Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Социальная психология больших стихийных групп

Читайте также:
  1. II. Классификации социальных групп
  2. III. Отечественные подходы к классификации групп.
  3. А теперь о самом главном – о групповой работе.
  4. Агропроизводственная группировка почв
  5. Агропроизводственная группировка почв
  6. Алгоритм описания проявлений заболеваемости в группах населения, выделенных по индивидуальным признакам
  7. Анализ процессов (определяем существующую в обществе повестку дня и соотносим с нею разработанные альтернативы). Устанавливаем клиентную группу.
  8. Аналитико-синтетическая функция коры больших полушарий. Динамический стереотип.
  9. Антибиотики группы цефалоспоринов
  10. Антибиотики других групп

I. Индивидуальное и массовое сознание в больших стихийных группах.

II. Психологические механизмы и способы воздействия в стихийных группах.

III. Типы больших стихийных групп.

 

История социальной психологии в определенной степени «начиналась» именно с анализа больших стихийных групп (GustaveLeBon, Jean-GabrielTarde и др.). До последнего времени социальные психологи мало интересовались такой экзотической проблематикой, как поведение толпы, паника, слухи. Со времен Лебона и Тарда психология мало что добавила к представлению о механизмах массовой агрессии или энтузиазма. В 30-е годы данная проблематика была сочтена неактуальной для социалистического общества и идеологически вредной, как и большинство других тем, изучаемых социальной и политической психологией. Но события, происходящие в отечественной политике, подтолкнули поиск психологов в этом направлении. Нарастание стихийных элементов политического поведения показало неготовность властей, воспитанных в иных условиях, обеспечить безопасность граждан, участвующих в митинге, который выходит из-под контроля и превращается в погром.

Большая стихийная группа не является группой в строгом смысле слова. Она может быть в определенной степени кем-то организована, но чаще возникает стихийно, не обязательно четко осознает свои цели, но тем не менее может быть весьма активной. Такое образование никак нельзя считать "субъектом совместной деятельности", но и недооценивать его значение также нельзя.

Во всяком обществе идеи, убеждения, социальные представления различных больших организованных групп существуют не изолированно друг от друга, а образуют своеобразный сплав, что можно определить как массовое сознание общества.

Массовое сознание определяется как совпадение в какой-то момент (совмещение или пересечение) основных и наиболее значимых компонентов сознания большого числа весьма разнообразных "классических" групп общества (больших и малых), однако оно несводимо к ним. (Дмитрий Вадимович Ольшанский, известный социальный психолог, политолог, публицист). Массовое сознание не совпадает ни с одним из известных видов сознания: индивидуальным и общественным, классовым и неклассовым, теоретическим и обыденным, религиозным и политическим. Массовое сознание носит многоплановый системный характер, обеспечивающий интеграцию различных форм сознания, оказываясь в результате по своему составу - многослойным, многосекторным, «лоскутным образованием» (Борис Андреевич Грушин, один из основателей российской социологии).

Массовое сознание отличается от других уровней общественного сознания тем, что оно существует и реализуется в массе индивидуальных сознаний (Александр Константинович Уледов). Поэтому субъектами многих видов массового сознания являются не только индивиды, но и большие социальные группы, в том числе и классы. Особенностью массового сознания является то, что в него входят знания, представления, нормы, ценности, выработанные всей массой общества в процессе общения членов общества между собой и совместного восприятия социальной информации (Герман Германович Дилигенский, основатель социально-политической психологии).

Массовое сознание "разрушает" границы всех существующих в обществе классов, слоев, групп населения, т.е. является сознанием "эксгрупповым", признающим единственный вид групп - выделяемый на основе его (массового сознания) собственных признаков.

С содержательной точки зрения, в массовом сознании запечатлены знания, представления, нормы, ценности и образцы поведения, которые разделяются какой-либо возникающей по тем или иным обстоятельствам совокупностью индивидов — массой. Они вырабатываются в процессе общения людей между собой и совместного восприятия ими социально-политической информации

Массовое сознание эмоционально, заразительно, мозаично, подвижно и изменчиво. Оно всегда конкретно. Как правило, оно неоднородно, аморфно, противоречиво, лабильно и размыто. Интеллекту, разуму, логической аргументации вовсе нет места в массовой психологии

Массовое сознание проявляется на трех уровнях индивидуальном (отдельного человека), групповом (малых групп) и целостном (общественном); играет активную преобразующую роль в поведении и отношениях индивидов.

Выразителем массового сознания является общественное мнение. Исследование общественного мнения - важный ключ к пониманию состояния общества.

Массовое сознание обусловливает характер таких явлений, как массовое мнение, настроение и поведение. Поэтому феномен стихийного массового поведения важно исследовать с учетом влияния на него массового сознания и массового мнения.

Признаки массового поведения: вовлеченность большого количества людей, одновременность, иррациональность (ослабление сознательного контроля), а также слабую структурированность, т. е. размытость позиционно-ролевой структуры характерной для нормативных форм группового поведения.

В большой стихийной группе индивид приобретает ряд специфических психологических особенностей, которые могут быть ему совершенно не свойственны, если он находится в изолированном состоянии.

Анонимность. Затерявшись в «безликой массе», поступая «как все», человек перестает отвечать за собственные поступки. Отсюда и та жестокость, которая обычно сопровождает действия агрессивной толпы. Участник толпы оказывается в ней как бы безымянным. Это создает ложное ощущение независимости от организационных связей, которыми человек, где бы он ни находился, включен в трудовой коллектив, семью и другие социальные общности.

Инстинктивность. В толпе индивид отдает себя во власть таким инстинктам, которым никогда, будучи в иных ситуациях, не дает волю. Этому способствует анонимность и безответственность индивида в толпе. У него уменьшается способность к рациональной переработке воспринимаемой информации. Способность к наблюдению и критике, существующая у изолированных индивидов, полностью исчезает в массе.

Бессознательность. Преобладание личности бессознательной, одинаковое направление чувств и идей, определяемое внушением, и стремление превратить немедленно в действие внушенные идеи характерно для индивида в массе.

Состояние единения (ассоциации). Индивид чувствует силу человеческой группы, которая влияет на него своим присутствием. Это выражается либо в поддержке и усилении, либо в сдерживании и подавлении индивидуального поведения человека. Известно, что люди, ощущая психическое давление присутствующих, могут думать и действовать совершенно иначе, чем чувствовал, думал и действовал каждый из них в отдельности.

Состояние гипнотического транса. Индивид впадает в такое состояние, которое напоминает состояние загипнотизированного субъекта. Он уже не осознает своих поступков. Ощущение неодолимой силы. Индивид в большой стихийной группе приобретает сознание неодолимой силы, благодаря одной только численности. Чувство ответственности, сдерживающее обычно отдельных индивидов, совершенно исчезает в толпе — здесь понятия о невозможности не существует.

Аморфность. В массе полностью стираются индивидуальные черты людей, исчезает их оригинальность и личностная неповторимость. Поведение индивида в толпе обусловливается одинаковыми установками, побуждениями и взаимной стимуляцией. Не замечая оттенков, индивид в толпе воспринимает все впечатления в целом и не знает никаких переходов.

Безответственность. В толпе у человека полностью утрачивается чувство ответственности, практически всегда являющееся сдерживающим началом для индивида.

Социальная деградация. Становясь частицей массы, человек как бы опускается на несколько ступеней ниже в своем развитии. В изолированном положении — в обычной жизни он скорее всего был культурным человеком, в массе у индивида обнаруживается склонность к произволу, буйству, свирепости. У индивида происходит и снижение интеллектуальной деятельности.

Для человека толпы также характерна повышенная эмоциональность восприятия всего, что он видит и слышит вокруг себя.

 

Что же касается самих способов воздействия, реализуемых в стихийных группах, то они достаточно традиционны и являются одновременно психологическими механизмами возникновения стихийных групп. В литературе обычно принято говорить о четырех таких механизмах. Это заражение, подражание, внушение и, в отдельных случаях, убеждение

В процессе исследования психологии масс исторически сложились две основные линии объяснения механизмов того, как масса становится массой. Первая линия, идущая от Г. Лебона и развитая в более поздних исследованиях, опиралась на понятие «заражение». Вторая линия, идущая в основном от работ У. Макдауголла (WilliamMcDougall), а уже затем продолженная 3. Фрейдом, на первое место ставила понятие «внушение».

Исторически первичным и главным психологическим механизмом, действующим в массе, всегда считалось заражение. Феномен заражения был известен, по-видимому, на самых ранних этапах человеческой истории и имел многообразные проявления: массовые вспышки различных душевных состояний, возникающих во время ритуальных танцев, спортивного азарта, ситуаций паники и пр. В современной социальной психологии механизм социально-психологического заражения сводится к эффекту многократного взаимного усиления эмоциональных воздействий за счет того, что они будто отражаются от многих других индивидов. При наличии обратной связи заражение способно нарастать в силу взаимной индукции, приобретая вид особой циркулярной реакции.

Циркулярная реакция — это взаимное заражение, т. е. передача эмоционального состояния на психофизиологическом уровне контакта между организмами помимо собственно смыслового воздействия или дополнительно к нему.. Разумеется, циркулировать может не только веселье, но и, например, скука (если кто‑то начинает зевать, такое же желание испытывают окружающие), а также изначально более зловещие эмоции: страх, ярость и т.д.

 

 

Эмоциональное кружение стирает индивидуальные различия. Ситуативно снижается роль личностного опыта, индивидуальной и ролевой идентификации, здравого смысла. Индивид чувствует и поведенчески реагирует «как все». Происходит эволюционная регрессия: актуализуются низшие, исторически более примитивные пласты психики

циркулярная реакция, как всякое социальный и психологический феномен, не является однозначно негативным фактором.

Наличие цепной реакции заражения наблюдается в больших открытых аудиториях, в неорганизованном сообществе, в толпе. Конечно, степень заражения людей или групп зависит от общего уровня развития индивидов, их психического состояния, возраста, эмоционального настроя, в общем - от уровня развития их самосознания. В связи с этим известно утверждение исследователей о том, что чем выше уровень развития общества, тем более критическим является отношение людей к тем или иным силам, которые побуждают их к определенным действиям или переживаний. Поэтому слабее должно становиться действие механизмов заражения.

Конструктивное действие заражения проявляется в большем укреплении групповой сплоченности, а также используется как средство компенсации недостаточной организационной сплоченности группы. Так, заражение энтузиазмом можно наблюдать в профессиональной деятельности, то есть, если людей объединяет общее дело, то успехи одних заражают других, вызывая у последних интерес к общей деятельности.

Особо неблагоприятным следствием воздействия через заражение, является ситуация паники. Паника возникает в массе людей как определенное эмоциональное состояние, являющееся следствием либо дефицита информации о какой-либо пугающей или непонятной новости, либо избытка этой информации. Из-за чрезвычайной социальной опасности и значимости массовая паника часто выделяется «в особое производство», и её изучению уделено наибольшее внимание.

 

Если один субъект (индивид, масса) заражает, то другой субъект (индивид) заражается и в результате начинает подражать тому, кто его заражал. Таким образом, заражение и подражание соотносятся как активная причина и пассивное следствие.

В основе подражания лежит обычный имитационный акт. Зоологи и зоопсихологи обычно ограничивались констатацией простого наличия «инстинкта подражания» или «стадного инстинкта» — прежде всего потому, что все подобные явления были обнаружены у стадных животных.

Обыденное, повседневное подражание связано с таким свойством, как экономичность сознания. Как правило, наше сознание «дремлет» или даже вообще отключается, контроль с его стороны снижается при выполнении бытовых, обыденных операций, в экстремальных ситуациях, в условиях дефицита времени для осмысления ситуации. Различные виды подражания основаны на ослаблении сознательного контроля над своим поведением.

Подражание детей в процессе обучения основано на похожих вещах. Уровень сознания у детей, естественно, ниже, чем у взрослых людей, поэтому дети подражают «значимому другому». Взрослые также подражают далеко не всякой, а прежде всего по каким-то причинам значимой для них, или референтной, группе.

Следует только помнить, однако, что сила заражающего воздействия должна оказаться соответствующей готовности субъекта заразиться или подражать. Более того, стремление подражать часто может само заставлять человека находить себе объект для подражания — иногда, впрочем, совсем не стремящийся быть таким «объектом» и тем более кого-то чем-то «заражать». В массе происходит совпадение: там всегда есть заражающие, и туда, как правило, как раз и тянутся готовые подражать.

Естественно, что выраженность способности к подражанию и склонности человека к самому феномену подражания зависит от целого ряда факторов. Выделим наиболее существенные из них, наиболее важные именно для психологии масс.

Прежде всего, общие социологические и демографические параметры: возраст, гендер, уровень образования, национальные особенности, общий уровень социально-политической культуры, существующей в обществе.

В психологическом отношении подражание и его выраженность отчетливо зависят от целого ряда конкретных индивидуально-психологических параметров. Наиболее важными здесь, естественно, оказываются такие личностно-психологические характеристики, как сила «я», локализация контроля, адекватность самооценки и образа «я», податливость групповому давлению (склонность к конформизму) и т. д. Сюда же относятся критичность восприятия, уровень критичности мышления и общая способность человека к критике по отношению к собственному поведению. Здесь же — общий уровень эмоциональности индивида.

В отличие от заражения жестами, движениями и другими невербальными формами поведения, внушение осуществляется почти только через посредство речи, т. е. его механизмом является слово. Внушение, таким образом, специфично только для человека.

Еще В. М. Бехтерев отделял медицинское внушение (в гипнотическом состоянии или в естественном сне) от внушения в бодрствующем состоянии, отмечая особую роль последнего в общественной жизни

Под внушением понимаются различные способы вербального и невербального эмоционально окрашенного воздействия на человека с целью создания у него определенного состояния или побуждения к определенным действиям. Путем внушения могут быть вызваны ощущения, представления, эмоциональные состояния, волевые побуждения. При внушении осуществляется процесс передачи информации, основанный на ее некритическом восприятии. В основе процесса внушения лежит ослабление действия сознательного контроля, осуществляемого в отношении воспринимаемой информации. Эффект внушения может возникать как следствие эмоционального заражения (например, массовые внушения в ходе паники) или в процессе целенаправленного воздействия средствами рекламы, пропаганды и т. п.

Эффективность внушения значительно усиливается в массе, когда человек не предоставлен самому себе, своему опыту или способности к размышлению. Считается, что взаимовнушение слушателей (или зрителей) увеличивает силу и эффект внушения. Мало того, что по мере роста числа членов коллектива эффект внушения тоже растет

Главный фактор — это авторитет внушающего в глазах внушаемого. Он складывается из двух сторон: уверенности внушающего в успехе своего воздействия и готовности внушаемого поддаться воздействию, т. е. его доверию и отсутствию каких-либо настораживающих "но"»

Частный случай внушения — убеждение: внушение в той или иной пропорции соединено с убеждением, разъяснением. Убеждение является словесно-логическим вариантом внушения — дополнительным, как бы вспомогательным механизмом формирования психологической массы, причем подходящим далеко не для всякой массы. Для современной общественной жизни более характерен отказ индивида поддаваться непроизвольному заражению, возникающему в результате внушения.

 

Общие черты различных типов стихийных групп позволяют говорить о сходных средствах коммуникативного и интерактивного процесса в этих группах.

1. Масса обычно описывается как более стабильное образование с довольно нечеткими границами. Масса может выступать не обязательно как сиюминутное образование, подобно толпе; она может оказаться в значительно большей степени организованной, когда определенные слои населения достаточно сознательно собираются ради какой-либо акции: манифестации, демонстрации, митинга.

2. Публика представляет собой еще одну форму стихийной группы, хотя элемент стихийности здесь слабее выражен, чем, например, в толпе. Публика – это тоже кратковременное собрание людей для совместного времяпрепровождения в связи с каким-то зрелищем – на трибуне стадиона, в большом зрительном зале, на площади перед динамиком при прослушивании важного сообщения. В более замкнутых помещениях, например в лекционных залах, публику часто именуют аудиторией.

3. Толпа образуется на улице по поводу самых различных событий: дорожно-транспортного происшествия, поимки правонарушителя, недовольства действиями представителя власти или просто проходящего человека. Длительность ее существования определяется значимостью инцидента: толпа зевак может разойтись, как только элемент зрелищности ликвидирован. Толпа — скопление людей, не объединенных общностью целей и единой организационно‑ролевой структурой, но связанных между собой общим центром внимания и эмоциональным состоянием.

Выявлены два основных механизма образования толпы: слухи и эмоциональное кружение (циркулярная реакция).

Большое количество наблюдений и специальных исследований позволили выделить четыре основных вида толпы с соответствующими подвидами.

Окказиональная толпа (от англ, occasion — случайность) — скопление людей, собравшихся поглазеть на неожиданное происшествие. Это самая обыденная из ситуаций стихийного массового поведения, которую доводилось в жизни наблюдать любому взрослому человеку, горожанину или жителю села.

Конвенциональная толпа (от англ, convention — условность) собирается по поводу заранее объявленного события: петушиные или собачьи бои, боксёрский или футбольный матч, митинг, концерт рок группы и т.д. и т.п. Здесь уже преобладает более направленный интерес, и люди до поры (пока толпа сохраняет качество конвенциональности) готовы следовать определенным условностям (конвенциям).

Экспрессивная толпа (от англ, expression — выражение), ритмически выражающая ту или иную эмоцию: радость, энтузиазм, возмущение и т.д. Как видим, спектр эмоциональных доминант здесь очень широк, а главная отличительная черта — ритмичность выражения. Экстатическая толпа (от англ, ecstasy — экстаз) — экстремальная форма экспрессивной толпы.

Действующая (active) толпа — политически наиболее значимый и опасный вид коллективного поведения. В её рамках, в свою очередь, можно выделить несколько подвидов.

Агрессивная (aggressive) толпа, эмоциональная доминанта которой (ярость, злоба), равно как направленность действий, прозрачно выражены в названии.

Паническая (panic; saving) толпа объята ужасом, стремлением каждого избежать реальной или воображаемой опасности. Далее мы убедимся, что паническое поведение не только не является обычно спасительным, но и очень часто становится более опасным фактором, чем то, что её спровоцировало.

Стяжательная (greedy) толпа — люди, вступившие в неорганизованный конфликт за обладание некоторой ценностью. Этот термин, в отличие от предыдущих, требует пояснений. Доминирующей эмоцией здесь обычно становится жадность, жажда обладания, к которой иногда примешивается страх. Это может быть толпа голодных людей, которым доставили продовольствие, но не организовали четкое распределение. Или жителей отдаленного района, которые утром спешат на работу при недостаточном обеспечении автобусного маршрута машинами. Или потенциальных пассажиров отъезжающей электрички, в которой явно не хватит мест и т.д.

Повстанческая (rebellious) толпа по ряду признаков сходна с агрессивной (преобладает чувство злости), но отличается от неё социально справедливым характером возмущения. Толпа справедливо возмущенных людей даже внешне выглядит иначе, чем «классическая» агрессивная толпа. А главное, она обладает несколько иными качествами. При наличии активного сознательного звена в неё может быть внесено организационное начало, и тогда повстанческая толпа превращается в сплочённую группу

 

 

В связи с выделением видов, наиболее важное свойство толпы — превращаемость: если толпа образовалась, она способна сравнительно легко превращаться из одного вида (подвида) в другой.

Самый элементарный пример спонтанных превращений вспомнит всякий, кто бывал на футбольном матче. С началом игры конвенциональная толпа превращается в экспрессивную, и важнейшая задача организаторов — принять все необходимые меры, чтобы по ходу дела или по окончании матча предотвратить её превращение в агрессивную, в стяжательную (когда тысячи возбужденных болельщиков одновременно устремляются к единственному выходу) или в паническую (спровоцированную дракой, пожаром, стрельбой и т.д.). Такой сценарий превращений толпы (конвенциональная — экспрессивная — стяжательная — паническая) вообще очень типичен.

Превращения могут происходить спонтанно, т.е. без чьего-либо сознательного намерения, но могут быть спровоцированы умышленно. На использовании свойства превращаемости и строятся по большей части приёмы манипуляции толпой с теми или иными целями.

Известны приёмы управляющего воздействия на толпу извне и изнутри. Чтобы в них разобраться, полезно обратить внимание на ещё один специфический феномен, который называют географией толпы.

Ранее отмечалось, что толпа не обладает структурой и что в процессе эмоционального кружения она гомогенизируется. Вместе с тем в толпе часто образуется свой параметр неоднородности, связанный с неравномерной интенсивностью циркулярной реакции. География толпы (особенно отчетливо фиксируемая при аэрофотосъемке) определяется различием между более плотным ядром и разреженной периферией. В ядре аккумулируется эффект эмоционального кружения, и оказавшийся там сильнее испытывает его влияние.

Поэтому психологическое воздействие на толпу извне нацеливают на периферию, внимание которой легче переключается. Для воздействия же изнутри следует проникнуть в ядро, где преувеличены внушаемость и реактивность.

Основные методы манипуляции в ядре агрессивной (или готовой превратиться в агрессивную) толпы: имитация эмоций, формирование слухов а так же перенос внимания агрессивной толпы на иной объект.

Более разнообразны приёмы воздействия на толпу извне.

Самый известный из них – переключение внимания на другой объект. Известный и отработанный приём противодействия митингам и демонстрациям, когда поодаль располагаются автомобили с динамиками, по которым передается футбольный репортаж, выступление популярных артистов или что‑то ещё в том же роде.

Забота о непосредственных нуждах людей в зависимости от обстоятельств: прохладительных напитках, укрытиях от дождя, жары и т.д. В противном случае поведение толпы может стать непредсказуемым и, скажем, паника с трагическими последствиями возникнет из-за какой-то мелочи.

Сублиминальные методы воздействия на психику.

Использование ритма как способа воздействия на действующую толпу. Установлено, что действующая толпа, в отличие от экспрессивной, аритмична, и поэтому громкий ритмический звук способствует соответствующему превращению. Психологи давно изучают удивительное влияние ритма на толпу, и исходным материалом для этого послужила история с пляской Святого Витта.

В XIV веке Европу охватила эпидемия чумы, унесшая более 20 миллионов жизней. Основным способом лечения оставались, как водится, истовая молитва, покаяние, целование креста и скрупулезное отправление всех церковных обрядов. В разгар этого бедствия наступил праздник святого Витта, который всегда сопровождался массовыми пирами и танцами. Особенно бурно празднество отмечали в Италии. Изможденные и отчаявшиеся люди, напившись вина, принимались ритмически плясать, доводили себя до истерического состояния и, уже не в силах остановиться, падали замертво. Зловещее, заразительное веселье передавалось от одного городского района к другому, от деревни к деревне, оставляя за собой бездыханные человеческие тела.

Считается, что после того, как толпа «поймалась на ритм», её можно удерживать в экстатическом состоянии сколь угодно долго: пока музыка продолжается, люди, попавшие под её влияние, не способны по собственной воле избавиться от наваждения (отсюда, вероятно, народные сказки про волшебную гармонь и волшебную флейту). Правда, противодействие различным видам толпы требует различных ритмов.

Приемы деанонимизации. Как ранее говорилось, в толпе человек теряет ощущение индивидуальности, вдохновляющее чувство вседозволенности и безнаказанности составляет важное условие массовидных действий. Демонстративные действия по выделению людей из толпы (с проверенными путями ухода от опасности) способствуют возвращению идентичности индивидам в толпе и снижению коллективного эффекта. Например, на крышах окружающих зданий размещаются хорошо заметные камеры и (или) высылаются мобильные группы телерепортёров.

4. Социальное движение представляет собой достаточно организованное единство людей, ставящих перед собой определенную цель, как правило, связанную с каким-либо изменением социальной действительности.

Ее стержнем является эмоционально яркая, увлекающая основная проблема, под влиянием которой или для разрешения которой люди, подчас независимо от их воли, вовлекаются в движение. Вокруг такой центральной проблемы группируются соответствующие чувства и настроения людей, не носящие систематизированного характера. Социальная психология движения включает широкое разнообразие индивидуальных и групповых психологических условий, в которых зарождается движение, однако к моменту появления движения как такового все это разнообразие оказывается подчиненным основной, массообразующей, заражающей и увлекающей, эмоционально подчиняющей проблеме.

Недовольство существующим положением приводит к формированию идеологии социального движения. Идеология служит своего рода мостом между недовольством и действием. Она придает значимость социальной проблеме, определяет ее и тех, кто несет за нее ответственность. Идеология помогает осмыслить проблему с точки зрения понятий о добре и зле и предлагает руководство к действию для исправления зла.

Вторым условием возникновения движения является чувство социального оптимизма, эмоциональная уверенность в том, что они могут решить данную проблему.

Третье условие - готовность к личному участию. Это следствие эмоционально захватывающего переживания проблемной ситуации. Здесь многое зависит от лидеров, да и движения в целом. И лидеры, и разрастающееся движение должны самим фактом своего существования, своей энергетикой внушать людям ощущение того, что именно «здесь и сейчас» выражаются их потребности, интересы и цели, что именно здесь найдены самые эффективные способы действий для осуществления всех необходимых изменений, для разрешения всех существующих проблем. Люди должны быть эмоционально убеждены в том, что данное движение эффективно, действенно, заслуживает того, чтобы отдать ему свою энергию, усилия, свою преданность. Другими словами, движение должно быть притягательным и убедительным.

Путь индивида к вступлению в массовое движение бывает достаточно сложен -индивидуальному сознанию приходится пройти несколько этапов, прежде чем человек «дозреет» до личного вступления в движение. Массовым движение редко становится автоматически - это не толпа, а скорее «собранная публика», для собирания и удержания которой необходимы специальные усилия. Вот почему обычно массовые движения подразделяются на стихийные (краткосрочные, локальные, типа толпы) и полустихийные, самоорганизующиеся — долгосрочные, более масштабные, типа «собранной публики».

По традиции социальные мыслители полагали, что все движения проходят через определенные этапы. По их мнению, движение зарождается в период социальных волнений, сохраняется на стадии всеобщего возбуждения, переходит к этапу формальной организации и заканчивается институционализацией.

Однако более позднее исследование наводит на мысль, что не все социальные движения институционализируются. Отчасти это зависит от того, как к нему относятся сами участники. В свою очередь, на их отношение влияет, насколько цели движения соответствуют их собственным ценностям, а также мера одобрения или осуждения этого движения более широким кругом людей.

Реакция более широких кругов общества оказывает решающее влияние на успех или неудачу движения. Несколько исследований показали, что, если широкая публика воспринимает движение как подлинный протест, шансы его поддержки повышаются. Они снижаются, если на его участников смотрят лишь как на группу нарушителей порядка. Различные движения протеста 60-х годов имели преимущество, поскольку тактика многих из них (сидячие забастовки, демонстрации, марши и т.н.) была одобрена широкими слоями общества, состоявшими из людей более высокого уровня образования, достатка и влияния, чем противники движений.

Помимо реакции широкой публики, следует учитывать отношение к движению представителей власти. Терпимость и одобрение иногда могут способствовать исчезновению движения. Другими словами, как только цели движения достигнуты, его участники, вероятно, утрачивают к нему интерес и переходят к другим делам.

В какой-то мере оппозиция со стороны властей необходима для поддержания боевого духа участников движения. Когда движение игнорируется или лишь частично подавляется это может только способствовать его радикальному изменению, обновлению его энергии и превращению движения в более опасную угрозу для властей. Однако слишком жестокое противодействие властей может уничтожить движение или вытеснить его в подполье. Такова была судьба многих потенциальных социальных движений в нацистской Германии и в Советском Союзе в период правления Сталина.

В нашем обществе, как и в других странах мира, существует множество социальных движений. Социальные движения настолько многообразны, что их можно классифицировать самыми разными способами. Они могут быть систематизированы в соответствии с характером перемен, к которым стремятся их сторонники. Некоторые движения (например, культы) энергично борются за изменение поведения своих членов, в то время как другие (антивоенные движения) направляют свои усилия вовне и стремятся изменить окружающее общество. Кроме того, движения можно классифицировать в соответствии с кругом их интересов. Например, существуют религиозные, политические и расовые движения, а также движения за реформы в области образования. Респектабельность и доступ к законным средствам политической борьбы могут также служить основой классификации – от групп, пользующихся хотя бы символической общественной поддержкой, до объединений, применяющих незаконные средства и подвергающихся жестокому подавлению. Другая распространенная система классификации делает упор на цели движения. Термины "радикальный", "прогрессивный", "либеральный", "правый", "левый" часто употребляются для определения основных целей групп, но их значение довольно неясно. Иногда на движения навешивают ярлыки - их считают "реформаторскими" или "революционными". Реформаторское движение ведет к ограниченным переменам, например движение за спасение китов. Когда цель связана с крупными переменами /596/ и значительным изменением существующих ценностей, движение является революционным.

В прикладных социально-психологических исследованиях упоминаются реформаторские движения (например, движение за эмансипацию женщин, профессиональные движения, просветительские движения, антиалкогольное движение, движение в защиту животных, различные филантропические движения и т. д.), а так же политические партии и движения. Политизируясь, общественное движение неизбежно порождает элементы организации. Эти элементы соединяются в партию — «ядро» данного движения. Еще шире разворачивается массовое общественное движение, источник «подпитки», рекрутирования новых членов вначале для политической части этого движения, а затем и для самой партии.

Особенно актуальный вид социальных движений – террористические движения.

Социологи изучают многие аспекты социальных движений, и выбор системы классификации отчасти зависит от того, какой аспект они намерены исследовать.

В действительности не только социальные движения вызывают общественные перемены, иногда социальные сдвиги тоже порождают новые движения. Почти каждое социальное движение сопровождается контрдвижением, возникающим для защиты существующей системы. Движение, увенчавшееся успехом, может стать оплотом социального порядка, или же после осуществления своих целей оно может перестать существовать.

 

Таким образом, отсутствие длительного контакта между людьми в больших стихийных группах не снимает вопроса о том, что общение и здесь крайне важно и значимо для жизнедеятельности людей, так же как и специфические средства их воздействия друг на друга. Очевидно, в действительности вопрос заключается в том, что новый уровень развития науки предполагает новые методы для исследования этих старых проблем. Усложнение форм общественной жизни, развитие массовых форм потребления произведений культуры и искусства, массовых форм проведения свободного времени, средств массовой информации заставляют с особым вниманием отнестись к изучению и данного типа общения. Главный отличительный признак его в том, что здесь возникает стихийная передача информации, и ситуация общения характеризуется тем, что личность действует практически без ощущения личного контроля над ситуацией. Естественно, что и воздействие здесь приобретает специфику по сравнению с тем, которое имеет место в группе, связанной общей деятельностью.

 

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Социальная психология больших групп | Социальная психология общества

Дата добавления: 2014-03-08; просмотров: 929; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.007 сек.