены данные, которые заслуживают внимания, поскольку позволяют переосмыслить и по-новому взглянуть на их традиционное понимание. В первую очередь это подтверждение наличия феномена «нулевой» дискриминации (предпочтения собственной группы и принижения внешней группы в отсутствие конкуренции, т. е. в нейтральной атмосфере). Появилось новое толкование взаимосвязи феноменов конформизма и групповой поляризации, эти явления, по существу, являются лишь различными аспектами (усреднения или сдвига) одного и того же процесса социального влияния. Это положение было теоретически обосновано при помощи понятий «групповая норма» и «групповое среднее». Групповая норма по какой-либо переменной социального сравнения — это такое ее значение, которое одновременно максимизирует межгрупповые различия и минимизирует внутригрупповые различия. Групповое среднее — это среднеарифметическое значение этой переменной среди членов группы. Когда групповая норма больше средней, проявляются эффекты групповой поляризации, когда меньше — эффекты конформизма и осторожности. Эта теоретическая схема получила эмпирическое подтверждение в ряде экспериментов. Вместе с тем в западной социальной психологии проблема межгрупповых отношений традиционно ставится и решается именно как проблема межгрупповой враждебности. Проявление негативных установок по отношению к другим группам, определяемое терминами «межгрупповая дискриминация», «межгрупповая враждебность», понимается как универсальная социально-психологическая закономерность, являющаяся обратной стороной проявления позитивного отношения к собственной группе (внутригрупповой фаворитизм, приверженность к группе членства).
Понимание группы как субъекта социальной перцепциивыводит на новый уровень анализа социально-перцептивных процессов, сравнения межличностного и межгруппового восприятия. Группа как объект восприятияобладает динамическими характеристиками, отличающими ее от динамических характеристик индивида — объекта межличностного восприятия. В общем случае группе присуща большая устойчивость, консервативность, поскольку объектом межгруппового восприятия выступает не один человек. Формирование воспринимаемого образа группы — более сложный процесс, так как в него включается и индивидуальный жизненный опыт каждого члена группы и опыт жизни группы как целостного субъекта жизни и деятельности. Процесс межгруппового восприятия характерен распространением социальных стереотипов, зависящих от общей, профессиональной и национальной культуры групп. По мнению Г.М. Андреевой, в случае межгруппового познания стереотип помогает быстро и достаточно надежно категоризировать, классифицировать воспринимаемую группу, т.е. отнести ее к более широкому классу явлений. В этом качестве стереотип полезен, поскольку «экономит внимание» и позволяет быстро «схватить» существо группы. Однако негативное содержание стереотипа о другой группе способствует формированию межгрупповой враждебности, поскольку происходит поляризация оценочных суждений. Особенно жестко эта закономерность проявляется внашей стране на фоне обострения социально-региональных и межнациональных конфликтов. Изучение социально-перцептивных феноменов на межгрупповом уровне позволяет утверждать: чем больше благоприятных условий для контактов между группами, чем дольше они взаимодействуют и обмениваются индивидами, тем выше удельный вес реальных черт в содержании стереотипов. Понимание деятельностной опосредованности межгрупповых социально-перцептивных феноменов является решающим для объяснения их природы и вбольшей мере требует включения факторов совместной деятельности в анализ межгрупповых отношений. Принцип деятельности вносит существенный вклад в выявление средства, при помощи которого может быть снята межгрупповая дискриминация и преодолен внутригрупповой фаворитизм. Таким средством выступает совместная деятельность групп. Так, на уровне малых групп может быть усовершенствован поиск оптимальных форм сотрудничества, на уровне больших групп — сняты некоторые вопросы межэтнических отношений. Установлено, что оценка восприятия складывается в зависимости от цели деятельности. Общая цель (групповая стратегия) ведет к более адекватной социальной оценке всех участников в отличие от индивидуальной цели. При коллективной постановке цели процесс восприятия улучшается по сравнению с односторонней или указанной свыше. При предоставлении помощи другой группой взаимные восприятия уравниваются. Просьба о помощи в случае успеха своей группы приводит к положительному мнению о ней другой группы, однако в случае неудачи оно не становится более отрицательным. Установлено, что в случае устойчивой неудачи группы в ней ухудшается качество межличностных отношений: уменьшается число связей по типу взаимной симпатии, возрастает число негативных выборов, прослеживается повышение числа конфликтов. В качестве косвенного результата в исследованиях обнаружено, что сам интерес к проблемам межличностных отношений более интенсивно выражен в «неуспешных» группах. Это служит показателем того, что недостаточная объединенность группы совместной деятельностью понижает ее результативность: внимание членов группы сосредоточивается не столько на взаимоотношениях, связанных с делом, сколько на межличностных «разборках». Установление подобного «переноса» может служить диагностическим показателем уровня группового развития, сплоченности и управляемости коллектива'.
Многие авторы выделяют в социально-психологических явлениях процессы дифференциации и интеграции. Однако содержание этих процессов применительно к характеристике межгрупповых отношений нуждается в уточнении. Понятием «межгрупповая дифференциация» обозначаются социально-психологические процессы межгруппового восприятия, сравнения и оценки, связанные с установлением различий между своей и другими группами. В. С. Агеев определяет этим понятием такие процессы и явления, в которых проявляется тенденция к выделению собственной группы в качестве некоторой самостоятельной целостности, обладающей специфическими свойствами. Понятие межгрупповой дифференциации является одним из центральных в теории межгрупповых отношений Г. Тэджфела и Дж. Тернера. Термином «межгрупповая дифференциация» обозначается, с одной стороны, установление различий между своей и другой группой, с другой — дифференциация психологических отношений к своей и другой группе. При этом содержание явления межгрупповой дифференциации однозначно свяывается с такими феноменами, как межгрупповой конфликт, внешнегрупповая враждебность, внутригрупповой фаворитизм и др. Процессы межгрупповой дифференциации исследуются и в отечественной социальной психологии. Так, Б. Ф. Поршнев (1979) рассматривает психологические процессы внутригруппового уподобления и внешнегруппового обособления и различения в качестве универсальных механизмов формирования психологической общности группы. Тенденцию к межгрупповой дифференциации как одного из этапов процесса образования коллектива отмечает Л. И. Уманский. Вместе с тем утверждение об универсальной природе внутригруппового фаворитизма и внешнегрупповой враждебности вызвало у российских психологов (по крайней мере в советский период) серьезные сомнения. Так, по мнению Б. Ф. Поршнева, категория «они» вовсе не подразумевает вражду и войну. При этом особенности протекания процессов межгруппового обособления и различения ставятся в зависимость от характера общественных отношений. Таким образом, понятие межгрупповой дифференциации охватывает по меньшей мере два специфичных социально-психологических процесса, связанных с установлением различий между своей и другими группами: • процесс формирования внутригруппового предпочтения как проявление эмоциональной приверженности своей группе, являющейся необходимым условием сохранения психологического единства группы; • процесс межгруппового сопоставления и сравнения, являющийся необходимым условием и предпосылкой согласованной совместной деятельности и межгруппового взаимодействия, какую бы форму это взаимодействие ни принимало. Рассматривая интегративные тенденции в межгрупповых отношениях, российские психологи выделяют такие феномены, как «межгрупповая афилиация и референтность» (В. С. Агеев, А. А. Сыродеева), «межгрупповое единство» (А. С. Чернышев), «межгрупповая сплоченность» (А. Н. Кузнецов), «толерантность» (Н. М. Лебедева). Можно полагать, что понятие «межгрупповая интеграция» характеризует наличие между группами таких связей и зависимостей, которые способствуют их объединению, взаимному содействию, более успешной реализации функций как своей группы, так и более широкой общности, в которую включены взаимодействующие группы. Межгрупповую интеграцию отнюдь не следует понимать как тенденцию к объединению и слиянию представителей различных социальных групп в рамках более широкой общности, как отказ от своей групповой принадлежности, групповой приверженности и межгруппового различения. Процессы межгрупповой дифференциации и внутригрупповой интеграции тесно взаимосвязаны и взаимнообусловливают друг друга. Без внутригруппового обособления и внутригрупповой интеграции невозможно существование группы как психологической общности, а значит, и эффективное межгрупповое взаимодействие и взаимоотношения. С другой стороны, само обособление и выделение групп как целостных образований, субъектов совместной жизнедеятельности и межгруппового взаимодействия происходит в рамках общности более высокого порядка. Межгрупповая интеграция невозможна без предварительной дифференциации групп и внутригрупповой интеграции, предполагает ее. Однако в отношениях между группами часто проявляются и тенденции, имеющие явно дезинтегративный характер: противоборство, конфликты, групповой эгоизм и враждебность, предубежденность и предвзятость в представлениях и оценках друг друга. Возможно также проявление тенденции к межгрупповой изоляции, когда взаимосвязи, взаимодействие и общение между группами сокращаются до минимума. Именно характер межгруппового взаимодействия – кооперативного (сотрудничество) или конкурентного (соперничество, противодействие) – определяет, какой из двух процессов: интеграция или дезинтеграция — возобладает во взаимоотношениях между группами. Межгрупповая дифференциация может протекать в условиях преобладания различных по характеру процессов межгрупповых отношений (конкуренции или сотрудничества). Однако сами по себе процессы межгрупповой дифференциации не предопределяют однозначно характер межгрупповых отношений как отношений сотрудничества или противоборства, доброжелательности или враждебности, интеграции или дезинтеграции. Напротив, та форма, которую принимают процессы межгрупповой дифференциации (объективного сопоставления качеств и особенностей своей и другой группы или их противопоставления, предвзятого предпочтения своей и дискриминации другой группы), определяется характером межгрупповых отношений.
Дата добавления: 2014-03-08; просмотров: 1301; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |