Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
ЛАДОВЫЕ ФУНКЦИИ
Под функцией, как говорилось выше (IА-2-1), в самом широком смысле слова понимается роль, характер действия того или иного явления, элемента. Именно в таком плане определяется ладовая функция Ю. Тюлиным (170, 179и др.). С точки зрения структурного представления о ладе, функция является определяющим элементом лада1. Если выше лад определялся как система соподчинения, дифференциации, а дифференциация, в свою очередь, рассматривалась как результат различия психологического эффекта, то ладовую функцию следует определить как психологический эффект, логико-психологическую оценку характера действия звуковысотного элемента (тона, аккорда) в условиях его взаимосвязи с другими такими же элементами, объединенными с данным в единую структуру. Этот характер действия в наиболее общем виде может быть выражен оппозициями: «покой — беспокойство», «торможение — движение», «статика (устойчивость, разрешение) — динамика (неустойчивость, тяготение)». Заметим, что дифференциация воспринимаемого на «динамизирующее» и «тормозящее» заложена в самой природе восприятия, в законе восприятия, определяемом как «принцип динамизма и стабилизации»2. Рассмотрим этот вопрос более подробно. Указанные выше оппозиции «динамика — статика», «торможение — движение» в настоящее время отражаются в теории музыки двумя основными характеристиками ладовых функций — устойчивостью и неустойчивостью. Эта классификация, на наш взгляд, нуждается в дополнительной дифференциации. Дифференциация может быть осуществлена введением в терминологию и определением системного места функций, упоминание о которых часто встречается в музыковедческой литературе (здесь прежде всего следует назвать исследование X. Кушнарева — 84, ч. II), но которые не введены в общепринятую теорию лада в виде строго разработан- 1 Приведем определения элемента и структуры, данные В. Свидерским: «Под элементами мы будем подразумевать любые явления, процессы, а также их свойства и отношения, находящиеся в какой-либо взаимной связи. Характер же, способ, закон этой связи мы будем называть структурой... возможно понимание структуры как единства элементов и их структурной связи, то есть способа их взаимодействия» (133, с. 10). 2 «.. Восприятие как феномен содержит в себе две противоположные тенденции нарушение равновесия и стремление к равновесию. Изначально психическое состояние индивида находится в состоянии равновесия; в процессе взаимодействия со средой происходит нарушение и восстановление равновесия психики индивида. Эта закономерность психической организации личности экстраполируется как на процесс восприятия текста, так и на конструирование самого текста по принципу „колебаний" равновесия Таким путем и создается посылка к логической подчиненности элементов, нарушающих равновесие, тем, которые его восстанавливают» (6, с. 10). ной иерархии ладовых отношений. Речь идет о функциях опорности и неопорности. В свете современного состояния теории лада и, главное, в свете современной художественной практики эта дополнительная дифференциация представляется необходимой, так как она позволяет гораздо более точно и тонко разграничить формы ладовой функциональности и, кстати, подчеркнуть различие этих форм в современной музыке по сравнению с классической. Термины «опорность» и «неопорность» в настоящее время используются теорией музыки как синонимы (с тем или иным оттенком) терминов «устой» и «неустой». Вместе с тем, опорность и неопорность далеко не синонимы устойчивости и неустойчивости. Если представить себе иерархию явлений ладовой функциональности, то опорность и неопорность займут в ней место на ином, более общем уровне, нежели устойчивость и неустойчивость, и не всегда с ними попарно совпадут. При этом особенно существенным окажется несовпадение устойчивости и опорности. Для выяснения всех этих различий остановимся на характеристике каждой из функций, оттолкнувшись от наиболее определившихся — устойчивости и неустойчивости — и затем перейдя к опорности и неопорности. Функция устойчивости, как известно, выражается в создании ощущения торможения, остановки, покоя. Это функция статическая. В ладу устой выполняет роль центра, и, никуда сам не тяготея (то есть не вызывая ощущения необходимости продолжения движения), обладает свойством притяжения к себе всего того, что составляет неустойчивую сферу лада. Помимо этих общеизвестных свойств устоя отметим еще одно, весьма существенное. Устойчивость — функция ненаправленная и потому однозначная. Устой — центр притяжения и, как всякий центр, может быть сосредоточен только в одной точке системы. Если лад организуется как связь созвучий, то этот центр, будучи аккордом, может состоять одновременно из нескольких тонов, но именно тонов аккорда, то есть комплекса, мыслимого как неделимое целое1. Следовательно, закон единичности центра и в этом случае сохраняется. Поэтому чертеж, так широко распространенный в учебниках теории, в котором устои мажорного лада представлены как последовательно взятые три отдельных тона, ни в коей мере не отражает и даже искажает сущность функциональных отношений мажора: ведь только в комплексе до-мажорного трезвучия тон соль, например, звучит как устойчивый. В противоположность устойчивости, неустойчивость — функция движения. Неустой создает ожидание продолжения развития. Как функция движения, неустойчивость многозначна и мо- 1 С этим положением тесно связан вопрос об октавности и неоктавности систем (подробно см. IБ-1-5). жет выступать в самом различном качестве (и количестве), осуществляя направленность к центру из самых различных точек. Поэтому неустойчивость требует дальнейшей дифференциации. Наиболее общим уровнем разделения может явиться предложенная Л. Мазелем дифференциация тяготения и притяжения. Дальнейшая дифференциация неустойчивости позволяет ему раскрыть формы ее сопряжения с центром более конкретно, выделив, например, различие связей доминантовых и субдоминантовых, неустойчивости доминантно-гармонической и мелодически вводящей и т. п. (101, с. 198—204). Хотя термин «притяжение» представляется не очень удачным, так как существо связи определяется все же не столько притягивающей силой разрешающего элемента, сколько направленностью к разрешению неустойчивого, сам факт различия в формах неустойчивости бесспорен и очень важен. Поэтому лучше принять другие термины Л. Мазеля: неустойчивость определенно направленная (тяготение) и неустойчивость неопределенно направленная. Более конкретные формы различия — разграничение доминантной и субдоминантной неустойчивости, доминантных и мелодически вводящих сопряжений и т. п. Перейдем теперь к характеристике функций опорности и неопорности. Опорность — способность тона (или аккорда) к собиранию, стягиванию вокруг себя неопорных тонов (или аккордов) лада. В этом проявляется сходство опорности с устойчивостью. Но, в отличие от устойчивости, опорность не всегда и не обязательно сочетает действие собирания с состоянием покоя. Напротив, в известных условиях опорные тоны, собирая вокруг себя множество неопорных, в то же время сами неустойчивы и сохраняют активную направленность, тяготение к ладовому центру. Если в этом случае и допустимо говорить о торможении, то только в таком смысле, в каком можно говорить о тормозящей роли оттягиваемой пружины, которая тормозит для того, чтобы сильнее оказался удар (то есть активнее движение). Например, в побочной партии Сонаты С. Слонимского гон ми, выделяясь как опорный и в этой своей роли собирая, притягивая к себе тон фа, в то же время активно неустойчив и тяготеет в тонику ля (пример 24). С. Слонимский Соната для ф п.
Таким образом, если устойчивость всегда можно считать проявлением также и опорности, то обратного отношения не существует: опорность далеко не всегда выступает как устойчивость, устойчивость же является частным случаем опорности.
В музыкальной практике имеют место такие ладовые системы, в которых функция устоя («абсолютного покоя») вообще отсутствует, и дифференциация заключается в различии между опорными и неопорными тонами. Так, в примере 25 в первой же фразе тоны фа и си выделяются благодаря своей повторяемости, большей, по сравнению с другими тонами, продолжительностью звучания, ритмической акцентированностью. Поэтому они особенно фиксируются слухом, и в сознании складывается представление о них как о главенствующих, опорных по сравнению со звуками соль-бемоль и ми-бемоль — неопорными. В то же время эффекта тоникальной устойчивости эти тоны не создают, прежде всего из-за образуемого ими интервала — тритона. Р. Щедрин. «Анна Каренина», Пролог
Здесь опять же напрашивается аналогия с грамматикой. Синтаксические связи (а именно эти связи, как говорилось выше, и ассоциируются более всего с ладовыми) бывают различного рода. Эти разные формы связей осуществляют разную степень соподчиненности участвующих в предложении слов (не аналогично ли разной степени централизованности ладовой системы?). Так, в условиях подчинительной связи один член предложения «является главенствующим... другой... подчиненным, зависимым» (102,с. 220). Для сочинительной же связи (например, «стол и стул», «жена и я») характерно относительное равноправие элементов, «хотя... первое место в сочетании обычно обладает большим „весом", чем второе» (там же). Синтаксис знает формы, в которых управляющими становятся второстепенные члены предложения, и такие, в которых главные члены вообще могут отсутствовать. Тогда возникают связи уже между второстепенными членами. Художественные тексты особенно свободно используют такие формы. Приведем один блестящий пример — фрагмент стихотворения М. Цветаевой «Ученик»: По холмам круглым и смуглым, Под лучом сильным и пыльным, Сапожком робким и кротким За плащом рдяным и рваным. При этом, заметим, в этом тексте нет ничего «анархического», «афункционального», ничего «бредового». Здесь все четко функционально, но функциональность эта — функциональность второстепенных членов предложения, согласующихся друг с другом без главного, без «тоники»! Не вызывает ли этот текст ассоциаций с нецентрализованными, как бы ищущими тонику (и не обретающими ее!) интонациями так называемой атональной музыки, а его синтаксическая система — с нецентрализованными, но несомненно функционально дифференцированными ладовыми системами? Если в определяющей лад оппозиции «торможение — движение» тормозящий фактор выражен только опорностью, без устойчивости, то вся система приобретает неустойчивый, слабоцентрализованный характер и нередко оказывается действенной только на коротком (вплоть до мотива) участке текста, легко и часто смещаемой. Кратковременность действия позволяет определить ее как микросистему. Такие ладовые системы весьма характерны для народной и многих образцов современной музыки (см. примеры 25, 32, 34, 144 и др.). Как говорилось выше, устой может быть расположен только в одной точке ладовой системы. На опорность такое ограничение не распространяется. Ладовая система может иметь несколько различно расположенных опор. В этом случае характер их действия может быть неодинаков: возможно такое соотношение опор между собой, при котором одна из них выделяется как центральная и подлинно устойчивая, подчиняющая себе остальные как периферийные, побочные и по отношению к ней неустойчивые. В других случаях такого центра может и не быть, а опорность будет осуществляться в разных точках, каждая из которых будет проявлять свое «местное» собирательное (возможно и местно-устойчивое) значение. Что касаетсянеопорности,то специальной характеристики эта функция не требует, так как характер ее действия в основном совпадает с неустойчивостью. Общее соотношение функций лада выражает следующая схема:
Дата добавления: 2014-03-08; просмотров: 748; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |