Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
СОВЕРШЕННЫЕ И НЕСОВЕРШЕННЫЕ МОДУЛЯЦИИ
Модуляции по степени их закрепленности и соотношению «весомости» исходной и новой тональностей разделяют на совершенные (переход) и несовершенные (отклонения и проходящие). К совершенным модуляциям относятся такие, в которых новая тональность в данном построении оказывается весомее исходной, завершает собой это построение. Таковы, например, модуляции в конце модулирующего периода, модуляция в тональность побочной партии в экспозиции сонатной формы и т. п. Естественно, что совершенная модуляция обычно требует и соответствующих средств — сильных средств кадансирования. Однако, вопреки обычным утверждениям учебников, это лишь характерный, сопутствующий признак, но не существенный. Например, модуляция в тональность побочной партии, несомненно являющаяся в конечном итоге совершенной, в самый момент своего образования внутри связующей части может не иметь никакого кадансового закрепления, которое наступит значительно позднее, возможно, после ряда других модуляций, в заключительной части. Несовершенная модуляция — это модуляция, не закрепленная определенным положением в форме и выполняющая роль временного, неустойчивого показа тональности. Такие модуляции размещаются в середине построения (или в серединных построениях) и, как правило, не используют кадансирующих (во всяком случае, сильно кадансирующих) средств. По своей роли в общем тональном движении они, в свою очередь, делятся на два вида: отклонения и проходящие. Роль этих видов совершенно различна, даже полярно противоположна. Отклонения предполагают временный уход из основной тональности с последующим возвращением к ней, благодаря чему основная тональность укрепляется, становится «долгодействующей» силой. Тональности, в которые происходят отклонения, предстают как расширенные сферы тех функций, которые выполняются в основной тональности их тоническими трезвучиями. Таким образом, роль отклонений в целом — центростремительная, укрепляющая основной тональный центр. Проходящие модуляции лишены этого собирающего значения. Это модуляции ухода из данной тональной сферы (например, модуляции в связующей части, в разработках и т. п.). Их роль — разрушение центра, центробежность. Они предполагают постоянное скольжение центра, смену систем без ощутимого преобладания какой-либо одной. Поэтому проходящие модуляции в принципе направлены к децентрализации. Тональности оказываются действенными в пределах «микроучастков», сменяя одна другую без ощутимого закрепления. Этому способствуют средства проходящих модуляций, как несовершенных: если совершенная модуляция предполагает закрепление тональности и отсюда — обязательное появление тоники, то несовершенные могут ограничиваться только модулирующими аккордами, то есть только разрушающими, отрицающими силами, не доходя до конечной цели — определенной тоники. Каждая из затронутых тональностей может оказаться представленной только своим неустоем (подчеркиваем: не обязательно диссонансом, но обязательно неустоем), устой же может только предполагаться. Неустойчивость начинает преобладать над устойчивостью. Так рождаются системы слабой централизации и «рассредоточенной тоники», так постепенно рождается «эмансипация неустоя».
Дата добавления: 2014-03-08; просмотров: 850; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |