Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Часть I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ГАРМОНИИПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮ 4905000000-699 026 (00) - 85 48-85 © Издательство «Музыка», 1978 г.
Т. БЕРШАДСКАЯ.. 1 ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮ... 3 ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ... 4 Часть I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ГАРМОНИИ.. 5 Отдел А ГАРМОНИЯ КАК МУЗЫКАЛЬНАЯ КАТЕГОРИЯ.. 5 Тема 1. ГАРМОНИЧЕСКИЙ СКЛАД КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ МНОГОГОЛОСНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ТКАНИ.. 5 § 1. ПОНЯТИЕ ГАРМОНИИ. ГАРМОНИЯ И МЕЛОДИЯ.. 5 § 2. СКЛАД И ФАКТУРА.. 10 § 3. МОНОДИЧЕСКИЙ СКЛАД.. 14 § 4. ПОЛИФОНИЧЕСКИЙ СКЛАД.. 16 § 5. ГАРМОНИЧЕСКИЙ СКЛАД.. 17 Тема 2. АККОРД.. 18 § 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ.. 18 § 2 ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ СТРОЕНИЯ.. 21 § 3. АККОРДЫ НЕТЕРЦОВОГО СТРОЕНИЯ.. 26 § 4. ДВЕ ФОРМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ АККОРДА В МУЗЫКАЛЬНОЙ ТКАНИ.. 31 § 5. ФАКТУРА.. 34 § 6. ГОЛОСОВЕДЕНИЕ.. 37 Отдел Б. ЛАДОВАЯ ОСНОВА ГАРМОНИИ.. 38 Тема 1. ВОПРОСЫ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ ЛАДА.. 38 § 1. ПРИРОДА ЛАДА.. 38 § 2. ЭЛЕМЕНТЫ ЛАДА.. 43 § 3. ЛАДОВЫЕ ФУНКЦИИ.. 46 § 4 АВТОНОМНЫЕ И РЕЗУЛЬТАТИВНЫЕ ЛАДОВЫЕ СИСТЕМЫ. ЭФФЕКТ НЕУСТОЯ. ЭФФЕКТ ТОНИКАЛЬНОСТИ 50 § 5. ОСНОВНЫЕ И ПЕРЕМЕННЫЕ ФУНКЦИИ. ПЕРЕМЕННЫЙ ЛАД.. 54 § 6. ЗВУКОРЯД.. 57 § 7. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ЕДИНИЦА ЛАДА. ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ ЛАДОВЫХ СИСТЕМ... 60 Тема 2. МОНОДИЧЕСКИЕ ЛАДЫ... 63 Тема 3. ГАРМОНИЧЕСКИЕ ЛАДЫ... 66 § 1. МАЖОРО-МИНОРНАЯ ЛАДОГАРМОНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА.. 66 § 2. ВЫЯВЛЕНИЕ ЛАДОВЫХ ФУНКЦИЙ МАЖОРО-МИНОРНОЙ СИСТЕМЫ ОТДЕЛЬНЫМИ АККОРДАМИ. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ РОЛЬ ТОНА.. 67 § 3, ПЕРЕМЕННОСТЬ ФУНКЦИЙ В МАЖОРО-МИНОРНОЙ СИСТЕМЕ.. 69 § 4. ОСНОВНОЙ ДИАТОНИЧЕСКИЙ ЗВУКОРЯД МАЖОРО-МИНОРНОЙ СИСТЕМЫ И ФОРМЫ ЕГО УСЛОЖНЕНИЯ 72 § 5. ГАРМОНИЧЕСКИЕ ЛАДЫ ВНЕ МАЖОРО-МИНОРНОЙ СИСТЕМЫ... 78 Тема 4. МОНОДИЙНО-ГАРМОНИЧЕСКИЕ ЛАДЫ... 78 Отдел В. МОДУЛЯЦИЯ.. 84 § 1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ. КЛАССИФИКАЦИЯ.. 84 § 2. СПОСОБ ПЕРЕХОДА.. 89 § 3. НАПРАВЛЕНИЕ МОДУЛЯЦИИ. СТЕПЕНИ РОДСТВА.. 93 § 4. СОВЕРШЕННЫЕ И НЕСОВЕРШЕННЫЕ МОДУЛЯЦИИ.. 94 Отдел Г. РАССЛОЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ТКАНИ.. 94 § 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА.. 94 § 2. ПОЛИАККОРДИКА.. 95 § 3. ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ.. 96 § 4. ПОЛИТОНАЛЬНОСТЬ.. 98 § 5. ПОЛИЛАДОВОСТЬ.. 100 Часть II. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР РАЗВИТИЯ ГАРМОНИИ.. 101 Тема 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГАРМОНИИ И ЕЕ РАЗВИТИЕ НА ПУТИ К ФОРМИРОВАНИЮ МАЖОРО-МИНОРНОЙ СИСТЕМЫ... 101 Тема 2. МАЖОРО-МИНОРНАЯ СИСТЕМА В XVII —XVIII ВЕКАХ.. 112 Тема 3. МАЖОРО-МИНОРНАЯ СИСТЕМА НА РУБЕЖЕ XVIII-XIX ВЕКОВ.. 117 § 1. МАЖОРО-МИНОРНАЯ СИСТЕМА И ВЕНСКИЙ КЛАССИЦИЗМ... 117 § 2. ЛАД. АККОРДИКА. ФАКТУРА1 118 § 3. ГАРМОНИЯ И МЕЛОДИЯ.. 122 § 4. ГАРМОНИЯ И РИТМ... 124 § 5. ГАРМОНИЯ И ФОРМА.. 128 Тема 4. МАЖОРО-МИНОРНАЯ СИСТЕМА В XIX ВЕКЕ.. 132 § 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА.. 132 § 2. ЛАД.. 138 § 3. АККОРДИКА.. 142 § 4. ФАКТУРА.. 145 § 5. ТОНАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ.. 148 Тема 5. ГАРМОНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКЕ.. 149 § 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОГО МНОГОГОЛОСИЯ.. 149 § 2. СКЛАД.. 152 А. Моноформы.. 153 Б. Полиформы.. 155 § 3. ЛАД.. 158 § 4. АККОРДИКА. ФАКТУРА.. 163 ЛИТЕРАТУРА.. 165 ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ.. 170 УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН.. 172 ОГЛАВЛЕНИЕ.. 174
Предлагаемая работа представляет собой запись курса лекций по гармонии, читаемого автором в Ленинградской ордена Ленина государственной консерватории. «Лекции» обращены к студентам — композиторам и музыковедам, имеющим теоретическую и практическую подготовку в объеме музыковедческого отделения музыкального училища. Работа делится на две части. Первая часть посвящена изложению теоретических проблем гармонии, вторая содержит краткий исторический обзор основных этапов эволюции гармонического мышления. Жанр настоящей книги, отличающейся по своей направленности от пособия типа учебника, обусловил ряд особенностей изложения. В частности, автор не стремился к одинаково подробному рассмотрению всех проблем, встающих в курсе гармонии. Вопросы, достаточно разработанные в уже изданных пособиях или получившие в отдельных исследованиях освещение, с которым автор «Лекций» полностью согласен, изложены кратко, порой даже конспективно, тезисно, с соответственными ссылками на источники. Напротив, темы, недостаточно раскрытые в литературе или получающие в данной работе толкование, расходящееся с традиционным, изложены наиболее подробно. Исходя из основной установки вузовского обучения — воспитывать самостоятельность мышления студента, развивать его пытливость и умение аргументированно отстаивать свою точку зрения,— автор «Лекций» не стремился к изложению только апробированных и общепризнанных истин. Не отказываясь от традиционных положений и формулировок в тех случаях, когда они представляются верными и не входящими в противоречие с живой музыкальной практикой, автор в то же время не чуждается высказывания и гипотетических, подчас дискуссионных положений (разумеется, эта дис- куссионность в каждом случае специально оговаривается). Отталкиваясь от существующих трудов по проблемам гармонии, автор предлагает свое понимание музыкального склада, гармонии, лада и т. п., но излагает свою точку зрения в полемике с другими взглядами, аргументируя возникающие критические соображения. К такому же методу «рождения истины в споре» автор считает целесообразным приучать и студентов. В своих теоретических установках автор основывается на учении Ю. Н. Тюлина (проблемы гармонии) и X. С. Кушнарева (проблемы лада). В определении лада как категории, отличной от тональности, отправной точкой служит концепция Б. Л. Яворского. В построении курса автор опирается на план, созданный Н. Г. Привано. В раскрытии некоторых тем используются отдельные положения советских и зарубежных теоретиков — Л. А. Мазеля, Ю. Н. Холопова, С. С. Скребкова, Э. Курта, П. Хиндемита, А. Шёнберга, О. Мессиана и др. (см. библиографический перечень). Материал, изложенный в книге, в основных своих положениях был сформулирован в виде «Проспекта курса гармонии для заочных отделений теоретико-композиторских факультетов консерваторий» в 1966 году и тогда же обсужден на заседании кафедры теории музыки ЛОЛГК (рецензенты: заведующий кафедрой и. о. профессора Н. Г. Привано, и. о. профессора Т. Г. Тер-Мартиросян и преподаватель А. И. Климовицкий). Многие ведущие положения работы (прежде всего это касается проблем лада) нашли свое отражение в вышедших за прошедшие годы статьях автора — таких, как «О гармонии Рахманинова» (1966), «Проблемы ладовой классификации» (1971), «Квопросу об устойчивости и неустойчивости в ладах русской народной песни» (1972 г.; публикация доклада на всесоюзном симпозиуме по проблемам лада в Ленинградском отделении ССК, 1965г.), а также в докладах и сообщениях на различных научных и методических конференциях. Таким образом, основное содержание книги сложилось около десяти лет назад. За это время был издан ряд работ других авторов, посвященных тем же или теснопримыкающим проблемам. В первую очередь здесь следует назвать исследование Л. А. Мазеля «Проблемыклассической гармонии», книгу Р. Рети «Тональность в современной музыке» и работы Ю. Н. Холопова «Современные черты гармонии Прокофьева» и «Очерки современной гармонии». Если с установками Ю. Н. Холопова «Лекции» во многом расходятся, то с работами Р. Рети и Л. А. Мазеля в них можно найти много точек соприкосновения. В случаях подобных совпадений везде сделаны соответствующие ссылки. Кроме того, подробный перечень литературы дан В конце работы. Ссылки на литературу в тексте обозначаются сокращенно: цифра, напечатанная курсивом (например, 100), указывает номер, под которым данный источник числится в библиографическом списке. Ссылки на разделы настоящих «Лекций» также даются сокращенно (например, IA-2-1), причем римская цифра указывает часть, буква — отдел, арабские цифры, соответственно,— тему и параграф. Автор приносит глубокую благодарность всем товарищам по кафедре, ценные замечания и критические соображения которых помогли ему в работе. 1978 г.
Во втором издании исходные теоретические установки книги остались без изменений. В то же время в текст внесены дополнения и некоторые изменения. В I части в отделе А более широко раскрыто понятие музыкальной ткани, детальнее изложен параграф о монодии, добавлены суждения о гетерофонии в профессиональной музыке, несколько упрощена классификация нетерцовой аккордики. В отделе Б полнее изложены вопросы о предпосылках ладового чувства и о параллелях с синтаксическими законами речи, больше подчеркнута роль звукоряда как элемента ладовой системы, выделен в самостоятельный параграф вопрос об элементах лада, шире поставлена проблема соотношений диатоники и хрома гики. В отделе. В дополнен раздел о ладовой модуляции, приведены и проанализированы примеры на модуляцию не только наклонения, но и всей системы в целом. В отделе Г добавлен параграф о полиладовости. Во II части несколько расширена тема 1, более детально рассмотрен вопрос о формообразующей роли гармонии в послебетховенскую эпоху, внесены дополнения в тему 5. Сделанные дополнения повлекли за собой некоторые изменения в изложении ради большей его последовательности. В настоящем издании уточнены некоторые формулировки — определения лада, аккорда и др. По возможности учтена появившаяся после первого издания книги литература. Введены новые нотные примеры. Работа над вторым изданием проводилась с учетом замечаний и пожеланий, содержащихся в письменных и устных отзывах на книгу. Автор выражает глубокую признательность рецензенту Н. С. Гуляницкой, а также всем отозвавшимся на появление книги в печати. Сердечные слова благодарности автор обращает редактору книги А. В. Вульфсону за творческую помощь в работе над обоими изданиями книги.
Дата добавления: 2014-03-08; просмотров: 656; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |