Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
ПОЛИФОНИЧЕСКИЙ СКЛАД
Полифоническое многоголосие организуется как координация нескольких одновременно звучащих мелодических линий. Таким образом, в его организации участвуют оба типа связей — и мелодические, и гармонические, однако ведущим и определяющим фактором остается горизонталь. Сколько бы голосов ни объединяла музыкальная ткань, истинно полифонией, она остается до тех пор, пока воспринимается дифференцированно по голосам, пока, слушая, мы мысленно следим за процессом развертывания мелодии в каждом из голосов, в каждом из них отмечая самостоятельную, именно ему присущую логику развития формы — начальную интонацию, кульминацию, кадансирование и т. п. Созвучия же, изредка врезываясь в сознание при образовании какого-либо «острого» интервала или аккорда, не играют формообразующей роли. Расположение их тонов, продолжительность звучания зависят прежде всего от логики движения, от рисунка координируемых мелодических линий1. Полифоническое многоголосие классифицируется в зависимости от функционального соотношения голосов. Разновидность I— равнофункциональнаяполифония: голоса равноправны в своем значении, нет главного, нет подчиненных. Ее подвиды: а) голоса различаются по времени вступления (имитационная полифония2); б) голоса различаются по интонационному содержанию (контрастная, или разнотемная полифония). Кадансирование в разных голосах может не совпадать вплоть до окончания крупных разделов формы. Разновидность II— разнофункциональная(гомофонная) полифония: функции голосов неоднозначны — один выполняет функцию главного, ведущего, определяет собой членение формы, другие играют роль сопровождающую, «аккомпанирующую», хотя и слушаются каждый как отдельная мелодическая 1 Показательно высказывание по этому поводу Э. Курта: «Сущность теории контрапункта заключается в том, чтобы две или несколько мелодических линий могли развертываться одновременно, по возможности менее стесняемые в своем мелодическом развитии, не благодаря вертикальным созвучиям, а несмотря на них» (82, с. 121). Нельзя не признать, что сущность формообразующих сил горизонтали как определяющего фактора полифонии выражена здесь с предельной яркостью. В то же время применительно к традиционной полифонии это определение несколько гиперболично и, фактически полностью отрицая роль вертикали в условиях контрапункта, по существу обрисовывает принцип объединения мелодий, соответствующий полискладу, полимонодии, о которой только что упоминалось (подробно см. IГ). Коротко говоря, разница между полифонией и полимонодией заключается в том, что полифония при соединении мелодий предполагает их обязательную структурно выраженную вертикальную координацию — интервальную, ладофункциональную, синтаксическую и т. п., чего нет в полискладе, координирующем свои элементы на художественно-образном уровне. 2 На функциональное соотношение голосов в имитационной полифонии имеется и другая точка зрения, согласно которой голос, первым излагающий тему, всегда будет главным. Ссылка на традиционное название — вождь и спутник в фуге, пропоста и риспоста в каноне — как будто подтверждает такую постановку вопроса. Однако следует учитывать, что главенство начинающего голоса в имитационной полифонии устанавливается не на уровне интонационной организации ткани, а на уровне формы целого, что составляет совершенно другой аспект проблемы. линия — подголосок. Моменты кадансирования во всех голосах преимущественно совпадают Таково соотношение голосов в подголосочной полифонии. Интонационное соотношение главного голоса и подголоска может быть самым различным Возможна полная интонационная самостоятельность подголоска (см пример 4, а также II часть Квартета № 14 Шостаковича, ц. 47). Из сказанного следует, что распространенное определение подголоска как обязательно варианта основного голоса нельзя принять в качестве общего закона, ибо оно, исходя из внешнего структурного признака, а не глубинного функционального принципа, отмечает лишь форму, но не сущность и отвечает лишь частному случаю — строению подголоска русской народной песни (Заметим, кстати, что вариантным нередко бывает и противосложение в фуге; да и сам ответ, если он тональный, не является разве своего рода вариантом темы?) На стыке монодии и полифонии стоит особый, промежуточный склад — гетерофония,широко распространенная форма многоголосия народной, а также современной профессиональной музыки. Гетерофония возникает в условиях одновременного интонирования одной и той же мелодии несколькими исполнителями, при котором сплошной унисон порой нарушается отдельными разветвлениями. Возникающее в момент этих разветвлений многоголосие носит несомненно полифонический характер, поскольку логика его происхождения принципиально горизонтальная. В то же время гетерофония в существе своем родственна монодии, поскольку эпизодические несовпадения голосов являются как бы непреднамеренными, порожденными –«сиюминутно» возникшей импровизацией, без сознательного формирования вертикальных отношений — как идея воплощается один и тот же монодийно задуманный напев. Отсюда столь характерные для гетерофонии диссонансы, которые нередко считаются ее определяющим признаком. Но дело, разумеется, не в диссонансах, их может и не быть Гетерофония — это многоголосие однофункциональных голосов (не равноправных, а именно однофункциональных). Именно этим она принципиально отличается от подголосочной полифонии, сущность которой, прежде всего,— разнофункциональность (подробно о гетерофонии в народной музыке см. 23, с. 33) Особо следует поставить вопрос о гетерофонии в профессиональной музыке. Строго говоря, сущность гетерофонии — случайность, непреднамеренность,— противна задуманности эффекта (то есть именно преднамеренности) использования средств, которая составляет специфику профессиональной композиции произведения (см. 109, с. 14—15). Тем не менее, в профессиональной музыке, особенно современной (хотя примеры можно найти и у Мусоргского), встречается многоголосие, которое по внешним признакам весьма сходно с гетерофонными структурами народной песни: это наслоение близких или относительно близких вариантов одной мелодии, в своем сочетании порождающее кажущуюся непреднамеренность жестких диссонансов. Заметим, кстати, что в профессиональной музыке этих диссонансов бывает гораздо больше, чем в народной гетерофонии (пример 7). Б. Тищенко. «Ярославна», I д.
Классифицируя подобное многоголосие как гетерофонное, следует учитывать принципиальное его отличие от народного первоисточника. Совершенно права В. Холопова, когда указывает, что в многоголосии такого рода «важен не факт равноправия гетерофонных вариантов, а эффект гармонического „трения" между голосами» (197, с. 32). Отсюда возникает основание в случаях подобного выделения гармонического фактора относить «гетерофонию» профессиональной музыки к смешанному монодийно-полифонно-гармоническому складу (см. II-5).
Дата добавления: 2014-03-08; просмотров: 959; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |